УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 58 відвідувачів

Теги
краєзнавство Археологія та реставрація українська християнська культура Мазепа вибори Митрополит Володимир (Сабодан) іконопис Предстоятелі Помісних Церков секти шляхи єднання Доброчинність розкол в Україні церква і суспільство церква та політика молодь постать у Церкві УПЦ КП церковна журналістика Церква і політика забобони Священний Синод УПЦ УГКЦ конфлікти педагогіка автокефалія Голодомор Приїзд Патріарха Кирила в Україну милосердя Києво-Печерська Лавра монастирі та храми України Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі Церква і медицина Церква і влада Президент Віктор Ющенко Патріарх Алексій II Вселенський Патріархат комуністи та Церква діаспора Католицька Церква






Рейтинг@Mail.ru






«Фокус» (Украина): Диканька без чертей



«Фокус» (Украина), Александр Кириченко, 13 января 2007

 

Со времён, когда Н.В. Гоголь поразил столичного издателя Свиньина своими «Вечерами на хуторе близ Диканьки», посёлок и Рождество неотделимы друг от друга. В канун праздника полтавскую провинцию навестили корреспонденты Фокуса

Именно из Диканьки кузнец Вакула отправился верхом на чёрте в Петербург - за черевичками для своей возлюбленной Оксаны. Кто не помнит этой весёлой и одновременно леденящей душу истории из школьной хрестоматии? Она так знаменита, что сделала Диканьку настоящей «рождественской столицей».

От Полтавы до неё рукой подать: каких-то 22 версты. Мы их мигом пролетели по хрустящему снежку, который очень кстати выпал к Рождеству, украсив окрестности. Добирались в полном соответствии с предписаниями самого Рудого Панька: «Как будете, господа, ехать ко мне, то прямёхонько берите путь по столбовой дороге на Диканьку».

К хуторам
Поворот с трассы к легендарному посёлку украшен настоящим плетнём. За ним ландшафт придорожных равнин вдруг сменяется пейзажами с ложбинами и пригорками, с прудами, окаймлёнными живописными вербами и возвышающимися вдалеке маковками церквей. 

При виде их сами собой идут на ум строки из пушкинской «Полтавы»: «Цветёт в Диканьке древний ряд дубов, друзьями насаждённых, Они о праотцах казнённых доныне внукам говорят». «Друзья» - для тех, кто запамятовал - это гетьман Иван Мазепа и генеральный судья Левобережной Украины Василий Кочубей. Именно в здешних местах приключился бурный роман Мазепы и Мотри Кочубеевны, закончившийся драмой, впечатлившей русского поэта и роковым образом повлиявший на историю Украины.

От усадьбы Кочубеев, разрушенной крестьянами в 1917 г., осталась лишь память да въездная арка, которую выстроили к приезду императора Александра І в 1820 г. Но она - не единственная достопримечательность Диканьки. До сих пор стоят кочубеевские дубы в семь обхватов.

Первая остановка маршрутки - Солоха - рядом с одноимённым магазинчиком. Реклама «Живчика» на дверях, флажки мобильных операторов, прислонённые к витрине велосипеды. Население райцентра составляет всего-то около девяти тысяч. Однако городок раскинулся широко - хутора, которые когда-то были «близ Диканьки», сегодня являются её частью. А упомянутая автобусная остановка - стоит в аккурат на месте хутора, где обитала весёлая обворожительница Солоха.

Сразу и не скажешь, что же особенного в облике неторопливых местных жителей. Но с момента первой встречи с ними всё увиденное в Диканьке воспринимается сквозь призму гоголевских историй. Ведь живут тут самые, что ни на есть, прямые потомки тех жизнелюбивых хуторян, которых запечатлел великий писатель.

На ярмарке
В районных центрах Украины общественная жизнь бурлит на рынках, в базарные дни. И Диканька в этом отношении не исключение.

Товар на продажу выносят рано утром - в больших клетчатых баулах. Китайские куртки и дублёнки, джинсы и дешёвая обувь, галоши, стёганые валенки, норковые шапки-«обманки», женские мохеровые кофты, пуховые шали - ассортиментом здесь не балуют. Торговля платками сосредоточена в руках уверенных в себе цыганок. Запчасти к велосипедам, сантехника, прочие полезные железки - вокруг этого добра деловито толкутся хозяйственного вида дядьки. Жизнь сменила материалы, но суть базара та же, что и во времена Гоголя: «Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки - всё ярко, пёстро, нестройно; мечется кучами и снуётся перед глазами».

- Вот-вот появятся ряженые, - сообщает наша добровольная провожатая, Надежда Крюченко. Она заведует отделом культуры Диканьской райгосадминистрации. Чтобы держать руку на пульсе общественной жизни, выходит на работу даже в субботу.

Пока мы стоим на базарном перекрёстке в ожидании колядников, Надежда Васильевна то и дело с кем-то здоровается, перебрасывается словом-другим. «Здесь лучшее место встретить знакомых, - шутит она. - А вот, глядите, и наш голова!»

И в самом деле, Александр Юрьевич Ус, поселковый председатель Диканьки, вышел с семьёй за рождественскими покупками и... не на шутку увлёкся импровизированной встречей с избирателями. Если представить, что вместо куртки на нём кожух, а вместо кепки - смушковая шапка, ну вылитый гоголевский пан голова! Как там писал о нём Николай Васильевич? «Даже девушки, самые молоденькие, отдают ему добридень. Кто бы из парубков не захотел быть головою!»

