УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 57 відвідувачів

Теги
розкол в Україні Католицька Церква діаспора церква і суспільство Археологія та реставрація Голодомор УГКЦ краєзнавство вибори Предстоятелі Помісних Церков УПЦ КП іконопис милосердя Мазепа Патріарх Алексій II молодь Священний Синод УПЦ шляхи єднання Вселенський Патріархат Церква і політика Президент Віктор Ющенко автокефалія конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і медицина Церква і влада церква та політика церковна журналістика українська християнська культура Ющенко комуністи та Церква педагогіка Києво-Печерська Лавра секти Митрополит Володимир (Сабодан) монастирі та храми України забобони постать у Церкві Доброчинність 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






РІСУ: „Кожному дарована свобода думати, відчувати, діяти, поруч з відповідальністю за свій вибір”. Веб-конференція Наталії Безбородової



РІСУ, 30.03.2007

Веб-конференція РІСУ On-line - у гостях: Наталя БЕЗБОРОДОВА, керівник Всеукраїнської громадської організації "Українська мережа ВзаємоДія", член правління Європейської федерації центрів досліджень та інформації щодо культів (FECRIS - Federation Europeenne des Centres de Recherche et d'Information sur le Sectarisme)

Запитання і відповіді розміщуються в порядку отримання останніх - найсвіжіші угорі

 

Запитання від редакції:

- 1. Що створює найкращі умови для розвитку нових релігійних рухів, які становлять небезпеку для суспільства?
2. І, відповідно, які найкращі протидії поширенню цих рухів?

Дуже дякуємо за гарну розмову!


По першому питанню, щодо найкращих умов для поширення небезпечних рухів - на мій погляд, це відсутність механізмів, які мають захищати особу від шкідливого впливу. Тобто свобода без відповідальності. Як будь-яка технологія, чи методи лікування повинні мати висновки щодо безпеки їх використання, так само має бути захищена психологічна та духовна сфера.

Наприклад, за результатами дослідження Інституту соціальної та політичної психології АПН України минулого року щодо ставлення громадян до поширення «нетрадиційних» релігійних рухів, лише близько 14% громадян вважають, що обмежень на має бути, решта висловилася за заборону організації за певні вчинки, а саме:

- Використання в ритуалах дій сексуального характеру - 44,9
- Залучення до організації неповнолітніх - 34,0
- Агресивні або принизливі висловлювання на адресу інших релігій - 30,9
- Заборона вдаватися до медичної допомоги - 28,7
- Заклики до громадянської непокори - 26,5
- Вимоги виконувати тільки розпорядження лідерів організації - 25,2
- Заклики ігнорувати громадське життя - 19,1
- Втручання в політику - 15,3

Відносно найкращих протидій, я б сказала краще, негативному впливу, в першу чергу задля забезпечення безпеки особистості та приватного життя, необхідна співпраця фахівців різних галузей: юристів, психологів, медиків за підтримки держави. А саме як завдання можна визначити:

1. Вивчення соціально-правових аспектів проблеми психологічного насильства та індоктринації в культовій організації, створити психологічний портрет жертви психологічного насильства.

2. Разробити алгоритми проведення психологічної експертизи встановлення факту здійснення психологічного насильства на особистість. Розробити методику психологічної діагностики феномену культової психічної залежності особистості.

3. Розробити програми по навчанню експертів.

І Вам також дякую за можливість спілкування! Безпечної Вам подальшої взаємодії!



Кіномеханік:

- Проблема культу - не є явищем останнього часу. Класифікацію ознак за Вернером Гроссом можна цілком використати і для розгляду діяльності тих чи інших релігійних об'єднань, сект і т.п. у середньовіччя і навіть впритул до язичництва. У зв'язку з цим - два запитання. Перше - чи може проблема діяльності деструктивних сект і культів бути вирішена на рівні політичному чи суспільному, якщо культи існували завжди. І зараз їх більше тільки тому, що на Землі стало більше людей, а релігії продовжують дрібнитися. Друге - чи не здається Вам, що "демократія" в загальному розумінні слова - є найпершим розсадником деструктивних сект? Дякую.


