УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 120 відвідувачів

Теги
секти конфлікти Голодомор вибори УГКЦ Митрополит Володимир (Сабодан) Мазепа комуністи та Церква Археологія та реставрація церква та політика Києво-Печерська Лавра Доброчинність церковна журналістика українська християнська культура церква і суспільство розкол в Україні Предстоятелі Помісних Церков Церква і влада Приїзд Патріарха Кирила в Україну діаспора милосердя Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ Патріарх Алексій II шляхи єднання постать у Церкві УПЦ КП Ющенко монастирі та храми України забобони Церква і медицина Церква і політика іконопис Католицька Церква автокефалія Президент Віктор Ющенко молодь краєзнавство 1020-річчя Хрещення Русі педагогіка






Рейтинг@Mail.ru






«Русичи» (Севастополь): Уроки Православия. Елеосвящение



«Русичи» (Севастополь), 13 - 26 марта 2007

«Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак 5, 14). Так говорит Апостол Иаков о практике Церкви апостольских времен. Также и ныне Церковь продолжает молиться о телесном и духовном здоровье своих чад.

Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные (Православный катехизис).

По традиции во время Великого поста в храмах совершается елеосвящение, или соборование. Для тех, кто не знаком или хочет подробнее познакомиться с этим таинством, предлагаем сегодняшний «урок Православия».

Елей (масло) занимает в природе особое место, обладая особым, целым набором свойств, отличающих его от других веществ естественного происхождения. Он текуч, влажен, всепроникающ и горюч. При этом он не похож на воду: легче ее и потому никогда с ней не смешивается, а поднимается над ней и усмиряет волнение морское. Огонь, питаемый елеем, дает тихий свет, а в живых телах поддерживает жизненное начало, действует смягчающе, утоляющим страдания образом.

В духовной сфере его можно уподобить кротости, умиротворению, любви, которая, распространяясь, проникает и очищает, дает свет умный. Как елей не подавляется, не смешивается с инородной влагой, но освобождаясь восходит над нею, так и любовь истинная не подавляется земным, но возвышается к духовному, вечному и пламенеет перед Богом.

Для совершения таинства елей освящается знамением Креста, которое творит над ним священник, для того, чтобы показать болящему, что таинство это освящается и совершается над больным силой Иисуса Христа, распятого на Кресте.

При совершении Таинства елеосвящения ставится стол и на нем блюдо с пшеницею, зерна которой служат изображением зародыша и новой жизни - выздоровления и - жизни по смерти тела - воскресения.

Вверху пшеницы ставится сосуд, в который вливается елей, служащий видимым знаком благодати исцеления. И вино, в знамение крови Христовой, излиянной на кресте для спасения людей. Соединение елея с вином делается в подражание тому врачевству, какое употребил для болящего самарянин. Около сосуда с елеем водружаются в пшеницу семь стручьев, обитых бумагою (хлопчатою), к помазанию. Обыкновенно сюда же вставляют семь зажженных свечей. На столе, кроме того, полагаются Евангелие и крест.

В этом таинстве прочитываются семь положенных отрывков из Апостола и Евангелий, семь молитв и семь раз помазуются священным елеем чело, ноздри, ланиты, уста, грудь и руки болящего для того, чтобы низвести исцеляющую благодать Божию на душу и тело, и на все чувства и силы его. Помазание совершается крестообразно в ознаменование того, что благодать Духа Святого низводится на нас силой Креста Христова. После последнего помазания елеем на главу болящего возлагается Святое Евангелие, изображая посещение Самим Иисусом Христом во Святом Его Евангелии, которое повествует об исцелении Им болящих.

По окончании елеосвящения болящий, во свидетельство своего искреннего раскаяния во грехах и примирения с ближними, испрашивает у всех знаемых прощения себе.

Наконец, болящий целует Святой Крест в свидетельство своей твердой веры в заслуги Искупителя, распятого за грехи наши, и надежды на Его бесконечное милосердие.

Лучше всего, когда соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, сначала совершается «Исследование о исповедании», затем Елеосвящение и, наконец, Причащение Святых Тайн.

Кроме исцеления от болезней, елеосвящение дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). По немощи памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить о том, как велика ценность соборования.

Кроме того, учитывая, что ни с каким таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с соборованием (после соборования нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам и многое другое), хотим напомнить, что эти суеверные вымыслы подрывают веру в благодатную силу таинства и приносят большой вред духовной жизни, поэтому слушать и тем более следовать им не нужно.

 24 марта, в субботу 5-й седмицы Великого поста, Церковь чтит праздник Похвала Пресвятой Богородицы, установленный в IX в. в Греции за неоднократное избавление Константинополя заступлением Царицы Небесной, так называемая суббота Акафиста - накануне, на вечернем богослужении, совершается торжественное пение акафиста Пресвятой Богородице.

В воскресенье, 25 марта - память преп. Марии Египетской. А перед этим на утрени четверга (т.е. в среду вечером) 5-й седмицы Великого поста совершается богослужение, которое в народе называют «Марииным стоянием», поскольку в середине этой долгой утрени читается Житие преподобной Марии Египетской. На этом богослужении прочитывается весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского - тот самый канон, с чтения которого начинался Великий пост. Его смысл в том, чтобы теперь, уже в конце великопостного пути, когда до Пасхи остается две с половиной недели, подвести итог поста как времени самонаблюдения, самоосуждения, плача о своих грехах и покаяния в них. Читаемое на утрени Житие преподобной Марии Египетской предлагается как образец того, каким глубоким и истинным может быть в жизни человека покаяние, полностью перерождающее его душу и изменяющее его жизнь.

Протоиерей Александр Шаргунов отметил следующую особенность «стояния»: «Мы помним из Жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. Ныне человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его, не менее ужасные, грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему томительно стоять на службе, и он уходит, не дожидаясь конца, и скоро совсем перестает ходить в церковь - буквально «не может» войти в нее. То же древнее чудо, только в ином, печальном варианте, повторяется вновь».

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.