На прилавке разложены сувениры из керамики. Украшенные лепкой тарелки, глиняные свистки, изображающие то ли кабана - символ нового года, - то ли чёрта, умыкнувшего в рождественскую ночь месяц с неба над Диканькой.

Мастер Алексей Громовой учился керамическому ремеслу в самой Опишне, которая для наших гончаров - как Венеция для гондольеров. Промыслом занимается вместе с братом Дмитрием. Спрос на их работу не такой большой, как хотелось бы, но за сегодняшний день удалось продать уже три вещицы. «Ещё кузнец Вакула наших людей к искусству приучил, - улыбается Алексей. - С тех пор и повелась наша удача»...

Самодеятельность
Вдруг из глубины рынка доносится шум: слышны выкрики, песни и поздравления. Шум нарастает. Наконец, из толпы, в компании с Дедом Морозом и баянистом, в ярких свитках, пёстрых юбках, очипках и платках, приплясывая, вырываются ряженые:

І в вас, і в нас
Хай буде гаразд!
Щоб ви і ми
Щасливі були!

Торговцы с покупателями принимают их благосклонно. Кто-то даёт гривну, кто-то яблоко или мандаринку. Ряженые поют с задором, сильными, хорошо поставленными голосами. Баянист демонстрирует виртуозный класс игры.

- Это наша художественная самодеятельность, - объясняет Надежда Васильевна. - Они каждый год, уж не помню сколько лет подряд, так являются на праздники.

Артисты колядуют, и их внушительных размеров пакет для подарков распухает. Из него уже выглядывает палка копчёной колбасы и горлышко «Біленької».

- Сейчас вернёмся в клуб, там и угостимся, - лукаво улыбается Марина Петрова. - Традицию нарушать нельзя - так испокон веков заведено. Как же иначе?

Марина руководит народной самодеятельной театрализованной бригадой «Диканьские Солохи», так что её положение сродни статусу королевы бала. И не только на Рождество: благодаря Гоголю, создателю этого известного и яркого персонажа, Солоха и летом желанный гость на ярмарках.

Самодеятельность в Диканьке - дело добровольное и даже престижное. Сейчас в нём нет и тени формализма советского образца. Концерты в клубе собирают полный зал.

- Мы здесь, в Диканьке, не ждём милости ни из Полтавы, ни из Киева, - говорит методист дома культуры Григорий Юрченко, снимая свой концертный пятирядный баян. - У каждого тут огороды с гектар, все люди работящие. Но при этом обязательно находим время на культуру. Она у нас в почёте.

Глядя на возвышающуюся неподалёку Троицкую церковь - ту, которую, по Гоголю, расписывал кузнец Вакула, - почему-то веришь этим словам. Даже памятники в Диканьке когда-то ставил один самодеятельный скульптор - Леонид Харитоненко. Самые выразительные из них сделаны из бетона - Шевченко и, конечно же, Гоголю. Памятник Николаю Васильевичу - пусть и наивное, но, пожалуй, самое искреннее изваяние классика из всех существующих.

Чей Гоголь?
Если набрать в Google слово «Диканька», добрая половина выскочивших ссылок укажет на одноимённые рестораны в Киеве, Харькове, Тернополе, Измаиле, Алупке и даже Обнинске, подмосковном городе атомщиков. Интернет услужливо подскажет: существует водка премиум-класса под названием «Диканька», подсолнечное масло, компьютерная квест-игра и т.д. Как относятся к этому в самом городке?

- Идея регламентировать права на названия «Диканька» для нас не нова, - говорит Надежда Крюченко. - Вопрос этот рассматривался на областном уровне. Однако решения по нему не принято. Надеемся, что он решится в обозримом будущем.

Надо сказать, что будущее это вовсе не безотрадное. К примеру, в рамках мероприятий, посвящённых 200-летию Гоголя, в следующем году открывается новый туристический маршрут Полтава - Диканька - Бильск - Большие Сорочинцы - Лютенька - Гоголево - Миргород. Есть у местечка и амбиции относительно лыжного туризма. Неподалёку, в селе Стаси, размещена лыжная база «Динамо», с подъёмниками и снежной пушкой. На хуторке Прони находится историко-культурный комплекс «Вечера на хуторе близ Диканьки» с шинком, в котором блюда посетителям подают «герои» бессмертного произведения.

- Кроме традиционного туризма, мы внедряем и его новое направление - «зелёный» сельский туризм, - говорит главный специалист по туризму Диканьской райгосадминистрации Лариса Дмитренко. - На сегодняшний день в Диканьке уже несколько усадеб, готовых в любое время принять гостей. Цены вполне демократичные - 50 гривен в сутки. А посмотреть, как вы уже знаете, у нас есть на что.

И в самом деле, едут взглянуть на здешние дива со всех концов. Россиян, к примеру, очень волнует вопрос: Николай Васильевич Гоголь - украинский или российский писатель.
- Журналисты с НТВ приезжали недавно, тот же вопрос задавали. Что им скажешь, если они про Диканьку думали раньше, что это всего лишь сказка, выдумка? Говорю, считайте его и русским, и украинским, раз вам так хочется, - говорит Надежда Крюченко. - Но мы-то знаем, что Гоголь - наш!

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.