УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 99 відвідувачів

Теги
церковна журналістика Священний Синод УПЦ автокефалія українська християнська культура милосердя монастирі та храми України діаспора Мазепа Києво-Печерська Лавра Церква і медицина Археологія та реставрація церква та політика молодь забобони іконопис Митрополит Володимир (Сабодан) краєзнавство Доброчинність Вселенський Патріархат Церква і влада Церква і політика Голодомор секти Ющенко УГКЦ Президент Віктор Ющенко конфлікти Католицька Церква церква і суспільство шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі УПЦ КП постать у Церкві вибори Предстоятелі Помісних Церков розкол в Україні комуністи та Церква Приїзд Патріарха Кирила в Україну Патріарх Алексій II педагогіка






Рейтинг@Mail.ru






ОБЗОР ПРЕССЫ 26 декабря 2008 – 02 января 2009

  05 січня 2009



Обзор прессы охватывает основные публикации на церковную тематику в Украине ведущих СМИ Украины и других государств. В одной статье можно прочитать цельный обзор почти о всем, что за неделю печаталось в прессе. Составители обзора исключают какие-либо собственные комментарии и оценки, полагаясь на здравомыслие читателей. Обращаясь к архиву обзоров, можно всегда найти нужную публикацию, а также иметь возможность обобщать главные события недели, месяца, года и т.д.

За прошедшую неделю основные публикации украинской и зарубежной прессы на церковную тематику в Украине были посвящены следующим событиям:

- подведение итогов минувшего года;

- празднование Нового года и Рождества Христова;

- подготовка выборов Патриарха РПЦ;

- предложения предстоятеля УАПЦ по ликвидации церковного раскола в Украине;

- партнерство Церкви и государства;

- кризис и благотворительность;

- финансовый скандал, связанный с деятельностью Сандея Аделаджи;

- обыск в кафедральном соборе Ужгорода, конференция русинов в России;

- другое.

***

Украинские и российские СМИ приступили к подведению итогов минувшего года. «Независимая газета» первым пунктом рейтинга событий 2008 г. назвала уход из жизни Патриарха Алексия II. «Русская церковь, - пишет газета, - лишилась своего Патриарха в самый неподходящий момент. Его смерть, наступившая 5 декабря, со всей остротой поставила перед РПЦ проблему преемственности церковной власти» http://www.ng.ru/religion/2008-12-30/13_alexiy.html В число главных событий прошлого года «Независимая газета» поставила также «странный юбилей» - празднование в Киеве Дня Крещения Руси, «который с помпой отметили в Украине, немного в Белоруссии и почти совсем не отметили в самой России». Газета считает, что в целом «на киевских торжествах РПЦ не удалась роль лидера мирового православия» http://www.ng.ru/religion/2008-12-30/13_kiev.html

Российский «Портал-Credo.ru», потоянно освещающий события в РПЦ под критическим прицелом, распределил «40 важнейших событий ("медиа-поводов") религиозной жизни 2008 года», в которых первые места заняли кончина Патриарха Алексия, поддержка епископатом УПЦ митрополита Владимира на пост Патриарха, Российско-грузинская война 8-12 августа, празднование 1020-летия Крещения Киевской Руси с участием Патриархов Варфоломея и Алексия, избрание местоблюстителем Патриаршего престола РПЦ митрополита Кирилла и другие  http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=67687&topic=625

В качестве комментария дня «Портал-Credo.ru» публикует мнение Михаила Ситникова, который в событиях 2008 года отмечает «демонстративное игнорирование Московской патриархией молитвенного поминовения невинных жертв Голодомора в Украине в пику Украинской Православной Церкви», а также «провал экспансионистской кампании Московской патриархии в Украине, где Украинская Православная Церковь, фактически и без того давно независимая от Москвы, сумела лишь укрепить свою независимость. Для российской власти это означало потерю одного из наиболее эффективных рычагов влияния на украинское общество и правящую элиту. Окончательно провал оформился в дни празднования Крещения Руси в Киеве летом 2008 года, где глава РПЦ МП принимал участие в мероприятиях наравне с прочими гостями Украинской Церкви» http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=67766&topic=625

