УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 109 відвідувачів

Теги
Президент Віктор Ющенко педагогіка 1020-річчя Хрещення Русі Священний Синод УПЦ УПЦ КП молодь Голодомор Предстоятелі Помісних Церков вибори церква і суспільство секти розкол в Україні Приїзд Патріарха Кирила в Україну шляхи єднання УГКЦ автокефалія іконопис постать у Церкві забобони милосердя Доброчинність комуністи та Церква Католицька Церква Києво-Печерська Лавра конфлікти монастирі та храми України Патріарх Алексій II українська християнська культура Церква і влада Мазепа церква та політика діаспора Церква і медицина Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика Вселенський Патріархат Археологія та реставрація краєзнавство Церква і політика






Рейтинг@Mail.ru






«Ваш шанс» (Сумы): «Духовная безопасность Украины»



«Ваш шанс» (Сумы), 21.02.2007

Под таким названием в Сумах состоялась международная православная конференция

По благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, и по инициативе Всеукраинского объединения «Путь православных» 12-13 февраля в Сумах проходила международная научно-практическая конференция «Духовная безопасность Украины».

В ней приняли участие представители практически всех епархий УПЦ, а также гости из Белоруссии и России. В ходе пленарных и секционных слушаний были зачитаны доклады на разные темы: отношения Церкви и государства; деструктивная деятельность тоталитарных культов на постсоветском пространстве; идеологизация современной историографии; влияние современной субкультуры на молодежь и т.д.

На некоторые вопросы, обсуждавшиеся на конференции, мы попросили ответить СЕРГЕЯ

КОНДРАТЕНКО, атамана Сумского полка Слободского казачества Герасима Кондратьева.

- На конференции вы вели историческую секцию. Каков ваш взгляд на проблему украинской историографии?

- Современная украинская историческая школа в большей степени руководствуется не научным подходом и объективной оценкой событий и персоналий, а политическим заказом на формирование вполне конкретной идеологии, задача которой, по замыслу ее авторов, - ускорить вхождение Украины в европейское политическое и культурное пространство. Славяно-русская православная культура, ее нравственные и духовные идеалы отличаются от западных. Это приводит к тому, что наши традиционные ценности оказываются помехой в плане интеграции Украины в Европу. Более того, как видно из долгосрочных геополитических планов влиятельных сил США, они заинтересованы в дальнейшем ослаблении России, ее расчленении на «демократические» автономии, которые позволили бы получить контроль над ее колоссальными природными ресурсами. При этом особая роль уделяется Украине, которая из стратегического союзника России, объединенного с ней общей историей, культурой, верой и ментальностью, должна превратиться в страну, по указке США защищающую мир и «демократию» от России как «империи зла».

Авторы этого проекта не могут не знать, что значительной частью народа Украины (кроме отдельных ее областей) наше прошлое не оценивается как колониальное, а многовековая история сосуществования духовно братских народов не рассматривается сквозь призму заидеологизированной «борьбы за независимость» и «вечного угнетения московской азиатской империей свободолюбивых европейцев-украинцев». Вот почему западные идеологи делают ставку на молодое поколение. Для которого и предназначена целенаправленная интерпретация исторических фактов. На основе препарированной истории на деньги зарубежных «спонсоров» многомиллионными тиражами печатаются школьные учебники, внедряющие в сознание молодежи определенные идеологические клише. Показательно, что многие представители современной украинской исторической науки, с таким негодованием осудившие антинаучные методы формирования советской историографии, с легкостью приняли на вооружение не менее заидеологизированную и, пожалуй, еще более антинаучную концепцию истории Украины, разработанную в Польше и Австро-Венгрии в XIX-XX вв. В результате такого подхода положительным в современных учебниках истории зачастую считается все то, что противостоит России. Это преподносится как борьба украинского народа за независимость. А то, что в совместной истории хоть каким-то образом способствовало укреплению России (хотя зачастую это было выгодно и народу Украины), рассматривается как трагедия украинского народа и реализация имперских амбиций.

Чтобы понять «искренность» заверений отдельных украинских прозападных политиков об их желании якобы строить добрососедские отношения с северным соседом, достаточно посмотреть, как в лице России формируется образ врага. Из чего следует, что наше молодое поколение готовят отнюдь не для того, чтобы в будущем оно испытывало к ней и россиянам не то что дружеские, а даже добрососедские чувства. Возьмем, к примеру, «Введение в историю Украины» (авторы - В.С.Власов и

О.М.Данилевская).

Из него дети узнают о Переяславской раде 1654 года, которая сохранила народ Украины от полного ополячивания, следующее: «Підступні сусіди невпинно зазіхали на родючі українські землі. Довго боролися козаки, відбиваючись від Московського царства, Польщі й Туреччини, але з кожним роком втрачали свої права. Врешті-решт російський цар знищив козацький устрій. Українські землі - вкотре вже! - опинилися під владою кількох чужих держав» (с. 15).

А вот учебник по истории Украины XIX - начала XX века, допущенный Министерством образования Украины в качестве учебника для 9 класса средней школы. Автор - профессор, доктор исторических наук Виталий Сарбей.

