УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 69 відвідувачів

Теги
педагогіка церковна журналістика милосердя діаспора Києво-Печерська Лавра секти українська християнська культура Патріарх Алексій II конфлікти Церква і медицина молодь автокефалія монастирі та храми України краєзнавство Мазепа Предстоятелі Помісних Церков церква і суспільство Президент Віктор Ющенко комуністи та Церква УПЦ КП Церква і влада церква та політика УГКЦ забобони Ющенко Археологія та реставрація 1020-річчя Хрещення Русі Церква і політика Католицька Церква постать у Церкві шляхи єднання Приїзд Патріарха Кирила в Україну Вселенський Патріархат Доброчинність Голодомор Митрополит Володимир (Сабодан) іконопис Священний Синод УПЦ вибори розкол в Україні






Рейтинг@Mail.ru






"Православие.in.ua" (Днепропетровск): Описание крестного хода и обряда водоосвящения на Днепре в праздник Крещения Господня в 1914 г.

 

"Православие.in.ua" (Днепропетровск), январь 2007

Приводится по статье В. Лазебник «Крестный ход в Екатеринославе» (Днепр Вечерний. - 1998. - 17 января).

«Источники сохранили описание праздника в Екатеринославе в 1914 году.  

Накануне по распоряжению администрации были закрыты все увеселительные места и зрелища города. В местной печати было объявлено, что в 9 часов утра 6 января в Успенской церкви будет совершена божественная литургия, а затем состоится крестный ход на Днепр для освящения воды. Для участия в нем должно явиться в Успенскую церковь все городское духовенство. Облачение желтое.

5 января, в крещенский сочельник, в 9 часов утра и в 5 часов вечера в архиерейской Крестовоздвиженской церкви (здание не сохранилось) при большом стечении молящихся преосвященнейший Агапит, епископ Екатеринославский и Мариупольский, совершил литургию св. Иоанна Златоустого, вечерню, освящение воды и утреню.

6 января в 9 часов утра преосвященный Агапит а Успенской церкви в сослужении ректора духовной семинарии протоиерея о. А. Одинцова, настоятеля Успенской церкви о. А. Березовского, ключаря кафедрального собора священника о. И. Волошинова, всего причта Успенской церкви и священников из др. церквей города, при двух хорах певчих: архиерейского и Успенской церкви торжественно совершил литургию Св. Василия Великого.

В 11 часов утра в Успенскую церковь прибыли крестные ходы из Воскресенской, Троицкой, Вознесенской и др. церквей города. По окончании литургии, преосвященный Агапит со святым крестом в руках и прибывшим в храм многочисленным городским духовенством при пении хора певчих, колокольном звоне и звуках духовых оркестров «Коль славен» совершил крестный ход по Иорданской улице на р. Днепр. Там, на берегу реки, в специально выстроенной палатке, украшенной национальными флагами и елками, задрапированной белой тканью, владыка в сослужении сопровождавшего его духовенства совершил освящение воды. При погружении владыкою святого креста в воду был произведен троекратный салют из пушек.

Во время шествия крестного хода от храма и по всей Иорданской улице до р. Днепр были расположены войска местного гарнизона. Храм, вся Успенская площадь и прилегающие к ней улицы были запружены толпами народа. По совершении богослужения на реке, владыка окропил святой водой расположенные на Иорданской улице и площади войска и затем отбыл в храм.

На богослужении присутствовали: губернатор В.А. Колобов, вице-губернатор И.А. Титищев, советники и чиновники губернского правления, полицмейстер подполковник П.У. Метленко, городской голова И.В. Способный, гласные городской думы и многие другие начальствующие лица города как военного, так и гражданского ведомства.

По окончании богослужения на площади состоялся парад войск местного гарнизона.
После праздника екатеринославский губернатор приказом по полиции выразил благодарность всем бывшим в наряде чинам полиции за поддержание в городе должного порядка во время крестного хода».

*****

В сложный период революционных катаклизмов 1917 - 1921 гг. место для обряда водоосвящения могло варьироваться в зависимости от изменения обстановки в городе. Так, например, в «Дневнике Анатолия Стародубова» (издан в 2001 г. под названием «Записки очевидца» в 2-х книгах) сведения о водоосвящении за 1918 - 1920 гг. отсутствуют, а в 1921 г. упоминается под 6 (19) января: «Крещение... Ходил в собор. В ограде (в бассейне) святили воду». Здесь под «собором» имеется в виду Преображенский кафедральный собор в нагорной части, и его ограда. Информация об обряде водоосвящения «на Иордане» в дневнике за 1918 - 1921 годы отсутствует.

После установления советской власти, обряд водоосвящения в реке Днепр в районе Иорданской улицы продолжал проводиться. Сохранившиеся сведения подтверждают проведение обряда только во время праздника Крещения Господня (Богоявления). С 1922 г. в дневнике А.Ф. Стародубова появляются записи о водоосвящении «на Иордане», т.е. на берегу Днепра в конце Иорданской улицы (современная Коцюбинского). Теперь здесь располагается начальная часть Центрального (Нового) моста.

