УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 70 відвідувачів

Теги
краєзнавство Археологія та реставрація церква і суспільство Приїзд Патріарха Кирила в Україну Вселенський Патріархат Патріарх Алексій II 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання Ющенко секти Церква і політика Києво-Печерська Лавра українська християнська культура комуністи та Церква Церква і медицина іконопис Церква і влада молодь монастирі та храми України Митрополит Володимир (Сабодан) Предстоятелі Помісних Церков милосердя вибори церква та політика Голодомор церковна журналістика УГКЦ Католицька Церква конфлікти Священний Синод УПЦ УПЦ КП Доброчинність автокефалія педагогіка постать у Церкві Мазепа розкол в Україні забобони Президент Віктор Ющенко діаспора






Рейтинг@Mail.ru






"Православие.in.ua" (Днепропетровск): Описание крестного хода и обряда водоосвящения на Днепре в праздник Крещения Господня в 1914 г.

 

"Православие.in.ua" (Днепропетровск), январь 2007

Приводится по статье В. Лазебник «Крестный ход в Екатеринославе» (Днепр Вечерний. - 1998. - 17 января).

«Источники сохранили описание праздника в Екатеринославе в 1914 году.  

Накануне по распоряжению администрации были закрыты все увеселительные места и зрелища города. В местной печати было объявлено, что в 9 часов утра 6 января в Успенской церкви будет совершена божественная литургия, а затем состоится крестный ход на Днепр для освящения воды. Для участия в нем должно явиться в Успенскую церковь все городское духовенство. Облачение желтое.

5 января, в крещенский сочельник, в 9 часов утра и в 5 часов вечера в архиерейской Крестовоздвиженской церкви (здание не сохранилось) при большом стечении молящихся преосвященнейший Агапит, епископ Екатеринославский и Мариупольский, совершил литургию св. Иоанна Златоустого, вечерню, освящение воды и утреню.

6 января в 9 часов утра преосвященный Агапит а Успенской церкви в сослужении ректора духовной семинарии протоиерея о. А. Одинцова, настоятеля Успенской церкви о. А. Березовского, ключаря кафедрального собора священника о. И. Волошинова, всего причта Успенской церкви и священников из др. церквей города, при двух хорах певчих: архиерейского и Успенской церкви торжественно совершил литургию Св. Василия Великого.

В 11 часов утра в Успенскую церковь прибыли крестные ходы из Воскресенской, Троицкой, Вознесенской и др. церквей города. По окончании литургии, преосвященный Агапит со святым крестом в руках и прибывшим в храм многочисленным городским духовенством при пении хора певчих, колокольном звоне и звуках духовых оркестров «Коль славен» совершил крестный ход по Иорданской улице на р. Днепр. Там, на берегу реки, в специально выстроенной палатке, украшенной национальными флагами и елками, задрапированной белой тканью, владыка в сослужении сопровождавшего его духовенства совершил освящение воды. При погружении владыкою святого креста в воду был произведен троекратный салют из пушек.

Во время шествия крестного хода от храма и по всей Иорданской улице до р. Днепр были расположены войска местного гарнизона. Храм, вся Успенская площадь и прилегающие к ней улицы были запружены толпами народа. По совершении богослужения на реке, владыка окропил святой водой расположенные на Иорданской улице и площади войска и затем отбыл в храм.

На богослужении присутствовали: губернатор В.А. Колобов, вице-губернатор И.А. Титищев, советники и чиновники губернского правления, полицмейстер подполковник П.У. Метленко, городской голова И.В. Способный, гласные городской думы и многие другие начальствующие лица города как военного, так и гражданского ведомства.

По окончании богослужения на площади состоялся парад войск местного гарнизона.
После праздника екатеринославский губернатор приказом по полиции выразил благодарность всем бывшим в наряде чинам полиции за поддержание в городе должного порядка во время крестного хода».

*****

В сложный период революционных катаклизмов 1917 - 1921 гг. место для обряда водоосвящения могло варьироваться в зависимости от изменения обстановки в городе. Так, например, в «Дневнике Анатолия Стародубова» (издан в 2001 г. под названием «Записки очевидца» в 2-х книгах) сведения о водоосвящении за 1918 - 1920 гг. отсутствуют, а в 1921 г. упоминается под 6 (19) января: «Крещение... Ходил в собор. В ограде (в бассейне) святили воду». Здесь под «собором» имеется в виду Преображенский кафедральный собор в нагорной части, и его ограда. Информация об обряде водоосвящения «на Иордане» в дневнике за 1918 - 1921 годы отсутствует.

После установления советской власти, обряд водоосвящения в реке Днепр в районе Иорданской улицы продолжал проводиться. Сохранившиеся сведения подтверждают проведение обряда только во время праздника Крещения Господня (Богоявления). С 1922 г. в дневнике А.Ф. Стародубова появляются записи о водоосвящении «на Иордане», т.е. на берегу Днепра в конце Иорданской улицы (современная Коцюбинского). Теперь здесь располагается начальная часть Центрального (Нового) моста.

