УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 130 відвідувачів

Теги
діаспора 1020-річчя Хрещення Русі постать у Церкві розкол в Україні Патріарх Алексій II автокефалія краєзнавство Археологія та реставрація УПЦ КП шляхи єднання Голодомор секти Священний Синод УПЦ церква і суспільство Церква і політика Ющенко комуністи та Церква Доброчинність монастирі та храми України Мазепа забобони церковна журналістика педагогіка милосердя молодь конфлікти вибори Церква і медицина Вселенський Патріархат УГКЦ Києво-Печерська Лавра іконопис Церква і влада Президент Віктор Ющенко Католицька Церква Предстоятелі Помісних Церков Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика українська християнська культура Приїзд Патріарха Кирила в Україну






Рейтинг@Mail.ru






«Русичи» (Севастополь): Новомученики



«Русичи» (Севастополь), Ирина Давыдова, 23 января - 12 февраля 2007

Подвиг Новомучеников Российских по своему масштабу беспрецедентен. Значение его неизмеримо. Если бы XX век не был украшен подвигом Новомучеников, русская церковная история лишилась бы ярчайших страниц. Для нас, христиан XXI века, это еще, возможно, и самые важные страницы. Мученики XX века фактически спасли Православие не только в России, но и в мире.

Церковь во все времена почитала мучеников. Потому что подвиг этот особый. Человек оказывается перед выбором: либо он с Христом, даже до смерти, либо он отпадает от Христа. В его воле было сделать этот выбор. Почему совершилась революция? Для чего Господь попустил эти гонения? Потому что Россия отпала от Бога. В начале XX она была уже, в общем, безбожной страной. Да, много было храмов, свыше тысячи монастырей, десятки тысяч монашествующих, но тем не менее благочестие, которым прежде была сильна Россия, было утрачено. Люди фактически отвернулись от Бога и в жизни повседневной не жили по евангельским заповедям. Христианство превратилось в какое-то национально-культурное явление. И Господь отвернулся от нас и попустил разгул безбожия.

Во время гонений те единицы, которые хранили евангельские заповеди, воссияли ярким светом. Подвигом своих страданий - исповедничества, мученичества - они спасли Церковь. Настолько сильным было свидетельство их веры, что сами мучители стан овились верующими людьми. Мы читаем сейчас воспоминания о пребывании мучеников в лагерях. Даже отпетые уголовники склонялись с уважением перед священником, монахом, потому что эти люди действительно вели себя по-христиански. Сила их заключалась в любви.

Было время, когда почти все церкви в стране были закрыты. Действовало всего около 50 храмов. Вся верующая Россия либо сидела в лагерях, либо скрывалась и пряталась. Казалось, что безбожие торжествует, еще немного - и Церковь будет повержена. Но этого не случилось. Потому что люди выходили из лагерей и выносили с собой веру. Большевики хотели физически уничтожить верующих. И пытались это сделать. Но не смогли. Потому что веру невозможно уничтожить. Несмотря на то, что большевики были совершенно бессовестными людьми (Троцкий заявил, например: если надо будет 90 процентов людей в России уничтожить, чтобы 10 процентов жили при коммунизме, мы и перед этим не остановимся), они окончательно не смогли уничтожить Церковь. Второй мировой войной Господь опять наказал Россию, отпавшую от Бога. За гонения на Церковь, не иначе, попустил Господь быть той страшной войне.

Но подвиг Новомучеников важен не только для тех лет, но в еще большей степени - для нашего времени. Массовый возврат в лоно Церкви начался в 70-80-х годах. Мы принадлежим к этому поколению, своими глазами видели это. Мы были воспитаны в совершенно безрелигиозной среде. У большинства священников, монахов или просто мирян из тех, которых мы знаем, в семьях не было верующих. А если и были, то лишь в очень редких случаях они были люди церковные. Бабушки верили во что-то и боялись даже внукам рассказывать о своей вере.

Советская жизнь конца 70-х - начала 80-х - очень мрачное явление, действительно период застоя. Там все гнило: и культура, и наука. Вся жизнь словно покрывалась миазмами! Что касается "низов", то по большей части люди пили, чтобы не думать. А верхи бессовестно лгали и... тоже пили. Конечно, люди пытались думать и о том, для чего мы живем. Душа искала Бога. Помню, что одними из первых книг, которые я прочитал, заинтересовавшись верой, были жизнеописания Новомучеников Российских. Я был потрясен подвигом их веры. До этого нам в школе рассказывали, что Патриарх Тихон был враг номер один, правда, я особого внимания на такие слова не обращал. Тогда все были врагами. А тут я прочитал, кем был на самом деле Патриарх Тихон!

