УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 204 відвідувачів

Теги
УГКЦ милосердя Патріарх Алексій II секти Церква і влада автокефалія УПЦ КП Президент Віктор Ющенко Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ діаспора церква і суспільство Археологія та реставрація молодь Католицька Церква шляхи єднання іконопис Голодомор комуністи та Церква українська християнська культура Митрополит Володимир (Сабодан) Мазепа монастирі та храми України краєзнавство Предстоятелі Помісних Церков Ющенко забобони Доброчинність Києво-Печерська Лавра постать у Церкві Церква і політика церковна журналістика конфлікти розкол в Україні Церква і медицина 1020-річчя Хрещення Русі вибори Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква та політика педагогіка






Рейтинг@Mail.ru






«2000» (Киев): На посту



«2000» (Киев), Дмитрий Скворцов, 09.03.2007

Наступил самый строгий пост. И каждый гурман (следует признаться, в глубине души гурманы у нас все), стающий на путь духовного совершенствования, так или иначе задается вопросом: как в эти долгие полтора месяца не пуститься во все тяжкие (включая тяжелую пищу)?

Самый простой и бескомпромиссный способ - отречься на это время от своей гурманской сущности. Ведь пост - это отказ не от пищи как таковой, а от изысков. В том числе от превращения естественной потребности в удовольствие.

Животная пища отнюдь не «нехристианский» продукт. Христос ел мясо, соблюдая установления, по которым в дни пасхальных трапез нужно было обязательно съедать жертвенного ягненка, причем целиком. С апостолами он ел и рыбу. После потопа Господь сказал Ною и его сыновьям, что теперь всякая плоть на земле им в пищу.

Просто, по утверждению профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева, плотная энергетически насыщенная белковая еда создает определенные трудности в борьбе с собственной плотью. «А плоть, - продолжает отец Андрей, - это не совсем тело. Она - та часть нашей души, которая связана с телом. Это те движения нашего сознания и подсознания, которые связаны с нашей сексуальностью, телесностью, с инстинктом еды и так далее. Вопрос, в какой мере все это определяет нашу сознательную душевную жизнь».

Так в чем же отказывают христиане своей плоти в Великий пост? Начнем с того, что верующие бывают разные. Например, большинство протестантов посты вообще не признают. Католики отказываются от мяса лишь в первый день поста и по пятницам. Да и то начиная с 14-летнего возраста. Примерно то же и в общедуховном плане - латинский пост считается периодом отказа от какой-нибуть дурной привычки. В качестве жертвы Богу.

А что же у нас? В первые понедельник и вторник четыредесятницы (первые сорок дней, посвященные сорокадневному посту Христа) православные стараются не есть совсем. И лишь в среду вечером разрешается хлеб (разумеется - без яиц в замесе), овощи и мед. Пожилые и те, кто не в силах продержаться до среды, могут на сутки раньше перехватить хлеб и квас. Во все остальные будни четыредесятницы можно употреблять печеные - но никак не вареные и не жареные - овощи (т. н. сухоядение). И лишь раз в день. По субботам и воскресеньям два раза в день разрешается пища, приготовленная с добавлением елея (постного масла), и вино. Рыбу можно есть лишь в Вербное воскресенье и на Благовещение. Но поскольку в этом году Благовещение приходится на ужесточение поста в канун Пасхи, то разрешается лишь бокал вина. В Лазареву субботу позволительна рыбная икра.

На Страстной седмице (последней неделе перед Пасхой) пост усугубляется в Великую пятницу, когда есть опять нельзя ничего, и в Субботу, когда запрещена рыба и вино.

Как видим, положения весьма строгие. Но по ним, как правило, живут лишь монахи. Для остальных же монастырский устав служит своего рода планкой, к которой нужно стремиться: то, что нам не по силам сейчас, станет возможно тренированному организму уже в пост следующий. С другой стороны, грех обманывать себя, придумывая разные оправдания в послабление (некоторые духовные наставники считают, что лучше пост сокращать, чем не соблюдать все правила). А послаблений также немало. В первую очередь - детям и больным. Здесь последнее слово за врачами. Церковь освобождает от поста беременных и кормящих грудью.

