УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 112 відвідувачів

Теги
Церква і політика комуністи та Церква монастирі та храми України Києво-Печерська Лавра УПЦ КП забобони діаспора милосердя церковна журналістика розкол в Україні церква та політика Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) постать у Церкві шляхи єднання Мазепа автокефалія Доброчинність вибори краєзнавство Ющенко УГКЦ 1020-річчя Хрещення Русі Президент Віктор Ющенко іконопис секти Священний Синод УПЦ Католицька Церква конфлікти Церква і влада Церква і медицина Голодомор Вселенський Патріархат українська християнська культура молодь Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство Археологія та реставрація Предстоятелі Помісних Церков педагогіка






Рейтинг@Mail.ru






«Стара Поляна» (Киев): Гомеопатия и Православие



«Стара Поляна» (Киев), В. Полусмак, 2007

"... свойства, заключающиеся в корнях, в цветах, в листьях, в плодах и соках, и что в металлах и в море открыто годного к пользованию плоти, - все это подобно изобретению принимаемого в пищу и питие". (св. Василий Великий)

Гомеопатия - это терапевтическая система, имеющая единый принцип назначения лекарств - принцип подобия, следствием которого является применение веществ в малых дозах. Смысл принципа подобия заключается в том, что для лечения применяются малые дозы тех лекарственных веществ, которые в больших дозах вызывают у чувствительного здорового человека сходные симптомы. Например, репчатый лук как пищевой продукт может вызывать жжение слизистых, слезотечение, чихание и т.д., а в виде гомеопатического препарата способен хорошо помочь пациенту, страдающему подобными явлениями при простуде; свинец вызывает в токсических дозах невриты и лечит их в гомеопатических дозах. Можно вспомнить и воздействие на организм укуса пчелы. Отёк, покраснение, жалящая боль похожи на симптомы, появляющиеся при воспалении суставов или горла и легко устраняющиеся гомеопатическим препаратом, приготовленным из этого насекомого.

Принцип подобия является универсальным, о чем свидетельствуют слова из «Беседы о Таинственном Теле Христовом» Святителя Геннадия, Патриарха Константинопольского, приведенные в «Книге душеполезнейшей о непрестанном причащении Святых Христовых Таин» преподобного Никодима Святогорца и Святителя Макария Коринфского.[11] Он пишет: «...Тело же Христово с одной стороны питая нас согласно Своей телесной природе, с другой стороны, согласно своей чистоте, очищая и освящая, будучи соединено с Божественной природой, в достатке подает нам ду-ховное питание, и мы, таким образом, питаясь хорошо этой пищей, вновь приобретаем духовное здоровье и чистоту, которых нас лишило тогда в Раю вкушение от запрещенного древа... Необходимо было нам, потерявшим вкушением телесной пищи те первые чистоту и здоровье, вновь их приобрести телесной пищей. И, следовательно, подобное исцелить подобным, противоположенное - противоположенным. Ведь обе эти пищи телесные - и испортившая нас вначале, и сохраняющая здоровье и ду-ховную жизнь теперь...».

Честь разработки и введения в практику гомеопатической терапии как само-стоятельной системы лечения принадлежит немецкому врачу - профессору Лейпцигского университета Самуэлю Ганеману (1755 -1843). Защитив диссертацию, посвящённую судорожным состояниям, дополнив медицинское образование изучением химии и фармацевтики, овладев шестью языками и имея широкую врачебную прак-тику, он был неудовлетворён эффективностью врачевания своего времени, что подвигло к экспериментированию и поиску нового терапевтического подхода в лечении хронических болезней. Так, в частности, сомнения в трактовке действия антималярийного лекарства - коры хинного дерева - подвигли Ганемана в 1790 году к экспе-рименту, который непосредственно привёл к открытию метода. Принятая ним хина вызвала болезненные явления, подобные малярийным, что побудило Ганемана к эксперименту подобного рода с другими лекарственными веществами, после чего было сделано заключение: вещества способные вызывать в организме здорового человека определённые болезненные симптомы могут и лечить, применяясь в значительно меньших дозах, такие же симптомы у больного.

