УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 76 відвідувачів

Теги
забобони Києво-Печерська Лавра церква та політика Голодомор Церква і влада шляхи єднання Доброчинність Мазепа Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство Церква і політика молодь Президент Віктор Ющенко Вселенський Патріархат Митрополит Володимир (Сабодан) іконопис Предстоятелі Помісних Церков педагогіка Церква і медицина УПЦ КП Археологія та реставрація краєзнавство 1020-річчя Хрещення Русі діаспора вибори постать у Церкві секти УГКЦ церковна журналістика милосердя розкол в Україні Ющенко конфлікти автокефалія Католицька Церква українська християнська культура комуністи та Церква Священний Синод УПЦ Патріарх Алексій II монастирі та храми України






Рейтинг@Mail.ru






РІСУ: Православию на Буковине угрожает новый раскол?



РІСУ, 07.03.2007

Затяжной кризис украинского православия, фактически расколотого на несколько направлений, не способствует нормализации религиозной ситуации на Буковине. О «сепаратистских тенденциях в церковной жизни» этой области Украины корреспонденту РИСУ Юрию Чорнию сообщил заведующий сектором по делам религий Управления внутренней политики Черновицкой ОГА Василий Настас.

Неопределенностью в украинском православии стараются воспользоваться соседи. По словам чиновника, этот процесс стимулируется «нашим соседним государством Румынией». Так, в июне в прошлом году в прессе г. Сучава - админцентр Южной (в составе Румынии) Буковины даже организовали обсуждение темы о том, что «на территории Буковины должна быть та митрополия, которая была здесь до 1940 года». Во время дискуссии по этому поводу епископ Сучавский и Радовецкий Румынской Православной Церкви Пимен (Зайня) открыто заявил: «Мы не отказывались и не откажемся от того, чтобы центр митрополии был не в Радовцях, а в Черновцах» (Радовцы - один из городов Южной Буковины).

Как объяснил суть дела Василий Настас, сегодня фактически речь идет об «назначении отдельного епископа, который бы подчинил себе 106 румуноязычных религиозных общин УПЦ (МП)». Очевидно, что при помощи этого епископа общины планируют подчинить Румынской Православной Церкви. УПЦ (МП), которую в области возглавляет Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский), категорически отказывается от этого, поскольку, по словам владыки, вопросы должны решать высшие церковные иерархи, а не светские лица. Ныне в церквях каждого из преимущественно румыноязычных районов области - Герцаивском, Глибоцком, Сторожинецком и в Черновцах богослужение ведется на румынском языке. В каждом районе есть свой благочинный - этнический румын, который оперативно решает церковные дела. Вряд ли подчиненный Церкви соседнего государства викарный епископ сможет так же быстро реагировать на нужды своей паствы.

На создании отдельного «черновецкого викариата» для северо-буковинских румын настаивают также представители «румынских культорологических обществ, которые действуют на территории области». Свою позицию они мотивируют тем, что в Румынской Православной Церкви существует викариат, который объединяет украинские приходы. «Хотя мы знаем, какова там в самом деле ситуация с нашими украинцами, в том числе церковная», - объяснил Василий Настас. Самой лучшей иллюстрацией того есть неудовлетворительная ситуация с сооружением в Сучаве украинской церкви святых Петра и Павла.

Особое непринятие с румынской стороны вызвало то обстоятельство, что она должна была называться «украинской». И хотя эта церковь канонически должна была подчиняться Румынской ПЦ, румынская власть долго откладывала с разрешением на ее строительство, не выделила на это никаких средств, но вместе с тем теперь предлагает свою помощь в строительстве и ремонте церквей, в приобретении церковной утвари, румыноязычной теологической литературы для румын Украины. Особенно большие средства выделены для церквей в селах Грушовка и Дубовка Глибоцкого района. В государственном бюджете соседней страны все эти расходы проходят отдельной статьей «вклад государства для Румынского Патриархата с целью поддержки румынских церквей за границей».

По мнению заведующего сектором по делам религий ОГА Василия Настаса, следствием создания викариата на базе румыноязычных приходов может стать новый церковный раскол. По крайней мере подобные околоцерковные игры светских лиц привели к расколу православия в соседней Молдавии и к образованию отдельной Бессарабской митрополии, подчиненной РумПЦ. Перейдя из-под юрисдикции Русской Православной Церкви к РумПЦ, митрополит Петру (Педурару) сначала включил в свою официальную титулатуру «митрополита Бельцкого, Хотынского и всей Бессарабии» название города, который находится на территориях суверенной Украины. Лишь после протестов украинской стороны он изъял название Хотыни с официальной титулатуры, хотя и теперь время от времени наведывается в Черновцы.

Румынская Православная Церковь имеет свои планы и относительно Старообрядческой Церкви. По словам Василия Настаса, пока она также расколота, поскольку в ней также существуют две митрополии - Московская и Браильская (в Румынии), которые не могут между собой разобраться.

С целью пропаганды своих идей в область наведываются миссионеры из соседнего государства. Случается, что заграничные гости несут в 106 румыноязычных приходов, существующих в Черновецко-Буковинской епархии УПЦ (МП), не столько слово Божье, как сепаратистские настроения. Гражданам Украины румынского происхождения рассказывают, в частности, о том, как много для них делает румынское государство, а украинское не помогает даже в сооружении храмов. Вместе с тем Василий Настас убежден, что запланированная отмена виз для граждан Румынии для посещения ими Украины не помешает власти и Церкви проконтролировать эти процессы. А вот предлагаемая к утверждению новая редакция Закона Украины «О свободе совести», в которой предусмотрена регистрация религиозной общины на письменное требование лишь трех человек (теперь для этого надо иметь согласие 10 лиц) может принести немало вреда.

Справка РИСУ: Как уже сообщала РИСУ, еще в конце 2003 года в Украине зарегистрировали первый приход Румынской Православной Церкви - в селе Камышевка Измаильского района Одесской области. В ней служил священник Бессарабской митрополии РумПЦ о. Анатолий Крыстя. Остальные приходы находятся в тех местностях Украины, где проживают этнические румыны (преимущественно это Черновицкая область, а также Закарпатье), и входят в состав УПЦ (МП), хотя службы в них ведутся на румынском языке.

Что касается Румынии, то в областях Мараморощина и Банат приходы в украинских этнических селах входят в состав Украинского викариата Румынской Православной Церкви и богослужения в них отправляются на украинском языке. Викариат пользуется административной автономией, состоит из двух протопопиатов (благочиний), которые объединяют 36 приходов с украинскими священниками. Приходы в Южной Буковине лишены возможности войти в викариат и принадлежат непосредственно к местной архиепархии Румынской Церкви. Украинский язык употребляется здесь в храмах только нескольких наиболее национально сознательных сел.

Официально Румынская ПЦ признает единой канонической Православной Церковью в Украине УПЦ (МП), тем не менее существуют контакты с УПЦ КП и УАПЦ. Возможность перехода под юрисдикцию Украинской Православной Церкви в викариате не отрицают, однако считают, что это зависит от статуса румынских православных общин в Украине.

Кроме того, в Мукачевской греко-католической епархии есть несколько румыноязычных общин, которые обслуживает священник - украинец из Румынии, а в составе Мараморошской епархии Румынской Греко-Католической Церкви есть украинский викариат, но с более ограниченными, нежели у православного правами.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.