- Дійсно, я погоджуюсь з Вами, що спроби використовувати інших у власних цілях були завжди в історії людства, так само як ми маємо, мали і будемо мати проблеми із злочинністю, хворобами і т.ін. Ми також називаємо нашу епоху інформаційною та психологічною, в нашому суспільстві відбулися певні зміни, ідеологічне різноманіття перестало бути під забороною, але й навичок розрізнити шкідливе ще не набули. У поєднанні з Вашим другим запитанням - так, здається, що при демократії ніхто не має контролювати інших, але ж згадаймо, що ми вийшли з країни з досить суворим і не менш тоталітарним контролем. Якщо країна сама по собі є авторитарною та тоталітарною, вона не надає можливості будь-кому ще контролювати та керувати життям та свободою громадян - виконує це сама. При більшій свободі загроза виникнення так назвати «осередків» негативного впливу збільшується, але й кожній окремій людині залишається більше свободи не опинитися під негативним впливом. Для порівняння можу сказати, що за власною статистикою деяких новітніх течій, у Західній Європі вони мають негативний або нульовий приріст послідовників, а у країнах пост-радянського суспільства - стрімко позитивний. Можливо, вихід - це розбудова дійсно правового суспільства.



Сергій, протестант:

- Наташа. Дуже радий Вас бачити і вітаю з гарною Web-конференцією.

Питання: „Що можна сказати про дослідження психологічного впливу практик саентологів на психіку особистості, та дослідження цього питання за кордоном?". Відомо, що саме цей рух створює по всьому світу під різними вивісками „сектозахисні організації". Чи є в Вас інформація щодо можливості проведення в Україні адекватної та грамотної комплексної психіатричної та медичної експертизи тренінгових практик цього руху, не зважаючи на те, що в нашій країні саєнтологи мають досить вагомих покровителів на політичному та Державному рівні?


- Дякую за привітання, Сергію, і Вас вітаю також.

Дійсно, діяльність організації Саєнтології супроводжується великою кількістю судових процесів в різних країнах світу і не на краще для цієї організації. Стосовно медичного аспекту, великої критики зазнала програма «Нарконон», методи якої визнавались медиками як шкідливі для організму людини. Я вважаю, що при наявності запитів та всіх необхідних матеріалів, що описують ті аспекти практики, що стосуються питань психіатрії та медицини, можливо отримати результат від визнаних профільних установ України. Можливо, Вам також відомо, що кілька років тому організація Саєнтології отримала відмову при спробі реєстрації як релігійна організація в Києві.



Тарас:

- Пані Наталю, чи не здається Вам, що нинішня форма діяльності "борців зі сектами" в Україні може спонукати нагнітання релігійної нетерпимості в суспільстві, а не роз'яснювати людям, чому т.зв. секти небезпечні для суспільства? Як досягти найкращого результату щодо нейтралізації впливу дійсно небезпечних рухів і не зменшити рівень свободи релігій в Україні?


- Пане Тарасе, я не зовсім розумію Ваше перше запитання, тому мені важко Вам відповісти. Яку саме форму діяльності Ви називаєте «борцями зі сектами»? В кожному окремому випадку дивитися, що й як критикується. Так, ми всі у своїх твердженнях маємо бути толерантними до іншого погляду та поважати інших. Але що Ви маєте на увазі «а не роз'яснювати людям, чому т.зв. секти небезпечні для суспільства»? Якщо певні дії наносять шкоду - змовчати в цьому випадку - це те саме, щоб погодитись, щоб вони продовжувались, ї хто знає, може й на наших близьких. Ми не можемо накласти «табу» на обговорення проблеми, навіть релігійної, адже це також свобода висловлення і спосіб вирішення.