В интервью этому же порталу архиепископ Харьковско-Полтавский УАПЦ Игорь (Исиченко) сообщает, что наиболее значимым для Украины был «первый официальный визит в нашу страну предстоятеля Константинопольской Церкви-Матери». По мнению иерарха неканонической церкви, «никаких конкретных шагов по выводу Украинской Православной Церкви из нестроений сделано не было. Не давалось пустых обещаний. Но Патриарх очень четко продемонстрировал готовность взять на себя инициативу в решении проблем православной общины Украины и напомнил о традиционной канонической связи этой общины с Константинопольским престолом». По поводу создания в Украине единой автокефальной Поместной Церкви Игорь (Исиченко) сказал, что «каноническая концепция украинских Церквей и в Украине, и за рубежом не признает законности юрисдикции Москвы над православными Украины, поскольку отрицает каноничность перехода Киевской митрополии в 1686 году под омофор Московского Патриарха. Об этом же не раз в ХХ в. и уже в начале ХХІ в. заявляла Вселенская патриархия. С гипотетическим провозглашением автокефалии УПЦ МП может произойти то же, что и с автокефалией ОСА (Православной Церкви в Америке), не признанной до сих пор "мировым православием" http://portal-credo.ru/site/print.php?act=authority&id=1106

Украинский журнал «Профиль» поместил на своих страницах статью-размышление Артема Шевченко «о том весьма четком ощущении, впервые испытанном в этом году на грузино-российской войне: когда ты не знаешь, кто же тебе роднее из двух сторон, что убивают друг друга с таким дьявольским остервенением». Русские и грузинские солдаты, пишет журналист, побывавший в эпицентре военных действий, «стреляли друг в друга так, как будто никто из политиков, пославших их на бойню, не смотрел фильмов Георгия Данелии, не слышал песен Вахтанга Кикабидзе и не читал книг Григория Чхартишвили. То есть Бориса Акунина... Это был страшный год. Ведь война отгрохотала совсем рядом с Украиной. Можно сказать, мы сами, как никто другой, ощутили этот запах пороха. Еще бы, ведь сами же его и продавали на эту войну. Она для Украины несравнимо важнее, и последствия ее несоизмеримо страшнее даже участия 5 тысяч наших солдат в иракской операции. Ведь там все это было далеко, непонятно и чуждо. Под маской миротворчества. В стране иной культуры и религии. А здесь - вот она, война двух соседних стран и народов с общей верой. Можно даже пощупать руками. Только бы не оторвало» http://profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=1023

 ***

К наступлению Нового года и Рождества Христова пресса готовит подборки праздничных материалов.

Сайт Московской Патриархии «Патриархия.ру» обнародовал Рождественское послание местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, в котором подчеркивается «несомненная заслуга почившего Святейшего Патриарха - это сохранение богозаповеданного единства Церкви, которое не смогли поколебать никакие попытки внести в церковную жизнь расколы и разделения. Прошедшее в Москве, Киеве и Минске празднование 1020-летия Крещения Руси ярко подтвердило волю церковного народа к единению» http://www.patriarchia.ru/db/text/510784.html Некоторые СМИ публикуют Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которое он  успел подготовить незадолго до своей кончины. В нем также отмечается, что в прошлом году «мы совершили празднование 1020-летия Крещения Руси, во время которого Господь сподобил меня посетить древний Киев - колыбель нашей Церкви и одну из ее духовных столиц. При большом стечении верующих мы молились у киевских святынь, вновь ощутив крепкое единство народов, крещенных в одной купели. Это единство, заповеданное нам святыми предками, нужно бережно хранить и передавать потомкам» http://www.religare.ru/2_60952_1_21.html

