УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 198 відвідувачів

Теги
Києво-Печерська Лавра Католицька Церква діаспора конфлікти українська християнська культура педагогіка монастирі та храми України молодь шляхи єднання краєзнавство Ющенко Вселенський Патріархат Голодомор Предстоятелі Помісних Церков Церква і політика постать у Церкві Археологія та реставрація Патріарх Алексій II церковна журналістика УГКЦ Мазепа Церква і влада УПЦ КП комуністи та Церква Церква і медицина церква і суспільство Доброчинність автокефалія церква та політика 1020-річчя Хрещення Русі іконопис Митрополит Володимир (Сабодан) забобони вибори милосердя Священний Синод УПЦ Президент Віктор Ющенко розкол в Україні секти Приїзд Патріарха Кирила в Україну






Рейтинг@Mail.ru






«Вовремя.info» (Украина): Христианские корни США



«Вовремя.info» (Украина), 15.02.2007

Провозглашение христианства духовным фундаментом США импонирует значительной части избирателей. Но есть ли тому историческое обоснование?

В последние годы многие американские политики, представители академических кругов и религиозные деятели стали настойчиво утверждать, что идейной основой государственных устоев Соединенных Штатов с самого их возникновения служили вечные ценности иудео-христианской (или даже только христианской) культуры. Эта тенденция знаменует разрыв с устоявшимися нормами последних десятилетий, которые, как минимум, не приветствовали откровенные обращения к религии вообще и к христианству в частности.


Подобные апелляции были достаточно типичны для выступлений американских политиков девятнадцатого столетия. Со временем они стали восприниматься как анахронизм и сохранились в основном в речах представителей южных штатов, которые в Америке не случайно называют «Библейским Поясом».

Подобные апелляции были достаточно типичны для выступлений американских политиков девятнадцатого столетия. Со временем они стали восприниматься как анахронизм и сохранились в основном в речах представителей южных штатов, которые в Америке не случайно называют «Библейским Поясом».

Нет сомнения, что провозглашение христианства духовным фундаментом США импонирует значительной части избирателей. Однако имеет ли оно историческое обоснование? Действительно ли лидеры американской революции и авторы Декларации независимости и Конституции были благочестивыми христианами, сделавшими свои религиозные убеждения духовным стержнем этих великих документов? Эти вопросы обсуждаются в новой монографии нью-йоркской журналистки Брук Ален «Моральное Меньшинство: Наши Скептические Отцы-Основатели»: Our Skeptical Founding Fathers.

На первой же странице автор заявляет, что ее книга должна послужить опровержением веры в изначально христианскую подкладку американской государственности. Это верно, пишет она, что кое-кто из жителей английских колоний, перебравшихся из Европы в Америку в 17 и 18 столетиях, покинул родную землю по религиозным соображениям, но это отнюдь не было универсальным правилом. Многих первопоселенцев в первую очередь мотивировала надежда обзавестись землей, заняться торговлей или ремеслом и зажить лучше, чем дома. Верно, что некоторые колонии были основаны как сообщества единоверцев, например, Массачусетс, где господствовали пуритане, и Пенсильвания - прибежище квакеров. В то же время Джорджия первоначально была каторжной колонией британской короны (такой же статус в первой половине 19 века имела и Австралия), а Северная Каролина и Южная Каролина были учреждены как коммерческие предприятия примерно того же рода, что Британская Ост-Индская Компания, созданная лондонскими купцами для торговли с Индией. К середине 18 столетия десять колоний объявили определенные деноминации главенствующими (в семи колониях этот статус получила англиканская церковь, еще в трех - конгрегационалисты, американская разновидность кальвинизма), в то время, как остальные три (Пенсильвания, Нью-Джерси и Род-Айленд) от этого воздержались, поскольку были заселены сторонниками множества религиозных сект.  

Это обстоятельство самым серьезным образом повлияло на основы государственности США. К началу Войны за независимость религиозные верования населения колоний представляли из себя такую сложную мозаику, что любая попытка основать новую нацию на основе какой-то приемлемой для всех духовной идеологии была бы заведомо обречена на провал. Поэтому отцы-основатели новой республики совершенно сознательно решили строить ее правовую основу вне любого религиозного контекста. В результате, они не включили в текст Конституции никаких отсылок к Всевышнему, неважно, христианскому или какому-либо иному. Религия там упоминается только в двух положениях, гарантирующих вероисповедальную нейтральность государственных структур. Во-первых, это третий пункт статьи 6, провозглашающий, что «принадлежность к какой-либо религии никогда не будет требоваться в качестве условия для занятия какой-либо должности или исполнения какой-либо общественной обязанности в Соединенных Штатах». Во-вторых, это Первая поправка к Конституции, утверждающая, что «Конгресс не должен издавать законов, касающихся установления какой-либо религии или запрещающих ее свободное исповедание». Правда, в Тексте Декларации независимости имеются отсылки к Божественной Природе, Создателю, Верховному Судии и Божественному Провидению, но они сформулированы таким образом, чтобы их могли признать не только христиане любых деноминаций, но и верующие любой религии, во всяком случае, монотеистической. Отнюдь не случайно оба эти документа не содержат ни одного упоминания Иисуса Христа.

Христианские апологеты, отмечает автор, любят ссылаться на то, что на монетах США выбит лозунг «В Бога Мы Веруем», а клятва в верности стране, которой до сих пор открываются школьные занятия, содержит формулу «Один Народ под Богом». Однако ни то, ни другое не является творением архитекторов американской революции. Монеты с этой чеканкой вошли в обращение лишь в середине 19-го века, а фраза о Боге была включена в текст клятвы лишь в 1950-е годы.   

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.