Но православие это не ветхозаветный закон. Вернее, если и закон, то закон любви. Поэтому в нем возможны совершенно неожиданные послабления, вплоть до разрешения мясомолочных продуктов.

Существует предание о преподобном Кассиане, святом, жившем в IV веке, который, странствуя по Египетской пустыне, пришел к одному отшельнику, славящемуся своим постничеством. А тот поставил гостю отнюдь не постную трапезу. На недоумение Кассиана пустынник ответил: «Принимая братьев и отцов, принимаем Христа, Который сказал: «Принимающий вас, Меня принимает, и не могут сыны брачного чертога поститься, доколе с ними Жених. Когда же отнимется у них Жених, тогда будут поститься!» А вот случай из советского прошлого, описанный о. Андреем Кураевым. Приходит женщина и говорит: «Батюшка, я работаю в советском учреждении, и там я поститься не могу, потому что в столовой все скоромное, и я на глазах у своего начальника и парторга кушаю. Лишние вопросы будут, если я буду поститься. Как мне быть?» В ответ слышит: «Все ешь, только не людей».

Чтобы не есть людей (рецепты к Великому посту)

Итак, что же нам есть, чтобы не набрасываться на себе подобных? При великопостном питании энергетический запас обеспечивает проверенная схема «щи да каша» (а еще более - наша ее модификация «каша+борщ» - самый витаминоемкий суп всех времен и народов). Кстати, в старые времена именно к Великому посту приурочивалась апробация традиционных солений и квашений, маринованных овощей и ягод, а до него «дотягивали» на запасах свежих овощей.

Суп рисовый . В кипящий подсоленный бульон положить мелко нарезанный и обжаренный лук, заранее подготовленный рис (его промыть, на 2-3 минуты бросить в кипящую воду, а затем откинуть на сито). Довести бульон до кипения, добавить крупно нарезанные картофелины. При подаче на стол посыпать зеленью петрушки. На 2 л воды: 1-2 картофелины, 1 ст. ложка риса, 1 луковица, 1 ст. ложка растительного масла, соль, зелень.

Суп овсяный (без масла) . В кипяток положить картофель, нарезанный брусочками, когда он почти сварится, заправить суп мелко нарезанным луком, морковью и сушеной зеленью. Добавить овсяных хлопьев («Геркулес»), хорошо размешать и варить еще 5-10 мин. На 1,5 л воды: 2 картофелины, 1 морковь, 1 луковица, полстакана овсяных хлопьев, зелень, соль.

Картофель по-архиерейски . Отварить, охладить, нарезать толстыми ломтиками и обжарить в растительном масле. В конце обжаривания всыпать муку, перемешать и дать образоваться хрустящей корочке. На 1,5 кг картофеля: 5 ст. ложек растительного масла, 2 ст. ложки муки, соль.

Блины гречневые . Просеять гречневую муку (смолоть ядрицу в кофемолке). Третью ее часть развести теплой водой с растворенными в ней дрожжами. Тщательно вымесить и поставить опару в теплое место, накрыв полотенцем. Когда тесто поднимется, добавить остальную муку, по чайной ложке соли и сахара, взбить и дать еще раз подняться. Затем влить 200 мл кипятка, снова вымесить тесто и, когда оно поднимется в третий раз, испечь блины. На 4 стакана муки: 600 мл теплой воды, 25 г дрожжей, 1 ч. ложка соли, 1 ч. ложка сахара.

Котлеты капустные . Капусту мелко порезать, положить в кастрюлю, добавить воду, 1 ст. ложку растительного масла и тушить до полуготовности. Затем всыпать тонкой струйкой манную крупу, непрерывно помешивая, еще тушить 10-15 мин. Посолить, помешать и охладить. Сформировать котлеты, запанировать в сухарях, обжарить. На 500 г капусты: по 2 ст. ложки манной крупы и молотых сухарей, 3 ст. ложки растительного масла, 1/2 стакана воды, соль.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.