УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 46 відвідувачів

Теги
1020-річчя Хрещення Русі молодь українська християнська культура шляхи єднання конфлікти церковна журналістика Мазепа Церква і політика Вселенський Патріархат іконопис краєзнавство милосердя педагогіка Археологія та реставрація монастирі та храми України Церква і влада Голодомор Приїзд Патріарха Кирила в Україну УПЦ КП церква та політика Президент Віктор Ющенко комуністи та Церква автокефалія Патріарх Алексій II вибори Києво-Печерська Лавра Церква і медицина Митрополит Володимир (Сабодан) Предстоятелі Помісних Церков УГКЦ церква і суспільство розкол в Україні Священний Синод УПЦ діаспора постать у Церкві секти Католицька Церква забобони Доброчинність Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






ОБЗОР ПРЕССЫ 06–12 декабря 2008

  12 December 2008



Обзор прессы охватывает основные публикации на церковную тематику в Украине ведущих СМИ Украины и других государств. В одной статье можно прочитать цельный обзор почти о всем, что за неделю печаталось в прессе. Составители обзора исключают какие-либо собственные комментарии и оценки, полагаясь на здравомыслие читателей. Обращаясь к архиву обзоров, можно всегда найти нужную публикацию, а также иметь возможность обобщать главные события недели, месяца, года и т.д.

 

За прошедшую неделю основные публикации украинской и зарубежной прессы на церковную тематику в Украине были посвящены следующим событиям:

- участие украинской стороны в похоронах Патриарха Алексия;

- кандидаты на Патриарший Престол;

- благотворительность в условиях экономического кризиса;

- обращение Патриарха Любомира к верным УГКЦ по поводу финансирования церковных нужд;

- возможная ликвидация Национальной общественной комиссии по вопросам защиты общественной морали;

- Армянская Апостольская Церковь в Украине (интервью с архиепископом Григорисом);

- Голодомор в оценках историков;

- религия в жизни известных людей Украины;

- другое.

* * *

СМИ страны распространили соболезнования Президента и Премьер-министра Украины в связи со смертью Патриарха Алексия. В официальном соболезновании Архиереям, духовенству, монашеству и верующим Русской Православной Церкви Президент Виктор Ющенко подчеркивает, что «разносторонняя деятельность Святейшего Патриарха в значительной степени повлияла на религиозное возрождение в странах бывшего СССР, способствовала возвращению общества к христианским истокам. Посещая Украину, Алексий II вдохновил наших соотечественников чувством глубокой веры, поразил своей взвешенностью и мудростью» http://www.president.gov.ua/ru/news/12274.html

"Земной путь Его Святости будет примером для всех верующих, - сказано в соболезновании Премьер-министра Юлии Тимошенко. Она отметила, что «скорбит в этот скорбный час и просит у Бога, чтобы он подарил всем нам крепость духа».

http://www.kmu.gov.ua/control/ru/publish/article;jsessionid=555E1ABBF5077B0B4AD2C060683CFC67?art_id=175936217&cat_id=1225629

СМИ также сообщают о решении лидера Партии Регионов Виктора Януковича принять участие в похоронах Патриарха, хотя до этого ему пришлось с трудом «выбирать между похоронами патриарха и заседанием Рады» http://www.podrobnosti.ua/power/2008/12/08/570709.html http://glavred.info/archive/2008/12/08/173911-3.html

Отвечая на вопрос, каким ему запомнился Патриарх Алексий, лидер ПР отметил: «Он был очень целостным человеком, я бы так сказал. Моя первая с ним встреча состоялась, наверное, в 1998 году. Мы с ним обсуждали возможность возобновления Святогорского монастыря, где в то время был санаторий имени Артема... Вообще, мы с ним проводили много встреч. Не раз беседовали об истории русского и украинского народов, о православии», передает «Росбалт» http://www.rosbalt.com.ua/2008/12/09/601213.html

«Комсомольская правда в Украине» сообщает, что "известие о смерти Патриарха... застало Митрополита Владимира в Греции, куда он отправился на встречу с Предстоятелям Элладской православной церкви. Буквально через несколько часов после кончины Алексия, Блаженнейший вместе с греческим коллегой провели панихиду на горе Афон", после чего митрополит прервал свой визит в Грецию. Издание приводит фрагменты из книги митрополита Владимира об Алексии ІІ, которую планировалось подарить Патриарху к его 80-летию в феврале 2009 года. О личных качествах Патриарха митрополит пишет: «Его Святейшества - это строгость и требовательность, соединение с добротой и любовью, высокая образованность и дар слова, умение строить добрые отношения для блага Церкви и народа с сильными мира сего, забота и попечение о своей пастве. Все эти качества снискали ему любовь и уважение как епископата, духовенства и верующего народа Русской Церкви, так и общественных политических деятелей. Высок авторитет Святейшего во Вселенском Православии и во всем христианском мире» http://www.kp.kiev.ua/daily/061208/65143/