В Россию гомеопатия пришла в начале 19 века и получила широкое распространение. Царским указом в 1833 году была регламентирована деятельность открывшихся к тому времени гомеопатических аптек в С.-Петербурге, Москве и других городах.

В Киеве гомеопатия всегда пользовалась уважением и признанием со стороны народа и духовенства, благодаря своей эффективности и надёжности. Несмотря на последовавшие после революции 1917 года гонения и притеснения в отношении самого метода и практиковавших его врачей, полностью его не смогли запретить. Большой вклад в развитие гомеопатии внёс замечательный человек, талантливый врач, основатель Киевской гомеопатической школы Демьян Попов. Его 100-летний юбилей мы отмечали осенью 1999 года, накануне празднования Св. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, в честь одного из которых он и был назван при крещении. По свидетельству близких, Демьян Владимирович был глубоко верующим православным христианином. Он был лечащим врачом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I, у него лечились многие известные священники: протоиереи Сергий Афонский, Алексей Глаголев, Георгий Едленский и другие. Со слов прихожан известно, что в 60-е годы, во времена гонений на гомеопатию Д. Попов вёл гомеопатический приём при Свято-Макариевском храме, где ему предоставил помещение настоятель протоиерей Георгий Едленский. За свою жизнь доктор Попов принял около миллиона больных. В народе и по сей день живёт о нём добрая память.

Последнее время гомеопатии уделяется достаточно много внимания. По данному вопросу напечатано уже немало статей и высказано множество мнений. Но, как и многие вопросы, касающиеся духовной жизни, мы решаем опираясь на совет и благословения духовника, так и в данном случае не мешает выслушать мнение Святых отцов Православной церкви, старцев, высказавших в отношении гомеопатии достаточно убедительные и однозначные суждения, основанные на огромном духовном опыте и практических знаниях.

Так, 17 октября 1892 года Св. Иоанн Кронштадтский, на освящении гомеопатической аптеки и лечебницы в С.-Петебурге, в своей проповеди сказал: «Ваш метод самый разумный и верный. Сама Божественная премудрость не нашла более верного средства к врачеванию негодующего грехом и бесчисленными болезнями человече-ства, как врачевание подобного подобным. Прежде креста, смерти и Воскресения Своего Христос установил на все века для действеннейшего врачевания грешного человечества величайшее таинство причащения Пречистого Тела и Крови Своей, соединённых с Божеством. Значит в Самом Богочеловеке имеем пример врачевания подобного подобным. Да будет же всегда Вашим всесильным помощником при ва-ших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач боля-щего человечества!»[1].

Духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского Екатерина Духо-нина в своем дневнике пишет: «Узнав о моей болезни, очень пожалел и сказал: "Гомеопатию принимай, но особенного какого-нибудь лечения не нужно, усердно молись Господу, да почаще приобщайся, Господь милостив", после чего ... приветливо поговорил с моим доктором-гомеопатом, выразил вое глубокое сочувствие гомеопа-тии ...».[8]

Благоволили к гомеопатической терапии и ратовали за неё Св.Феофан Затворник, Святитель Игнатий (Брянчанинов), новомученик митрополит Серафим (Чича-гов), архиепископ Никанор, архиепископ Иустин и многие другие. В частности, Св. Феофан Затворник пишет: «Гомеопатия может помогать во всяких болезнях, но надо угадать подходящее лекарство. Угадать можно по симптомам или по тому, чем про-является болезнь. Гомеопатиею можно лечиться не видя доктора, при посредстве переписки». [2]. Кроме того, Святитель приводит пример эффективности действия гомеопатического лечения: «Какова гомеопатия! Где аллопатия (обычная система лечения, называемая так в противоположность гомеопатии. - авт.) в продолжении пяти недель не имела успеха, она (гомеопатия) ощутительное оказала действие в полдня. Памятник ей надо воздвигнуть».[2] Кроме того, Святитель в своих письмах советует духовным чадам: «Хотите прибегнуть к гомеопатии. Добре! - Слышу, что крупинки многим помогают.»; «Очень рад, что гомеопатия вам помогла и что вы решились иметь лечебник и аптечку гомеопатическую. Теперь все болезни будут бояться вашего дома, - и держаться поодаль...».[3]