Щодо питання про нейтралізацію впливу - на мій погляд, це поширення інформації про критерії визначення методів деструктивного впливу також безвідносно до певних груп, тому що в цілому методи впливу більшою чи меншою мірою дуже схожі, різними є «обгортки». Вчитися розуміти себе та відстежувати власні емоції , адже в першу чергу про спроби маніпулятивного впливу сигналізує емоційна система людини. Формувати систему критичного мислення, не шукати «чудесного» вирішення всіх проблем за рецептом гуру чи старців. А також готувати фахівців для допомоги виходу зі стресових ситуацій, залежних стосунків.



@:

- Ваша оценка религиозных претензий Максима Курочкина. Есть ли связь между "Новым мировым порядком" его и Ледяева? См.: www.obozrevatel.com/news/2007/3/27/162796.htm


- Достаточно интересные выводы были получены исследователями Университета Альберты в Канаде о том, что «харизматическим лидерам, по крайней мере, тем, которые основывают новые религии свойственны различные степени биопсихосоциального расстройства, т.е. расстройства личности и/или психологический дисбаланс. Понятие «биопсихосоциальное расстройство» подразумевает то, что у некоторых людей могут быть биологические, гормональные или генетические отклонения, которые способны привести или совмещаться с психологическими расстройствами, которые имеют негативное воздействие на их деятельность в обществе. Некоторые из этих расстройств могут присутствовать с детства; другие могут проявиться с возрастом. Главным образом во взрослом возрасте эти ослабляющие расстройства могут усугубиться и/или ухудшиться с связи с чрезмерным употреблением алкоголя и наркотиков, а также насильственными или иррациональными идеями, свойственными религиозной или культурной сфере, в которой они живут» (Кент, 2004: 104-109; Рой, 2000: 394-395; Уитсетт и Кент, 2003: 493-494).

Для выводов, безусловно, нужна экспертиза, но такая гипотеза кажется вероятной. Для сравнения доктрины «Нового мирового порядка» Ледяева и Курочкина нужны оба текста. Есть ли он во втором случае?



Тук:

- Куда человек, постардавший от сект, может прийти, к кому обратиться за помощью? много ли таких в Украине организаций?


- Организаций и специалистов, предоставляющих информационно-консультативную поддержку, не очень много, но они есть:

ВГО «Украинская сеть «ВзаимоДействие» http://www.interaction.net.ua/, email: info@interaction.net.ua, а/я 49, Киев, 04080 - консультирование близких, психологическая помощь пострадавшим от деятельности культов, экспертная оценка деструктивного психологического влияния со стороны отдельных лиц и организаций.

Независимый центр социально-психологической помощи и поддержки, г. Харьков, ул.Астрономическая, 44-В, кв.48, контактное лицо: Маринушкина Елена Евгеньевна, Lena-marin@list.ru тел. (057) 719 91 20, консультирование

Социально-психологическая служба Днепропетровского Национального университета, переулок Научный 13, г. Днепропетровск, 8 ( 0562) 776-82-33 - индивидуальное консультирование, индивидуальная и групповая психотерапия

Днепропетровский городской центр помощи жертвам деструктивных культов «Диалог», г.Днепропетровск, ул. Дзержинского, 29 к. 28, dialog@optima.com.ua, (0562) 33-73-08 с 8.00 до 17.00.

Подробнее информацию об организациях и ссылках на ресурсы можете посмотреть у нас на сайте: www.interaction.net.ua. Мы также сотрудничаем с организациями других стран.



Прихожанин киевской лавры:

- К какой деноминации Вы сами принадлежите?


- Православная христианка



Прихожанин киевской лавры:

- Можно ли выделить в отдельный, какой-то обособленный политико-религиозный культ организации типа "Союза православных братств" Валентина Лукияника или "Союза православных граждан" Валерия Каурова? Как их охарактиризовать? Церковному духовенству они не подчиняются, творят что хотят, никто им не указ, руководствуются своей экзальтированной русско-патриотической идеей.