*****

Информация из дневников А.Ф. Стародубова (сведения охватывают 1922-1923 и 1925-1926 гг., опубликованы в 2001 г.).
Стародубов А.Ф. Записки очевидца (Дневник в 2-х книгах). - Днепропетровск: Gaudeamus, 2001. - Кн. I (1918 - 1923 гг.). - 232 с.
«1922 год.

6 января (с.с.) 19 января (н.с.) Крещение. Погода морозная. Ходил в Троицу, где служил Агапит. К концу обедни сюда стали собираться крестные ходы из всех церквей. После обедни под колокольный трезвон пошли на Иордан. Когда стали освящать воду, лед трещал. На Днепре вырубили из льда крест и насадили сосен. После водосвящения красноармейцы стали палить из ружей, выпустили голубей». (С. 144).
«1923 год.

6 января (с.с.) 19 января (н.с.) пт. Крещение. Ходил в Вознесенскую церковь, а оттуда на водосвятие. На Днепре были устроены изо льда 4 ледяных подсвечника с сосульками вместо свечек и были насажены елки в ледяные подставки». (С. 179).
Стародубов А.Ф. Записки очевидца (Дневник в 2-х книгах). - Днепропетровск: Gaudeamus, 2001. - Кн. II (1924 - 1929 гг.). - 320 с.
«1925 год.

19 января пн. Крещение. Утром пыталось выходить солнышко и был сильный туман. Утром был в соборе. Водосвятие происходило в церкви. Затем вместе с Котей пошли вниз на крестный ход. Вскоре мы расстались. Он пошел в Троицу, где служил Иоасаф, а я в Успенье, где был Иоанникий. После обедни все старые церкви (кроме «Стефановских») подошли к Успенью, а оттуда на Днепр. На реке лед около берега вскрылся, и поэтому люди стояли не на льду (как обычно) а на берегу. Когда освятили воду, двое мальчишек и один инвалид купались. Выпустили голубя». (С. 75)
«1926 год. 19 января вт. Погода серая. Ходил к Успенью, где видел процессию крестного хода. На Днепр не ходил, т.к. иначе опоздал бы в школу». (С. 127)

*****

Вероятно, с конца 1920-х - начала 1930-х гг. обряд водоосвящения «на Иордане» уже не проводился. Сама улица Иорданская получила в 1923 г. имя украинского писателя Михаила Коцюбинского. Колорит местности стал отходить в прошлое при активном участии советской власти. Во второй половине 1930-х гг. в этом месте были проведены работы по строительству первого участка днепровской набережной (благоустроен берег Днепра от ул. Московской до Коцюбинского, сооружена подпорная стенка, спуски к Днепру, бульвар). Вторая очередь Набережной появилась с конца 1950-х гг. В 1944 г. сооружен деревянный мост (на месте Центрального).

Центральный (т.н. Новый) мост открыт в 1967 г. к «50-летней годовщине Великого Октября». В 2005 г. этот участок Набережной капитально реконструирован: полностью переложена плитка, заново обустроены бульвары, сооружены фонтаны на Набережной и в самом Днепре, поставлены скульптуры. Участок Набережной напротив цирка, где проводилось водоосвящение в старом Екатеринославе, сейчас занимают различные развлекательные учреждения (кафе, рестораны).

*****

Сведения об обряде водоосвящения «на Иордане» в конце XIX - начале XX вв. почерпнуты, в первую очередь, из мемуарных источников. Для более ранних периодов истории Екатеринослава источники об этом обряде отсутствуют. Практически не проводились исследования вопросов:

1) с какого времени начал проводиться такой обряд на Днепре;

2) в каком месте изначально проводился обряд - в конце Иорданской улицы или еще в каком-либо месте прибрежной части Екатеринослава?

Постараемся ответить на заданные вопросы, используя комплекс источников ранней истории города - письменных (документы, мемуары) и графических (картографические материалы - планы города).

1. С какого времени начал проводиться обряд водоосвящения на Днепре (в первую очередь, в праздник Крещения) в Екатеринославе?
Имеются основания относить появление такого обряда к самому раннему периоду истории города, к 1790 - 1810-м годам. В это время основная застройка нового города концентрируется в нескольких кварталах в низинной приднепровской части. Уже в начале строительства города на Днепре стали очевидными трудности с быстрой застройкой нагорной части (освоена в целом только к началу ХХ в.).

Поэтому несколько десятилетий Екатеринослав развивался в низинной части. Духовными центрами нового города стали две церкви - Троицкая и Успенская (сначала деревянные, а затем каменные). Они играли роль главных сооружений города вплоть до постройки Преображенского собора (1835 г.). Но и после этого они сохранили свое значение. Церковь Казанской Божией Матери на месте современной Троицкой фиксируется с 1790-х гг. Около 1845 г. (называются разные даты - 1845, 1846, 1849 гг.) на ее месте была выстроена каменная церковь, а немного позднее пристроена колокольня (ныне Троицкий кафедральный собор). Деревянная Успенская церковь была заложена 31 августа 1796 г. (Яворницкий Д.И. История города Екатеринослава. - Днепропетровск: Cіч, 1996. - С. 92). В 1839 - 1850 гг. восточнее ее была построена каменная Успенская церковь (в перестроенном виде сейчас - городская больница № 10).

