УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 42 відвідувачів

Теги
Предстоятелі Помісних Церков Доброчинність краєзнавство комуністи та Церква Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і медицина іконопис шляхи єднання педагогіка Церква і політика Вселенський Патріархат милосердя Голодомор Патріарх Алексій II Президент Віктор Ющенко УПЦ КП церковна журналістика Церква і влада церква та політика молодь Приїзд Патріарха Кирила в Україну 1020-річчя Хрещення Русі секти забобони автокефалія Археологія та реставрація Мазепа Католицька Церква діаспора церква і суспільство постать у Церкві розкол в Україні монастирі та храми України Ющенко УГКЦ вибори українська християнська культура Священний Синод УПЦ конфлікти






Рейтинг@Mail.ru






«Газета по-киевски»: Две Троещины

 

«Газета по-киевски», Григорий Мельничук, 29 декабря 2006

Если скажешь таксисту – мне на Троещину, то можно оказаться совсем не там, где надо: вместо городского массива – в селе, признанном «неперспективным». Или наоборот. Одна Троещина – ряды многоэтажек, троллейбусы, супермаркеты и огромный рынок. А в другой – заасфальтирована лишь одна улица, нет центральной канализации, и дети называют родителей на «вы». Два совершенно разных мира и образа жизни разделены лишь серой лентой улиц.

Но и городская Троещина привычно воспринимается как не самое удобное место для жизни. А ведь раньше эти места имели важное государственное значение: в старину здесь была резиденция киевских князей. Впрочем, недавно на этом месте был построен важный государственный объект – украинский «Форт Нокс» – Банкнотно-монетный двор Национального банка.

А раньше здесь был рай...

Впервые эта местность упоминается в летописи от 1026 года: тогда здесь был расположен загородный княжеский дворец «Рай» (или «Радосинь» – в других источниках), а также церковь Святого Юрия. Очевидно, этот комплекс не сильно пострадал в монголо-татарское нашествие: после 1240 года он становится резиденцией киевских князей. Еще в XV веке здесь существовало «Олельково городище» – замок киевского князя Симеона Олельковича. Со временем замок пришел в упадок: восстанавливался центр Киева, туда же перебралась и знать. На окраине села Троещина есть урочище Городище; возможно, название – память о былом княжеском замке.

При нем возникло село Милославичи, которое упоминается в летописях с 1151 года. Есть версия, что в 1608 или 1609 году село было сожжено в результате конфликта между шляхтичами. И в том же году на месте Милославичей городничий Станислав Выгура основал небольшой хутор, и с XVII века эти территории упоминаются уже только как Выгуровщина.

Троещина моложе: в XVI веке эта земля была передана Свято-Троицкому монастырю Киево-Печерской лавры и стала называться «грунт Троицкий». До этого местность упоминается как Чуриловщина. Со временем здесь возникло село с современным названием. В 1654 году была установлена точная граница между Выгуровщиной и монастырскими землями – Троещиной.

Так и оказались два села вплотную друг к другу. Только от одного – Выгуровщины – осталось лишь название, тогда как Троещина почти полностью сохранилась. Нужно отметить, что некоторые улицы массива названы по-старинке: Градинская (градина – поле возле села), Лесковская (очевидно, здесь был небольшой лесок), Будищанская (буда – кустарное производство смолы и дегтя).

Село в черте города

В 1988-м село вошло в тогдашний Ватутинский район Киева, и сельсовет сложил свои полномочия. Троещину планировалось снести вслед за Выгуровщиной, однако кризис начала 90-х серьезно притормозил строительство в городе, и село сохранилось, но его развитием, да и просто жизнью заниматься оказалось попросту некому.

Инфраструктура осталась практически на уровне середины ХХ века: лишь недавно в селе начали прокладывать канализацию, старые трансформаторы не выдерживают повышенных нагрузок современной бытовой техники – электричества иногда нет и день, и два. Асфальтирована единственная улица, естественно, центральная и, естественно, Ленина. Впрочем, многие названия дублируют городские: в селе есть улицы Толстого, Димитрова, Полевая...

Выбраться из этих мест в город стало полегче: после передачи автобусного маршрута №6 во 2-й автопарк автобусы стали ходить регулярно, по расписанию. Этому способствовало и строительство небольшого участка дороги – соединения улицы Ленина села и улицы Милославской массива, что на северной окраине обеих Троещин.