Св. новомученик митрополит Серафим (Чичагов) в своих трудах пишет следующее: «Каждый неоднократно удивлялся, до какой степени удачно и быстро действуют всякие лечения в деревне; редко, чтобы помещик или помещица не лечили крестьян гомеопатией, которая приобрела этим путём громадное применение».[4] В жизнеописании святителя Игнатия Брянчанинова, предваряющем первый том полного собрания его творений, читаем: «С 9 часов принимался за дела или выходил к Литургии, или осматривал производящиеся работы; принимал посетителей, по большей части крестьян больных, пользовавшихся от Владыки медикаментами (гомеопатией). Таких больных стекалось очень много; один из келейников записывал имена их в книгу, лета и род болезни, а Владыка отмечал, какое кому дать лекарство, число приемов и диету, если таковая оказывается нужной. Лечение шло успешно, но через три года было прекращено по причине многолюдного стечения больных, нарушавших уединение святителя».[12]

Схиархимандрит Гавриил, чтимый старец Спасо-Елеазаровской пустыни, также давал больным капли и крупинки и многих вылечивал от серьезных и трудных за-болеваний. Он сам любил гомеопатию и лечился ею. Соединяя эти лекарства со словами утешения и властного совета, старец больше всего помогал нервнорасстроенным, близким к отчаянию и сумасшествию.[7]

Святой старец Серафим Вырицкий, недавно прославленный Церковью угодник Божий, вознося к Богу свои святые молитвы за приезжавших к нему больных людей, зачастую благословлял их обращаться за помощью к врачам-гомеопатам. Однажды старец Серафим предсказал молодому человеку, провалившему экзамен в медицинский институт, что он туда поступит и в свое время станет профессором. И действительно, профессор М.С.Фаворский - сейчас врач-гомеопат высочайшей квалифика-ции, заместитель заведующего кафедрой инфекционных болезней в Санкт-Петербургском Медицинском Университете.[7]

Одна из духовных чад старца Серафима, врач-гомеопат, пробыла несколько лет в ссылке, т.к. лечила людей вопреки запрету властей. Возвратившись, она перестала принимать больных, боясь новой ссылки. Вскоре она ослепла. Поехала с мужем в Вырицы к старцу Серафиму, а он отказывается ей помогать: «А зачем я тебя буду лечить? Ты же убежала, побоялась, чтобы тебя не посадили. Побоялась и никого не принимаешь. Вот поэтому Господь и послал тебе слепоту, раз ты не хочешь видеть горя других людей и не хочешь помогать». Женщина, раскаявшись, обещала, что, если вернется зрение, будет лечить людей, пока жива. По молитвам батюшки она прозрела и после этого никогда и никому из больных не отказывала в помощи.[7]

И многие нынешние духовники и старцы, почитаемые в Православном народе, (в частности, митрополит Антоний Сурожский, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), о. Николай Гурьянов, о. Кирилл Павлов и др.) одобряют гомеопатический метод, благословляя прибегать к нему всех нуждающихся в подобном лечении. Так, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), рассуждая о пользе малого доброделания для спасе-ния души, приводит гомеопатию, как пример из жизни, которая «... сама даёт удивительные подобия и образы важности маленьких дел». Он пишет о гомеопатической терапии: «А в медицине, которая и сама имеет дело с малым и строго ограниченным количеством лекарств, существует ещё целая область - гомеопатическая наука, признающая лишь совершенно малые лекарственные величины на том основании, что наш организм сам вырабатывает чрезвычайно малые количества ценных для него веществ, довольствуясь ими для поддержания и расцвета своей жизни».[5].

