УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 38 відвідувачів

Теги
українська християнська культура милосердя Католицька Церква Патріарх Алексій II монастирі та храми України молодь вибори Мазепа забобони секти Церква і влада краєзнавство шляхи єднання церковна журналістика 1020-річчя Хрещення Русі постать у Церкві Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика конфлікти церква та політика діаспора Церква і медицина Доброчинність комуністи та Церква Священний Синод УПЦ Президент Віктор Ющенко Голодомор педагогіка іконопис Приїзд Патріарха Кирила в Україну Вселенський Патріархат автокефалія УГКЦ Києво-Печерська Лавра церква і суспільство Ющенко розкол в Україні Предстоятелі Помісних Церков УПЦ КП Археологія та реставрація






Рейтинг@Mail.ru






«Фокус» (Украина): Как у нас с Верой



«Фокус» (Украина), Яна Седова, 06 апреля 2007

Церковь хоть и отделена от украинского государства - имеет вес в обществе. Политики строят храмы, а священники охотно поддерживают их предвыборные кампании. Дорого яичко во Христов День: в предпасхальные дни Фокус говорит о вере - в качественных и количественных категориях   


Бум массового обращения к религии в Украине пришёлся на конец восьмидесятых - начало девяностых. После празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 г. лоно православия особенно стало увлекать людей молодых и образованных. Священники в иной раз крестили по 25-30 человек за один день. Феноменом стало то, что наиболее религиозной себя показала молодёжь в возрасте от 18 до 25 лет.

Оазисы подполья
- Это было своеобразным протестом против советской идеологии. Религия стала могучей составляющей политической и культурной жизни, - рассказывает Виктор Еленский, бывший редактор журнала «Людина і світ», а ныне руководитель киевского бюро «Радио Свобода». - Впрочем, Украина никогда не была религиозной пустыней.

В советское время в Украине имелось около 65% всех православных и 40% протестантских организаций СССР. Существовало и религиозное подполье. К примеру, священники греко-католической церкви продолжали проповедовать, крестить, отпевать даже на лесоповалах Сибири и в степях Казахстана.

- Советский народ знал, что Юрий Гагарин облетел Землю, а Бога не видел. Люди плохо представляли себе, что рядом с ними есть целые анклавы сограждан, которые, как минимум, не разделяют марксистско-ленинской идеологии, - говорит г-н Еленский.

Антирелигиозная кампания Никиты Хрущёва, начатая в середине 50-х, провалилась в нескольких областях Украины. Люди попросту не давали закрывать храмы: окружали церкви кольцом и никого в них не пускали. Религиозность росла с востока республики на запад. В то время как в Запорожской области было закрыто более 70% православных храмов, в Тернопольской - 17%, а в Закарпатской - всего 8%. 



В 1984 г. в СССР прочитали миллион антирелигиозных лекций. Но уже через несколько лет Союз распался, а из религиозного подполья, словно грибы после дождя, стали появляться организации как традиционного, так и харизматического толка.

Игры патриархов
В независимой Украине религиозные конфессии быстро нашли общий язык с государством. Но внутри православной церкви разгорелась нешуточная борьба за сферы влияния. Наибольшими идейными врагами стали, казалось бы, идентичные конфессии - Украинская православная церковь (в каноническом единстве с Московским патриархатом), возглавляемая митрополитом Владимиром (Сабоданом), и УПЦ Киевского патриархата во главе с патриархом Филаретом (Денисенко). Первая и сегодня подчиняется Русской православной церкви. Вторая- провозгласила независимость от Москвы пятнадцать лет назад, но не получила признания у всемирного православия, а значит, и статуса канонической церкви.