Делегацию Украины на похоронах Алексия II возглавила Раиса Богатырева, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ). Также в составе делегации среди прочих замглавы Секретариата президента Юрий Богуцкий и чрезвычайный и полномочный посол Украины в Российской Федерации Константин Грищенко http://www.newsukraine.com.ua/news/132154/

Как сообщается, на церемонии отпевания Алексия II стало плохо некоторым архиереям, в том числе Местоблюстителю Патриарха митрополиту Кириллу (Гундяеву), а также главе украинской делегации Раисе Богатыревой. «Главу украинской делегации осмотрели врачи, и в данный момент она находится в посольстве Украины в России», пишет российский сайт Newsru http://www.newsru.com:80/religy/11dec2008/anastasij.html Факт временного недомогания митрополита Кирилла на церемонии похорон подтвердил его заместитель в ОВЦС Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Он также сообщил, что «никакой опасности для здоровья патриаршего местоблюстителя нет» http://www.newsru.com:80/religy/09dec2008/chaplin_kirill.html , http://www.religio.ru/arch/09Dec2008/news/17773.html Подробную картину инцидента на отпевании Патриарха описывает газета «Московский комсомолец» в заметке «Епископам стало плохо без Патриарха» http://www.mk.ru/blogs/idmk/2008/12/10/mk-daily/385491/ и газета «Коммерсант Украина» в статье «Всея Русь распрощалась с патриархом» http://www.kommersant.ua/doc.html?DocID=1091903&IssueId=47072 В последней также приводятся выдержки речи митрополит Кирилла над гробом с телом Патриарха. Митрополит, пишет издание, «не удержался от актуальных обобщений. - В той купели крещения, которая была заложена в Киевской православной церкви и которую пронесла через века Русская православная церковь,- говорил он. Такая оценка роли Киевской православной церкви в устах митрополита Кирилла, не исключено, была связана с тем, что среди президентов, представляющих международное православие, не было президента Украины Виктора Ющенко». Слово Патриаршего Местоблюстителя митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла перед отпеванием почившего Святейшего Патриарха Алексия в храме Христа Спасителя разместил официальный сайт Московского Патриархата http://www.mospat.ru/index.php?page=43579

Как Украина прощалась с Алексием II передают из разных городов корреспонденты газеты «Коммерсант Украина» http://www.kommersant.ua/doc.html?docId=1090847

***

Назначенные на конец января 2009 года выборы нового Патриарха РПЦ дали повод к обсуждению кандидатур на Патриарший Престол и прогнозам дальнейшего развития Церкви.

"...станет ли Митрополит Владимир преемником Алексия II?" - газета «Аргументы и Факты в Украине» публикует комментарий пресс-секретаря митрополита Владимира протоиерея Георгия Коваленко: "Согласно Уставу Русской православной церкви. у любого архиерея Московского патриархата есть шанс стать патриархом. Тем более у такого авторитетного и уважаемого, как предстоятель Украинской православной церкви. Между тем, решение кому быть Патриархом Московским примет Соборный разум Церкви на Поместном соборе РПЦ. Дата его проведения будет определена на ближайшем заседании Священного Синода РПЦ. А мы в Украине будем молиться, чтобы Господь даровал нашему Блаженнейшему Митрополиту Владимиру долгие годы нести послушание предстоятеля Украинской православной церкви" http://www.aif.ua/articles/article.aspx?IssueId=487&ArticleId=6416

Архиепископ Митрофан, управделами УПЦ, комментирует «Газете по-украински» подготовку к избранию нового Патриарха: "Им может стать любой правящий архиерей православной церкви в возрасте старше 40 лет. На архиерейском соборе избирают трех кандидатов. Потом созывают Поместный собор, на котором патриарха избирают или тайным голосованием, или жеребьевкой" http://gazeta.ua/index.php?id=273104 Эта же газета подает биографии Патриархов советского времени с редкими фотографиями. Так, на одной из них сфотографирован торжественный момент на ежегодной встрече руководства СССР с главами религиозных объединений по случаю очередной годовщины Октябрьской революции (конец 1970-х годов) http://gazeta.ua/index.php?id=273104

