УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 107 відвідувачів

Теги
автокефалія УГКЦ Церква і влада церковна журналістика церква і суспільство діаспора Археологія та реставрація УПЦ КП Президент Віктор Ющенко молодь Вселенський Патріархат Церква і політика конфлікти Мазепа монастирі та храми України педагогіка забобони 1020-річчя Хрещення Русі іконопис секти комуністи та Церква Приїзд Патріарха Кирила в Україну розкол в Україні краєзнавство Доброчинність милосердя Священний Синод УПЦ вибори шляхи єднання Митрополит Володимир (Сабодан) Києво-Печерська Лавра церква та політика Католицька Церква Предстоятелі Помісних Церков Патріарх Алексій II Голодомор українська християнська культура постать у Церкві Ющенко Церква і медицина






Рейтинг@Mail.ru






«2000» (Киев): На посту



«2000» (Киев), Дмитрий Скворцов, 09.03.2007

Наступил самый строгий пост. И каждый гурман (следует признаться, в глубине души гурманы у нас все), стающий на путь духовного совершенствования, так или иначе задается вопросом: как в эти долгие полтора месяца не пуститься во все тяжкие (включая тяжелую пищу)?

Самый простой и бескомпромиссный способ - отречься на это время от своей гурманской сущности. Ведь пост - это отказ не от пищи как таковой, а от изысков. В том числе от превращения естественной потребности в удовольствие.

Животная пища отнюдь не «нехристианский» продукт. Христос ел мясо, соблюдая установления, по которым в дни пасхальных трапез нужно было обязательно съедать жертвенного ягненка, причем целиком. С апостолами он ел и рыбу. После потопа Господь сказал Ною и его сыновьям, что теперь всякая плоть на земле им в пищу.

Просто, по утверждению профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева, плотная энергетически насыщенная белковая еда создает определенные трудности в борьбе с собственной плотью. «А плоть, - продолжает отец Андрей, - это не совсем тело. Она - та часть нашей души, которая связана с телом. Это те движения нашего сознания и подсознания, которые связаны с нашей сексуальностью, телесностью, с инстинктом еды и так далее. Вопрос, в какой мере все это определяет нашу сознательную душевную жизнь».

Так в чем же отказывают христиане своей плоти в Великий пост? Начнем с того, что верующие бывают разные. Например, большинство протестантов посты вообще не признают. Католики отказываются от мяса лишь в первый день поста и по пятницам. Да и то начиная с 14-летнего возраста. Примерно то же и в общедуховном плане - латинский пост считается периодом отказа от какой-нибуть дурной привычки. В качестве жертвы Богу.

А что же у нас? В первые понедельник и вторник четыредесятницы (первые сорок дней, посвященные сорокадневному посту Христа) православные стараются не есть совсем. И лишь в среду вечером разрешается хлеб (разумеется - без яиц в замесе), овощи и мед. Пожилые и те, кто не в силах продержаться до среды, могут на сутки раньше перехватить хлеб и квас. Во все остальные будни четыредесятницы можно употреблять печеные - но никак не вареные и не жареные - овощи (т. н. сухоядение). И лишь раз в день. По субботам и воскресеньям два раза в день разрешается пища, приготовленная с добавлением елея (постного масла), и вино. Рыбу можно есть лишь в Вербное воскресенье и на Благовещение. Но поскольку в этом году Благовещение приходится на ужесточение поста в канун Пасхи, то разрешается лишь бокал вина. В Лазареву субботу позволительна рыбная икра.

На Страстной седмице (последней неделе перед Пасхой) пост усугубляется в Великую пятницу, когда есть опять нельзя ничего, и в Субботу, когда запрещена рыба и вино.

Как видим, положения весьма строгие. Но по ним, как правило, живут лишь монахи. Для остальных же монастырский устав служит своего рода планкой, к которой нужно стремиться: то, что нам не по силам сейчас, станет возможно тренированному организму уже в пост следующий. С другой стороны, грех обманывать себя, придумывая разные оправдания в послабление (некоторые духовные наставники считают, что лучше пост сокращать, чем не соблюдать все правила). А послаблений также немало. В первую очередь - детям и больным. Здесь последнее слово за врачами. Церковь освобождает от поста беременных и кормящих грудью.

