УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 86 відвідувачів

Теги
Голодомор Церква і медицина конфлікти Церква і влада Мазепа 1020-річчя Хрещення Русі автокефалія Церква і політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну діаспора молодь Вселенський Патріархат постать у Церкві церква і суспільство милосердя Ющенко Президент Віктор Ющенко Археологія та реставрація церковна журналістика Предстоятелі Помісних Церков забобони секти комуністи та Церква церква та політика Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) Патріарх Алексій II Священний Синод УПЦ іконопис шляхи єднання монастирі та храми України вибори Доброчинність педагогіка українська християнська культура УПЦ КП УГКЦ краєзнавство Католицька Церква розкол в Україні






Рейтинг@Mail.ru






«Фокус» (Украина): Как у нас с Верой



«Фокус» (Украина), Яна Седова, 06 апреля 2007

Церковь хоть и отделена от украинского государства - имеет вес в обществе. Политики строят храмы, а священники охотно поддерживают их предвыборные кампании. Дорого яичко во Христов День: в предпасхальные дни Фокус говорит о вере - в качественных и количественных категориях   


Бум массового обращения к религии в Украине пришёлся на конец восьмидесятых - начало девяностых. После празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 г. лоно православия особенно стало увлекать людей молодых и образованных. Священники в иной раз крестили по 25-30 человек за один день. Феноменом стало то, что наиболее религиозной себя показала молодёжь в возрасте от 18 до 25 лет.

Оазисы подполья
- Это было своеобразным протестом против советской идеологии. Религия стала могучей составляющей политической и культурной жизни, - рассказывает Виктор Еленский, бывший редактор журнала «Людина і світ», а ныне руководитель киевского бюро «Радио Свобода». - Впрочем, Украина никогда не была религиозной пустыней.

В советское время в Украине имелось около 65% всех православных и 40% протестантских организаций СССР. Существовало и религиозное подполье. К примеру, священники греко-католической церкви продолжали проповедовать, крестить, отпевать даже на лесоповалах Сибири и в степях Казахстана.

- Советский народ знал, что Юрий Гагарин облетел Землю, а Бога не видел. Люди плохо представляли себе, что рядом с ними есть целые анклавы сограждан, которые, как минимум, не разделяют марксистско-ленинской идеологии, - говорит г-н Еленский.

Антирелигиозная кампания Никиты Хрущёва, начатая в середине 50-х, провалилась в нескольких областях Украины. Люди попросту не давали закрывать храмы: окружали церкви кольцом и никого в них не пускали. Религиозность росла с востока республики на запад. В то время как в Запорожской области было закрыто более 70% православных храмов, в Тернопольской - 17%, а в Закарпатской - всего 8%. 



В 1984 г. в СССР прочитали миллион антирелигиозных лекций. Но уже через несколько лет Союз распался, а из религиозного подполья, словно грибы после дождя, стали появляться организации как традиционного, так и харизматического толка.

Игры патриархов
В независимой Украине религиозные конфессии быстро нашли общий язык с государством. Но внутри православной церкви разгорелась нешуточная борьба за сферы влияния. Наибольшими идейными врагами стали, казалось бы, идентичные конфессии - Украинская православная церковь (в каноническом единстве с Московским патриархатом), возглавляемая митрополитом Владимиром (Сабоданом), и УПЦ Киевского патриархата во главе с патриархом Филаретом (Денисенко). Первая и сегодня подчиняется Русской православной церкви. Вторая- провозгласила независимость от Москвы пятнадцать лет назад, но не получила признания у всемирного православия, а значит, и статуса канонической церкви.

Согласно статистике, УПЦ МП по числу приходов доминирует во всех областях, кроме Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской, где больше общин Украинской Греко-католической церкви, возглавляемой верховным архиепископом и кардиналом Любомиром Гузаром. В то же время социологические опросы показывают: большая часть православных относит себя к Киевскому патриархату. Тарас Антошевский, директор Религиозно-информационной службы Украины (РИСУ), объясняет это тем, что большинство верующих - не «практикующие православные». Они идентифицируют себя с определённым культурным пространством и своим религиозным центром называют Киев. Но это не значит, что приверженцы УПЦ Московского патриархата - не патриоты Украины.

- Многие священники МП - большие украинцы, чем епископы КП, - отмечает г-н Антошевский. - Они в своей церкви украинцы и защищают украинские традиции. 



Однако иногда некоторые православные священники ведут себя как политические перебежчики в Верховной Раде: целые епархии заявляют о своём переходе, скажем, из Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) в УПЦ КП и наоборот. Иные могут служить в одной церкви, а в личной жизни отдавать предпочтение другой.

- Я знаю бывшего пресс-секретаря одной из епархий Киевского патриархата, который крестил своих детей в Московском патриархате, - делится с Фокусом руководитель РИСУ. - Да и епископы УПЦ хвалились, что священники автокефальной церкви приходили к ним крестить своих детей.

Минималисты в религии
По религиозным атрибутам можно отличить мусульманина от иудея. Разницу между православными и протестантами увидеть сложнее. Отличается, прежде всего, политика конфессии по отношению к верующим.

Протестанты утверждают, что в традиционной церкви слишком много искусственного. Простота в обрядах и ритуальный минимализм играют на руку новым религиозным течениям. При этом специалисты согласны, что традиционным конфессиям, в которых принято считать, что истинно верующий придёт в церковь сам, не хватает миссионерского опыта.

- Православию и католицизму есть что рассказать, они просто не всегда знают, как это сделать, - подчёркивает г-н Еленский. - А все разговоры про гипноз и зомбирование в харизматических религиях - это глупости.

Православные, которых в Украине большинство, относятся к верующим других религий претенциозно, утверждает пастор «Посольства Божьего» Сандей Аделаджа. Он сообщает, что приверженцев его церкви часто воспринимают в штыки даже члены их семей.

- Мы живём в обществе, которое пропагандировало: кто не с нами, тот против нас. И теперь многие считают, мол, если не православный, значит, враг народа, - сетует проповедник.

Впрочем, в рядах самих харизматов «братьев по вере» не всегда оценивают однозначно. Так, по словам г-на Антошевского, многие из них считают пастора Аделаджу скорее хорошим бизнесменом, нежели религиозным человеком.

Магендовид и полумесяц
Большинство евреев в советские времена не имели элементарных представлений о религии своих предков, поэтому немногочисленные синагоги играли скорее культурную, чем религиозную роль. И теперь немногих из украинских евреев можно назвать верующими иудеями. При этом существует несколько сот еврейских религиозных организаций. В Украине четыре главных иудейских объединения: два - ортодоксальных, которые возглавляют раввины Яков Дов Блайх и Моше-Реувен Асман, а также хасиды во главе с Азриэлем Хайкиным и прогрессивные иудеи - с Александром Духовным.

Что касается ислама, то до начала 90-х в Украине не было зарегистрировано ни одной мусульманской организации. Их появление совпадает со временем возвращения крымских татар, которые нашли почти все мечети и святые места разрушенными. Сегодня кроме всеукраинского и крымского Духовных управлений мусульман есть Духовный центр мусульман в Донецке, который связывают с именем Рината Ахметова; в 2006 г. появился Киевский муфтият. Существуют в Украине и независимые мусульманские общины.

Число верующих в Украине продолжает расти. Зарегистрированным в Минюсте 55 различным конфессиям и течениям есть что предложить для спасения души.

Английский историк Эдуард Гиббон как-то сказал: «Все свои религиозные культы народ Древнего Рима всегда считал одинаково истинными, философы - одинаково ложными, а правители - одинаково полезными». Кажется, со времён Древнего Рима немногое изменилось.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.