В статье «Выбор Кирилла», опубликованной в российском «Ежедневном журнале», вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин рассматривает «расстановку сил» в Св. Синоде РПЦ. В числе учеников покойного митрополита Никодима (Ротова) и сторонников «либерального» курса РПЦ эксперт называет, помимо митр. Кирилла Смоленского, также митрополитов Ювеналия Крутицкого, Филарета Минского и Владимира Санкт-Петербургского. «Сложнее, - пишет эксперт, - с киевским владыкой Владимиром (Сабоданом), которого никто к "никодимовцам" не причислял. Показательно, однако, что бывший помощник митрополита Кирилла в Отделе внешних церковных связей архимандрит Кирилл (Говорун) с недавних пор возглавляет аналогичный отдел в Украинской православной церкви, руководимой митрополитом Владимиром, и входит в ближайшее окружение последнего. Интересно также, что именно владыка Кирилл сопровождал патриарха во время его летнего визита в Киев, а также принимал самое активное участие в подготовке этого визита. Представляется, что сейчас именно митрополит Кирилл формулирует "украинскую" политику Московского патриархата, что предусматривает постоянный контакт с киевским митрополитом». Алексей Макаркин считает, что любой кандидат «чтобы стать патриархом, должен решить две основные задачи - выстроить отношения с российской властью (а не с отдельными чиновниками) и получить поддержку независимого от Кремля украинского епископата... Что же до украинских епископов, то голосование митрополита Владимира на выборах местоблюстителя (каким бы оно ни было - понятно, что в условиях информационной закрытости можно делать только предположения) отнюдь не предрешает их позиции при голосовании на Поместном соборе, которая будет иметь гораздо более далеко идущие последствия» http://www.ej.ru/?a=note&id=8644

Похожую «Повестку дня для будущего Патриарха» определил Георгий Мороз в аналитической статье на сайте «Православие в Украине». По его оценке, «наибольшей проблемой для следующего Патриарха в сфере внешней церковной политики будет Украина. Украинская Православная Церковь имеет де-юре и де-факто более прав, чем любая автономная Церковь в мировом православии. Сегодня сложилось такое шаткое равновесие, которое будет рано или поздно нарушено. Пока этого не произошло, необходимо найти модели развития, оптимальные и для УПЦ, и для Московского Патриархата в целом. Поиск таких моделей требует смелости и ответственности от нового Патриарха. Разрешение украинского гордиевого узла может стать как наибольшей победой церковной политики РПЦ, так и наибольшим поражением». Автор отмечает, что «долгое время РПЦ не чувствовала своей ответственности за судьбу» православных украинцев, находящихся в расколе. Поэтому «устав ждать от украинских раскольников самостоятельного возвращения, УПЦ сама инициировала начало диалога с ними, и сегодня ... УПЦ все более способна демонстрировать свое принятие элементов церковной украинской идентичности, а украинские раскольники все более эволюционируют к изменению схизматического мировоззрения на универсально-церковное». Стандартного решения устраивающего всех в украинской ситуации не будет, считает автор статьи. «Тут будет необходим подвиг, особая мудрость и жертвенность» http://orthodoxy.org.ua/ru/tochka_zoru/2008/12/11/21025.html

Украинская редакция Радио «Свобода» печатает материал «Покійний Алексій ІІ: «патріарх-епоха» чи «радянський патріарх»?». Журналист берет интервью у референта митрополита Киевского Владимира Василия Анисимова и епископа УПЦ КП Евстратия, которые о деятельности Патриарха Алексия высказывают разные оценки, вынесенные в название статьи. Кроме этого, приводится мнение украинского религиоведа Андрея Юраша: «Попри весь свій скептицизм до унезалежнення Української православної церкви, Алексій Другий все ж намагався тримати певний баланс, толеруючи фактично набуття українською церквою незалежних рис і не провокуючи різких кроків, як з боку самої російської церкви, так і з боку українського церковного середовища», - вважає експерт» http://www.radiosvoboda.org/content/Article/1356777.html

Журнал «Политика и Культура Украины» размещает на своих страницах публикацию Юрия Дорошенко «Будущего Патриарха выберут или на поместном соборе, или в Кремле». Журналист обращает внимание на то, что «в настоящее время на некоторых русских телеканалах появились сюжеты о том, что, мол, жизнь святейшему укоротил визит в Киев на 1020-летие Крещения Руси... Для нас упомянутые телесообщения интересные потому, что в действительности Патриарх Алексий не хотел ехать (визит, учитывая состояние здоровья даже откладывался) в Киев и только через настояние Кремля ему пришлось. Об этом автор этих строк узнал еще во время проведения мероприятий по случаю празднования 1020-летия от окружения самого Святейшего. Эта деталь свидетельствует, насколько Русское государство влияет на позицию церкви и лишний раз демонстрирует, что власть не чуждается использовать даже смерть своего Патриарха, как информационный повод в дискредитации Украины».

