УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 63 відвідувачів

Теги
діаспора шляхи єднання церковна журналістика Києво-Печерська Лавра монастирі та храми України забобони комуністи та Церква постать у Церкві вибори милосердя Ющенко Церква і політика українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков церква і суспільство Митрополит Володимир (Сабодан) секти педагогіка Приїзд Патріарха Кирила в Україну УГКЦ Археологія та реставрація церква та політика молодь Президент Віктор Ющенко конфлікти Вселенський Патріархат Церква і влада Церква і медицина 1020-річчя Хрещення Русі Доброчинність Мазепа Священний Синод УПЦ розкол в Україні Голодомор іконопис Патріарх Алексій II Католицька Церква автокефалія УПЦ КП краєзнавство






Рейтинг@Mail.ru






«Профиль» (Украина): Государство против церкви

 

«Профиль» (Украина), Сергей Герук, 22 января 2007

Вопросы реституции церковной собственности в Украине заполитизированы и нерешаемы.

    Политики зачастую используют проблемы, связанные с церковной собственностью, в узкопартийных целях. На деле же острейшие проблемы возврата церковной собственности в Украине никак не решаются, а эксперты прогнозируют новый виток обострения религиозных отношений благодаря вмешательству в жизнь церкви национал-демократов. Тогда как следовало бы напомнить, что Украина на государственном уровне взяла на себя обязательства перед Советом Европы возвратить храмам и монастырям имущество и землю. Так, существуют рекомендации СЕ №192 1995 г. относительно восстановления прав верующих и соответствующие рекомендации ПАСЕ №1556 2002 г., где пункт о реституции церковной собственности предваряет весьма тревожное обобщение: «В последнее время социально-религиозные события в посткоммунистических государствах отмечаются появлением фундаменталистских и экстремистских тенденций, активных попыток сделать религиозные лозунги и религиозные организации частью процесса военной, политической и национальной мобилизации в служении воинствующему национализму и шовинизму, а также политизации религиозной жизни».

   Тем не менее наметился очередной кризис в среде украинских национал-радикалов - сегодня в виде раздробленной «помаранчевой» оппозиции. Он сопровождается всплеском их агрессивного интереса к религиозным вопросам с подчеркнутой антипатией, если не сказать ненавистью, к Украинской православной церкви. Нечто подобное происходило в начале 1990-х годов при президенте Кравчуке, когда Украина стояла на грани религиозных войн, неоднократно вспыхивали политические баталии на религиозной почве и при правлении Кучмы, когда упомянутая оппозиция, мягко говоря, дышала на ладан. Видимо, по мнению политиков, это как-то стимулировало электорат и впрыскивало адреналин агрессии, возбуждало жизнедеятельность самих нардепов с выраженными антироссийскими настроениями.

   И вот недавно представитель партии «Собор» из фракции «Наша Украина» Мыкола Яковина с трибуны парламента еще раз продемонстрировал виртуозность креативного мышления отдельных носителей национальных идей, препятствием в реализации коих, по их мнению, является Украинская православная церковь, которая, к ужасу народного посланца, «пребывает в каноническом единстве с Московским патриархатом». Мыкола Яковина усмотрел прямую взаимосвязь приезда Владимира Путина в Киев (визит состоялся 22 декабря 2006 года) с рассмотрением вопроса в Кабмине о передаче Кирилловской церкви (ХII в.) в постоянное пользование УПЦ и возобновлением деятельности комиссии по реституции церковной собственности. Депутат нарек это «угодничеством» перед северным соседом в вопросах нашего национального наследства и духовной жизни»...

   Но если бы проблема возникла сегодня. Ведь вопрос с собственностью и пользованием объектов Кирилловской церкви, увы, годами тянется и никак не решается. Напомним, что этот памятник ХII века входит в состав Национального заповедника «София Киевская» и расположен на отрогах Старокиевских холмов Сырецкого плато, где до ХVIII века размещался древний мужской великокняжеский монастырь, а ныне на территории в 60 га расположилась наибольшая в Украине психиатрическая лечебница, именуемая в народе «Павловкой». Возобновившаяся в 1993 году православная Кирилловская община развернула здесь уникальную в своем роде деятельность по уходу за больными. Причем, по мнению психиатров, засвидетельствован удивительный лечебный эффект благодаря участию пациентов в церковной жизни, так что община признана Синодом УПЦ одним из лучших больничных приходов в Украине. Кирилловская община по договору с Госстроем Украины, который курирует Кирилловскую церковь, использует храм во время богослужений в праздничные и воскресные дни. Музей и община совместно пользовались храмом на фоне достаточно сложных, часто драматических межконфессиональных и церковно-государственных отношений 1990-х годов. Затем последовали указы президента Украины (Леонида Кучмы) о реституции церковной собственности, а за ними и ряд постановлений Кабмина о защите прав верующих и пересмотре их имущественных прав, что отвечало духу тех рекомендаций Украине, которые высказывали международные организации. Также была создана комиссия по реституции церковной собственности при Кабинете Министров в 2004 году, деятельность которой свернулась после помаранчевой революции. На нынешнем этапе вице-премьер-министр Дмитрий Табачник вернулся к реконструированию скоропостижно почившей комиссии. Напомним, что Межведомственная комиссия КМ по вопросам реституции церковной собственности была создана для разработки проектов о возврате экспроприированной советской властью церковной собственности религиозным организациям в свете восстановления прав верующих и религиозных организаций.