Украинские СМИ распространили Рождественские обращения и поздравления первоиерархов и руководителей Церквей Украины, в первую очередь Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира, который о праздновании в Киеве юбилея Крещения Руси говорит: «Предстоятелі та представники усіх Православних Церков світу, зібравшись для спільної молитви у древньому Києві - матері міст Руських, засвідчили нам свою братерську любов і підтримку. Завдяки святкуванню ювілею Хрещення нашого народу ми не лише пригадали нашу спільну історію. Зібравшись разом на берегах Дніпра, біля нашої спільної хрещальної купелі, в якій народилася велика православна душа нашого народу, ми знову відчули міцність тісних братерських уз, дух єдності у Христі, що згуртувала всіх нас...» http://www.risu.org.ua/rus/news/article;26661/ 

Новогоднее интервью архиепископа Павла, настоятеля Киево-Печерской лавры, газете «Новая» озаглавлено «Я - БЫК?! Смешно». Владыка скептически относится к распространенному в миру обычаю привязывать календарь к характеру какого-нибудь животного. По поводу своей работы в горсовете Киева архиепископ Павел отвечает: «Депутатство - это обуза. Обидно, что там вершится не самая лучшая судьба Киева. На что надеялся, когда шел туда? Мир изменить к лучшему невозможно, пока в сердцах людей черствость и лукавство. Но хотелось чем-то помочь городу. Среди депутатов встречаются очень хорошие люди. Многие, кстати, приняли мое благословение. Господь создал нас идеальными, но мы сами себя исказили страстями и пороками. Честно скажу: мое свидетельство на сессиях сдерживает страсти. Если кто-то начинает кричать, заметив рясу, умолкает. Уже хорошо» http://www.novaya.com.ua/?/articles/2008/12/29/154048-17

Редактор журнала «Український тиждень» Юрий Макаров в статье «Славімо Його» предлагает посмотреть на евангельскую проповедь глазами современного обывателя: «Перше, що відкриває неофіт у євангельських текстах, - це вельми незручні для повсякденного вживання поради. Власне, не поради, а вимоги, але незручні не в побутовому, а в суто ментальному сенсі. Наприклад, любити ближнього. А хто він, мій ближній? Невже цей, з обличчям, не спотвореним інтелектом, який щойно підрізав мене на своєму «Хаммері»?.. Водночас чимало непорозумінь навколо погано прочитаних, надто буквально сприйнятих рядків. Ніколи не вимагав Ісус від усіх відмовитися від повсякденних життєвих радощів. Він настійливо радив дбати про пріоритети, але ж то зовсім інша річ. Якщо вже відмовлятися від світу, то суто добровільно й свідомо. Це вибір окремих сміливців, який не для всіх годиться і не для всіх навіть бажаний. Решта ж - звичайні люди, нехай спробують як мінімум бути просто людьми. Все.» http://www.ut.net.ua/art/164/0/2000/

В следующей публикации «Український тиждень» рассказывает об истории рождественских открыток и колядок, в том числе времен Украинской повстанческой армии (УПА) http://www.ut.net.ua/art/168/0/2008/ В свою очередь украинское издание «BukNews» поместило материал «З історії коляди в Україні і на Буковині» http://www.buknews.cv.ua/index.php?newsid=9211

Журнал «Публичные люди» в статье Олега Покальчука «День рождения - странный праздник» настаивает на том, что «никакой единой даты Рождества не было, каждая община выбирала свою дату рождения Бога. Точнее, приспосабливала к старым местным аналогичным праздникам. Чем дальше от Рима и Константинополя, от политических дрязг, тем естественнее были двоеверие и многобожие». По версии автора, «не могли христиане праздновать день рождения Христа! И вообще чей-либо. День рождения отмечал лишь царь Ирод, и это дополнительно говорит о нем как о нехорошем человеке. Потому что все были иудеями, и не было вначале никаких отдельных христианских церквей, а ходили в синагогу, только отдельной тусовкой. А по иудейскому вероучению рождение человека - «начало скорбей и болей». Чего тут радоваться? Воскресение, Песах - это таки да, это не с каждым бывает» http://pl.com.ua/main.php?Date=2009-01-01&artID=775

В канун нового года журнал «Профиль» публикует среди других материалов интервью с главным тибетским монахом - Далай-ламой, который заявил: «Я всегда проявляю особый интерес к происходящему в России и Украине, потому что эти страны проходят через новый сложный период, всегда чреватый препятствиями и проблемами. Сейчас вы идете по пути демократии, принятия демократических принципов. Я, безусловно, желаю вам процветания и удачи». В связи с политической борьбой в Украине Далай-лама предлагает ее участникам «подумать о благополучии других. Об Украине в целом, ее прошлом, загляните в будущее, и ваша собственная проблема окажется очень маленькой» http://profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=1013

 ***

Подготовка выборов Патриарха РПЦ продолжает оставаться важной темой газетных публикаций. 