По мнению украинского журналиста, митрополит Кирилл «является наиболее мощной и подготовленной для патриаршества фигурой. Он способен на решительную и самостоятельную церковную политику (в том числе и относительно Украины), а потому именно из-за этого может проиграть в соревновании предстоятельство - в Московской патриархии пока господствуют консервативные настроения. А государству не нужен хотя бы немного самостоятельный религиозный лидер!» В числе возможных кандидатов на Патриарший Престол журналист называет также митрополитов Киевского Владимира и Одесского Агафангела http://pik.org.ua/news/2008/12/6/226669.htm

«Газета по-киевски» в статье «Будущий патриарх: либерал либо консерватор» пишет, что сейчас определяется «курс развития церкви - либо либеральный, с контактами со светской властью и другими конфессиями (Кирилл), либо консервативной - церковь самоизолируется от государства, займет более жесткие позиции по отношению к другим религиям (Климент). Впрочем, сколь либеральным бы ни был митрополит Кирилл, в вопросе независимости украинского православия он занимает жесткую позицию - этому не бывать! Считается, что именно Кирилл приложил руку к тому, что во время 1020-летия Крещения Руси, одновременно с приездом в Киев Константинопольского Патриарха Варфоломея состоялся и визит Алексия II. В такой ситуации Варфоломей не решился признавать украинскую Церковь независимой от Московского Патриархата». http://mycityua.com/articles/world/2008/12/09/080502.html

Российский сайт Regnum представляет точку зрения украинского политолога, главы Агентства моделирования ситуаций Виталия Бала: "Если по уставу церкви действительно записано, что главой церкви после смерти предстоятеля становится старейший по рукоположению, то каких-либо причин для того, что это не случится, я не вижу". Говоря о развитии событий в Украине с приходом нового Патриарха, Бала сказал: "В любом случае в перспективе нужно говорить о том, что на Украине, откуда фактически пошло крещение Руси, православная церковь должна быть одна. Должна быть единая поместная православная церковь. Безусловно, вопрос состоит в том, будет она называться русской или украинской. С моей точки зрения, абсолютно понятно, что не может быть на Украине русской православной церкви. Точно так же в России не может быть украинской православной церкви. В Армении нет русской православной церкви, там есть армянская церковь. В Грузии - грузинская церковь. Я думаю, что только мирные переговоры, а не переговоры о выяснениях отношений, могут положительно решить этот вопрос" www.regnum.ru/news/1094864.html

Украинское агентство УНИАН публикует видение лидера московского Союза православных граждан Кирилла Фролова на будущее РПЦ: «Після смерті Патріарха ...в Україні активізуються процеси відокремлення Української православної церкви від Російської православної церкви. «Патріарх був стіною для українського патріархату. Зараз, у період змін, здійснюватиметься надзвичайно потужний тиск на український єпископат для відриву української церкви від російської», - вважає він. При цьому антицерковні спроби здійснюватимуть не тільки в Україні. «І в Росії знову піднімуть голови ті антинаціональні сили, які хотіли б зробити церкву 12-м під`їздом якоїсь структури, відродити раду у справах релігій, влаштувати зіткнення між ієрархами і так далі», - сказав він». http://unian.net/ukr/news/news-288465.html

Ректор Свято-Филаретовского института (Москва) священник Георгий Кочетков в интервью российскому Рortal-credo.ru по поводу выборов Патриарха отмечает: «То, что украинских епископов стало очень много, - это слава Богу. То, что они будут влиять, это понятно, но вряд ли кто-то будет избран с Украины. Потому что там все-таки есть внутреннее желание сохранить свою идентичность и как-то двигаться к автокефалии или какой-то еще большей автономии (я уж не знаю, правда, куда больше). Многие из украинских архиереев будут рассматривать избрание Патриарха скорее как внутреннее дело России, хотя Русская Церковь - это не только Россия». http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=67286

«Кто станет новым Патриархом? РПЦ МП ожидает референдум о доверии митрополиту Кириллу» таким заголовком обозреватель российской «Независимой газеты» Станислав Минин разбирает шансы митр. Кирилла стать Патриархом. В число «потенциальной группы недоброжелателей» митрополита журналист отнёс «часть украинских иерархов»: «митрополит Кирилл в последнее время делал определенные шаги на украинском направлении: так, в Синодальном отделе внешних церковных связей УПЦ МП появились его ставленники. При этом сам Кирилл и поддерживающие его околоцерковные движения проявляли крайнюю неуступчивость и даже агрессивность в вопросе о расширении автономии Украинской Православной Церкви вплоть до автокефалии. В то же время число "самостийников" в рядах УПЦ растет и будет расти. Они все активнее заявляют о себе. И на Поместном Соборе эта группа (пока сложно сказать, насколько она многочисленна) вполне может обозначиться и проголосовать против Кирилла. Украинских иерархов, замечу, не слишком интересует точка зрения Кремля, успехи в деле ОПКизации всей России или православные концепции прав человека. Их интересует "своя рубаха", которая ближе к телу».

http://www.ng.ru/columnist/2008-12-10/100_kirill.html 

«Кто бы ни стал следующим Патриархом - для Украины ничего не изменится», - обобщает «Газете по-киевски» мнение киевского религиоведа Виктора Еленского. Он считает, что у РПЦ останется «внешнеполитическая роль «собирателя земель русских», которую отводит ей Кремль». В качестве примера эксперт приводит взгляды ушедшего Патриарха, которые «эволюционировали вместе со всей Россией. Он начинал как либерал: выступление перед раввинами, включавшее тезис «наши пророки - ваши пророки», наделало такого шуму, что некоторые стали его звать «патриархом тельавивским». Первую Чеченскую войну он осуждал и призывал к миру. А вот вторую уже называл «контртеррористической операцией» - в тон Кремлю».

