УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 38 відвідувачів

Теги
Президент Віктор Ющенко УПЦ КП церква і суспільство Церква і політика Священний Синод УПЦ діаспора Церква і влада українська християнська культура монастирі та храми України краєзнавство Предстоятелі Помісних Церков автокефалія Мазепа церква та політика розкол в Україні Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика молодь Приїзд Патріарха Кирила в Україну Голодомор вибори забобони Ющенко Церква і медицина Католицька Церква Археологія та реставрація комуністи та Церква милосердя Доброчинність постать у Церкві Вселенський Патріархат 1020-річчя Хрещення Русі Патріарх Алексій II Києво-Печерська Лавра секти конфлікти педагогіка шляхи єднання УГКЦ іконопис






Рейтинг@Mail.ru






«Донецкий кряж» (Донецк): Вера - средство или цель?

 

«Донецкий кряж» (Донецк), Юрий Кононенко, 12 января 2007

Еще недавно считалось, что экономические закономерности и научные открытия определяют развитие и поведение человечества. Однако сегодня мы видим, как одним из ведущих и определяющих общественное сознание факторов становится религия. Из-за религиозных убеждений люди убивают себя и других, ведут войны, ориентируют политику, а на индивидуальном уровне – выбирают для себя истину и модель жизни. Можно утверждать, что двадцатый век стал временем не только небывалого научного прогресса, но и веком мощного ренессанса религиозного сознания. Хорошо это или плохо – вопрос сложный, но факт есть факт.
Для Украины и России, как и для большинства славянских стран, православие было и остается традиционной культурообразующей религией, освященной веками, сформировавшей народную душу и самосознание. Но именно сегодня встал в полный рост весьма болезненный вопрос, вызванный расколами “внутри” православия: какое именно православие истинно “православно”? Одни говорят, что церковь не может быть православной, если она недостаточно активно поддерживает стремление государства к независимости. Другие утверждают, что неправославна та церковь, которая существовала во время советских гонений на религию и выжила лишь ценой предательства самой себя. Третьи полагают, что нельзя быть православию слишком уж догматичным и жестким. А в общем получается так, что каждый критикующий каноническую Украинскую Православную Церковь как раз “самым православным” считает самого себя и свое, отколовшееся от единого целого, православие.
Но давайте разберемся. Прежде всего, нет никаких, с церковно-канонической точки зрения, “ветвей православия” в том лукавом понимании, которое внушается нам светскими средствами массовой информации. Есть поместные Православные Церкви (Русская, Греческая, Япон-ская ), получившие свою автономию исторически оправданно, законно и благодатно, и есть расколы, “самочинные сборища”. Как их различать человеку, не имеющему богословского образования? Это не столь уж сложно. Прежде всего, практически любой раскол есть следствие прагматического представления о православии и Церкви как о средствах достижения земных и практических целей. Это могут быть сомнительные цели политического характера или же, напротив, возвышенные и благородные цели типа народного возрождения или государственной пользы. Именно в этом ключе и приходится слышать вышеприведенные упреки о несоответствии существующей Церкви возвышенным целям, именно так и рождается желание создать новую “подходящую” организацию и назвать ее “церковью”. Но при этом упускается из виду главное.
Верно и истинно то, что православие укрепляет государство, улучшает нравственность, оздоравливает общество, развивает личность и культуру. Но, парадоксальным образом для светского человека, стоит Церковь принудить заниматься только этими задачами, – и цели не достигаются, и Церковь страдает. Примеров – множество. И Церковь в России до революции - с обязательной исповедью для “благонадежности”. И современная Англиканская церковь, в своей погоне за модным либерализмом дошедшая до освящения однополых браков, а также женского священства. И наша “самостийна” “УПЦ Киевского патриархата”, призванная служить знаменем суверенитета от всего и всех. В первом случае, Церковь жестоко поплатилась за недолжный, вынужденный союз с государством, революцией и гонениями. Во втором - Церковь фактически самоликвидируется (судя по статистике). В третьем - Церкви, как таковой, и нет, а есть некое образование, печально прославившееся скандалами и низким уровнем нравственности. Вывод один: там, где понимание Церкви и религии сводится к утилитарным целям, сама Церковь либо страдает от этого, либо возникают расколы как попытки реализации поставленных целей, спекулируя “православностью”.
Церковь, согласно православному вероучению, есть “столп и утверждение истины” (1 Тим. 3, 15) и “Тело Христово” (1 Кор. 12, 6). Она несводима к своей земной видимости организации или культурной формы. Поэтому Церковь движима заветами Христовыми и Духом Святым, ее конечная и главная цель – спасение человеческой души. Не борьба за независимость того или иного государства, не погоня за прогрессом, даже не сохранение культурной и национальной традиции, а спасение человеческой души через приобщение ее к Богу в таинствах христианской жизни. И только в той мере, в какой это не противоречит главной цели, Церковь может принимать участие в политической, культурной и прочих сферах общественной жизни.
Не следует полагать это самоизоляцией и уходом от проблем мира, так как только сохраняя верность самой себе, Церковь может быть и всем тем, чего от нее ожидают в плане земных достижений. Об этом просто и метко написал в одной из своих книг диакон Андрей Кураев: “Можно ли сказать, что Троице-Сергиева лавра является центром древнерусской культуры? - Да. А можно ли сказать, что основатель Троице-Сергиевой лавры преподобный Сергий Радонежский ушел в пустынь для того, чтобы создать центр древнерусской культуры? – Нет”.
Только когда современное сознание перестанет видеть в православии и Церкви лишь цель и согласится признать их как самоценную Истину, перестанут плодиться расколы, рассматривающие религию сквозь призму тех или иных злободневных потребностей. Тогда Церкви не придется тратить и распылять силы для преодоления расколов и она сможет в полной мере развиваться и служить Богу и людям.

 

 

УВАГА! Редакція "Православ'я в Україні" залишає за собою право не погоджуватися зі змістом статей, які оприлюднюються у розділі "Моніторинг ЗМІ". Статті публікуються в редакції першоджерела. 

 

ВНИМАНИЕ! Редакция "Православия в Украине" оставляет за собой право не соглашаться с содержанием статей, публикуемых в разделе "Мониторинг СМИ". Статьи публикуются в редакции первоисточника.