«Независимая газета» пишет: «Может случиться и так, что фаворитом окажется кто-либо из более пожилых членов Синода. 20 декабря на расширенном заседании Священного Синода УПЦ украинские архиереи предложили кандидатуру митрополита Киевского Владимира (Сабодана) на патриарший престол. Он баллотировался в Патриархи в 1990 году и уступил тогда во втором туре митрополиту Алексию (Ридигеру), то есть Алексию II, победившему с небольшим перевесом. Скорее всего, митрополит Кирилл переиграет митрополита Климента, но сможет ли он так легко обойти митрополита Владимира? Ведь за киевского иерарха могут проголосовать не только украинские, но и часть российских делегатов Поместного Собора» http://www.ng.ru/religion/2008-12-30/13_alexiy.html

Газета «Московский комсомолец» пишет, что «Попытка патриаршего местоблюстителя сделать Священный синод засекреченным штабом по подготовке Поместного собора не увенчалась успехом. Против этого сначала соборно выступили украинские епископы, а затем - влиятельный митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин). На епархиальном собрании он заявил, что на патриарший престол в Русской церкви могут претендовать не менее 100 епископов» http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/12/26/russia/388227/

«Портал-Credo.ru» в материале Алексея Исаева считает, что поддержка украинскими архиереями митрополита Владимира в кандидаты на Патриаршество «показала, то, что митрополиту Кириллу не удалось с ними "договориться". У них есть свой план решения проблемы автокефалии Украинской Церкви. И как показательна реакция ОВЦС и его группы поддержки на это выдвижение!» http://portal-credo.ru/site/print.php?act=fresh&id=877 На этом же портале Роман Лункин отмечает: «Появление других возможных кандидатов, кроме Кирилла, Климента и Владимира, происходит также, исходя из их противопоставления митрополиту Кириллу в силу яркости сияния его звезды на церковном небосклоне. К примеру, Союз Православных братств обратился к иерархам Русской Православной Церкви Московского патриархата в связи с предстоящим избранием Патриарха и предложил свой список кандидатов, которых называет, по мнению братства, народ. Это: 1. Вениамин (Пушкарь)- архиепископ Владивостокский и Приморский. 2. Климент - митрополит Калужский и Боровский, управляющий делами Московской Патриархии. 3. Сергий (Генсицкий) - архиепископ Тернопольский и Кременецкий. 4. Иларион (Капрал) - митрополит Нью-Йоркский и Североамериканский. 5. Агафангел (Саввин)- митрополит Одесский и Измаильский. 6. Викентий (Морарь)- архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский. 7. Никон (Васюков)- архиепископ Уфимский и Стерлитамакский» http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=882 Кроме того, ряд украинских СМИ перепечатал с сайта «Единое отечество», редактируемого В. Кауровым и другими представителями «политического православия», материал Ивана Юрьева, в котором со ссылкой на «информированный источник в Киево-Печерской Лавре» сообщается о предложенном на последнем расширенном заседании Св. Синода УПЦ «к рассмотрению и последующему одобрению проекте «Юбилейной Декларации» УПЦ». Автор «Единого отечества» традиционно выдвигает версию «"плавного" отделения Украинской Церкви от Московского Патриархата» http://www.risu.org.ua/ukr/monitoring/article;26663/