Российский политолог Станислав Белковский также считает, что «Патриарх Алексий II был не только символом современного российского государства, но и одной из его составляющих. Эдакой незримо присутствующей третьей головой орла на гербе. Но он не был самостоятельной политической фигурой. Наоборот, при нем политическое влияние церкви сильно уменьшилось, хоть улучшилось экономическое положение, увеличилось присутствие церкви в СМИ. Светская власть, скорее всего, не станет активно вмешиваться в процесс назначения нового патриарха. Вспомните, как Путин не смог пригласить в Москву Папу Римского из-за противодействия Алексея II и Святейшего синода. Впрочем, какие-то пожелания у Кремля могут быть, ведь нынешняя церковь - младший партнер власти... Сейчас идут процессы, объединяющие и обе украинские церкви - и Московского, и Киевского патриархатов. С последующим отделением от Москвы и провозглашением автокефалии. Чтобы противодействовать этому, потребуется новый патриарх выдающихся человеческих качеств. Если патриарх будет безвольным, то возможным станет и объединение украинских церквей», - цитирует политолога «Газета по-киевски».

Издание также приводит реплики и самого Алексия II на темы, обсуждаемые в российском обществе. Так, Патриарх прогнозировал тяжелую борьбу с язычеством, приходящим на смену коммунистической идеологии; настороженно относился к идее восстановления монархии; украинский раскол считал подчинением церковных интересов политическим http://mycityua.com/news/world/2008/12/06/104915.html

"Що для Української Православної Церкви означає відхід Алексія ІІ" - ответ на этот вопрос дает аналитик Религиозно-информационной службы Украины Анатолий Бабинский в украинской версии российского сайта Newsru. По его мнению, "всі зараз очікують чи буде новий глава РПЦ продовжувати стару лінію "заморожування" ситуації, яка склалась в Україні. Чи він буде вдаватись до певних рішучих дій, а от вони вже можуть бути вкрай різними, хоча і передбачуваними" http://www.newsru.ua/world/09dec2008/pohovaly.html#1

"Как это ни цинично, смерть Алексия - благо для Украины», - пишет в статье «Свято место» Сергей Климович для украинского портала «Подробности». Автор отмечает "Слишком к Ющенко в последнее время прислушиваться стал", - так на одном из блогов анонимный пользователь озвучил нынешнее отношение россиян к Владимиру (Сабодану), главе УПЦ канонической. В последние годы, после оранжевых событий, чувствуя свою силу, иерархи УПЦ МП все смелее начали диктовать свои условия дряхлеющему центру. Помогает в этом и Виктор Ющенко со своей идеей поместности. Но пока был жив Алексий ІІ, сепаратистские настроения консервировались. В том числе и из-за того, что у украинцев реальной возможности выдвинуть претензию на автокефалию просто не было. В 2000-м году незаконно из устава РПЦ была изъята статья о проведении Поместного собора каждые пять лет. Сделано это было из-за нашей паствы. Украинцы уже 18 лет, с июня 1990-го ждут этого события, чтобы потребовать себе законный статус автокефальной церкви. Эксперты отмечают, что организаторы этого Собора всеми средствами постараются замять "украинский" вопрос... Учитывая тот факт, что украинских голосов на Поместном соборе будет около трети, а УПЦ более выгоден "либерал", интересно было бы посмотреть, на какие уступки пойдет митрополит Кирилл в борьбе за голоса из Украины" http://www.podrobnosti.ua/analytics/2008/12/10/570874.html

"Патриарх Алексий Второй: эпоха упущенных возможностей. Митрополиты Кирилл и Климент: возможности новые?" - аналитическую статью с таким названием публикует украинская служба РИСУ. Автор материала харьковский историк Сергей Сидоренко останавливается на развитии Церкви в постсоветский период, с которым связывает деятельность Патриарха Алексия. Главными ошибками Алексия II эксперт выделяет:

- отсутствие действенной православной евангелизации («Патриарх Алексий не стал дерзновенным проповедником и не воспитал таковых. Вместо десятков епископов и тысяч священников долгое время проповедовал лишь один дьякон. Примечательно, что Евангельского и православного в его проповеди со временем становилось все меньше, а российско-патриотического все больше...»);-

- сращивание чиновничества от Церкви с чиновничеством от государства (для Патриарха «сращивание государства и Церкви в России - абсолютное благо, а Украине - абсолютное зло»);

- практика безнаказанности архиереев («Патриарх ввел систему круговой поруки, при которой любые ошибки и грехи епископа прощались...»);

- непонимание того, что ценность собственного духовного единства для украинского народа не менее важна, чем ценность единства с соседними народами («Трагедия разделения великой страны была ему понятна, поэтому это была и его трагедия. Трагедия столетий безгосударственного существования другой страны была для него чужой, и потому он никогда не понял радости других народов от обретения независимости. Он желал сохранения духовного единения трех восточно-славянских народов, потому что эти идеалы ему близки и понятны. А то, что духовное единство Украинской Православной Церкви с соседними народами сопровождается трагическим разделением для украинского народа - это было далеко и непонятно...)

