УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 46 відвідувачів

Теги
конфлікти УГКЦ Церква і політика розкол в Україні автокефалія милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну Священний Синод УПЦ Митрополит Володимир (Сабодан) вибори Церква і влада Католицька Церква молодь церква та політика комуністи та Церква Патріарх Алексій II монастирі та храми України постать у Церкві українська християнська культура секти краєзнавство 1020-річчя Хрещення Русі діаспора церква і суспільство УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков забобони шляхи єднання Археологія та реставрація педагогіка іконопис Церква і медицина церковна журналістика Мазепа Києво-Печерська Лавра Голодомор Вселенський Патріархат Ющенко Президент Віктор Ющенко Доброчинність






Рейтинг@Mail.ru






«Донецкий кряж» (Донецк): Труд иконописца

 

«Донецкий кряж» (Донецк), Юрий Кононенко, 12 февраля 2007

Невозможно представить культуру нашего народа, его быт и духовность без иконы. Лики Спасителя, Божией Матери, святых есть почти в каждом доме, независимо от религиозности его хозяев. И, наверное, многие, глядя на иконы, задавались вопросами: в чем их смысл и особенность, как и кем создаются иконы? Лучше всего ответить на такие вопросы может иконописец. Большинство иконописцев люди очень верующие, избегающие мирской суеты и не стремящиеся к славе. Поэтому только на условиях анонимности удалось расспросить о столь необычном для нашего времени занятии женщину-иконописца Ларису Д., которая пишет православные иконы уже более 15 лет.