В исторической статье Бориса Колымагина «Сталинской премии религиозный диссидент», опубликованной на «Портале-Credo.ru», делается попытка ответить на вопрос, «Почему свт. Лука (Войно-Ясенецкий) выступил за то, чтобы Патриарха избирали путем жребия?» Автор полагает, что на Поместном Соборе 1945 года «и жребий, и сама процедура участия мирян в выборе первоиерарха нужны были Луке не сами по себе, а как возможность узнать волю Божию» http://portal-credo.ru/site/print.php?act=fresh&id=879

***

Предложения по ликвидации церковного раскола в Украине огласил на страницах еженедельника «Зеркало недели» предстоятель УАПЦ митрополит Мефодий (Кудряков) В статье «В ожидании канонического признания» руководитель третьей по величине православной конфессии Украины пишет: «Заботясь о собственной пастве, мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы получить каноническую легитимность и возможность общей молитвы с другими православными церквами. Поэтому получение канонического статуса является сегодня главным приоритетом в деятельности церковного провода УАПЦ». Лидер УАПЦ перечисляет возможные ходы в этом направлении:

- провозглашение Вселенским патриархом Томоса об автокефалии Украинской Церкви и консолидация украинского православия на этой основе;

- «нормирование канонического статуса епископата УАПЦ и УПЦ-КП в рамках Украинской Православной Церкви (под омофором Блаженнейшего митрополита Владимира), к которой гипотетически могли бы присоединиться эти две юрисдикции. Но, как известно, внутри УПЦ сегодня не достигнуто единогласие относительно дальнейшей судьбы этой Церкви»;

- как вариант рассматривается «консолидация и нормирование канонического статуса епископата УАПЦ и УПЦ-КП. Речь идет о том, что на определенное время УАПЦ и УПЦ-КП могли бы войти в состав Константинопольского патриархата на правах автономии, восстановив статус-кво, существовавший до присоединения Киевской митрополии к Московскому патриархату».

Предстоятель УАПЦ заверяет, что «ради церковного единства и мира мы готовы отказаться от руководящей должности в Церкви. К этому же призываем и нынешнего главу УПЦ-КП. Ведь, по нашему мнению, новую, канонически легитимизированную Церковь должен возглавить новый церковный лидер, имя которого не связано с современным конфессионным конфликтом». Особые надежды митрополит Мефодий возлагает на Поместный собор РПЦ, который может рассмотреть проблемы украинского православия и выбрать Патриарха, заинтересованного в скорейшем их решении. По его мнению, если Собор РПЦ «откажется от конструктивного рассмотрения проблемы, то это неминуемо приведет к тому, что константинопольский вектор развития украинского православия станет фактически безальтернативным» http://www.zn.ua/3000/3690/65061/

 ***

Вопросам партнерства Церкви и государства посвящены материалы киевских СМИ. Муниципальная газета «Хрещатик» под заголовком «Держава та Церква спільно вироблятимуть єдину стратегію протидії абортам в Україні» поместила публикацию об итогах Межведомственной рабочей группы по разработке единой стратегии противодействия абортам с участием Минздрава и УПЦ. Ссылаясь на сайт УПЦ «Православие в Украине», газета отмечает: «Учасники Робочої групи обговорили пропозиції щодо проекту „Обов'язкове надання інформації в медичних закладах вагітним жінкам, які йдуть на аборт, стосовно процедур абортів та їх наслідків" (доповідач протоієрей Владислав Софійчук, настоятель Свято-Макаріївського храму м. Києва)... У ході роботи були утворені робочі підгрупи за напрямками»

http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1230311560.html

Украинское интернет-изание «Новости христианского мира» под заголовком «Яценюк: В Украине необходимо изменить подходы к образованию, религии и языку» пишет о заявлении народного депутата Украины Арсения Яценюка, в котором он признается, что «сегодня нет ни одного украинского высшего учебного заведения,
которое занесено в международные рейтинги. По его словам, около 20% выпускников не могут найти работу по специальности. Политик убежден, что тремя базовыми принципами формирования личности является семья, образование и религия»
http://prochurch.info:80/index.php/news/more/13988

Газета «Новая» публикует репортаж из Лукьяновского СИЗО, в котором, в частности, отмечает, что «Имеется в СИЗО и Церковь святого Иова, возрожденная в 1998 г. Иконы подарили таможенники из конфиската. На праздники приезжает священник. Большая часть заключенных - верующие. Многие стали таковыми за решеткой.

