УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 80 відвідувачів

Теги
монастирі та храми України конфлікти секти забобони Археологія та реставрація Церква і влада Доброчинність молодь церква та політика краєзнавство Священний Синод УПЦ Приїзд Патріарха Кирила в Україну Києво-Печерська Лавра УГКЦ іконопис Голодомор милосердя діаспора Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква педагогіка Церква і медицина Мазепа шляхи єднання Предстоятелі Помісних Церков Президент Віктор Ющенко церковна журналістика Церква і політика 1020-річчя Хрещення Русі постать у Церкві автокефалія розкол в Україні церква і суспільство Католицька Церква вибори Ющенко українська християнська культура Патріарх Алексій II УПЦ КП Вселенський Патріархат






Рейтинг@Mail.ru






ОБЗОР ПРЕССЫ 02-09 января 2009

  13 січня 2009



Обзор прессы охватывает основные публикации на церковную тематику в Украине ведущих СМИ Украины и других государств. В одной статье можно прочитать цельный обзор почти о всем, что за неделю печаталось в прессе. Составители обзора исключают какие-либо собственные комментарии и оценки, полагаясь на здравомыслие читателей. Обращаясь к архиву обзоров, можно всегда найти нужную публикацию, а также иметь возможность обобщать главные события недели, месяца, года и т.д.

За прошедшую неделю основные публикации украинской и зарубежной прессы на церковную тематику в Украине были посвящены следующим событиям:

- празднование Рождества Христова;

- подготовка к выборам Патриарха РПЦ;

- восстановление украинских святынь;

- исторические исследования;

- другое.

***

Рождественская тематика является главной в публикациях украинских СМИ. Издание «Политика и Культура Украины» в статье «Три Рождества» отмечает, что «общность сути праздника не мешает разным церквям расставлять в рождественских посланиях свои акценты». Так, «Митрополит Киевский и Всей Украины Владимир (УПЦ (МП) упомянул в нем о смерти Патриарха РПЦ Алексия Второго, отметив, что его «служение коснулось каждого христианского сердца, никого не оставив безразличным». Вспомнил он и о праздновании в 2008 году 1020-летия Крещения Руси, поставив акцент на «братстве» всех народов Руси. Предстоятель УПЦ Киевского Патриархата Филарет в своем послании вспомнил мировой финансовый кризис, назвав его «попущением Божим для смирения людей». А путем спасения от кризиса назвал возвращение к христианскому способу жизни, от которого человечество отказалось. У главы Украинской греко-католической церкви Блаженнейшего Любомира послание получилось наиболее лаконичным и четким. Он говорил об украинской эмиграции, которая, с одной стороны, помогала жить УГКЦ во время советских гонений, а с другой стороны - ежегодно пополняется множеством людей, которые покидают страну в поисках лучшей жизни. Именно на том, что все украинцы мира - один народ - он и акцентировал внимание в своих словах» http://pik.org.ua/news/2008/12/30/228252.htm

Настоятель храма в честь Иконы Божьей Матери "Знамение" УПЦ Роман Шевчук дает рождественское интервью Агентству «Новости Украина», в котором рассказывает о традициях празднования Рождества и значении этого праздника для верующих http://www.newsukraine.com.ua/news/133945/

Российский сайт "Православие и Мир" печатает статью протоиерея Александра Авдюгина из Луганской области "Новый год по-православному". В ней священник отвечает на вопрос, "который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы: «Как встречать Новый год в Рождественский пост?» Неудивительно, пишет, прот. Александр, что "некоторые не в меру ретивые хранители «преданий старины глубокой» вносят в перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные украшения и маскарадные костюмы, причем страдают от этого прежде всего дети". Не в празднике грех, отвечает священник, "а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется" http://www.pravmir.ru/printer_3621.html

Председатель Союза писателей Украины Владимир Яворивский в статье «Сеем, сеем, посеваем!», напечатанной в «Украинской правде», делится своими впечатлениями о праздновании Рождества в разные периоды истории Украины, а также ведет диалог с читателями, отвечая на их письма http://www.pravda.com.ua/ru/news_print/2009/1/7/86253.htm

Предстоятель УПЦ КП Филарет в рождественском интервью «Радио Свобода» на вопрос корреспондента «чого Ви очікуєте в новому році для української церкви?» отвечает: «Я хотів би, щоб російська церква погодилася на автокефалію української церкви. Я хотів би, щоб Росія нарешті визнала, що Україна є незалежною державою назавжди. Я хотів би, щоб наші народі жили у мирі. Але я не хотів би, щоб російська церква панувала над українською. І коли ми говоримо про єдність, то завжди розуміємо єдність у вірі та християнській любові, а не єдність в адміністративному управлінні.

Кор. - Але навіть Митрополиту Володимиру, Главі Української Православної Церкви Московського Патріархату, вже дорікають у проведенні особливої лінії. То які перспективи відстоювання окремішності української церкви після обрання нового Патріарха Російської Православної Церкви?

