УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 74 відвідувачів

Теги
українська християнська культура 1020-річчя Хрещення Русі Предстоятелі Помісних Церков молодь Президент Віктор Ющенко Церква і медицина Вселенський Патріархат шляхи єднання вибори церковна журналістика церква та політика Археологія та реставрація краєзнавство іконопис розкол в Україні діаспора секти комуністи та Церква Священний Синод УПЦ УГКЦ педагогіка Церква і влада церква і суспільство Патріарх Алексій II Приїзд Патріарха Кирила в Україну Мазепа конфлікти монастирі та храми України Києво-Печерська Лавра УПЦ КП Голодомор Митрополит Володимир (Сабодан) автокефалія милосердя забобони Доброчинність постать у Церкві Церква і політика Ющенко Католицька Церква






Рейтинг@Mail.ru






«Донецкий кряж» (Донецк): Откуда есть пошел “трезубец”



«Донецкий кряж» (Донецк), Арсений Ильяшенко, 13.04.2007

В 2003 году в Донецке скромным тиражом вышла книга Александра Черных «Древний мир сквозь призму звукосмысла». Автор, сотрудник Географического общества Национальной академии наук Украины, использует оригинальную методику отыскания первичного значения слов, прежде всего географических названий, на протяжении тысячелетий ими утраченного. Используя обширный географический, исторический, лингвистический, мифологический материал, ученый строит гипотезы ответов ко многим знаменитым загадкам истории: расположение острова Атлантида, прародина арийских племен, место битвы на реке Каяла и др.
Отдельное внимание ученый уделяет вопросу происхождения изображения, чрезвычайно популярного у князей Киевской Руси, существовавшего во множестве вариантов, один из которых в конце 20-го века выбран в качестве государственного герба Украины.
«Трезубец». Так в начале 19-го века окрестил этот знак российский историк Николай Карамзин. Встречается трезубец на монетах и гербах князей Рюриковичей, на перстнях и подвесках, принадлежавших русским князьям и их дружинникам, на кирпичах древнейшей в Киеве Десятинной церкви (на снимке справа), раньше - на сарматских тамгах, скифских монетах, гербах греческих колоний Северного Причерноморья.
Объяснений тому, что означал «трезубец», множество. Это - и древний светильник-трикирий (паникадило), и хоругвь, и церковный портал, и якорь, и византийский скипетр. А. Куник усматривает в изображении голубя, т. е. Святого Духа, Б. Кене - ворона, П. Сорокин - топор с двумя лезвиями, а К. Болсуновский - зашифрованное греческое слово «базилевс».
Но Черных не устраивает ни одна из этих гипотез.
Развивая свою версию, он отталкивается от исследования Рапова, где родовые знаки князей Рюриковичей, эти самые трезубцы, представляются как изображения сокола (на снимке справа - трезуб Владимира Великого).
Сравните с рисунком: «Сокол имеет короткое плотное туловище, большую массивную голову, довольно длинную шею, которая при полете вбирается в плечи, острые и длинные крылья, значительно превосходящие длину тела ». Видны вынесенные под крылья ноги и деление «среднего зубца» на туловище и хвост. Если снизу смотреть на пикирующего сокола, часто можно не увидеть хвоста, который поднят кверху, поэтому на некоторых знаках вместо трезубца - двузубец. Черных уверен, что именно пикирующий, атакующий жертву сокол «является непременной и неотъемлемой частью всех без исключения известных нам родовых символов древнерусских князей».
В «Слове о полку Игореве» терминами «сокол», «соколич» обозначаются князья Рюриковичи. Так их называли не только киевские бояре, но и половецкие ханы. Автор предполагает, что сокол считался прародителем и покровителем рода, из которого происходила княжеская семья, т. е. был его тотемом. Это верование из более глубокой древности дошло до Киевской Руси, где боги уже имели человеческий образ. Черных полагает, что сокол также был воплощением, ипостасью одного из этих богов, поэтому «соколичи» - Рюриковичи имели право считать себя его преемниками.
Остроумие и проницательность, с какими автор выделяет в славянском пантеоне искомое божество, вызывают восхищение, однако не могут быть приведены здесь из-за большого объема.
Итак, в числе прочих богов наши предки чтили Хорса: «бога восходящего и разгорающегося Солнца, набирающего высоту, яркость и силу, бога сильного и хищного, вечно борющегося и беспощадного». Его воплощением считался сокол, его же русские князья считали источником своей власти. Анализируя некоторые места из «Слова о полку Игореве», Черных приходит к выводу, что на Таманском полуострове, разделяющем Черное и Азовское моря (тогдашняя Тмуторокань) находилось широко известное в те времена скульптурное изображение сокола, возможно, атакующего, расположенное на культовом столбе или прибрежной скале.
Ученый пытается наиболее полно расшифровать все известные типы «трезубцев», и если его мысли об одном из вариантов герба Владимира Великого верны, то, при стопроцентной язычности этого атрибута, его вряд ли можно назвать примитивным.
Согласно версии Черных, в своем родовом знаке князь Владимир стремился отразить триаду главных божеств Руси, в смысле - власть ему передали все трое. В верхней части «среднего зубца» изображен солнечный диск с выходящей из него стрелой, это - символ Перуна: громовержца, повелителя природы и людей, получившего эту власть от верховного божества Сварога. «Средний зубец» образован ромбом с крутыми рогообразными ответвлениями. В священной символике древних ромб занимает видное место. Прежде всего потому, - считает исследователь, - что он образован двумя разносторонне направленными треугольниками, из которых один (вершиной вверх) значит - приемник информации или энергии высшего порядка, а второй, соответственно, - передатчик, транслятор. Черных полагает, что этот сегмент герба означает Даждьбога - доброго солнечного божества, подателя благ, покровителя урожаев. Таким образом, Даждьбог «заряжается космической энергией от Перуна» и отправляет ее к Земле с помощью Хорса. Этот последний представлен двумя крыльями пикирующего сокола - «средними зубцами» и символическими передатчиками - треугольниками, образующими нижнюю часть «среднего зубца».
Нет сомнений в том, что именно гербы Владимира Святославовича стали прототипами современной эмблемы нашего государства. Здесь сохранились «перунова» и «хорсова» составляющие, а также даждьбоговы «рожки». Веретеновидное утолщение в нижней части «среднего зубца» тоже, как видим, - от Владимира. По мнению Александра Черных, так в древней геральдике отразились первоначальные представления о строении Вселенной - некогда единой, имеющей форму яйца, а впоследствии с помощью узкой полоски воздуха разделенной на небо и землю.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.