УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 120 відвідувачів

Теги
Президент Віктор Ющенко Голодомор Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква іконопис УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков Археологія та реставрація Києво-Печерська Лавра педагогіка українська християнська культура Священний Синод УПЦ Доброчинність забобони розкол в Україні Приїзд Патріарха Кирила в Україну Ющенко церква та політика 1020-річчя Хрещення Русі милосердя Церква і медицина Вселенський Патріархат конфлікти краєзнавство УГКЦ церковна журналістика шляхи єднання постать у Церкві автокефалія Церква і влада секти Патріарх Алексій II вибори молодь церква і суспільство діаспора монастирі та храми України Католицька Церква Церква і політика Мазепа






Рейтинг@Mail.ru






«Портал Credo.Ru» (Россия): Выбор Украины. Сможет ли Православие Украины воспользоваться свободой для укрепления соборных основ жизни



 «Портал Credo.Ru» (Россия), Борис Колымагин, 14 февраля 2007

На Украине все настойчивее идут разговоры о конструировании единой Поместной Православной Церкви. Уже не только президент страны, но и политики разной ориентации высказываются за создание такого образования. Правда, пока это звучит на уровне пожеланий. Риторика не приобрела еще жесткие нотки императива, но нет сомнений, что со временем они появятся.

Государство Украина явно испытывает нехватку в идентификационных приметах. И создание Поместной Церкви, бесспорно, отвечает интересам политиков-государственников, видящих в этом еще один признак державности.

Но пойдет ли такой поворот событий на пользу вселенскому православию? Развитию соборных начал? Исторический опыт подсказывает, что вряд ли.

В Древней Руси, как известно, киевских митрополитов ставил Константинополь. И пока такой порядок поставления сохранялся, Церковь обладала определенной свободой. Отказавшись же от этой практики, иерархия оказалась в полной зависимости от великокняжеского престола, от верховной власти.

Парад независимых национальных Церквей - дань волнам этнонационализма, прокатившимся по Европе в XVIII-XIX вв. Процесс этот видный греческий богослов Христос Яннарас связывает с секуляризацией. Москва по отношению к Киеву сегодня является Константинополем древности. На постсоветском пространстве она несет Крест единства. И пока это так, пока она утверждает киевского митрополита, у украинской власти мало шансов превратить его в простую политическую марионетку.

На подобные размышления легко возразить: о какой свободе может идти речь, если РПЦ МП сама несвободна, сама находится в огромной зависимости от государства и декларирует свое стремление к "симфонии" с авторитарной властью?

Действительно, со свободой внутри церковной ограды дела обстоят плохо. И они продолжают ухудшаться. Приведу только один пример: относительно недавно на информационной ленте проскочило сообщение о решениях епархиального совета Тверской области. Суть их сводится к тому, что священник без соответствующего разрешения правящего епископа не только не имеет права жаловаться "наверх", он также без санкции архиерея не имеет права выступать в СМИ и по телевидению. Вот такой современный вариант крепостной зависимости. Кстати, "шагающий впереди паровоза" архиепископ Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) - вовсе не коренной русак, а выходец из западных областей Украины.

Однако не будем забывать о том, что у Русской Православной Церкви Московского патриархата есть "экспортный вариант" православия. Все хорошо помнят, как в Москве "замочили" двухтысячную общину храма Успения в Печатниках, настоятелем которого был отец Георгий Кочетков, "дерзнувший" русифицировать богослужение. Кстати, Епархиальный совет все той же Тверской епархии недавно уже не в первый раз предостерег паству от контактов с "кочетковцами".

В то же время в Западной Европе есть "московские" приходы, которые с благословения центральной церковной власти служат на национальных языках, с открытыми царскими вратами, с громким чтением анафоры и с иными "новинами". Кто-то может назвать это цинизмом. Ведь изменись соотношение сил, общественный расклад, и любой из этих приходов по стилю отношений в миг превратится в какую-нибудь церковь Тверской епархии. Но это когда изменится, и изменится ли? А пока - это ситуация гораздо большей, по сравнению со срединной Россией, свободы.

Жаль, конечно, что эта свобода не родилась изнутри церковного сознания, как было это в Париже во времена первой эмиграции. Что она не укоренена в церковном бытии РПЦ МП. Что на деле она часто может превратиться лишь в прикрытие своей противоположности. Но она, тем не менее, есть, - хотя бы как возможность - и в этом смысле время работает на свободу православия Украины.

Между тем украинское православие все больше и больше дрейфует в сторону Константинополя. Между "вторым" и "третьим" Римом идет глухая подковерная борьба за влияние на Киев. С одной стороны, плохо, что дядя Сэм рвется таким образом в мать городов русских. А с другой стороны - может быть, Стамбул - еще один дистанционный рычаг свободы?

Сможет ли Православие Украины воспользоваться свободой для укрепления соборных основ жизни? Или секулярная институализация сведет подобные усилия на нет, и новая государственность подомнет церковь под себя, как происходит это в современной России?

 

 

УВАГА! Редакція "Православ'я в Україні" залишає за собою право не погоджуватися зі змістом статей, які оприлюднюються у розділі "Моніторинг ЗМІ". Статті публікуються в редакції першоджерела. 

 

ВНИМАНИЕ! Редакция "Православия в Украине" оставляет за собой право не соглашаться с содержанием статей, публикуемых в разделе "Мониторинг СМИ". Статьи публикуются в редакции первоисточника.