Обряд проведения крестного хода и водоосвящения на р. Днепр должен был проводиться с самого появления первых храмов Екатеринослава (конец XVIII - начало XX вв.), и обязательно в низинной части города, т.к. собор на «горе» не был построен, сама «гора» оставалась полупустынной и застраивалась до середины ХХ в.

2. В каком месте проводился обряд? С самого начала он проводился только в конце Иорданской улицы или еще в каком-либо месте прибрежной части Екатеринослава?

Возможно, со строительством Преображенского собора (1830 - 1835 гг.) и постепенной застройкой Соборной горы, могли быть попытки переноса обряда водоосвящения в нагорную часть (о таких попытках и рассказал В. Машуков в вышеприведенном фрагменте). Но к началу ХХ в. для обряда водоосвящения прочно закрепилось единственное место - «на Иордане», в конце Иорданской улицы.

К счастью, в нашем распоряжении имеется целый комплекс картографических источников - планов Екатеринослава начала XIX - начала XX вв., где изображена, в т.ч. прибрежная полоса Днепра. Анализ данных картографических источников позволяет сделать достоверные выводы относительно локализации возможного места водоосвящения в конце XVIII - на протяжении всего XIX столетия. Обряд водоосвящения в нижней части Екатеринослава мог проводиться с самого начала только в том же месте, где и в начале ХХ в.

Уже в начале XIX в. проходит интенсивная застройка нижней части Екатеринослава. Причем прибрежные участки застраиваются преимущественно мелкими промышленными предприятиями и разнообразными (преимущественно, лесными) складами. К середине XIX века Екатеринослав, изначально планировавшийся как «открытый к реке» город, окончательно «отгородился» от Днепра. (Эта ситуация исправлена только в середине ХХ века, после строительства грандиозной Набережной).

Единственный неизменный «просвет» в прибрежной застройке оставался в квартале современных улиц Миронова и Коцюбинского. Он фиксируется с неизменным постоянством на всех планах города XIX века. По генеральному плану Екатеринослава 1817 г. (архитектор Вильям Гесте) именно в этом «просвете» была запроектирована обширная площадь

С течением времени застройка приднепровской территории уплотнялась. «Лесная площадь» к северо-западу от «Иордани» также была постепенно застроена, только «просвет» оставался свободным. Топоним - название улицы - «Иорданская» фиксируется первый раз на плане Пупырникова 1885 г. (рис. 5) и с тех пор проходит на всех планах города. Иордань - место на реке, где освящается вода в праздник Крещения Господня, ассоциирующееся с местом, где крестился Иисус Христос в водах реки Иордан.

В 1897 г. сюда была проведена трамвайная линия «Вокзал - Иорданская». Эти сведения могут служить косвенным доказательством того, что именно в районе Иорданской улицы обряд проводился изначально.

Кандидат исторических наук,
преподаватель исторического факультета ДНУ,
член Всеукраинского Союза краеведов М.Э. Кавун

Достоверные сведения о месте обряда освящения воды в г. Екатеринославе в праздник Крещения Господня (Богоявления) и другие значимые православные праздники - относятся только к концу ХIХ в.

В конце XIX - начале XX вв. местом для водоосвящения в Екатеринославе был берег Днепра в месте выхода улицы Иорданской (Коцюбинского) - линия современного Центрального (Нового) моста. Довольно подробные сведения об этом сообщают в своих мемуарах В. Машуков (1910), А.Ф. Стародубов (1920-е гг.) и В.И. Лазебник в статье 1998 г. (см. далее).

*****

Информация из книги В. Машукова (Машуков В. Воспоминания о городе Екатеринославе (1887 - 1910 гг.). - Екатеринослав: Типография Губернскаго Земства, 1910. - С. 10).

(Глава I. Названия предместий города, слободок и улиц)
«Иорданская улица получила название, вероятно, от совершаемых по ней крестных ходов из Успенской церкви для водоосвящения в реке Днепре: 6 января; в день преполовения пятидесятницы и 1 августа. Жителями этой улицы являются преимущественно евреи и одно время было даже предположение совершать постоянное водоосвящение в рукаве Днепра (Прим.*), против Бураковскаго (ныне Богомоловскаго) острова, но прохождение между деревьями по узким, извилистым дорожкам Потемкина сада и крутой спуск к нижней части сада оказались слишком неудобными для следования крестнаго хода».

Прим.* - «В 1899 году 1 августа сюда был совершен крестный ход из кафедральнаго собора и воду освящали на берегу Потемкина сада между водокачкой и архиерейским садом».

 

УВАГА! Редакція "Православ'я в Україні" залишає за собою право не погоджуватися зі змістом статей, які оприлюднюються у розділі "Моніторинг ЗМІ". Статті публікуються в редакції першоджерела. 

 

ВНИМАНИЕ! Редакция "Православия в Украине" оставляет за собой право не соглашаться с содержанием статей, публикуемых в разделе "Мониторинг СМИ". Статьи публикуются в редакции первоисточника.