- Мне не приходилось исследовать или изучать работы других специалистов на предмет присутствия характерных особенностей культа в этих организациях. По моему мнению, своей деятельностью эти организации, заявляющие о защите канонических интересов Церкви, но, по сути, зачастую противоречащих или игнорирующих эти интересы, отраженные в документах, маргинализируют себя и, к сожалению, создают искаженный образ того, в чем проявляется деятельность Церкви, для общества.



Православный (УПЦ МП):

- Не кажется ли Вам что деятельность таких "сектоведов" как Дворкин и Кураев скорее непрофессиональна? какие-то аматорские проповеди и статьи, где агрессии и тенденциоза больше, чем трезвого разбора "что и как".


- Контекст нашей деятельности как общественной организации лежит в ином ключе, и мы сейчас в первую очередь говорим об Украине - ее реалиям всегда была свойственна мультиконфессиональность. Но и стоит заметить, что описание основных известных новых религиозных движений, как и начало обсуждения темы - заслуга в первую очередь данных авторов.



Владимирович:

- Назовите имена и организации которые прямо или косвенно тормозят, саботируют или как-то по-иному мешают бороться с деструктивными культами. Кстати, дайте определение такому культу, а также тоталитарному и т.д.


- Я не могу сказать, что кто-то мешает мне заниматься выбранной тематикой. У различных лиц и организаций есть собственная позиция «про» или «контра», скорее можно говорить о том, что сотрудничество можно строить на основе сходных взглядов и готовности к сотрудничеству.

Вопросы об определении, что такое деструктивный культ, вызывают много дискуссий, потому что это совокупность признаков, которые в единичных проявлениях могут не представлять существенной опасности, но при присутствии большинства в определенной группе могут угрожать здоровью последователей.

По описанию признаков культа наиболее полным и удачным считаю данное Вернером Гроссом, немецким психотерапевтом, методистом и преподавателем в Psychological Forum Offenbach (PFO), бывшего членом следственной комиссии German Bundestag «так называемых сект и психо групп». Оно достаточно объемное и описывает основные характерные особенности деструктивного культа, а именно: идеологию группы (фантазии о всемогуществе, монополия на истину, "черно-белое" мышление, видение "конца света", планы "спасения", открытые претензии на власть), ее центральной фигуры - руководителя или лидера (окруженного безапелляционным культом лидерства), структуры группы (как элитной закритой группы с жесткой иерархией и внутренним контролем, элитарным мышлением, эксплуатацией и незаконной деятельностью), определенное воздействие на ее членов (деиндивидуализация, жесткий распорядок дня, материальная зависимость, магичное мышление, переформулирование истории жизни и культовой личностью), техника изменения индивидуальности (контроль мышления, повторяющаяся дестабилизация), а также контакты с внешним миром и отношения к бывшим членам и к критике (манипулятивные рекрутинговые способы, "ментальность бункера", индоктринация фобий, запрет на выход из группы, запугивание).



Сергей:

- Какая религ.орг-ция нанесла наибольший вред здоровью человека в Украине? Есть ли критерии оценки?


- Мне не приходилось заниматься таким сравнением либо встречать подобную статистику по Украине. Вред здоровью - всегда трагедия для человека и его близких. В организациях, практикующих длительные трансовые и гипнотические сеансы велик риск нарушения психического состояния, возникновения пограничных либо патологических нарушений психики. При поощрении отказов от медицинской помощи известны случаи гибели людей, которые можно было бы предотвратить при своевременном обращении к врачу. Например, в организации «Свидетелей Иеговы» существует запрет на переливание крови, которое в определенных случаях может быть вопросом жизни или смерти.

Широко известен случай «Белого Братства» как попытка массового суицида.

