УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 133 відвідувачів

Теги
Вселенський Патріархат УГКЦ УПЦ КП Доброчинність українська християнська культура Церква і влада церква і суспільство постать у Церкві 1020-річчя Хрещення Русі молодь автокефалія забобони Голодомор Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика краєзнавство Священний Синод УПЦ секти комуністи та Церква Мазепа Археологія та реставрація іконопис Ющенко церква та політика конфлікти монастирі та храми України педагогіка милосердя Предстоятелі Помісних Церков Церква і медицина Президент Віктор Ющенко Патріарх Алексій II церковна журналістика Католицька Церква розкол в Україні вибори діаспора шляхи єднання Києво-Печерська Лавра Приїзд Патріарха Кирила в Україну






Рейтинг@Mail.ru






«Ваш шанс» (Сумы): Некрасивые игры вокруг Хоружевского храма



«Ваш шанс» (Сумы), 21.03.2007, Богдана Александрова

Кому выгодно нагнетать противостояние на родине президента?

Екатерининский храм в Хоружевке Недригайловского района строится уже 9 лет. Хотя отделочные работы еще продолжаются, уже сейчас видно, сколь великолепным он будет.

Итальянский мрамор замысловатым символическим узором покрывает пол, на стенах и потолке уже появляются фрески, которые выполняют художники Львовской академии искусств. Снаружи церковь и вымощенный камнем церковный дворик с клумбами в весеннем солнечном свете производят просто-таки незабываемое впечатление. С четырех сторон церковная баня уже украшена мозаичными изображениями чудотворных икон Сумщины - Божьей Матери Корсуньской, Путивльской, Молченской и Ахтырской. Вскоре рядом с ними появятся Пряжская икона Божьей Матери и Роменская Мадонна, недавно найденная в музее Пустовойтовки. Расположен храм на возвышенности, а на склонах вокруг него - калиновый сад, заложенный президентом Виктором Ющенко, и мемориал жертвам Голодомора. А их в селе насчитывается более семисот. Правда, мемориал пока не закончен - здесь будет еще статуя девочки с пятью колосками в руке (ведь именно пять колосков, подобранных на колхозном поле, служили тогда основанием для ареста). Украсит склон возле церкви и трехметровая статуя Андрея Первозванного, которая уже изготовлена - осталось только привезти и установить. Словом, храм и его окрестности после завершения работ станут настоящей жемчужиной Сумщины. Все, казалось бы, хорошо, но, к сожалению, уже сейчас здание, в нижнем храме которого три года проводит богослужения Святоекатерининская община УПЦ, пытаются у православных отнять. Притом, как выяснилось, совершенно незаконным способом.

Рассказывает настоятель Екатерининского храма отец ГЕННАДИЙ:

- Наша церковная община УПЦ зарегистрирована в 1991 году. Тогда богослужения проводились в молитвенном доме. Девять лет назад мы начали строительство этого храма. Конечно, самостоятельно наша громада никогда не смогла бы его возвести - работы практически полностью финансировались семьей Ющенко. Да и местная агрофирма помогала. С самого начала церковь предназначалась для нашей общины, это знали все: и местная власть, и спонсоры. Земля, на которой она строится, передана нам в аренду на 49 лет. И никому даже в голову не приходило, что кто-то будет на нее претендовать. Но недавно наш сельсовет созвал на «собрание» около 30 человек - практически все они работают в сельской инфраструктуре - и начал собирать подписи для создания общины Киевского патриархата. Четверо из них отказались, остальные подписали, и документы с требованием зарегистрировать их общину в нашей церкви были направлены в область. Их, говорят, вроде бы вернули обратно. Хочется верить, что на этом все и закончится...

