УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 84 відвідувачів

Теги
Ющенко молодь Патріарх Алексій II Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство Президент Віктор Ющенко церква та політика шляхи єднання розкол в Україні Церква і політика постать у Церкві Церква і медицина Мазепа Церква і влада УПЦ КП діаспора комуністи та Церква іконопис українська християнська культура вибори УГКЦ секти Києво-Печерська Лавра Археологія та реставрація конфлікти церковна журналістика Голодомор Священний Синод УПЦ Митрополит Володимир (Сабодан) забобони Вселенський Патріархат милосердя краєзнавство Доброчинність автокефалія 1020-річчя Хрещення Русі педагогіка Католицька Церква монастирі та храми України Предстоятелі Помісних Церков






Рейтинг@Mail.ru






«Русичи» (Севастополь): Пасха при дворе Николая II



«Русичи» (Севастополь), 8 - 23 апреля 2007

Будучи с детства глубоко религиозным, Ники любил продолжительные церковные службы и никогда не тяготился ими. Особенно его воображение потрясали богослужения на Страстной Седмице. Полковник Владимир Оллонгрен, чье детство прошло вместе с Ники - будущим императором Николаем II, вспоминал: "В пятницу был вынос Плащаницы, на котором мы обязательно присутствовали. Чин выноса - торжественный и скорбный - поражал воображение Ники, он на весь день делался скорбным и подавленным и все просил маму рассказать, как злые первосвященники замучили доброго Спасителя. Глазенки его наливались слезами, и он часто говаривал, сжимая кулаки: "Эх, не было меня тогда там, я бы показал им!" И ночью, оставшись один в опочивальне, мы втроем разрабатывали планы спасения Христа". Время до праздничной пасхальной службы маленький Николай переживал очень остро. Он постоянно приставал к своей учительнице Александре Петровне Оллонгрен с вопросом: воскрес ли уже Христос? Получив отрицательный ответ, он обиженно говорил: "Не хочу, чтобы мертвый. Хочу, чтобы живой...". - "А вот подожди. Батюшка отвалит крышку гроба, запоет: "Христос Воскресе", тогда и воскреснет Боженька...". - "И расточатся врази Его?" - тщательно выговаривал Ники непонятные, но твердо заученные слова. - "И расточатся врази Его", - подтверждала учительница. "Я хочу, чтобы батюшка сейчас сказал: "Христос Воскресе"... Вы думаете, хорошо Ему там во гробе? Хочу, чтоб батюшка сейчас сказал". - "А этого нельзя. Батюшка тебя не послушается". - "А если Папа скажет? Он - Великий Князь" (в то время на престоле был Александр II, дедушка Ники). - "И Великого Князя не послушает". Ники задумывался и, сделав глубокую паузу, робко спрашивал: "А Дедушку послушается?"

Дневники Николая II позволяют восстановить эпизоды пасхальных празднеств при дворе последнего русского императора. В записях 1894 г. мы видим Великого Князя Николая Александрови ча в одну из самых счастливых его пасхальных недель, когда наследник российского престола с блестящей свитой приезжает в Кобург просить руки Алисы Гессенской: «Накануне пасхи в Великую Субботу отправились вчетвером тетя Элла (великая княгиня Елизавета Федоровна), Аликс (Алиса Гессенская), Сандро (великий князь Александр Михайлович) и я покупать всякие пустяки для прятания в яйца. Хотя дождь не переставал лить, очень веселились и смеялись... В 5 часов приехал фельдегерь с дорогими письмами из дому, с орденом и с чудесными подарками для Аликс от Папа и Мама и пасхальными яичками. Много радости они доставили нам обоим».

В первые годы царствования молодой государь с супругою по установленному церемониалу в полночь возглавлял шествие в пышном кортеже по парадным залам Зимнего дворца к Большой церкви, совершая все положенные ритуалы торжественного богослужения. Он часто лично участвовал в выносе Плащаницы. На заре, по окончании литургии, царское семейство собирается для пасхальной трапезы с куличами, пасхами и крашеными яйцами в великолепной Малахитовой гостиной, примыкавшей к личным покоям императора. Николай писал в дневнике: «Легли спать около 4 часов утра, когда заря уже занималась... В 11.30 началось христосование со всеми людьми в Малахитовой; почти 500 человек получили яйца». В последующие дни продолжались поздравления, христосования, раздача даров родственникам, придворным чинам, свите, служащим дворца, число которых достигало тысячи человек.

Прошли годы... В 1913 г., когда отмечалось трехсотлетие Дома Романовых, царская чета и их пятеро детей праздновали Пасху в Александровском дворце Царского Села.

Царь, присутствовавший на ночном богослужении со своими детьми, вспоминал: «Крестный ход при чудном восходе солнца мне очень напоминает Москву, Успенский собор и ту же службу. Дети красили яйца с офицерами яхты... Одарили друг друга после обеда... Алексей был в церкви в первый раз и по окончании заутрени с Анастасией вернулся домой. Служба была торжественная и замечательно красивая в нашем замечательном храме».

В годы войны император празднует Пасху в разлуке с семьей в военной ставке в Могилеве, со штабными посещает пасхальные богослужения. В Страстную Субботу он записал в дневнике: «Получил пасхальные яички от дорогой Аликс и детей... Около полковой церкви в березовой роще я христосовался с казаками и нижними чинами всех частей, стоящих в Могилеве - всего 860 человек».

Еще более печальной была последняя Пасха в жизни Императорской Семьи в последнем их пристанище - доме Ипатьева в Екатеринбурге, где в ночь на 17 июля 1918 г. они были расстреляны большевиками. Николай II писал о морозном и пасмурном дне Пасхи 1918 г.: «По просьбе Боткина (семейного врача Романовых) к нам впустили священника и дьякона в 8 час. Они отслужили заутреню скоро и хорошо; большое было утешение помолиться хоть в такой обстановке и услышать «Христос Воскресе»... Утром похристосовались между собою и за чаем ели кулич и красные яйца, пасхи не могли достать».

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.