«Упадок независимости Украины связан с тремя главными историческими событиями: Переяславским договором 1654 года, Полтавской битвой 1709 года и уничтожением Запорожской Сечи 1775 года... Самая большая историческая ошибка - союз с Московской державой... То проклятое соглашение с Москвой... Некоторые законченные ретрограды призывали народные массы к единению с Российской империей...»

А вот как профессор интерпретирует тот исторический факт, что украинцы были в России не второстепенным, а титульным народом, представители которого оказывали самое активное влияние на формирование общерусской и украинской культуры, занимали самые высокие государственные должности. Оказывается, при определенном идеологическом подходе даже это можно представить как «Колониальное положение Украины под властью Российской империи. Последняя просто нагло отбирала у украинского народа его интеллигенцию - со школой, наукой, искусством, политикой».

Останется ли после этого у ученика, сдавшего по такому учебнику историю Украины на «отлично», хоть малейшее сомнение в том, кто всегда был и будет злейшим врагом Украины? Более того, мы видим, что современная историко-националистическая идеология не допускает иной трактовки. В противном случае всякий засомневавшийся в этом автоматически причисляется к «законченным ретроградам», врагам Украины, агентам Москвы и пр.

- Православную церковь часто обвиняют в попытках монополизировать духовную жизнь. Особенно это касается критики так называемых сект...

- Суть православного мировоззрения в том, что оно, сохранив в своей основе неповрежденную чистоту веры, идущую от первых апостолов, не спорит с другими, чья вера лучше, а лишь свидетельствует об Истине. То, что сектанты называют нашей гордыней, на самом деле является нашим убеждением в истинности своей веры и в губительности отступления от нее... Вы же только посмотрите, какой к нам за последнее время хлынул поток так называемого христианства, после которого у многих новообращенных просто «срывает крышу». Применение отработанных методик промывки мозгов и изменения сознания приводит к тому, что человек становится попросту психически зависимым от внушаемых ему установок, от воли лидера того или иного культа. Показательно, что в сознание просвещенных таким образом адептов затем можно внедрять любые идеи (не обязательно религиозного содержания), которые ими будут восприниматься как божественные указания свыше. На конференции был показан фильм, как в Киеве накануне выборов 2006 года один из пасторов истошно внушал адептам неохаризматичекой организации «Посольства Божьего», что настала пора верующим брать власть в Украине в свои руки. Подобно Кашпировскому, он прыгал по сцене, размахивая своим пиджаком, от чего многие присутствовавшие штабелями падали на пол и извивались в конвульсиях. Стоит ли удивляться, что после таких «проповедей» люди готовы часами агитировать за своего «богоизбранного» кандидата? Всем известно, что на прошлых выборах мэром Киева стал неохаризмат Леонид Черновецкий, адепт того самого «Посольства Божьего», возглавляемого нигерийцем Сандеем Аделаджи.

- Православную церковь нередко пытаются упрекнуть в том, что она вмешивается в политику...

- По моему глубокому убеждению, проблема в данном случае как раз в обратном. Политики и государство, невзирая на все декларации о невмешательстве в церковные дела, часто беспардонно вмешиваются в церковную жизнь. Это, в свою очередь, вынуждает церковный народ к определенной реакции и защите своих законных прав, в том числе и дозволенными политическими методами. Что же касается обвинений, то этим, как правило, занимаются не ревнители православия, а мелочные политики, которые таким образом пытаются лишний раз дискредитировать каноническую церковь. Те, кто еще вчера с подмостков политических митингов обвинял православных, в то же время спокойно взирал, как тот же Киевский патриархат предоставлял даже помещения своих храмов для проведения предвыборных собраний националистических организаций. Достаточно сказать, что на одном из таких собраний в помещении Сумского храма прп. Герасима так называемый Сумской епископ Киевского патриархата Мефодий дал даже согласие на свое выдвижение кандидатом в депутаты местного совета от партии «Свобода». Той самой партии, лидер которой - крайний националист Олег Тягнибок - свою программу дословно определил следующим образом: «отдать Украину украинцам» и «не бояться бороться с москалями, немцами, жидвой». Не берусь судить, насколько такие взгляды партийного лидера соответствуют не только нормам христианской морали, но и просто человеческой... Несмотря на многочисленность подобных фактов, борцы за «чистоту веры», как правило, обходят это своим вниманием.

- Но ведь многие, кто предъявляет претензии к Православной Церкви в Украине, считают себя патриотами...

- Оголтелый национализм как идеология не присущ православному духу. К сожалению, в наше сознание методично вбивается мысль, что только национализм является единственно правильной идеологией, только националист может быть настоящим патриотом. Но посмотрите, кто зачастую финансирует многие «патриотические» проекты. Через систему всевозможных грантов и якобы независимых международных фондов деньги на «патриотизм» выделяются из-за океана. В свое время один из главных идеологов развала СССР Бжезинский признавался, что главная цель США - не уничтожение коммунистической идеологии, а последующее раздробление и уничтожение Руси и главного ее духовного стержня - православия. Или вспомним еще одного благодетеля - всемирно известного финансового спекулянта Сороса. Многие страны, осознавшие суть пропагандируемого им так называемого «открытого общества», объявили его у себя персоной нон грата. У нас же он через свои фонды издает многомиллионными тиражами учебники по истории (о содержании которых несложно догадаться), поддерживает программы сексуального просвещения (точнее, развращения) и прочие «культурно-просветительские» проекты. Так что на добрую половину наших «патриотов» можно смело вешать табличку Made in USA.

