УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 102 відвідувачів

Теги
вибори милосердя УГКЦ конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну педагогіка церква і суспільство Президент Віктор Ющенко Церква і медицина Мазепа секти Вселенський Патріархат постать у Церкві забобони монастирі та храми України Доброчинність Митрополит Володимир (Сабодан) Священний Синод УПЦ діаспора автокефалія церква та політика Предстоятелі Помісних Церков Голодомор Археологія та реставрація молодь Ющенко краєзнавство українська християнська культура Патріарх Алексій II Церква і влада церковна журналістика Католицька Церква 1020-річчя Хрещення Русі комуністи та Церква іконопис розкол в Україні Києво-Печерська Лавра УПЦ КП Церква і політика шляхи єднання






Рейтинг@Mail.ru






«Газета по-киевски»: Две Троещины

 

«Газета по-киевски», Григорий Мельничук, 29 декабря 2006

Если скажешь таксисту – мне на Троещину, то можно оказаться совсем не там, где надо: вместо городского массива – в селе, признанном «неперспективным». Или наоборот. Одна Троещина – ряды многоэтажек, троллейбусы, супермаркеты и огромный рынок. А в другой – заасфальтирована лишь одна улица, нет центральной канализации, и дети называют родителей на «вы». Два совершенно разных мира и образа жизни разделены лишь серой лентой улиц.

Но и городская Троещина привычно воспринимается как не самое удобное место для жизни. А ведь раньше эти места имели важное государственное значение: в старину здесь была резиденция киевских князей. Впрочем, недавно на этом месте был построен важный государственный объект – украинский «Форт Нокс» – Банкнотно-монетный двор Национального банка.

А раньше здесь был рай...

Впервые эта местность упоминается в летописи от 1026 года: тогда здесь был расположен загородный княжеский дворец «Рай» (или «Радосинь» – в других источниках), а также церковь Святого Юрия. Очевидно, этот комплекс не сильно пострадал в монголо-татарское нашествие: после 1240 года он становится резиденцией киевских князей. Еще в XV веке здесь существовало «Олельково городище» – замок киевского князя Симеона Олельковича. Со временем замок пришел в упадок: восстанавливался центр Киева, туда же перебралась и знать. На окраине села Троещина есть урочище Городище; возможно, название – память о былом княжеском замке.

При нем возникло село Милославичи, которое упоминается в летописях с 1151 года. Есть версия, что в 1608 или 1609 году село было сожжено в результате конфликта между шляхтичами. И в том же году на месте Милославичей городничий Станислав Выгура основал небольшой хутор, и с XVII века эти территории упоминаются уже только как Выгуровщина.

Троещина моложе: в XVI веке эта земля была передана Свято-Троицкому монастырю Киево-Печерской лавры и стала называться «грунт Троицкий». До этого местность упоминается как Чуриловщина. Со временем здесь возникло село с современным названием. В 1654 году была установлена точная граница между Выгуровщиной и монастырскими землями – Троещиной.

Так и оказались два села вплотную друг к другу. Только от одного – Выгуровщины – осталось лишь название, тогда как Троещина почти полностью сохранилась. Нужно отметить, что некоторые улицы массива названы по-старинке: Градинская (градина – поле возле села), Лесковская (очевидно, здесь был небольшой лесок), Будищанская (буда – кустарное производство смолы и дегтя).

Село в черте города

В 1988-м село вошло в тогдашний Ватутинский район Киева, и сельсовет сложил свои полномочия. Троещину планировалось снести вслед за Выгуровщиной, однако кризис начала 90-х серьезно притормозил строительство в городе, и село сохранилось, но его развитием, да и просто жизнью заниматься оказалось попросту некому.

Инфраструктура осталась практически на уровне середины ХХ века: лишь недавно в селе начали прокладывать канализацию, старые трансформаторы не выдерживают повышенных нагрузок современной бытовой техники – электричества иногда нет и день, и два. Асфальтирована единственная улица, естественно, центральная и, естественно, Ленина. Впрочем, многие названия дублируют городские: в селе есть улицы Толстого, Димитрова, Полевая...

Выбраться из этих мест в город стало полегче: после передачи автобусного маршрута №6 во 2-й автопарк автобусы стали ходить регулярно, по расписанию. Этому способствовало и строительство небольшого участка дороги – соединения улицы Ленина села и улицы Милославской массива, что на северной окраине обеих Троещин.