Согласно статистике, УПЦ МП по числу приходов доминирует во всех областях, кроме Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской, где больше общин Украинской Греко-католической церкви, возглавляемой верховным архиепископом и кардиналом Любомиром Гузаром. В то же время социологические опросы показывают: большая часть православных относит себя к Киевскому патриархату. Тарас Антошевский, директор Религиозно-информационной службы Украины (РИСУ), объясняет это тем, что большинство верующих - не «практикующие православные». Они идентифицируют себя с определённым культурным пространством и своим религиозным центром называют Киев. Но это не значит, что приверженцы УПЦ Московского патриархата - не патриоты Украины.

- Многие священники МП - большие украинцы, чем епископы КП, - отмечает г-н Антошевский. - Они в своей церкви украинцы и защищают украинские традиции. 



Однако иногда некоторые православные священники ведут себя как политические перебежчики в Верховной Раде: целые епархии заявляют о своём переходе, скажем, из Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) в УПЦ КП и наоборот. Иные могут служить в одной церкви, а в личной жизни отдавать предпочтение другой.

- Я знаю бывшего пресс-секретаря одной из епархий Киевского патриархата, который крестил своих детей в Московском патриархате, - делится с Фокусом руководитель РИСУ. - Да и епископы УПЦ хвалились, что священники автокефальной церкви приходили к ним крестить своих детей.

Минималисты в религии
По религиозным атрибутам можно отличить мусульманина от иудея. Разницу между православными и протестантами увидеть сложнее. Отличается, прежде всего, политика конфессии по отношению к верующим.

Протестанты утверждают, что в традиционной церкви слишком много искусственного. Простота в обрядах и ритуальный минимализм играют на руку новым религиозным течениям. При этом специалисты согласны, что традиционным конфессиям, в которых принято считать, что истинно верующий придёт в церковь сам, не хватает миссионерского опыта.

- Православию и католицизму есть что рассказать, они просто не всегда знают, как это сделать, - подчёркивает г-н Еленский. - А все разговоры про гипноз и зомбирование в харизматических религиях - это глупости.

Православные, которых в Украине большинство, относятся к верующим других религий претенциозно, утверждает пастор «Посольства Божьего» Сандей Аделаджа. Он сообщает, что приверженцев его церкви часто воспринимают в штыки даже члены их семей.

- Мы живём в обществе, которое пропагандировало: кто не с нами, тот против нас. И теперь многие считают, мол, если не православный, значит, враг народа, - сетует проповедник.

Впрочем, в рядах самих харизматов «братьев по вере» не всегда оценивают однозначно. Так, по словам г-на Антошевского, многие из них считают пастора Аделаджу скорее хорошим бизнесменом, нежели религиозным человеком.

Магендовид и полумесяц
Большинство евреев в советские времена не имели элементарных представлений о религии своих предков, поэтому немногочисленные синагоги играли скорее культурную, чем религиозную роль. И теперь немногих из украинских евреев можно назвать верующими иудеями. При этом существует несколько сот еврейских религиозных организаций. В Украине четыре главных иудейских объединения: два - ортодоксальных, которые возглавляют раввины Яков Дов Блайх и Моше-Реувен Асман, а также хасиды во главе с Азриэлем Хайкиным и прогрессивные иудеи - с Александром Духовным.

Что касается ислама, то до начала 90-х в Украине не было зарегистрировано ни одной мусульманской организации. Их появление совпадает со временем возвращения крымских татар, которые нашли почти все мечети и святые места разрушенными. Сегодня кроме всеукраинского и крымского Духовных управлений мусульман есть Духовный центр мусульман в Донецке, который связывают с именем Рината Ахметова; в 2006 г. появился Киевский муфтият. Существуют в Украине и независимые мусульманские общины.

Число верующих в Украине продолжает расти. Зарегистрированным в Минюсте 55 различным конфессиям и течениям есть что предложить для спасения души.

Английский историк Эдуард Гиббон как-то сказал: «Все свои религиозные культы народ Древнего Рима всегда считал одинаково истинными, философы - одинаково ложными, а правители - одинаково полезными». Кажется, со времён Древнего Рима немногое изменилось.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.