УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 66 відвідувачів

Теги
іконопис Вселенський Патріархат шляхи єднання УПЦ КП Приїзд Патріарха Кирила в Україну монастирі та храми України педагогіка церква та політика українська християнська культура Президент Віктор Ющенко Священний Синод УПЦ Мазепа постать у Церкві діаспора краєзнавство Ющенко Предстоятелі Помісних Церков конфлікти забобони Голодомор Католицька Церква Церква і влада вибори церковна журналістика Києво-Печерська Лавра милосердя Церква і медицина 1020-річчя Хрещення Русі автокефалія комуністи та Церква Митрополит Володимир (Сабодан) Археологія та реставрація УГКЦ Церква і політика Патріарх Алексій II молодь секти церква і суспільство Доброчинність розкол в Україні






Рейтинг@Mail.ru






«Зеркало недели» (Украина): Деньги Святого письма. О 30 сребрениках, вдовьей лепте, заработанных шелягах и зарытых талантах



«Зеркало недели» (Украина), Владимир Олийнык, 14 — 20 апреля 2007

Деньги и Святое письмо - понятия, казалось бы, несовместимые. Спаситель поучает: «Не можете Богу служить и мамоне» (Мт.6,24). Но в библейских текстах можно часто встретить упоминания как о драгоценных металлах, так и о монетах. Ветхозаветные притчи рассказывают о деньгах, израсходованных на строительство и обрамление скинии (2М. 38, 24-29 ); о царе тирском Хираме, подарившем Соломону 120 талантов золота (1 Царств. 9, 14); о добровольных дарах на восстановление Господнего храма (Езд. 2, 69) и тому подобное.

Палестина, страна, где происходили основные события Святого письма, узкой полоской протянулась вдоль Средиземного моря от Аравийской пустыни до горных массивов Ливана. Край обетованный (обещанный), богатый и плодородный, расположен на перекрестке наиболее важных торговых дорог Древнего мира, на юге граничил с Египтом, на севере - с известными тогда странами Передней Азии и представлял собой конгломерат городов-царств с развитым земледелием, скотоводством и торговлей. Вместе с тем часть его населения вела кочевую жизнь в пустынях. Свое высокое культурное развитие Палестина получила во многом благодаря Вавилону (Мессопотамии) - клинописное письмо, системы мер и веса.

Древние евреи не чеканили монеты вплоть до 350 года до Рождества Христова, когда Иудея определенное время чеканила собственные деньги. У древних народов торговля осуществлялась посредством натурального обмена. Со временем ценностную стоимость товаров начали отождествлять с определенным весовым эквивалентом драгметаллов, которые и выполняли функцию денег. Именно поэтому старозаветные названия денег в большинстве своем совпадают с библейскими мерами веса. Куски золота, серебра или их сплавов, находившиеся в обращении, имели достаточно точно определенный вес и легко систематизировались. Чтобы мера веса была законной и контролировалась, возле скинии (храма) устанавливали эталонные весы и гири, повседневно пользовались собственными весами, которые торговцы постоянно носили при себе.

Основной ветхозаветной единицей веса был шекель, что в буквальном переводе с иврита означает - вес. Полшекеля носили название «бека» (ивр. - обломок), четверть - «зуза», а десятая часть - «гера». Пятьдесят, иногда шестьдесят шекелей равнялись мане (в библейском переводе - мина). Именно от названия этой единицы веса происходит современное слово монета, а еще - известное английское money. Шестьдесят мане составляли киккар (ивр. - круглый; вероятно, в те времена гири имели такую форму), который в Библии носит название талант. В древней Палестине меры веса основывались на шестидесятичной системе. Но точно перевести древнееврейский вес в современную систему единиц практически невозможно. Кроме того, в различных металлах одна и та же мера веса выражалась по-разному. Например, талант золота не соответствовал таланту серебра, медная мане была тяжелее серебряной. Даже сейчас современные исследователи Библии не могут прийти к согласию относительно существовавших тогда систем веса. Одни ученые считают, что вес таланта составлял 26-35 кг, кто-то определяет - 20,5 кг, и даже 51,6 кг серебра.

Первые чеканенные деньги - персидские дарики - завезли в Палестину иудеи, возвращающиеся из вавилонского плена в VI в. до Рождества Христова. На этих монетах изображен царь, который, стоя на коленах, держит в руках копье и лук; на реверсе - четырехугольник неправильной формы. Евреи называли эти деньги даркмоны, со временем - драхмы. В 139 году до Рождества Христова Симон Маккавей (Хаммонай) получил от сирийского царя Ан­тиоха VІІ Сидета, в вассальной зависимости от которого находил­ся, разрешение чеканить собст­венную монету - серебряный и бронзовый шекель.

В Танахе (еврейское Святое письмо, состоящее из трех частей - Торы, Невиимы и Катувиимы), а также в некоторых украинских переводах Библии упоминаются особые деньги - кситы. Сейчас трудно сказать, какой вид имела та валюта. В Септуагинте (греческий перевод Библии ІІІ-ІІ вв. до Рождества Христова) и Вульгате (раннесредневековый латинский перевод Библии, канонизированный западным Вселенским собором) это слово переводится как ягненок (agnus), из чего можно сделать вывод, что это были слитки определенного веса в виде ягненка. Кроме того, в Танахе есть ссылка на монету пим, которая, вероятно, соответствовала 2/3 шекеля.