Невдалеке, возле выезда из города – огромный долгострой Республиканского ожогового центра, проект которого предполагает вертолетные площадки и автономную инфраструктуру. Возможно, центр начнут достраивать в следующем году: в государственном бюджете заложено финансирование.

Общим для обеих Троещин стал Свято-Троицкий храм по улице Оноре де Бальзака, построенный в 90-е годы. Раньше сельская церковь размещалась на месте дома культуры, однако в 60-х ее перенесли из центра села к границе с Выгуровщиной. А вот кладбище осталось напротив нынешнего дома культуры – там есть памятник освободителям Киева, военным летчикам, он сделан из остатков упавшего самолета. Старый храм – Свято-Духовский скит Киево-Печерской лавры – сохранен, там также проводятся службы.

Пригоден ли «спальник» для жизни?

Мощный жилой массив здесь начал строиться перед перестройкой. В 1983 году село Выгуровщина было снесено, и на его месте, по проекту архитекторов Ю.А.Паскевича, Г.М.Слуцкого, В.Е. Коломойца, развернулось строительство массива с названием Выгуровщина-Троещина. Застроить успели только Выгуровщину, но, как ни странно, именно ее «сократили» в громоздком двойном названии – так Троещин в Киеве стало две.

Основная связь массива с «материком» – это построенный в 1976 году Московский мост, ну и магистрали на юг, к мосту Метро. Существовал проект проложить по Московскому мосту скоростную трамвайную линию: с прицелом на нее мост усилили в центре. Предполагалось продлить линию от конечной Лайоша Гавро, с выходом на метро «Оболонь», однако проект не реализовали. Скоростной трамвай по Троещине таки пошел, однако незаконченный проект только съел уйму бюджетных денег: ездить на трамвае №2 можно только по массиву, да и ходит там сейчас всего один вагон. В память о проекте осталось и недостроенное трамвайное мини-депо на Милославской. Вот уже сколько лет Троещина ждет метро: извечный спор, как строить линию на Троещине – по Маяковского или по Бальзака, – подчас становится ожесточеннее дебатов ярых политических оппонентов.

– К сожалению, на Троещине слабо развита культурная инфраструктура, нет центра района, – рассказал «Газете...» режиссер городского театра «Вільна сцена» Дмитрий Богомазов, один из активных участников проекта строительства на Троещине первого театра. Аналогичные Троещине спальные районы существуют и в других европейских столицах: Прага в Варшаве, Сите в Париже. Все они в свое время сталкивались с повышением криминального напряжения и снижением общей культуры жителей таких районов: есть люди, которым очень сложно оттуда выезжать в центр, кто-то вообще не выезжает. Некуда пойти в районе, нечего делать.

В Париже в Сите организовали огромный парк: с театром, кинотеатрами, музеем, научным центром – культурно насыщенное пространство. По похожему пути пошли в Варшаве. Сейчас на стадии окончательного согласования – проект строительства подобного центра на Троещине, возле кинотеатра «Флоренция». Кроме двух театральных сцен, планируется организовать художественную галерею, арт-кафе, детскую театральную студию.

Специалисты

«Все в селе делаем сами»

Ирина Лавриш, директор Дома культуры села Троещина:
– Многое в селе делаем сами, по необходимости. Своими силами вместе с селянами отремонтировали здание дома культуры, обустроили аптечный киоск: в селе не было ни аптеки, ни медпункта. Поскольку в селе нет детского сада, создали центр гуманитарного развития детей «Лелеченька». Здесь дети изучают логику, ритмику; психологи готовят их к школе, к коллективу. В 2004 году провели культурный форум «Киевские окраины»: собрали у себя художественные коллективы с 24 окраинных местностей Киева.

«Вся надежда – на метро»

Виктор Крохмалюк, замглавы Деснянской РГА:
– Главные проблемы Троещины – транспорт и места отдыха. Если бы скоростной трамвай №2 был достроен до станции метро «Левобережная», как предполагалось, большая часть проблемы была бы решена. Сейчас строится Подольский мост, и вся надежда – на метро. Скорее всего, район будет принимать финансовое участие в строительстве линии метро по Троещине. Планируем обустроить парк «Троещина» на берегу Десенки.

 

УВАГА! Редакція "Православ'я в Україні" залишає за собою право не погоджуватися зі змістом статей, які оприлюднюються у розділі "Моніторинг ЗМІ". Статті публікуються в редакції першоджерела.