Невдалеке, возле выезда из города – огромный долгострой Республиканского ожогового центра, проект которого предполагает вертолетные площадки и автономную инфраструктуру. Возможно, центр начнут достраивать в следующем году: в государственном бюджете заложено финансирование.

Общим для обеих Троещин стал Свято-Троицкий храм по улице Оноре де Бальзака, построенный в 90-е годы. Раньше сельская церковь размещалась на месте дома культуры, однако в 60-х ее перенесли из центра села к границе с Выгуровщиной. А вот кладбище осталось напротив нынешнего дома культуры – там есть памятник освободителям Киева, военным летчикам, он сделан из остатков упавшего самолета. Старый храм – Свято-Духовский скит Киево-Печерской лавры – сохранен, там также проводятся службы.

Пригоден ли «спальник» для жизни?

Мощный жилой массив здесь начал строиться перед перестройкой. В 1983 году село Выгуровщина было снесено, и на его месте, по проекту архитекторов Ю.А.Паскевича, Г.М.Слуцкого, В.Е. Коломойца, развернулось строительство массива с названием Выгуровщина-Троещина. Застроить успели только Выгуровщину, но, как ни странно, именно ее «сократили» в громоздком двойном названии – так Троещин в Киеве стало две.

Основная связь массива с «материком» – это построенный в 1976 году Московский мост, ну и магистрали на юг, к мосту Метро. Существовал проект проложить по Московскому мосту скоростную трамвайную линию: с прицелом на нее мост усилили в центре. Предполагалось продлить линию от конечной Лайоша Гавро, с выходом на метро «Оболонь», однако проект не реализовали. Скоростной трамвай по Троещине таки пошел, однако незаконченный проект только съел уйму бюджетных денег: ездить на трамвае №2 можно только по массиву, да и ходит там сейчас всего один вагон. В память о проекте осталось и недостроенное трамвайное мини-депо на Милославской. Вот уже сколько лет Троещина ждет метро: извечный спор, как строить линию на Троещине – по Маяковского или по Бальзака, – подчас становится ожесточеннее дебатов ярых политических оппонентов.

– К сожалению, на Троещине слабо развита культурная инфраструктура, нет центра района, – рассказал «Газете...» режиссер городского театра «Вільна сцена» Дмитрий Богомазов, один из активных участников проекта строительства на Троещине первого театра. Аналогичные Троещине спальные районы существуют и в других европейских столицах: Прага в Варшаве, Сите в Париже. Все они в свое время сталкивались с повышением криминального напряжения и снижением общей культуры жителей таких районов: есть люди, которым очень сложно оттуда выезжать в центр, кто-то вообще не выезжает. Некуда пойти в районе, нечего делать.

В Париже в Сите организовали огромный парк: с театром, кинотеатрами, музеем, научным центром – культурно насыщенное пространство. По похожему пути пошли в Варшаве. Сейчас на стадии окончательного согласования – проект строительства подобного центра на Троещине, возле кинотеатра «Флоренция». Кроме двух театральных сцен, планируется организовать художественную галерею, арт-кафе, детскую театральную студию.

Специалисты

«Все в селе делаем сами»

Ирина Лавриш, директор Дома культуры села Троещина:
– Многое в селе делаем сами, по необходимости. Своими силами вместе с селянами отремонтировали здание дома культуры, обустроили аптечный киоск: в селе не было ни аптеки, ни медпункта. Поскольку в селе нет детского сада, создали центр гуманитарного развития детей «Лелеченька». Здесь дети изучают логику, ритмику; психологи готовят их к школе, к коллективу. В 2004 году провели культурный форум «Киевские окраины»: собрали у себя художественные коллективы с 24 окраинных местностей Киева.

«Вся надежда – на метро»

Виктор Крохмалюк, замглавы Деснянской РГА:
– Главные проблемы Троещины – транспорт и места отдыха. Если бы скоростной трамвай №2 был достроен до станции метро «Левобережная», как предполагалось, большая часть проблемы была бы решена. Сейчас строится Подольский мост, и вся надежда – на метро. Скорее всего, район будет принимать финансовое участие в строительстве линии метро по Троещине. Планируем обустроить парк «Троещина» на берегу Десенки.

 

УВАГА! Редакція "Православ'я в Україні" залишає за собою право не погоджуватися зі змістом статей, які оприлюднюються у розділі "Моніторинг ЗМІ". Статті публікуються в редакції першоджерела.