Памятуя горький опыт некоторых общин УПЦ на Сумщине, на имущество которых местная власть уже покушалась, мы решили пообщаться с основателями общины. Как показала беседа, оставлять свою веру в угоду сиюминутным интересам власти они не намерены:

- Конечно, мы никуда переходить не будем, и батюшка наш сказал, что никогда не перейдет. Нет у этой веры благодати. У нас в соседнем селе создали такую общину. А потом родственникам похороненных по обряду КП стали сниться мертвые и просить: «Закройте нас. Мы незапечатанные...» Пришлось привозить батюшку из другого села, чтобы запечатал могилы по православному обряду. Так что, если у нас отнимут церковь, мы будем ездить в Недригайлов, в другие села - но в эту церковь не пойдем... Да, какие-то сборы они проводили. Мы уже потом узнали - нас, верующих, туда никто не звал. Собирали тех, кто в сельсовете работает, в школе, в конторе агрофирмы... Нам даже не сказали ничего.

Неужели сельсовет действительно хочет забрать помещение у действующей общины? Как же это согласуется с законодательством? Чтобы прояснить позицию сельсовета, мы обратились к его председателю НИНЕ ЛЕВЧЕНКО:

- Мы украинцы и имеем право на то, чтобы у нас была своя, украинская церковь - не Московского, а Киевского патриархата. Сначала мы ходили по дворам, собирали подписи. Потом на собрании говорили с громадой, приезжал батюшка из Киевского патриархата. Сельсовет всех об этом собрании информировал, мы звали, расклеивали объявления... Конечно, эта церковь должна принадлежать громаде - мы же ее строили. Чего это мы должны у Москвы разрешения спрашивать?.. Если громада хочет, чтобы был Киевский патриархат, то мы должны делать так, как хочет громада.

- А сколько человек в громаде?

- Тысяча пятьдесят.

- А пришли на собрание?

- Человек 35. Просто рабочее время было, и не все смогли прийти.

- А верующие общины Московского патриархата на собрании были? Как они к этому относятся?

- А мы их не приглашали.

- И громада сама строила церковь?

- Спонсоры помогали. А громада принимала участие - люди убирали участок, помогали на строительстве. Мы строили церковь всем селом. Документы на создание общины мы подали, ответа еще не получили.

Итак, решая судьбу храма, переданного в пользование общине УПЦ, членов этой общины на собрание не позвали. Хотя почти все основатели общины - люди пенсионного возраста, и как раз они-то и могли бы посетить собрание, проводимое в рабочее (!) время. Видимо, не случайно власть решила ограничиться сходом лишь в 35 человек. Тем более, что в силу зависимости собравшихся от сельского руководства (практически все они работают в подконтрольных сельсовету структурах) решение «громады» предсказать было нетрудно...

Прокомментировать эту ситуацию мы попросили одного из руководителей казачьего движения Слобожанщины, атамана Сумского полка слободского казачества СЕРГЕЯ КОНДРАТЕНКО.

- Сергей Николаевич, казакам, поддерживающим каноническую православную церковь, неоднократно приходилось отстаивать права верующих не только в Сумской области, но и в других регионах Украины. В связи с этим, что вы можете сказать по поводу законности действий местной власти Хоружевки?

- В данном случае руководство сельсовета полностью проигнорировало закон, который четко определяет, кто и в каком порядке может решать вопрос перехода религиозной общины из одной юрисдикции в другую (ведь только в этом случае может стоять вопрос о передаче выделенной земли и храма другой общине). Подобное решение может быть принято лишь самими членами общины УПЦ, которых даже не удосужились пригласить на импровизированный сход. При этом необходимо чтобы вся (!) существующая община УПЦ, а не не имеющий в данном случае никаких юридических прав сельский сход (тем более с сомнительным представительством в 35 человек), приняла решение о таком переходе. То, что председатель сельсовета как представитель органа местной власти сам организовывает противозаконные акции, имеющие своей целью отобрать храм у верующих Украинской Православной Церкви, - факт не просто антизаконный, а вопиющий. И здесь, по моему глубокому убеждению, должны сказать свое слово областная и районная госадминистрации, органы прокуратуры. Просто не верится, что такое возможно в стране, высшее руководство которой декларирует свою приверженность демократическим принципам. Ситуация выглядит еще более прискорбно, если учесть, что речь идет о родине действующего президента, который позиционирует себя как демократ. Ведь с такими примерами торжества «демократии» нам впору мечтать не о европейских ценностях, а о возврате к первобытным родо-племенным отношениям.