Эксперт высказывется скептически в отношении будущего Патриарха РПЦ: "Даже если новый патриарх поймет необходимость перемен, он не будет иметь смелости выйти из тупиков истории, в которые занесло Церковь". Подробно рассматривая кандидатуры митрополитов Кирилла и Климента, автор считает, что они «одинаково принципиальны в украинском вопросе. Единство Московского патриархата будет защищаться ими до последней возможности. Разница между митрополитами только в средствах. Митрополит Климент в случае избрания патриархом будет защищать единство Московского патриархата прямо и непосредственно. Митрополит Кирилл на посту патриарха будет более разнообразен в средствах защиты единства РПЦ, а значит, его политика будет иметь больше шансов на успех. Под "успехом" для Московского патриархата надо понимать сохранение сегодняшнего положения дел». В конце статьи эксперт резюмирует: «Когда-нибудь православная Украина отойдет от РПЦ, и это станет самой большой трагедией в истории Московского патриархата. Каждый патриарх после Алексия будет верить в то, что эта трагедия произойдет не в его правление» http://www.risu.org.ua:80/ukr/religion.and.society/analysis/article;26393/

Ряд изданий поднимает вопрос об этичности журналистских высказываний и поступков, бросающих тень на усопшего Патриарха. «Сеятелем скандального зерна в этом случае выступил известный российский дизайнер Артемий Лебедев, который в воскресенье короткую запись в своем ЖЖ украсил картинкой покойника с подписью: «Внезапно вызывало начальство», - сообщает украинский сайт «Forpost». На портале «Православие в Украине» те же вопросы поднимаются в статьях "Патриарх умер. Проявите уважение..." http://orthodoxy.org.ua/ru/2008/12/09/20957.html и "Общая надежда" http://orthodoxy.org.ua/ru/tochka_zoru/2008/12/08/20921.html

***

Тема благотворительности в условиях экономического кризиса занимает газетные полосы украинских СМИ. Так, украинская газета "Дело" выходит под заголовком "Бизнес откладывает добрые дела". В статье рассказывается о сокращении крупными бизнесменами страны благотворительной президентской программы «Согрей любовью ребенка». По сообщению газеты, продолжают выделять средства только Дмитрий Фирташ и Ринат Ахметов http://delo.ua/news/96136/

Положению детей-сирот в заведениях интернатного типа, статистике и масштабам национального усыновления, а также законодательству и благотворительности в этой области посвящает свою статью еженедельник «Зеркало недели». «На сегодняшний день, - пишет газета, - в Украине официально зарегистрировано около 103 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а в законодательстве по вопросам защиты детей все еще остаются нормативные парадоксы. К марту 2009 года должна быть завершена работа над проектом закона «Об организационно-правовых мерах деятельности органов опеки и попечительства», инициированном благотворительным фондом Рината Ахметова «Развитие Украины». Возможно, благодаря этому закону удастся отрегулировать и наладить механизм деятельности органов опеки и попечительства и в истории юридических скитаний десятков тысяч украинских «гаврошей» наконец-то будет поставлена точка». http://www.zn.ua/3000/3855/64895/

О социальном сиротстве и путях решения проблем украинских беспризорных обстоятельно рассказывает Сергей Богачук, директор центра социальной помощи и реабилитации детей «Шанс» и одновременно активист Объединенной Церкви христиан веры евангельской Украины. Он считает, что христиане всех вероисповеданий и конфессий должны мобилизоваться для совместной работы. Интервью печатают ТРК «Пилигрим» и портал«Новости христианского мира» http://prochurch.info/index.php/news/more/13821

Парламентская газета «Голос Украины» сообщает об акции «Миколай про тебе не забуде», которая проводится в Тернополе рядом общественных организаций по благословению и при участии УГКЦ. Дети-инвалиды, а также полторы тысячи детей из малоимущих семей, дети-сироты, получат подарки ко дню святого Николая Чудотворца http://www.golos.com.ua/article/1228312586.html

Созданию детского дома семейного типа священником Михаилом Костенко в Полтавской области посвящает рассказ сайт УПЦ «Православие в Украине» http://orthodoxy.org.ua/uk/sim_pravoslavnih_ya/2008/12/10/20996.html

Письма детей-сироот к святому Николаю и Деду Морозу регулярно печатает украинский портал семьи, материнства и детства http://uaua.info/content/sub/576.html