Критерии пагубных последствий пребывания в деструктивном культе, по определению Вольфберга, следующие:

- потеря свободной воли и контроля над своей жизнью;
- развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детскому (регресс в инфантильность);
- потеря спонтанности (непосредственности, непринуждённости) или чувства юмора;
- неспособность образовать близкие дружественные отношения вне культа или наслаждаться гибкими (непринуждёнными, нежёсткими) связями;
- ухудшение физического состояния и болезнь;
- ухудшение психологического состояния (включая галлюцинации, тревожность, паранойю, дезориентацию и расщепление личности);
- невольное (недобровольное), де-факто - рабство или эксплуатация.



Ортодокс:

- О мультиконфессиональной принадлежности и культовой деятельности мера Києва Леонида Черновецкого. По-моему, он всех устраивает, потому что всем дает
деньги :)


- Вопроса здесь не вижу За себя могу сказать - мне денег не давал.

Сложно давать комментарии без вопроса. Конфессиональная принадлежность - это дело сугубо личное, какой бы она не представлялась. О культовой деятельности - непонятен вопрос.



Ортодокс:

- Выскажите свою точку зрения на ситуацию вокруг "Посольства Божьего" Сандея Аделаджи - кто это? что это? насколько серьезно и с конкретными примерами. То же - о Ледяеве, его "Новом поколении" и доктрине "Новый мировой порядок".


- О «Посольстве Божьем» уже довольно много написано, по разным исследованиям относят от независимого пятидесятнического до нео-харизматического объединения. Больше всего беспокойства в контексте воздействия на человека вызывает способ служения. По мнению профессора Украинской военно-медицинской академии, доктора медицинских наук О.Г.Сыропятова, «Практика проведения собраний может способствовать «психическому заражению» или индуцированию психических расстройств. В эти случаях люди, не страдающие психическими расстройствами под влиянием «индуктора» - авторитетного и убежденного человека начинают испытывать психические феномены, схожие с психическими расстройствами индуктора. Кроме того, эмоциональная атмосфера, царящая во время религиозного собрания способствует снижению порога критичности. При повторениях повышается внушаемость участников собраний и психопатологические феномены больных людей становятся достоянием большинства».

Что касается «Нового поколения» Ледяева, мне известна оценка, которую проводили эксперты Академии налоговой службы Украины, и пришли к заключению о присутствии в доктрине «признаков религиозного экстремизма, призывов нетерпимого отношения и дискриминации верующих иных вероисповеданий и других религиозных течений в Украине и за ее пределами».



диякон Тарасій:

- Чи можна БУДЕ ознайомитися з матеріалами зустрічі в І-НЕТ


- Так, матеріали будуть розміщені на сайті http://www.interaction.net.ua/



свящ. Андрей Дудченко:

- Наташа, рад видеть тебя тоже участницей веб-конференций на РИСУ. Известно, что вы начинали работать с "противосектантским" центром "Диалог", а потом ваши пути разошлись. Могла бы ты пояснить причины разрыва отношений с "Диалогом"? И более глобально, нужны ли вообще с твоей точки зрения как правосл. христианки, "антисектантские" организации?


- Я также рада встрече на сайте РИСУ. С интересом прочитала Вашу веб-конференцию.

О центре «Диалог» сложно сказать однозначно, потому что цельного в видении, задачах и целях всеукраинского движения, о котором планировали в 2001-2002 гг. его организаторы, не сложилось. Остались самостоятельные организации в отдельных городах, достаточно разные по своим взглядам и деятельности. С Днепропетровским центром, например, поддерживаем связь и обмен информацией.