По стародавней традиции гомеопатия в наше время снова под крылом Церкви. Ведь старцы наши никогда не возбраняли прибегать к этому методу лечения. В Троице-Сергиевой Лавре уже несколько лет существует центр православных врачей-гомеопатов.[7]

Итак, с момента своего открытия и по настоящее время гомеопатия развивается как практическое, прикладное направление медицины, зиждущееся на принципе по-добия и на основе испытаний гомеопатических лекарств, а также опыте применения их на практике в лечении хронических болезней. Несведущие люди пытаются относить данный метод лечения к оккультизму, приписывая ему связь с астрологией, экс-трасенсорикой, основывая свои выводы на слухах, домыслах и сомнительных публи-кациях, не утруждая себя изучением основ гомеопатии. Действительно, в наше время некоторые врачеватели пытаются использовать её в своих целях, то есть применяют наряду с различными лекарствами и гомеопатические. Кроме того, они искусственно создают неприемлемые гибриды, такие как астрогомеопатия и другие, где присутствует лишь слово гомеопатия, но суть и методология являются абсолютно чуждыми гомеопатической терапии. Всё чаще появляются спекулятивные измышления, ка-сающиеся теоретических основ гомеопатии, механизмов её действия, что в большой степени связано с недостаточным уровнем развития современной науки, не способ-ной на данном этапе объяснить феномен эффективности гомеопатии.

И в заключении можно привести слова Св. Луки (Войно-Ясинецкого) в отношении оценки научных открытий:"Если мы не знаем многих, несомненно действую-щих форм энергии, то это зависит от явной недостаточности для познания мировой жизни наших бедных пяти чувств и от того, что не найдены научные методы и реактивы для обнаружения того, что недоступно нашим чувствам".[6]

Но каким бы важным ни казалось научное объяснение гомеопатического феномена, самым весомым свидетельством эффективности и действенности гомеопатии останутся миллионы излеченных пациентов и тысячи врачей, практикующих данный метод лечения.


Использованная литература: 
1. Крылов А. А., Песонина С. П., Крылова Г. С. Гомеопатия для врачей общей практики.- СПб., Паблишинг Пиер, 1997., стр. 30.
2. Мудрые советы Святителя Феофана из Вышенского затвора. / Сост. протоие-рей Бобров А. //В кн.: Правило веры - Полтава, 1999. - с. 316 - 320.
3. Собрание писем Святителя Феофана Затворника / выпуск 8. 1901 г./ репринт-ное издание Псково-Печерского м-ря, Паломник, 1994.
4. Чичагов Л.М. (Св. новомученик митрополит Серафим)Что служит основанием каждой науки? (Беседа) - М., "Паломник", 1996. - стр.36-37, 56-57.
5. Крестьянкин Иоанн. Трудно ли быть праведным? Слово о малом добродела-нии.//Спасите наши души! - Днепропетровск, 1999. - №8(11). - с.8 -9.
6. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Дух, душа и тело./ Православный Свято-Тихвинский богословский институт. - М., Русское зерцало. - 1999. - с. 25-28.
7. Рыбакова С.Н. Гомеопатия в россии.//"Русский дом" - М., "Московская правда", №2, 2003г., стр. 50-52.
8. Духонина Е. Как поставил меня на путь спасения отец Иоанн Кронштадтский (Дневник духовной дочери) - М., "Отчий дом", 1998, стр. 44-45.
9. Полусмак В. Гомеопатия // "Православний вісник" - Київ, Видання Української Православної Церкви, 2001р., №1, стор. 86 - 90.
10. Косицкий Н.Н., Ольховский В.С., Полусмак В.А. Эксперементальное и клини-ческое подтверждение гомеопатического феномена и возможные механизмы дейст-вия //"Фізика живого" - Київ, "Vidhuk", 2003р. - Vol. 11, № 1, стор. 101 - 118.
11. Прп-й Никодим Святогорец, Святитель Макарий Коринфский. Книга душепо-лезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин./ Издание братства прп. Симеона Нового Богослова (перевод с греческого). - Сумы, 2001. - с. 35.
12. "Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова, составленное его ближай-шими учениками в 1881 году". В книге "Святитель Игнатий Брянчанинов. Том I. Ас-кетические опыты." - Украинская православная церковь Полтавская епархия Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2001. - С.72

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.