***

«Глава УГКЦ представив вірним усю фінансову ситуацію Церкви та закликав посильно підтримати церковні проекти» - рассказывает киевская газета «Хрещатик» об «Обращении Патриарха Любомира к верным УГКЦ» по поводу финансирования церковных нужд. В нем говорится, что «Синод єпископів УГКЦ проголосив для всієї УГКЦ збір пожертв на спеціальні загальноцерковні потреби, зокрема на будівництво Патріаршого собору в Києві, на екзархати у східних областях України, збірку «Андріїв гріш», на Український католицький університет, на видання Катехизму УГКЦ тощо. Як правило, такі загальноцерковні потреби оплачують із доходів від церковного майна. Оскільки в УГКЦ таких джерел немає, тому, за словами Глави УГКЦ, доки Церкві не повернули забраного за радянської влади майна, потрібно усім разом нести ці фінансові тягарі... В першу чергу мова йде про будівництво Патріаршого собору Христового Воскресіння в Києві, який, за словами Патріарха Любомира, є символом єдності УГКЦ для усіх її вірних у світі... Глава УГКЦ закликав вірних цієї Церкви зробити свій внесок у певну справу, підтримати ту чи іншу ціль» http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1228918609.html

***

Национальная общественная комиссия по вопросам защиты общественной морали, возможно, будет ликвидирована в числе других ведомств в связи с очередными сокращениями в госаппарате. Об этом сообщает украинский сайт «Обозреватель». По сообщению источника, реорганизация коснулась наименее эффективных госструктур http://www.obozrevatel.com/news/2008/12/9/273233.htm

***

Интервью с представителем Армянской Апостольской церкви в Украине, архиепископом Григорисом Буниатяном публикует украинский сайт «Аналитика». Архиепископ рассказывает об истории армянской епархии в Украине, о восстановлении кафедрального собора в Киеве и переносе армянской епархиальной кафедры из Львова в Киев. "У нас очень хорошие, теплые отношения со всеми церквями, конфессиями и религиями. В Украине более 12 лет весьма успешно функционирует Совет церквей и религиозных организаций. На мероприятиях Совета мы часто собираемся и обсуждаем разные вопросы, знакомимся с проблемами друг друга, часто бываем друг у друга в гостях и так укрепляем наши отношения. То есть в Украине есть все возможности и условия, чтобы церкви контактировали и были в дружеских отношениях, тем более что этому способствуют законы Украины, очень демократичные по отношению к различным конфессиям", - говорит архиепископ http://analitika.at.ua/news/2008-12-04-4765

***

Голодомор в оценках историков - тема статьи в российском журнале «Отечественные записки», которую написал профессор канадского университета Джон-Пол Химка. В статье разбираются разные подходы в интерпретации событий 75-летней давности. Автор, в частности, пишет: «Опираясь на те же факты, что Кульчицкий и Мартин, Андреа Грациози предложил тонкое и весьма убедительное доказательство того, что голод 1932-33 годов все-таки следует считать одной из разновидностей геноцида» http://www.strana-oz.ru/?numid=46&article=1736 (Работу неапольского профессора А.Грациози можно прочитать в том же журнале по ссылке http://www.strana-oz.ru/?numid=34&article=1406 )

***

Интервью с главным офтальмологом Украины Сергеем Рыковым публикует украинская газета «Новая». «Вообще, если брать в глобальных масштабах, - рассказывает доктор, - все люди делятся на пациентов и докторов. К последним я часто отношу и священников. Многие мероприятия мы проводим с благословения церкви. И я не согласен, что медики, излечивая пациента, вмешиваются в запланированное Богом. Мы, верующие православные доктора, боремся со слепотой с Божьим промыслом, исповедуемся, причащаемся, ходим на литургии. Я никогда от священника не слышал, что лечить - это грех. Более того, мы уже открыли офтальмологические кабинеты при двух монастырях. Когда на работу благословляет митрополит киевский и всея Украины Владимир, нам работается, как никогда. Откуда только силы берутся! Даже в наше время случаются чудеса, связанные с церковью: у мамы игуменьи Стефании была слепота на оба глаза (я ее сам наблюдал), она забрала маму в монастырь и та стала послушницей. Через полтора года проверяю ей зрение - 90%! Доктора до сих пор не могут это объяснить»

http://www.novaya.com.ua/?/articles/2008/12/10/125248-12

Это же издание предлагает интервью с драматургом, театральным режиссером Романом Виктюком, который рассказывает о своей первой исповеди: «Помню, где-то лет в 13 мы вместе со школьными друзьями пошли в церковь исповедоваться. Я тогда знал, что если священнику соврать, то Бог меня за это обязательно покарает. Вот и решил проверить, правда ли это. Ложь была смешной: рассказал, что виноват перед родителями, что плохо делаю уроки. Но ведь это было правдой. Я ведь мог еще лучше учиться и быть более послушным. И вот человек за деревянной решеткой говорит мне, что отпускает мои грехи. Я выбегаю на улицу и кричу маме, что Бога нет! Мама не убеждала меня в обратном, а лишь улыбнулась. Умная женщина. Потом на групповом снимке возле церкви я вырезал себе глаза, дабы никто из комсомольцев и пионеров меня не узнал. Теперь бы все отдал, лишь бы вернуть свои глаза.

