УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 58 відвідувачів

Теги
Церква і політика милосердя Мазепа церковна журналістика іконопис Церква і влада комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков діаспора постать у Церкві монастирі та храми України Приїзд Патріарха Кирила в Україну забобони шляхи єднання Вселенський Патріархат вибори Ющенко Патріарх Алексій II Католицька Церква 1020-річчя Хрещення Русі Археологія та реставрація молодь УПЦ КП Президент Віктор Ющенко розкол в Україні секти педагогіка Доброчинність конфлікти краєзнавство УГКЦ церква та політика українська християнська культура Голодомор церква і суспільство автокефалія Києво-Печерська Лавра Священний Синод УПЦ Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і медицина






Рейтинг@Mail.ru






«Боспор» (Керчь, Феодосия): Казаки-врачеватели

 

«Боспор» (Керчь, Феодосия), Пресс-служба Союза казаков Феодосийского региона, по материалам Григория Фудыма, 21 декабря 2006

Память о старинных методах казацкого целительства живет сегодня лишь в фольклоре: с тех славных времен не сохранилось ни одного письменного источника, свидетельствующего о древней традиции народного врачевания. Прежде, чем Сечь была ликвидирована, запорожцы сожгли медицинские архивы, находившиеся в Пустынно-Николаевском и Спасо-Преображенском монастырях, чтоб не достались никому...
«Цилюрники» - так называли на Сечи казаков-врачевателей - владели искусством залечивать полученные в бою раны без привычных лекарств - подручными средствами. Прикладывали к ране... паутину, а иногда и обычную землю. В качестве антисептика использовали, например, сушеный любисток.
Действие целебных снадобий усиливалось чтением молитв, произнесением особых - магических - заговоров и заклинаний. Лечили, прежде всего, словом - чем не прообраз современной психотерапии?
Знаменитая люлька - «носогрейка» - была почитаема на Сечи, «как мать родная». Она помогала избавиться от множества хворей. Чтобы не прихватило в походе расстройство желудка, курили трубку, набитую травой материйкой (душицей), нервные расстройства традиционно успокаивали смесью мяты и зверобоя, а курение табака с добавлением полыни, как считалось, улучшало зрение.
Простой казацкой люлькой- «брулькой» запорожцы лечили и болезни спины: приматывали ее к искривленному участку позвоночника широким кушаком и отправлялись в поход. К местам ушибов прикладывали подковы, камни: не все подряд, а особые - целебные. Подкову использовали также в качестве своеобразного тренажера: накачивали мышцы по определенной системе. Ходили легенды о том, что запорожец одним усилием воли умел поставить на место выскочивший позвонок. На Сечи популярны были настои, отвары, спиртовые настойки, обертывания целебными травами. Говоря современным языком, цирюльники были прекрасно знакомы с основами фитотерапии.

Казацкие маги с особым характером

Подрядившись строить в Украине военные крепости, французский инженер Гийом ле Вассер де Боплан неожиданно для самого себя стал автором исторического труда «Описание Украины». Фортификационных дел мастер был искренне поражен «непонятными» действиями казацких магов-целителей, буквально возвращавших «с того света» безнадежных больных.
Очевидно, Боплан имел в виду казаков - характерников. На Сечи их обычно было не более пяти-шести человек. Элита войска запорожского, они обладали способностью в прямом смысле слова творить чудеса. «Заговоренные» характерниками казаки-запорожцы лихо расправлялись с закованным в латы войском противника - их не брали ни меч, ни пуля. Силой взгляда характерник мог повернуть вспять вражеский отряд и наполнить ветром паруса казацкой «чайки» при полном штиле с помощью древнего заговора.
Умел характерник и «отвязывать от мертвяка». По казацким поверьям, убитый в бою враг преследовал затем поразившего его воина в жизни, насылал на него болезни и неудачи. Поэтому, прежде, чем начать лечение раненого, характерник отправлялся в мир мертвых и давал убитому казаком врагу выкуп...
Чтобы узнать, победит ли Запорожское войско противника, накануне дальних походов и больших сражений маги-характерники прибегали к геомантии - гаданию на земле: поднимались на вершину самого высокого в округе кургана, следили за переменой направления ветра и полета птиц, делая по им одним понятным признакам судьбоносные выводы. В народе характерников иначе, чем колдунами, не звали: считалось, что казак может обмануть самого черта - как тут не вспомнить колоритных гоголевских персонажей или героев «Черной Рады» Пантелеймона Кулиша...
Первым на Руси характерником, то есть «имеющим свой, особый характер», классик исторической науки Михаил Грушевский назвал князя Олега. Потомок славных норманнских воинов-викингов Олег получил от них в наследство магические знания и умение исцелять людей от множества болезней. Проходили столетия, к тайным знаниям древних барсеков (так назывались у норманнов воины-колдуны) добавились «наработки» славян, а также хозар, печенегов и половцев. Так что запорожские характерники - явление, можно сказать, интернациональное.

Как казаки в бане пиво пили

По свидетельствам очевидцев-современников, казаки обладали отменным здоровьем: на Сечи существовала отработанная веками система закаливания. Вернувшись из изнурительного похода, запорожец восстанавливал силы с помощью «зеленых» ванн: заходил после речного купания в заросли росистой травы, бродил в них, пока на коже не соберется достаточное количество целебной пыльцы... А потом, блаженствуя, долго обсыхал в тени. «Магия» росы, многократно усиленная чудодейственной силой трав, повышала сопротивляемость организма болезням.
Наши предки разработали специальную систему очищения организма от шлаков: выпиваешь литр-другой пива с медом и смесью душистых целебных трав и паришься в баньке в свое удовольствие! Баня считалась на Запорожской Сечи и лучшим средством от простуды.
Не возникала у них и проблема авитаминоза, хотя в перерывах между боями и походами вряд-ли кто-то задумывался о сбалансированном питании. В неприхотливый казацкий рацион входили пойманная в реке рыба и ... волчатина. Мясо убитого хищника не только продлевало, по поверьям, жизнь, но и помогало сохранить острое зрение и острый слух. Его прикладывали к свежим ранам: чтоб «зажило, как на собаке». Недостающие витамины добирали, запивая мясные «деликатесы» особым энергетическим напитком - узваром, приготовленным из фруктов и трав.

УВАГА! Редакція "Православ'я в Україні" залишає за собою право не погоджуватися зі змістом статей, які оприлюднюються у розділі "Моніторинг ЗМІ". Статті публікуються в редакції першоджерела.