- Что же такое икона? В чем ее значение и назначение?
- Икона в переводе с греческого означает "образ" - изображение Господа, Богородицы, святых. Но это не просто изображение: икона - это еще и благодатное присутствие Божие в ней самой. Икона - проводник благодати, но, конечно же, не идол, как считают некоторые протестанты. И мы не поклоняемся иконам, как богам, а почитаем их как образы Господа и святых, и Бог удостоверяет нас Своими многочисленными чудесами в истинности такого почитания. Икона - это также "богословие в красках". Это "Библия для неграмотных", как раньше говорили: икона провозглашает в цвете то, что Евангелие провозглашает в слове. Таким образом, икона - это Божественное откровение и наше единение с Богом.
- Как создаются иконы?
- Тут важна и материальная, и духовная стороны. Это сложный и небыстрый процесс. Изготовление доски, наложение левкаса (грунтовки) - все это требует времени. Левкас накладывается до 10 слоев, а в день можно положить не больше двух-трех. Нанесение рисунка, золочение, письмо - существует строгая последовательность, если нарушаешь ее, то возникают разлад, трудности, нарушается сам ход письма. Ни в коем случае нельзя спешить. Иногда заказчики торопят, но если начинаешь спешить, возникают новые трудности, и все тормозится.
Особенно важна молитвенная сосредоточенность. Чтобы она возникла, надо соблюдать пост, проникаться сознанием, Кого ты пишешь. Вот, например, при написании всемирно известной иконы "Троица" преподобный Андрей Рублев узрел в видении в пламени свечи: святой Сергий Радонежский, держащий в руках будущую икону и велящий запомнить ее и написать. Это было плодом усердной молитвы иконописца.
И, конечно, Господь помогает при написании иконы, как бы Сам ведет руку в трудные моменты. И тогда на сердце возникает радость! Очень важно также, чтобы была молитвенная поддержка ближних, особенно священника.
- А чем отличается икона от картины на религиозную тему?
- Художественными особенностями. Искусство иконы предусматривает переход от видимого к невидимому - даже своей техникой. Тут техника выражает православную концепцию мироздания. Вот, например, наложение санкири (темно-зеленого цвета) на лики, и лишь потом - постепенное высветление их. Оказывается, объяснение таково: человек рождается во грехах, и лишь затем постепенно просветляется его лик до богоподобия, как и в жизни своей святой шел от греха через подвиг к Богу. А с другой стороны, икона не изображает, как картина, а являет.
- Расскажите о чудесных или необычных случаях, которые происходили с вами и вашими иконами?
- Помню, когда я писала икону блаженной Ксении Петербургской, необычные явления начались еще во время написания. Например, после долгого мучения в выборе нужного цвета, вдруг понимаешь, что подойдет именно вот этот цвет. А когда я покрыла икону воском (вместо лака), на мгновение она вдруг стала объемной, как бы живой, и я была просто поражена. Далее, на доске не было "ковчега" - углубления, как положено, и я сделала рисунком иллюзорный ковчег, иллюзию глубины. Сделала, отдала заказчику. Проходит время, и заказчица мне говорит, что этот ковчег иллюзорный исчезает: будто кто-то короткими штрихами счищает полоску до самого белого левкаса вокруг иконы. Я её снова покрыла краской и лаком. Через две недели всё повторилось. Долго думала я, почему так происходит, и пришла к выводу, что надо полностью всё счистить, потому что написанный ковчег был иллюзорным, ненастоящим - и получилась маленькая, но ложь, которую Ксения Блаженная не приняла. И вместо ложного ковчега я потом сделала орнамент.
Но на этом истории, связанные с иконой, не закончились. Через два года мне звонят из Петербурга и просят, чтобы я сделала копию с этой иконы, поскольку снимают фильм о Ксении Блаженной. Приехала я, икону сняли на камеру, а во время пробного просмотра по телевизору все увидели на глазах у Ксении Блаженной слёзы. Она плакала, но это было видно только на съемке. Все были ошеломлены. О всех наших грехах Ксения Блаженная скорбела. Было еще много необычных случаев, и после всего этого я явственно ощущаю, что иконы - живые.
- А как вы сами пришли к призванию иконописца?
- Это произошло не по моей воле. С детства я любила рисовать лица. Потом пошла в изостудию, но папа заставил учиться на зубного техника, и я закончила медучилище. Но всё равно мучило желание рисовать. Я рисовала, однако непрофессионально. Понимала, что надо учиться. И Господь управил, что нашлась возможность поступить в Московский полиграфический институт. Мне удалось поступить, конкурс был невероятный - 22 человека на место. Но Господь помог мне. С Божией помощью окончила институт, стала работать в художественном комбинате. В то время в комбинате была выставка, и я обязана была представить свои работы. Подруга посоветовала обратиться к батюшке за советом и благословением. Еще до этого я молилась о том, чтобы писать такие картины, которые помогали бы людям быть добрее, чище. Потом на иконописание меня благословлял также и схиархимандрит Зосима.
- Вы к этому моменту уже были верующей?
- Да, я тогда уже стала приходить в храм. Вскоре штат на работе сократили, и подруга рассказала, что одному батюшке нужны иконописцы. Вначале написала Николая Чудотворца. Писала маслом. Мучалась, каким же стилем писать? Но во сне мне явилась икона Николая Чудотворца, что находится в Третьяковской галерее. Я написала икону в стиле между академическим и тем, какой видела во сне. Это был некий переходный момент. Потом ещё 15 лет я постепенно переходила от живописного стиля к настоящему иконописному. Я ведь училась всему сама, наставника не было
- Что стало для вас главным из того, что вы поняли за 15 лет своего труда?
- Икона пишется душой и сердцем, и поэтому написанный образ прежде касается сердца человека и затем лишь - разума. Написание иконы сложно и тонко, но ее постижение, через молитву, разливает внутренний свет в созерцающем ее человеке.

 

УВАГА! Редакція "Православ'я в Україні" залишає за собою право не погоджуватися зі змістом статей, які оприлюднюються у розділі "Моніторинг ЗМІ". Статті публікуються в редакції першоджерела. 

 

ВНИМАНИЕ! Редакция "Православия в Украине" оставляет за собой право не соглашаться с содержанием статей, публикуемых в разделе "Мониторинг СМИ". Статьи публикуются в редакции первоисточника.