УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 135 відвідувачів

Теги
Вселенський Патріархат УГКЦ комуністи та Церква Церква і медицина монастирі та храми України краєзнавство розкол в Україні Патріарх Алексій II іконопис шляхи єднання секти Церква і політика конфлікти Голодомор церква та політика Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) УПЦ КП церква і суспільство молодь Археологія та реставрація Ющенко Предстоятелі Помісних Церков Приїзд Патріарха Кирила в Україну Католицька Церква милосердя педагогіка Священний Синод УПЦ автокефалія Доброчинність Церква і влада українська християнська культура церковна журналістика діаспора Президент Віктор Ющенко вибори постать у Церкві забобони Мазепа 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






«Донецкий кряж» (Донецк): Юбилей сельского храма

 

«Донецкий кряж» (Донецк), Василий Семенов, 12 января 2007

Конец 2006-го ознаменовался для прихожан трехпрестольной Иоанно-Богословской церкви в селе Васильевка Амвросиевского района столетним юбилеем со дня основания храма. Его сооружению и освящению предшествовала довольно длительная и непростая история.

Миусский округ Войска Донского, в состав которого до 1917 года входил весь юго-восток нынешней Донецкой
области, еще с восемнадцатого века заселялся беглыми крепостными крестьянами из губерний Центральной России и Малороссии. По именному указу Екатерины II население этого региона официально было закреплено за «войсковыми чиновниками». Сама же Васильевка (тогда еще хутор) была основана значительно позже - в 1849 году - и принадлежала дон-скому генерал-майору Ивану Шамшеву и названа так в честь его умершего сына - тоже генерал-майора. Заселили тогда хутор крестьянами из поселков, находившихся в окрестностях «донской столицы» - города Новочеркасск. Впоследствии к хутору было присоединено население двух поселков - Несвитаевка и Малочистяково.
Где-то с середины XIX столетия по хуторам и поселкам Области Войска Донского начали возводить сначала молитвенные дома, а затем и церкви. Ранее храмы строились только в станицах, и некоторые из них на сегодняшний день насчитывают уже по 300-400 лет. В Васильевке до 60-х годов позапрошлого столетия также был открыт молитвенный дом.
Прихожане Васильевки к 1866 году уже имели небольшую деревянную церковь во имя Трех Святителей. А к концу 80-х годов XIX века встал вопрос о строительстве церковно-приходской школы, на которую первоначально местные жители наскребли лишь 216 рублей, но школа была все же построена, освящена, и в ней началось обучение детей.
Но деревянный храм уже не соответствовал потребностям разросшегося села, и прихожане решили возвести новый, каменный. Решить-то они решили, а вот согласия, где именно стоять церкви, среди васильевцев не было. Группа зажиточных селян выступала за сооружение ее на центральной площади. Другие крестьяне настаивали на районе у сельского кладбища. Споры затянулись, и в их разрешении вынужден был принять участие архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий, приехавший в Васильевку в августе 1896 года.
Дискуссия в конце концов завершилась в пользу сельской верхушки, и строительство началось в центре села. Однако потребовалось еще немало времени, чтобы храм был окончательно завершен и освящен, что и произошло в 1906 году. Материалом для фундамента послужили небольшие блоки из природного камня, а стены выстроены из красного кирпича с тремя полукруглыми апсидами в восточной части, с притвором и колокольней - в западной. В плане своем церковь представляет прямоугольный крест. Ее архитектурное обрамление отличается декоративностью кирпичной кладки, сочетающей элементы древнерусской и византийской традиций.
Ценными историческими сведениями с нами поделился давний и ревностный прихожанин храма Леонид Клименко, бывший директор Амвросиевского техникума, один из тех, кто помог сохранить церковное здание от за-планированного разрушения.
В советские времена Васильевскому храму, можно сказать, еще повезло, что его не взорвали и не разобрали по кирпичику. Он даже функционировал до 1959 года, когда в результате второй - хрущевской - волны по борьбе за искоренение религии храм закрыли и использовали для хранения сельхозпродуктов. Спасибо тем работникам районного совета, что не побоялись ходатайствовать о взятии церкви на учет как памятника архитектурно-строительного искусства. В 1994 году райсовет передал здание возрожденной религиозной общине села Васильевка. Настоятелями храма отцами Борисом, Константином, Алексеем, Георгием и в особенности нынешним - отцом Владимиром, а также наиболее активными прихожанами очень много сделано для восстановления внешнего и внутреннего убранства церкви: ликвидированы последствия военных разрушений, восстановлен иконостас. Реставрированы десятки икон и частично - настенная роспись. За последний год храм преобразился, что и позволило достойно встретить его столетний юбилей, собравший множество народа.
Постоянными прихожанами трехпрестольной Иоанно-Богословской церкви являются не только жители Васильевки, окрестных сел и хуторов, но и районного центра. Верующих привлекают выдающаяся для нашей местности красота храма и, как они сами утверждают, намоленность церковных образов и самих стен. В день юбилея в Васильевку прибыли православные как Амвросиевского района, так и более отдаленных мест. Праздник почтил своим присутствием Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, принявший участие в торжественной литургии и крестном ходе.
- Мы счастливы, - сказал настоятель храма о. Владимир, - что владыка нашел время и приехал к нам, хотя в его епархии около 500 приходов, а дней в году всего 365. Хочется верить, что храм, переживший две мировые и гражданскую войны, а также разрушающее воздействие государственного атеизма, был, есть и останется оплотом канонического православия в наших краях. Ибо само слово «церковь» означает не только храм, а богом установленное общество верующих во Христа. И в храм идут не ради индивидуальной молитвы, а как в собрание верующих, дабы вместе, соборно составить Церковь, глава которой - Христос, а мы - части Тела Христова.
В заключение вспомним и о том, что упорно рассказывают старожилы: в Васильевском храме венчался граф Иловайский - потомок донских атаманов, героев войны 1812 года. А шафером был у него сам великий русский писатель Антон Чехов.

 

УВАГА! Редакція "Православ'я в Україні" залишає за собою право не погоджуватися зі змістом статей, які оприлюднюються у розділі "Моніторинг ЗМІ". Статті публікуються в редакції першоджерела. 

 

ВНИМАНИЕ! Редакция "Православия в Украине" оставляет за собой право не соглашаться с содержанием статей, публикуемых в разделе "Мониторинг СМИ". Статьи публикуются в редакции первоисточника.