Во времена правления Понтия Пилата на просторах Палестины в ходу были исключительно греческими и римскими деньгами. Лишь пресловутые сребреники (шекели), наиболее употребляемые в Иудее (остатки еще маккавейской чеканки), считались национальной валютой и имели перевес над другими - сребреник безоговорочно принимали в храмах как подать. Весомость шекеля подтверждает Евангельская притча о 30 сребрениках. На возвращенные Иудой Искариотом в знак раскаяния деньги священники смогли приобрести в Иерусалиме большой земельный участок - Акелдаму (по-халдейски - поле крови) под кладбище для путешественников (Мт. 27, 3-10).

Самой значительной из греческих монет считалась драхма (на греческом - горсть) - серебряная монета, равняющаяся приблизительно римскому динарию. Она делилась на шесть оболов (один обол - 0,73 г серебра) и составляла сотую часть мины. Обол равнялся восьми медным халкусам. Драхма или римский динарий были поденным жалованьем воина или рабочего и суммой налога с души, которую иудеи платили римлянам. Отпечаток драхмы сохранился на знаменитой Туринской плащанице. Иисусу, в соответствии с иудейским обрядом, после снятия с креста в глазницы вложили монеты, которые проявились на саване.

Чеканились также дидрахмы - две драхмы, тетрадрахмы - четыре драхмы, декадрахмы - десять драхм, гемидрахмы - 1/2 драхмы и прочие. В античной Греции существовало несколько систем мер, поэтому в различных частях государства вес драхмы неодинаков: эгинская драхма весила 6,07 г, эвбейско-аттичная - 4,36 г, коринфская - 2,91 г, абдер­ская - 3,6 г, хиосская - 3,93 г и т.п. В странах Средиземномор- ского бассейна (в т.ч. Иудее) наи­более часто использовалась аттическая драхма - 4,25 г. Четыре драхмы составляли статер, сто - мину. От названия этой монеты происходит украинское «менять». Самая большая денежная единица Древней Греции - золотой или серебряный талант равнялся 60 минам. В Новом Завете талант в значении денежной единицы вспоминается только в притче о талантах. В ней рассказывается о том, как один вельможа дал своим рабам деньги: одному пять талантов, второму - два, третьему - один. (Как сказано выше, вес таланта составлял минимум 26 кг. Чтобы перенести такой «кошелек» невольники должны были обладать незаурядной силой или воспользоваться тележкой.) Первые два выгодно пустили монеты в оборот, благодаря чему со временем их прибыль удвоилась, а последний закопал свой талант в землю и, конечно, прибыли не получил, за что хозяин его наказал. «Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мт. 25, 28-29). Слово «талант» в значении «одаренность» вошло во многие языки мира. В народе говорят: «Талант за деньги не купишь», что буквально можно толковать как «деньги за деньги не купишь» (поскольку талант первоначально был монетой).

Одну шестнадцатую динария (основная денежная единица Ан­тич­ного Рима) составлял асс (в библейском переводе - ассарий), который разделялся на четыре шеляга (три дні молотили - шеляг заробили - укр. пословица), который, в свою очередь, состоял из двух лепт. Именно такие две самые мелкие медные монетки (римский кодрант - Мк. 12, 42) положила в храмовую сокровищницу бедная вдова: «... Ис­тин­но говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу» (Мк.12, 43). Отсюда выражение «внести свою лепту» - брать посильное участие в чем-то, взнос формально небольшой, но велик своей внутренней ценностью.

Заметим, что названия денег, упоминавшихся в Библии, не всегда совпадают с научными: сикль (в Святом письме называют шекель, сребреник, грош; даркмон - драхма; греческий лептон - лепта и пр. Поскольку оригинал Библии до наших дней не сохранился, современные переводчики берут за основу более или менее ранние библейские тексты: кроме упоминавшихся Вульгаты и Септуагинты, зачастую это Таргумим - арамейский перевод ІІ-І в. до Рождества Христова, Пешита - сирийский текст ІІ-ІV в., армянские ІІІ в., готская Библия Вульфилы ІV в., старославянские ІХ в. и т.п.

Древние библейские тексты бесценны в определении и реконструкции первотекста. Но их многоречивость, большое количество переводов (Библия издана почти на всех языках мира), разнообразие христианских конфессий и течений привело к некоторым лингвистическим ошибкам, в частности, и в толковании терминов. Например, римская монета квадранс в различных украинских переводах Библии называется кодрантом, шелягом, шагом, грошом. И все же, несмотря на научные расхождения, некоторые современные страны своим национальным валютам дали библейские названия: драхма (в Греции до введения евро), динар (в десяти странах), шекель в Израиле.

Почти тысячелетие существовала государственность евреев в Палестине, которая фактически закончилась разрушением в 70-х годах Второго Ерусалим­ского храма (Храма Ирода) и жестоким подавлением всенародного восстания Бар-Кохби. Палестин­ские города были разорены, а их жители уничтожены или проданы в рабство. Так закончилось историческое бытие государственности еврейского народа на земле Палестины и начались его многострадальные странствования по миру. Только многочисленные археологические находки: манускрипты, предметы культа и быта, орудия труда и описанные нами монеты, по которым можно изучать географию Древнего мира, сквозь века рассказывают о высоком уровне цивилизации библейских народов.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.