Что касается оценки деятельности культовых деструктивных организаций и движений, их критика в качестве «сект» в религиоведческом либо теологическом аспекте этого слова, я считаю такой подход малоэффективным, потому что велика вероятность ухода в теологические дискуссии о различии тех или иных вероисповеданий на основе мировоззрения. Не в этом опасность негативного воздействия, да и дискуссия в таком контексте вряд ли позволит выработать критерии оценки для прикладного, «светского» подхода. Каждый может верить во что хочет, это свобода как гарантируемая государством, так и данная человеку Богом изначально. Если основной мотив деятельности лежит в апологетике, защите или проповеди своих собственных убеждений, по моему мнению, лучший путь донести это внешним лежит через миссионерство, знакомя с лучшими образцами знаний и опыта своей веры, и личным примером. И при необходимости, объясняя, в чем ее отличие от других. Вкладывать такой мотив апологетики в критику новых течений, в том числе и известных негативными примерами своей деятельности, по моему мнению, непродуктивно.

Мой интерес лежит в изучении механизмов негативного воздействия на человека и критериев по его распознаванию, предупреждению и противодействию в прикладном, социально-психологическом аспекте. Мы все влияем друг на друга, и злоупотребления могут быть не обязательно в религиозной организации, но и в любом кругу общения, на работе и даже в семье. Исследования выделяют разные типы культовых организаций, но механизмы деструктивного влияния общие, как и общим остается закрытость такой группы на себе и непререкаемый авторитет лидера.

Само название «антисектантские» считаю не совсем удачным термином - вызывает ассоциации противостояния именно в религиозной сфере. Бороться против сект как религиозных групп - не думаю, что это даст результат в виде их исчезновения. Понимать принципы вовлечения в зависимые отношения и критерии отслеживания эмоционального состояния - это я считаю важным, но не считаю такую деятельность «антисектантской». Конечно, больше всего дискуссий вызывает обсуждение деструктивных тенденций, высказанных в адрес религиозных организаций, поскольку к религии (в собирательном отношении - к Церкви), по многим социологическим исследованиям, кредит доверия наибольший, а факты злоупотребления на доверии вызывают большой диссонанс.

Из личных убеждений, которые лежат в моем глобальном восприятии, - каждому дарована свобода думать, чувствовать, действовать, наряду с ответственностью за свой выбор. Но и знать о том, что эта свобода уязвима, учиться понимать себя и не идти на поводу негативных эмоций, поспешных решений, воспринимать реальность критически.



Олег Кисельов, Молодіжна асоціація релігієзнавців:

- Пані Наталя, на Вашу думку, чи можна обмежити релігійну свободу задля перешкоди можливим деструктивним впливам релігійних організацій?


- Доброго дня, пан Олег.
Напевне Ви маєте на увазі якісь певні засоби, що поєднують між собою перешкоди деструктивному впливу та в той самий час обмеження релігійної свободи. Я не вважаю, що це взаємопов'язані речі. На мою думку, релігійна свобода - це насамперед свобода особистості сповідувати ту чи іншу релігію, і так має бути. А от вчинки, які завдають шкоди правам, свободам чи здоров'ю громадян, як з боку інших осіб або організацій, залишаються шкідливими і тоді, коли ця особа чи організація проголошує про свою ту чи іншу релігійну приналежність. У спробах повернути юридичні суперечки швидше в суперечки про віру, ніж в суперечки про поведінку, є намагання уникнення від вирішення проблеми деструктивного впливу.

Це, напевно, постійна складна задача встановлення і підтримки здорових правил соціально-психологічної взаємодії. Хоча новий цивільний кодекс вже містить оновлену статтю про відшкодування моральної шкоди, проте вона не функціонує повною мірою без проведення соціально-психологічної експертизи. Таким чином, ми маємо скоріше необхідність розробити механізм і алгоритм проведення соціально-психологічної експертизи для встановлення фактів психологічного насильства для застосування в рамках цивільних і кримінальних справ.

- І друге питання, чи є в Україні релігійні організації, діяльність яких, на Вашу
думку, необхідно обмежити або заборонити? Якщо є, то перерахуйте їх будь-ласка.


- Я взагалі не думаю, що обмеження чи заборона де-юре вирішує проблеми де-факто. Скоріше функціонування механізму відповідальності за негативний вплив стане запорукою формування здорового суспільства.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.