Но православие это не ветхозаветный закон. Вернее, если и закон, то закон любви. Поэтому в нем возможны совершенно неожиданные послабления, вплоть до разрешения мясомолочных продуктов.

Существует предание о преподобном Кассиане, святом, жившем в IV веке, который, странствуя по Египетской пустыне, пришел к одному отшельнику, славящемуся своим постничеством. А тот поставил гостю отнюдь не постную трапезу. На недоумение Кассиана пустынник ответил: «Принимая братьев и отцов, принимаем Христа, Который сказал: «Принимающий вас, Меня принимает, и не могут сыны брачного чертога поститься, доколе с ними Жених. Когда же отнимется у них Жених, тогда будут поститься!» А вот случай из советского прошлого, описанный о. Андреем Кураевым. Приходит женщина и говорит: «Батюшка, я работаю в советском учреждении, и там я поститься не могу, потому что в столовой все скоромное, и я на глазах у своего начальника и парторга кушаю. Лишние вопросы будут, если я буду поститься. Как мне быть?» В ответ слышит: «Все ешь, только не людей».

Чтобы не есть людей (рецепты к Великому посту)

Итак, что же нам есть, чтобы не набрасываться на себе подобных? При великопостном питании энергетический запас обеспечивает проверенная схема «щи да каша» (а еще более - наша ее модификация «каша+борщ» - самый витаминоемкий суп всех времен и народов). Кстати, в старые времена именно к Великому посту приурочивалась апробация традиционных солений и квашений, маринованных овощей и ягод, а до него «дотягивали» на запасах свежих овощей.

Суп рисовый . В кипящий подсоленный бульон положить мелко нарезанный и обжаренный лук, заранее подготовленный рис (его промыть, на 2-3 минуты бросить в кипящую воду, а затем откинуть на сито). Довести бульон до кипения, добавить крупно нарезанные картофелины. При подаче на стол посыпать зеленью петрушки. На 2 л воды: 1-2 картофелины, 1 ст. ложка риса, 1 луковица, 1 ст. ложка растительного масла, соль, зелень.

Суп овсяный (без масла) . В кипяток положить картофель, нарезанный брусочками, когда он почти сварится, заправить суп мелко нарезанным луком, морковью и сушеной зеленью. Добавить овсяных хлопьев («Геркулес»), хорошо размешать и варить еще 5-10 мин. На 1,5 л воды: 2 картофелины, 1 морковь, 1 луковица, полстакана овсяных хлопьев, зелень, соль.

Картофель по-архиерейски . Отварить, охладить, нарезать толстыми ломтиками и обжарить в растительном масле. В конце обжаривания всыпать муку, перемешать и дать образоваться хрустящей корочке. На 1,5 кг картофеля: 5 ст. ложек растительного масла, 2 ст. ложки муки, соль.

Блины гречневые . Просеять гречневую муку (смолоть ядрицу в кофемолке). Третью ее часть развести теплой водой с растворенными в ней дрожжами. Тщательно вымесить и поставить опару в теплое место, накрыв полотенцем. Когда тесто поднимется, добавить остальную муку, по чайной ложке соли и сахара, взбить и дать еще раз подняться. Затем влить 200 мл кипятка, снова вымесить тесто и, когда оно поднимется в третий раз, испечь блины. На 4 стакана муки: 600 мл теплой воды, 25 г дрожжей, 1 ч. ложка соли, 1 ч. ложка сахара.

Котлеты капустные . Капусту мелко порезать, положить в кастрюлю, добавить воду, 1 ст. ложку растительного масла и тушить до полуготовности. Затем всыпать тонкой струйкой манную крупу, непрерывно помешивая, еще тушить 10-15 мин. Посолить, помешать и охладить. Сформировать котлеты, запанировать в сухарях, обжарить. На 500 г капусты: по 2 ст. ложки манной крупы и молотых сухарей, 3 ст. ложки растительного масла, 1/2 стакана воды, соль.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.