- Но как православная церковь может быть единым духовным стержнем, когда она сама разделена на более полутора десятков церквей?

- История с разделением УПЦ на несколько церквей, по моему мнению, - продукт идеологической кампании, развернутой против православия. Мы, православные, уже устали повторять, что природа церкви такова, что она расколоться не может. По заблуждению и человеческой гордыне во все времена от церкви откалывались большие и малые группы, которые также пытались называть себя «православными». Но где эти «православные церкви» сегодня? Подобно ветке, отломившейся от ствола, в таких «церквях» уже отсутствует живительное действие благодати Божией. И если внешне на такой ветке некоторое время еще сохраняется иллюзия жизни, конец ее предрешен - она неизбежно засохнет и истлеет, если снова не будет привита к стволу. К сожалению, сегодня еще немало тех, кто искусился псевдоцерковной риторикой и оголтелой националистической пропагандой и видит в православной церкви угрозу государству, пятую колонну Москвы. И мы молим Бога о их вразумлении и скорейшем возвращении в Отчий дом.

Наши законы таковы, что позволяют зарегистрировать хоть тысячи «православных» церквей. Для этого достаточно найти десять человек, готовых поддержать пусть даже самую бредовую идею... Но если нашему государству и законам чуть более 15 лет от роду, то церковь, имея двухтысячелетнюю историю, пережила сотни попыток расколоть ее как изнутри, так и извне. За это время разрушились, казалось бы, незыблемые государства и империи, стерлись из памяти имена некогда великих властителей. Церковь же, по словам Спасителя, стоит и будет стоять до скончания века. Тем, кто сегодня с позиции человеческих страстей пытается «подправить» церковные каноны, следовало бы просто оставить эту суету и понять, что к таким вопросам нельзя подходить с позиции сиюминутных интересов, какими бы национально-патриотическими они ни казались...

Резолюция

Конференция постановила:

1. Отметить исключительную роль православной духовной традиции в процессе формирования уникального духовного и нравственного облика украинского народа. Добиваться признания этого на самом высоком государственном уровне.

2. Для преодоления негативных последствий влияния на молодежь современной масс-культуры считать необходимым введение в школах преподавания основ православной культуры. Во избежание спекуляций на тему ущемления прав верующих иных вероисповеданий или конфессий обратить особое внимание на то, что преподавание этого предмета предлагается вести не в качестве религиозной дисциплины, а в форме ознакомления учащихся с духовной традицией того народа, который на протяжении многих веков создавал эту державу.

3. Для разработки программ, методических пособий, а также обеспечения финансирования этой работы, выступить с инициативой создания целевого общественного комитета с привлечением в него ученых, педагогов, депутатов всех уровней, представителей органов власти, общественных организаций, партий и предпринимателей.

4. Обратиться ко всем общественным организациям, политическим деятелям, которые позиционируют себя как православные, с призывом во всех своих делах и личной жизни стремиться соответствовать высоким моральным и нравственным критериям, определяемым многовековой духовной и культурной традицией, берущей свое начало в православии.

5. Призвать отдельных политиков, лидеров политических партий и блоков, руководителей общественных организаций с особой ответственностью и уважением относиться к авторитету Православной Церкви, не позволяя себе использовать его в качестве рекламного подспорья во время проведения предвыборных кампаний и других политических акций.

6. Учитывая, что стараниями отдельных политических сил в обществе формируется искаженное представление о смысле православного мировоззрения, о роли Православной Церкви в формировании духовной традиции, о ее влиянии на общественные и культурные процессы, обратиться к православным и православно-ориентированным издательствам, СМИ, журналистам и призвать их начать координированную просветительскую работу по ознакомлению широкой общественности с реальной позицией церкви по данным вопросам.

7. Для скорейшего формирования национальной элиты, которая в своих стремлениях и личных моральных и деловых качествах могла бы воплотить чаяния православного народа Украины, выступить с инициативой создания среди политиков, предпринимателей, врачей, учителей и прочих сословий профессиональных объединений - гильдий, союзов и т.п. Под духовным окормлением Православной Церкви предложить им начать работу по формированию кодексов чести, основанных на моральных и профессиональных традициях нашего народа.

8. Синодальному Отделу религиозного образования и катехизации УПЦ предложить создать межрегиональную комиссию для выработки единой концепции и программы осуществления миссионерской деятельности нашей Церкви.

9. Органы государственной власти призвать обратить внимание на положительный опыт европейских стран, касающийся ограничения противоправной деятельности деструктивных и тоталитарных культов (сект).

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.