- Заключенные много читают, - говорит Галина Петровна, библиотекарь. - Очень любят детективы и фантастику, а также Библию заказывают»

http://www.novaya.com.ua/?/articles/2008/12/28/135521-1

 ***

Кризис и благотворительность - тема новых публикаций в украинской прессе. Так, РИСУ предлагает читателям интервью с президентом Ассоциации украинских банков Александром Сугоняком. В нем известный меценат и православный мирянин анализирует причины общественно-политического и экономического кризиса в Украине. На вопрос, «Чи має сьогодні в Україні шанси вижити підприємництво, фінансова діяльність, побудована на християнських засадах?» эксперт отвечает: «Ні. Хабарі, злодійство, обман - на цих засадах, в основному, й існує в Україні бізнесова діяльність. Ці засади формує вища законодавча, виконавча і судова влада. Вона культивує злочинний, кримінальний бізнес» http://www.risu.org.ua/ukr/religion.and.society/interview/article;26699/

Журнал «Профиль» в репортаже из киевского хосписа пишет: «Здесь уже не лечат тела - поздно. Здесь преображаются души. Пациентам этого отделения, как правило, некуда спешить, не о чем заботиться. Они все потеряли, у них у всех один диагноз - брошенность. Многие доживают последние дни. Поэтому есть время все переосмыслить и во многом покаяться. Те, кто оказался на обочине жизни, рассказывали «Профилю» о том, что дает им надежду, и вспоминали свои самые счастливые дни» http://profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=1017

Парламентская газета «Голос Украины» в статье «Помоліться на макет» рассказывает о благотворительном аукционе в Львовской галерее искусств, направленном на сохранение деревянных церквей Украины http://www.golos.com.ua/article/1230295488.html

***

Обсуждается скандал, связанный с деятельностью Сандея Аделаджи. Агентство УНИАН сообщает об обыске киевской милицией квартиры лидера «Посольства Божьего» в рамках расследования уголовного дела в отношении деятельности финансовой компании «Кингз Кепитал» http://www.unian.net/ukr/news/news-293195.html Портал «Новости христианского мира» передаёт о том, что «Старшие служители евангельских церквей Украины отмежевались от деятельности Сандея Аделаджи и призвали его «оставить служение» http://prochurch.info/index.php/news/more/14006 Сам Сандей Аделаджа заявил о решении подавать в суд на всех, кто говорит, по их словам, "клевету". Соответствующее заявление было опубликовано на сайте религиозной на следующий день после того, как бывшие сотрудники "Кингз Кэпитал" Иванна Шварц и Алексей Ивашина в видеообращении заявили о прямой причастности Аделаджа к деятельности компании http://prochurch.info/index.php/news/more/13998 В статьях муниципальной газеты столицы «Хрещатик» образ Сандея Аделаджи по-прежнему представлен безукоризненным (см. публикации «Сандей Аделаджа: "Я формую образ України як духовної держави"» и «Пастор Сандей: «Я знаю, що з дня на день правоохоронні органи готуються провести обшук у моїй квартирі й офісі, і не виключаю, що готується мій арешт» http://www.kreschatic.kiev.ua/art/1230583742.html , http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1230630742.html

Агентство РИСУ опубликовало экспертное мнение кандидата философских наук, члена совета директоров Украинской ассоциации религиозной свободы Юрия Решетникова, в котором он подчеркнул, что «йдеться про діяльність САМЕ Сандея Аделаджі, а не усієї, очолюваної ним громади. Нагадаємо, що ця громада - Церква «Посольство Благословенного Царства Божого» - нараховує щонайменш тридцять тисяч вірних - наших співвітчизників, що зробили свій релігійний вибір, звершує значний обсяг суспільно значущого служіння, зокрема щодо надання благодійної допомоги, реабілітації нарко- та алгокольно залежних тощо. Тому було б несправедливо поширювати визнання антиєвангельської діяльності Сандея Аделаджи на усю громаду. Принцип має бути чітким: хто допустив те чи інше порушення, має за це відповідати, водночас ця відповідальність не має поширюватися на інших людей, невинних у такому порушенні» http://www.risu.org.ua/ukr/religion.and.society/comments/article;26680/