- По словам сельчан, возведение храма, вокруг которого разгорелись страсти, финансируется преимущественно семьей Ющенко, а строительные работы курируются лично братом президента Петром Андреевичем. Может, инициаторов всего происходящего следует искать не в сельсовете, а выше?

- Еще раз подчеркну: ситуация с храмом настолько вопиющая в правовом отношении, что вряд ли этот сценарий был согласован с Петром Ющенко. В противном случае на нем можно уже сегодня поставить крест как на политике, который исповедует демократические ценности. Вполне возможно, что, видя лояльное отношение братьев Ющенко к Киевскому патриархату, местные власти просто поспешили «угодить» своим именитым землякам, забрав храм у общины УПЦ и передав его КП. Я думаю, что случившееся не останется без внимания того же Петра Андреевича. Подождем его реакции, и тогда сразу станет понятно, на каких позициях он стоит. К слову сказать, когда шла предвыборная президентская кампания 2004 года, Виктор Ющенко постоянно подчеркивал, что он строит в своем родном селе церковь для общины УПЦ. Этим самым он убедил многих верующих в своей приверженности канонической православной церкви.

- Убеждая сельчан передать церковь Киевскому патриархату, голова сельсовета приводила аргументы, мягко говоря, далекие от истины...

- Аргументация сельского головы в поддержку «национальной церкви» не может не настораживать. В ней мало истины, но зато много откровенных инсинуаций в адрес Украинской Православной Церкви, разжигающих межконфессиональное противостояние, оскорбляющих религиозные и гражданские чувства верующих. Не берусь заранее расценивать это как преднамеренную клевету. Возможно, в силу недостатка объективной информации, эта позиция сформировалась у председателя под влиянием «духовного окормления» представителями Киевского патриархата. Ведь достаточно познакомиться с их областной газетой «Православный христианин», чтобы узнать, что верующие канонической церкви - это пятая колонна Москвы; что у них (в отличие от Киевского патриархата) нет любви к Украине; что священники канонической церкви - чуть ли не платные агенты Кремля; что сама УПЦ, которая на самом деле по статусу имеет практически полную самостоятельность (широкую автономию), - не более чем филиал РПЦ и что она вообще далека от Бога. Все эти аргументы до боли напоминают атеистические лозунги времен тотальной борьбы с церковью, когда все священники объявлялись агентами мирового империализма и пособниками буржуев. Сегодня мало что изменилось, разве что теперь верующие УПЦ стали именоваться агентами Кремля. В этих идеологических штампах правды не более, чем Духа Истины в самой УПЦ КП, которую считает безблагодатной, т.е. богооставленной, все мировое православие. Достаточно сказать, что даже их вчерашний союзник и «родитель» - УАПЦ - недавно отказался от любого общения с Филаретом, выразив тем самым свое отношение к его «национальной духовности».

- Из бесед с хоружевцами видно, что многие из них опасаются давления со стороны местной власти, которая может довести дело до конца...

- Убежден, что если у руководства сельсовета есть хоть капля здравого смысла, то оно оставит эту бесперспективную затею. Хотелось бы напомнить местным властям, что чиновник любого уровня должен руководствоваться не личными политическими или религиозными симпатиями, а исключительно законами Украины и Конституцией. Если же кто-то считает, что закон для него не писан и что ради «национальной идеи» можно действовать по собственным «национальным понятиям» в надежде на высокое покровительство, то это глубокое заблуждение. Православная общественность Слобожанщины (и не только) сумеет защитить законные права верующих на любом уровне.

И если кому-то хочется, чтобы православные со всей Украины собрались на родине президента, чтобы поддержать своих братьев по вере, а заодно обратить внимание самого Виктора Андреевича на плоды «демократии» в его родном селе, со всей ответственностью заявляем: мы к этому готовы.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.