   Кирилловская община же ходатайствовала о передаче ей прав на пользование имуществом Кирилловской церкви с сохранением музейной структуры, что, казалось бы, вполне согласуется с логикой действий властей и международных обязательств Украины по вопросам реституции. Тогда как руководство заповедника «София Киевская» уже пятый год «не щадя живота» ведет борьбу с общиной, изыскивая всевозможные аргументы, чтоб не уступить права Церкви на владение древним храмом. За эти годы пришлось услышать и прочесть такую уйму искаженной, чтоб не сказать цинично-клеветнической, информации в адрес общины, что готов присягнуть: руководство Софии Киевской прикрывается зодчествоведческими идеями, за которыми не менее откровенно просматриваются бизнес-интересы. (Достаточно познакомиться с новыми коммерческими проектами на территории древней Софии Киевской: с предоставлением офисов для высоких политиков, зала для фуршетов и других явно не культурологических феноменов. Как уверен бывший министр строительства Владимир Гусаков, который возглавлял Госстрой на протяжении восьми лет - с 1990-го по 1992 год и с 1994-го по 2001 год, «финансовая политика заповедника должна быть под бдительным оком контрольных государственных органов»).

   При этом в СМИ выходит достаточно много публикаций с соответствующей идейно-политической направленностью, которые напичканы откровенной ложью в адрес «заевшейся общины Московского патриархата». Например, в некоторых из них утверждается, что на богослужениях в Кирилловском храме жгут свечи и копоть оседает на фресках, что верующие затирают плечами стены, что якобы поврежден иконостас и прочее. В действительности же в храме по благословению настоятеля всегда горит одна-единственная общая свеча, верующие вообще свечей здесь не зажигают, так как в храме отсутствуют подсвечники, а все стены отгорожены рядами стульев. Дошло до того, что настоятеля, протоиерея Федора Шеремету, кандидата богословских наук и преподавателя Киевских духовных школ с 20-летним стажем, обвинили в устремлениях разобрать мраморный иконостас, снять иконы Врубеля и замалевать фрески. Подобные откровения музейных специалистов были восприняты ярыми ревнителями возрождения национальной духовности как боевой индейский клич куперовских гуронов, так что православной общине после вступления в должность «помаранчевого» министра строительства (на сегодня уже бывшего) пришлось полгода молиться на улице перед закрытыми под предлогом реставрации земельного участка вратами Кирилловского храма. Сейчас храм открыт, но давление на общину не прекращается.

   Инцидент с Кирилловским храмом - весьма характерная иллюстрация в длинном ряду экспроприированных атеистической диктатурой храмов, соборов, монастырских комплексов Украины. Изменения в законе о свободе совести и вероисповеданий, с поспешностью принятом в 1994 году, столь несовершенном и противоречивом, десятки раз отклонялись в Верховной Раде трех последних созывов. Причем происходило это лишь в силу тех самых упомянутых СЕ «фундаменталистских и экстремистских тенденций» политиков, входящих и входивших в комитет по вопросам духовности и культуры. Вопросы о реституции, о «земельном» законе для церкви, о предоставлении церквям статуса юридического лица вот уже второе десятилетие разбиваются о камень раздора нашего поликонфессионального политикума. Возникают элементарные вопросы: если, скажем, УПЦ Киевского патриархата Филарета, зарегистрированная в Минюсте как новая религиозная организация в 1992 году, должна вступить в права обладания церковным имуществом, то как она может претендовать на передачу в собственность того же кафедрального Владимирского собора, строившегося в ХIХ веке в честь 900-летия Крещения Руси на российские императорские деньги и исторически принадлежавшего Русской, а затем Украинской православной церкви? И может ли быть отдана Андреевская церковь Растрелли УАПЦ, которая объявилась из-за океана как эхо забытой столетней эмиграции также в начале 1990-х? Следуя логике «всякой сестре по серьге», нужно позаботиться и о десятках бессовестно нарегистрированных Госкомрелигий в пылу «демократической свободы совести» конфессий, которых нынче более ста, в том числе и таких, которые в ряде европейских стран признаны деструктивными, асоциальными и противозаконными.

   Предстоятель Украинской православной церкви Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан), который недавно встречался с Президентом Ющенко, в том числе и по вопросам церковной собственности, по поводу перспектив решения реституционных проблем сказал «Профилю»: «Декларирование свободы совести, которое включает в себя и правовые нормы верующих, должно начинаться с совести каждого политика. Нельзя ставить политические амбиции выше заповедей Господних, в которых Божье должно принадлежать Богу и верующим в Него людям. Мы надеемся, что правда восторжествует и церкви будет возвращено исторически принадлежащее ей имущество».

КСТАТИ

Национальный заповедник «София Киевская» включает в себя такие объекты: церковно-архитектурный ансамбль Софии Киевской, на территории которого находится и управление заповедника; Андреевскую церковь (Киев), Кирилловскую церковь (Киев) и кирху в г. Судак (АР Крым).

   По некоторым данным, более 300 храмов в Украине находятся в ведомстве военных, архивных и спортивных организаций. В запасниках краеведческих музеев есть предметы культа (хоругви, церковная утварь, иконы, богослужебная литература), которые там попросту пропадают.    

 

УВАГА! Редакція "Православ'я в Україні" залишає за собою право не погоджуватися зі змістом статей, які оприлюднюються у розділі "Моніторинг ЗМІ". Статті публікуються в редакції першоджерела. 

 

ВНИМАНИЕ! Редакция "Православия в Украине" оставляет за собой право не соглашаться с содержанием статей, публикуемых в разделе "Мониторинг СМИ". Статьи публикуются в редакции первоисточника.