 ***

Об обыске 25 декабря в Крестовоздвиженском кафедральном соборе Ужгорода в связи с политической деятельностью его настоятеля протоиерея Димитрия Сидора сообщает российское издание Regnum. Силами Службы безопасности Украины, по сообщению издания, из храма были изъяты три компьютера, в которых содержались архивные материалы русинского конгресса в Мукачево. Глава Сойма подкарпатских русинов отказался сообщать подробности произошедшего, однако не исключил возможности своего ареста, хотя, по его словам, в ближайшее время этого, скорее всего, не произойдёт. "Лично я психологически готов к этому шагу, новостью это для меня не станет. Я только думаю, как на это среагирует мой народ и наше церковное священноначалие. Но борьба продолжается, мы уже не остановимся. Мы добьёмся признания своей национальности и автономии", - заявил прот. Димитрий Сидор http://www.regnum.ru/news/1105152.html Regnum сообщает также, что Конференция по проблемам русинов в Ростове-на-Дону вызвала международный резонанс. По сообщению организаторов мероприятия, в работе первой международной конференции "Геноцид и культурный этноцид русинов Карпатской Руси (конец XIX - начало ХХI в.)" приняли участие «руководители Республики Подкарпатская Русь: премьер-министр Гецко, министр иностранных дел Паук, министр природных ресурсов Микулин и ряд других представителей руководства». Издание публикует Резолюцию конференции, в которой говорится, что «Русины Карпатской Руси стали первым в истории ХХ века народом (наряду с армянским населением Османской империи), в отношении которого проводилась политика прямого геноцида. Активную, в значительной мере организующую роль в геноциде русинов сыграл украинский национализм... В отношении русинского населения современной Украины проводится политика культурного этноцида...» и т.д. http://www.regnum.ru/news/1106064.html

 ***

О начале официального диалога РПЦ с Русской древлеправославной церковью сообщает российский сайт Newsru. Издание также информирует, что по благословению Патриарха Алексия II создается Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. Как отмечается в пресс-релизе ОВЦС МП, на встрече, прошедшей в обстановке взаимного уважения и доброжелательности, обсуждались вопросы, представляющие взаимный интерес: статус и значение Большого Московского Собора 1666-67 годов и вопрос об апостольском преемстве иерархии Русской древлеправославной церкви. Стороны обменялись взглядами по данным вопросам, свободно и открыто обсудив имеющиеся в них проблемные моменты. Рабочую группу от РПЦ возглавил епископ Брянский и Севский Феофилакт. Русская древлеправославная церковь была представлена председателем Миссионерского отдела РДЦ епископом Сибирским Сергием (Попковым), сотрудником этого отдела протоиереем Андреем Марченко, благочинным Слобожанского благочиния (Украина) протоиереем Николой Просиным и клириком Покровского кафедрального собора в Москве священником Георгием Новиковым.

По взаимному соглашению сторон признано полезным продолжить обсуждение интересующих обе стороны тем. Следующая встреча ориентировочно намечена на май 2009 года http://www.newsru.com/religy/29dec2008/rdc.html

 ***

О традициях и методах работы, принятых в Украинском католическом университете рассказал ректор этого вуза доктор Борис Гудзяк. По его свидетельству, значительную часть руководящего состава УКУ составляют молодые люди. При университете работает бизнес-школа. Начато строительство нового университетского городка и церкви http://www.zaxid.net/article/31471/

 ***

Как стать матушкой? - статью с таким заголовком опубликовал журнал «Профиль». «На вопросы «Профиля» об интимном отвечали молодые семинаристы и опытные священники. Семинаристы разделились на тех, кто придерживается более консервативных взглядов, то есть ищет супругу в библиотеке, среди прихожанок церкви и студенток музыкальных вузов, и более продвинутых, не считающих грехом поход в театр, кино и даже на дискотеку. Кроткая, но при этом знающая себе цену, красивая, но хранящая себя девственной до брака жена - вот мечта семинариста», - пишет издание http://profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=1016