- Это возможно. Чудо-техника все сделает.

- Да, я уже интересовался. Глаза мне приклеят.

- На исповедь больше не ходите?

- В Москве нет греко-католической церкви. В Париже она есть. Туда я хожу. Кроме того, я встречался с папой римским Иоанном Павлом II, просил его благословения поставить одну из его пьес, которую он написал в Кракове, когда там учился. Папа внимательно меня слушал и не мог поверить, что кто-то сегодня знает о той пьесе.

http://www.novaya.com.ua/?/articles/2008/12/09/131738-18

***

«Украинская правда» выходит со статьей "Пастор Черновецкого уже "обрабатывает" прихожан, пострадавших от Флэтчера?", которая продолжает тему пострадавших от крушения "финансовой пирамиды" прихожан «Посольства Божьего». Издание цитирует начальника ГУ МВД в городе Киеве Виталия Яремы: "Я знаю, что сегодня проводится соответствующая агитационная работа среди прихожан "Посольства Божьего", чтобы они не шли и не писали заявления в органы внутренних дел, проводятся соответствующие пикетирования... Таким способом давить на следствие я бы не рекомендовал, потому что в отношении них (участников пикета), особенно организаторов, которые давят на ход расследования, предусмотрена уголовная ответственность" http://www.pravda.com.ua/ru/news/2008/12/8/84909.htm

***

«Одесские греко-католики поклонятся мощам святого» - так «Газета по-одесски» извещает о прибытии 10 декабря в Одессу мощей греко-католического святого Николая Чарнецкого. Газета пишет, что «епископа Николая Чарнецкого за множество случаев исцеления в народе называют украинским Святым Николаем». В справке о Николае Чарнецком говорится: «родился в 1884 г. В 1903 г. поступил в духовную семинарию. Богословские студии продолжал в Риме, где защитил докторат и в 1909 г. был рукоположен во священника. По возвращении на родину был преподавателем и духовником в станиславовской (сейчас ивано-франковской) семинарии. В 1919 г. поступил в новициат отцов Редемптористов. С 1926 г. работал на Волыни, а с 1931 г. стал Апостольским Визитатором католиков византийско-славянского обряда в Польше. Епископская хиротония состоялась 2 февраля в 1931 г. в Риме. 11 апреля в 1945 г. вместе с другими греко-католическими епископами он был арестован НКВД. Осужден сначала на 6 лет каторги в Сибири, в тюрьмах провел 11 лет. Испытал жестокие пытки и допросы. Все переносил с терпеливостью, находя силы молиться за гонителей и утешать других заключенных, для которых был духовным наставником. В 1956 г. Николай Чарнецкий, тяжело больной и истощенный, освобожден из тюрьмы. Во Львове он стал пастырем катакомбной Церкви. Умер в 1959 г. С самого начала народ воспринимал его как святого и мученика за веру. Над его могилой еще до канонизации постоянно молились верующие, которые, как утверждается, обретали исцеление» http://odessa.mycityua.com/news/odessa/2008/12/10/114713.html

***

О краже икон и частиц святых мощей из харьковского храма рассказывает «Комсомольская правда в Украине». По словам священника милиция уже задержала подозреваемого в совершении кражи. Но пока его вина не доказана http://kp.ua/daily/061208/65176/

***

Почему в крымских храмах не разрешают фотографировать - на вопрос читателя российского журнала «Нескучный сад» пытается ответить священник Игорь Палкин из Москвы http://nsad.ru/index.php?issue=50&section=10018&article=1121

***

Газета «Новая» в рубрике «Киев, которого нет» продолжает вспоминать разрушенные большевиками храмы Киева. В этот раз издание помещает фотографии старой и восстановленной церкви Рождества Христова на Подоле, где в 1861 г. отпевали Тараса Шевченко http://www.novaya.com.ua/?/articles/2008/12/08/151108-1

Тем временем мэр Киева Леонид Черновецкий пообещал, что пока он живой, памятник Ленину будет стоять в Киеве и Киев украшать. "Так хочет Господь Бог". Далее, сообщает журнал "Корреспондент", Черновецкий объявил: "Но я не потерплю на территории Киева убийц, которые полностью в крови. К таким людям относился и Косиор, который подписывал смертные приговоры, и негодяй Сталин, слава Богу, его нет ни на этом свете, ни на том", - заявил он. "Слава Богу, я могу об этом говорить, я живу в стране, за которую воевал на Майдане. Хотя Майдан уже конечно не тот. Там стоит чудовище, которое поставил мэр - не буду его называть. Там вроде архангел Михаил, но на самом деле он похож на черта. Я его оттуда обязательно уберу" http://korrespondent.net/kyiv/669691