*****

Информация из дневников А.Ф. Стародубова (сведения охватывают 1922-1923 и 1925-1926 гг., опубликованы в 2001 г.).
Стародубов А.Ф. Записки очевидца (Дневник в 2-х книгах). - Днепропетровск: Gaudeamus, 2001. - Кн. I (1918 - 1923 гг.). - 232 с.
«1922 год.

6 января (с.с.) 19 января (н.с.) Крещение. Погода морозная. Ходил в Троицу, где служил Агапит. К концу обедни сюда стали собираться крестные ходы из всех церквей. После обедни под колокольный трезвон пошли на Иордан. Когда стали освящать воду, лед трещал. На Днепре вырубили из льда крест и насадили сосен. После водосвящения красноармейцы стали палить из ружей, выпустили голубей». (С. 144).
«1923 год.

6 января (с.с.) 19 января (н.с.) пт. Крещение. Ходил в Вознесенскую церковь, а оттуда на водосвятие. На Днепре были устроены изо льда 4 ледяных подсвечника с сосульками вместо свечек и были насажены елки в ледяные подставки». (С. 179).
Стародубов А.Ф. Записки очевидца (Дневник в 2-х книгах). - Днепропетровск: Gaudeamus, 2001. - Кн. II (1924 - 1929 гг.). - 320 с.
«1925 год.

19 января пн. Крещение. Утром пыталось выходить солнышко и был сильный туман. Утром был в соборе. Водосвятие происходило в церкви. Затем вместе с Котей пошли вниз на крестный ход. Вскоре мы расстались. Он пошел в Троицу, где служил Иоасаф, а я в Успенье, где был Иоанникий. После обедни все старые церкви (кроме «Стефановских») подошли к Успенью, а оттуда на Днепр. На реке лед около берега вскрылся, и поэтому люди стояли не на льду (как обычно) а на берегу. Когда освятили воду, двое мальчишек и один инвалид купались. Выпустили голубя». (С. 75)
«1926 год. 19 января вт. Погода серая. Ходил к Успенью, где видел процессию крестного хода. На Днепр не ходил, т.к. иначе опоздал бы в школу». (С. 127)

*****

Вероятно, с конца 1920-х - начала 1930-х гг. обряд водоосвящения «на Иордане» уже не проводился. Сама улица Иорданская получила в 1923 г. имя украинского писателя Михаила Коцюбинского. Колорит местности стал отходить в прошлое при активном участии советской власти. Во второй половине 1930-х гг. в этом месте были проведены работы по строительству первого участка днепровской набережной (благоустроен берег Днепра от ул. Московской до Коцюбинского, сооружена подпорная стенка, спуски к Днепру, бульвар). Вторая очередь Набережной появилась с конца 1950-х гг. В 1944 г. сооружен деревянный мост (на месте Центрального).

Центральный (т.н. Новый) мост открыт в 1967 г. к «50-летней годовщине Великого Октября». В 2005 г. этот участок Набережной капитально реконструирован: полностью переложена плитка, заново обустроены бульвары, сооружены фонтаны на Набережной и в самом Днепре, поставлены скульптуры. Участок Набережной напротив цирка, где проводилось водоосвящение в старом Екатеринославе, сейчас занимают различные развлекательные учреждения (кафе, рестораны).

*****

Сведения об обряде водоосвящения «на Иордане» в конце XIX - начале XX вв. почерпнуты, в первую очередь, из мемуарных источников. Для более ранних периодов истории Екатеринослава источники об этом обряде отсутствуют. Практически не проводились исследования вопросов:

1) с какого времени начал проводиться такой обряд на Днепре;

2) в каком месте изначально проводился обряд - в конце Иорданской улицы или еще в каком-либо месте прибрежной части Екатеринослава?

Постараемся ответить на заданные вопросы, используя комплекс источников ранней истории города - письменных (документы, мемуары) и графических (картографические материалы - планы города).

1. С какого времени начал проводиться обряд водоосвящения на Днепре (в первую очередь, в праздник Крещения) в Екатеринославе?
Имеются основания относить появление такого обряда к самому раннему периоду истории города, к 1790 - 1810-м годам. В это время основная застройка нового города концентрируется в нескольких кварталах в низинной приднепровской части. Уже в начале строительства города на Днепре стали очевидными трудности с быстрой застройкой нагорной части (освоена в целом только к началу ХХ в.).

Поэтому несколько десятилетий Екатеринослав развивался в низинной части. Духовными центрами нового города стали две церкви - Троицкая и Успенская (сначала деревянные, а затем каменные). Они играли роль главных сооружений города вплоть до постройки Преображенского собора (1835 г.). Но и после этого они сохранили свое значение. Церковь Казанской Божией Матери на месте современной Троицкой фиксируется с 1790-х гг. Около 1845 г. (называются разные даты - 1845, 1846, 1849 гг.) на ее месте была выстроена каменная церковь, а немного позднее пристроена колокольня (ныне Троицкий кафедральный собор). Деревянная Успенская церковь была заложена 31 августа 1796 г. (Яворницкий Д.И. История города Екатеринослава. - Днепропетровск: Cіч, 1996. - С. 92). В 1839 - 1850 гг. восточнее ее была построена каменная Успенская церковь (в перестроенном виде сейчас - городская больница № 10).