Свет страданий Новомучеников дошел до наших дней, согрел сердца. Мы увидели, что за люди страдали и какие это были замечательные люди. В век развитой цивилизации, науки, культуры, где все разложено по полочкам и, казалось бы, нет места для Бога, нам открылось, что есть люди, которые умирали за свою веру. Конечно, после этого человек начинает задумываться: что это за люди и что это за вера? Даже Евангелие читается по-другому. У православного христианина не будет полного представления о христианстве, если он не будет знать подвига Новомучеников. Потому что христианство, собственно, и есть мученичество, любой настоящий христианин - это мученик. Господь сказал: "Как Меня гнали, так будут гнать и вас. Все хотящие благочестно жить во Христе гонимы будут" (Ин. 15,20; 2 Тим. 3,12). Эти гонения проявляются то в меньшей, то в большей степени. Раньше были одни гонители, сейчас - другие. За ними стоит один гонитель - диавол. Поэтому нужно знать, как люди жили и умирали за свою веру, чтобы не растерять это драгоценное сокровище.

В наступившее в России Смутное время, на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восст ановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: "У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому м ы, крестьяне, хотим Патриарха".

Огромные задачи стояли перед Святейшим Тихоном. Ему была вверена многомиллионная, необозримая по территории Русская Православная Церковь. Неизмеримо тяжел был его крест. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений.

"Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета... Где же причина?.. Вопросите вашу православную совесть... Грех - вот корень болезни. Грех растлил нашу землю... Где ты, некогда могучий и державный русский народ? Неужели ты не возродишься духовно?..".

В эти трудные времена для Церкви, когда отбиралось церковное имущество, начались преследования и массовое истребление духовенства. Выступая в качестве главного свидетеля по делу московских священников, Патриарх сказал:

"Я всегда говорил и продолжаю говорить, как следственной власти, так и всему народу, что во всем виноват я один, а это лишь моя Христова Армия, послушно исполняющая веления ей Богом посланного Главы. Но если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова". Тут голос Патриарха возвысился, стал слышен во всех углах громадного зала, и сам он как будто вырос, когда, обращаясь к подсудимым, поднял руку и благословил их, громко, отчетливо произнося: "Благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него". Подсудимые опустились на колени... Допрос Патриарха был окончен... Заседание в этот вечер более не продолжалось...

Приносилась великая искупительная жертва за грехи Русского народа.

В условиях гонения на Церковь со стороны властей Патриарх говорил в своих посланиях к русскому духовенству: "Памятуйте же, архипастыри и отцы, и канонические правила, и заветы святых апостолов: блюдите себя от творящих распри и раздоры. Уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях, повинуйтесь вашему человеческому начальству в делах внешних (1 Пет. 2, 14)... подчиняйтесь и ее велениям, поскольку они не противоречат вере и благочестию, ибо Богу, по апостольскому наставлению, должны повиноваться более, чем людям". Таким образом Патриарх Тихон выразил верность принципу невмешательства Церкви в политическую борьбу при сохранении своей внутренней свободы.

Русский православный народ глубоко ценил и понимал, кем был Святейший Тихон для Церкви, и горячо любил своего великого духовного отца. Близок он русскому сердцу и потому, что этот первосвятитель был истинно русским человеком, воплотившим в себе лучшие стороны своего народа, от внешнего облика до внутренних черт характера. По самой природе своей правдивой души он был глубоко православным человеком, живым олицетворением православия.

Не мог Патриарх не видеть и многих уродливых явлений в жизни нашего общества: безверия, нравственной распущенности. В его воззваниях к Русской Церкви - горячий протест против грубого материалистического понимания жизни и так присущее душе Святейшего чувство глубокого смирения, сознание человеческой неправды перед Божественной истиной.

Его непрестанное земное предстояние Царю Славы за Русскую Церковь ныне продолжается в предстоянии небесном.

Святые Новомученики и Исповедники Российские, молите Бога о нас!

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.