 ***

Исследование исторических традиций и парадоксов в России под заголовком «Умом Россию не понять» опубликовал в журнале «Профиль» кандидат исторических наук Кость Бондаренко.  Историк анализирует российскую практику «пересмотра исторических догм и приспособления старых исторических тем под новые реалии». Новая концепция, пишет автор, гласит: все, что шло на пользу России, полезно. «На что была сделана основная ставка? В первую очередь, на героизм прошлых поколений, которые «собрали» страну. Во-вторых, на концепцию «великой России» - с явной недооценкой роли других республик СССР. В-третьих, на акцентировании роли личностей и уменьшении роли масс...» Историк касается также религиозных аспектов государственности России http://profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=1020

 ***

Размышления советского правозащитника Семена Глузмана, живущего в Украине, о судьбе и призвании обычных людей, не принявших советский строй (жители Прибалтики и Западной Украины) печатает издание «Политика и Культура Украины». Автор объясняет с привлечением духовной, религиозной стороны поведение рядовых крестьян, жителей присоединенных к СССР территорий. «Я не историк. Трагедия Латвии описана, известна. Судьба Грабанса - составная часть этой длящейся который год агонии. Здесь я пытаюсь понять жизнь одного человека, найти тот источник, где черпает он силы для сопротивления злу... Иварс Грабанс, несостоявшийся крестьянин, одинокий, исстрадавшийся, не стал мизантропом. Это удивительно... Трагедия тела не стала трагедией духа. И сегодня его не покидает вера; о себе и своих товарищах он мог бы сказать словами Альбера Камю: «Мы сохраняем любовь к человеку в годы трагедии разума и находим в этой любви неиссякаемый источник веры в будущее» http://pik.org.ua/news/2008/12/26/228029.htm

 ***

Репортаж о самой консервативной группе среди всех украинских цыган - «келделари» - публикует журнал «Профиль». Журналист рассказывает о религиозных традициях и бытовых особенностях этих людей, об опыте сельской учительницы Татьяны Богар - единственной украинки среди цыган, которая вышла замуж за красавца-рома. «Что интересно, - пишет автор, - в Закарпатье в последнее время появилось много цыганских протестантских церквей. Село Королево тоже не стало исключением. Двухэтажный молитвенный дом достраивают. Пастор Иосиф, когда мы приехали, как и полагается духовному лидеру, расхаживал по двору в белой рубашке и черных брюках. Рассказал, что во время свадьбы его прихожане прилюдно не целуются - что касается добрачного целомудрия, так это правило для цыган было важным всегда... Те, кто стал ходить в церковь, не гадают, не воруют и не попрошайничают, а честно зарабатывают на жизнь. Большинство цыган - кровельщики. Перекрывают крыши по всему Закарпатью, некоторые ездят на заработки в Москву. Кстати, массовое принятие христианства началось именно благодаря тому, что один из цыган делал водосток на крыше у одного баптиста...» http://profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=1018

 ***

О жизни девушки, добровольно ставшей бездетной, повествует украинская «Газета.ua». После стерилизации, рассказывает она, у нее появилась «единственная проблема - я верующая, ходила в церковь здесь рядом. В последний раз батюшка отказался исповедовать. Сказал, что церковь относится к стерилизованным женщинам как к гомикам» http://gazeta.ua/index.php?id=276718

 ***

Добрятинской церкви возвращен старинный молитвослова, пишет в своем материале «Голос Украины». «Добрятинська церква, одна з найдавніших на українських теренах, у минулих віках мала великий книжковий фонд. На кінець ХІХ століття тут налічувалося майже півтисячі церковних книг. Утім, майже всі вони розгубилися». Купленный на рынке молитвослов, изданный в1856 году Почаевской лаврой, теперь возвратился в библиотеку старого храма http://www.golos.com.ua/article/1230299394.html