Обряд проведения крестного хода и водоосвящения на р. Днепр должен был проводиться с самого появления первых храмов Екатеринослава (конец XVIII - начало XX вв.), и обязательно в низинной части города, т.к. собор на «горе» не был построен, сама «гора» оставалась полупустынной и застраивалась до середины ХХ в.

2. В каком месте проводился обряд? С самого начала он проводился только в конце Иорданской улицы или еще в каком-либо месте прибрежной части Екатеринослава?

Возможно, со строительством Преображенского собора (1830 - 1835 гг.) и постепенной застройкой Соборной горы, могли быть попытки переноса обряда водоосвящения в нагорную часть (о таких попытках и рассказал В. Машуков в вышеприведенном фрагменте). Но к началу ХХ в. для обряда водоосвящения прочно закрепилось единственное место - «на Иордане», в конце Иорданской улицы.

К счастью, в нашем распоряжении имеется целый комплекс картографических источников - планов Екатеринослава начала XIX - начала XX вв., где изображена, в т.ч. прибрежная полоса Днепра. Анализ данных картографических источников позволяет сделать достоверные выводы относительно локализации возможного места водоосвящения в конце XVIII - на протяжении всего XIX столетия. Обряд водоосвящения в нижней части Екатеринослава мог проводиться с самого начала только в том же месте, где и в начале ХХ в.

Уже в начале XIX в. проходит интенсивная застройка нижней части Екатеринослава. Причем прибрежные участки застраиваются преимущественно мелкими промышленными предприятиями и разнообразными (преимущественно, лесными) складами. К середине XIX века Екатеринослав, изначально планировавшийся как «открытый к реке» город, окончательно «отгородился» от Днепра. (Эта ситуация исправлена только в середине ХХ века, после строительства грандиозной Набережной).

Единственный неизменный «просвет» в прибрежной застройке оставался в квартале современных улиц Миронова и Коцюбинского. Он фиксируется с неизменным постоянством на всех планах города XIX века. По генеральному плану Екатеринослава 1817 г. (архитектор Вильям Гесте) именно в этом «просвете» была запроектирована обширная площадь

С течением времени застройка приднепровской территории уплотнялась. «Лесная площадь» к северо-западу от «Иордани» также была постепенно застроена, только «просвет» оставался свободным. Топоним - название улицы - «Иорданская» фиксируется первый раз на плане Пупырникова 1885 г. (рис. 5) и с тех пор проходит на всех планах города. Иордань - место на реке, где освящается вода в праздник Крещения Господня, ассоциирующееся с местом, где крестился Иисус Христос в водах реки Иордан.

В 1897 г. сюда была проведена трамвайная линия «Вокзал - Иорданская». Эти сведения могут служить косвенным доказательством того, что именно в районе Иорданской улицы обряд проводился изначально.

Кандидат исторических наук,
преподаватель исторического факультета ДНУ,
член Всеукраинского Союза краеведов М.Э. Кавун

Достоверные сведения о месте обряда освящения воды в г. Екатеринославе в праздник Крещения Господня (Богоявления) и другие значимые православные праздники - относятся только к концу ХIХ в.

В конце XIX - начале XX вв. местом для водоосвящения в Екатеринославе был берег Днепра в месте выхода улицы Иорданской (Коцюбинского) - линия современного Центрального (Нового) моста. Довольно подробные сведения об этом сообщают в своих мемуарах В. Машуков (1910), А.Ф. Стародубов (1920-е гг.) и В.И. Лазебник в статье 1998 г. (см. далее).

*****

Информация из книги В. Машукова (Машуков В. Воспоминания о городе Екатеринославе (1887 - 1910 гг.). - Екатеринослав: Типография Губернскаго Земства, 1910. - С. 10).

(Глава I. Названия предместий города, слободок и улиц)
«Иорданская улица получила название, вероятно, от совершаемых по ней крестных ходов из Успенской церкви для водоосвящения в реке Днепре: 6 января; в день преполовения пятидесятницы и 1 августа. Жителями этой улицы являются преимущественно евреи и одно время было даже предположение совершать постоянное водоосвящение в рукаве Днепра (Прим.*), против Бураковскаго (ныне Богомоловскаго) острова, но прохождение между деревьями по узким, извилистым дорожкам Потемкина сада и крутой спуск к нижней части сада оказались слишком неудобными для следования крестнаго хода».

Прим.* - «В 1899 году 1 августа сюда был совершен крестный ход из кафедральнаго собора и воду освящали на берегу Потемкина сада между водокачкой и архиерейским садом».

 

УВАГА! Редакція "Православ'я в Україні" залишає за собою право не погоджуватися зі змістом статей, які оприлюднюються у розділі "Моніторинг ЗМІ". Статті публікуються в редакції першоджерела. 

 

ВНИМАНИЕ! Редакция "Православия в Украине" оставляет за собой право не соглашаться с содержанием статей, публикуемых в разделе "Мониторинг СМИ". Статьи публикуются в редакции первоисточника.