- Про що повинен дбати Митрополит Володимир - про український народ чи про російський? Він же про український має дбати. І він хоче про нього дбати і про українську церкву. Так само як і патріархи будь-яких помісних православних церков...»

http://www.radiosvoboda.org/content/Article/1367413.html

«Україна молода» в публикации „Зірка Немовляти" пишет: „Що змінилося у світі з приходом Спасителя? Та майже нічого. Продажність, сімейні чвари, жадоба збагачення - навіть серед священнослужителів - нікуди не зникли за дві тисячі років. Утім Христове вчення передбачає зміни не у світі, а в кожній окремій душі. З'явилася ідея, отож багатство, земна слава, неохопні території, куплена пошана - це не головне. Справді важливим є лише «скарб небесний». Цікаво, що ніякому тоталітаризмові з його культом грубої фізичної сили не вдалося викоренити віру в людяність»

http://umoloda.kiev.ua:80/number/213/0/46662/

В колонке редактора журнала «Публичные люди» Наталья Влащенко предлагает свой взгляд на праздник. «Рождество, - по ее мнению, - это не бутафорский поход в церковь, «Ледниковый период», Киркоров по телевизору, салат оливье с водкой и горьким привкусом - будет ли завтра на водку и оливье? Нет, нет и нет. Давай наконец посмотрим друг другу в глаза, уедем за город, позвоним старым друзьям и поймем, что Рождество - это только для самых близких и не на целую неделю. Давай вспомним, как это было в последние годы, и подумаем, что нам делать дальше. Потому что завтра будет новый день» http://pl.com.ua/main.php?Date=2009-01-08&artID=765

Украинская певица Нина Матвиенко, беседуя с журналистом «Радио Свобода» Романом Скрипиным, отмечает: «Бачите, який парадокс? Новий рік ми краще святкуємо, ніж саме Різдво». Певица акцентирует внимание на потребительском отношении к церковным праздникам, разных датах празднования, а также высказывает надежду на то, что «мабуть, треба все ж таки повернути до 25-го. Об'єднання церков має бути» http://www.radiosvoboda.org/content/Article/1366684.html

В статье «Индикатор праздников» журналист «Политики и Культуры Украины» Данил Билык сожалеет, что празднование Рождества не стало объединяющим разных регионов Украины. Так, пишет он, «Праздника Рождества Христового в городе Донецке, как мне показалось, и вовсе не существует. И не только среди общей массы, но и среди тех, кто настойчиво называет себя христианами, чуть ли не ударяясь головой об стенку. На приветствие «Христос рождается» люди отвечают улыбкой, максимум - словами «И Вас с Рождеством!». В то же время на Западе странно отреагируют скорее на слово «Привет» или «Здравствуйте». Не хочу, чтобы меня обвинили в насаждении христианства или возвеличивании одной части страны над другой. Но тут суть в другом. Любой традиционный праздник может и должен объединять не столько религиозной сущностью, сколько собственно традиционностью, общностью духа. Ведь именно в праздник, когда люди не заняты будничными хлопотами, они имеют временное пространство для мыслей и чувств. И очень грустно, когда эти чувства сводятся к застолью. Да что там христианство. Не умеют вместе праздновать украинцы и нехристианские праздники - тот же День Независимости или День победы. Что ни праздник, то споры, дрязги и мелочность» http://pik.org.ua/news/2009/1/8/228412.htm

Священник УГКЦ Иван Музычка в интервью «Українське Різдво в Італії - тужливе свято» рассказывает для «Радио Свобода» о выходцах из Украины, которые живут в Италии. «Українці - народ сентиментальний. Різдво зустрічають сентиментально: чому я на чужині, а мої діти, мій чоловік, моя родина в Україні. Особливо чутливий момент, коли в селі родина сідає до святвечірнього столу, а мами немає... Українці святкуватимуть із тугою. Тужитимуть і думатимуть: як довго то ще буде тривати?» http://www.radiosvoboda.org/content/Article/1367134.html «Радио Свобода» опубликовала также материал «Дніпропетровське Різдво з присмаком газу», в котором повествует о храме, построенном на месте прошлогоднего газового взрыва в Днепропетровске. «Новозбудований храм має стати не тільки знаком пам'яті, а й перестороги на майбутнє. Поблизу церкви встановили меморіал - гранітну колону з бронзовою композицією: два ангели тримають тіло хлопчика» http://www.radiosvoboda.org/content/Article/1367499.html

Журнал «Український тиждень» в публикации «Різдво у Львові» освещает праздничные события в городе: «Бюджет «Різдвяних» становить $1 млн. Планується, що його заходи відвідають понад сто тисяч осіб. А головні акції проходитимуть у потужному виставковому комплексі «Лемберг», чия корисна для культури площа становить 10 тис. кв. м.» http://www.ut.net.ua/afisha/183/616/

Впечатлениями телезрителя о «Новорічно-різдвяних теледежавю» делится журналист западноукраинского интернет-издания «Zaxid.net». В статье критически рассматриваются праздничные программы телеканалов. „Чи не усі телеканали транслюють ту ж саму «культурну програму», що й 5 чи 10 років тому. А українці, віддані свої лінощам, не завжди й канали намагаються перемикати в пошуках чогось кращого. Та й чи є це «краще» на нашому телебаченні?", - задается вопросом журналист http://zaxid.net/article/31696/

«Больше 5 миллионов украинцев сходили в церковь на Рождество» - передает «Комсомольская правда в Украине» о событиях 6 и 7 января: «почти 5,5 миллионов украинцев посетили более 14 тысяч храмов» http://kp.ua/daily/311208/68294/print/

О Рождественских традициях в странах Европы рассказывает Агентство «Новости Украина» http://www.newsukraine.com.ua/news/134024/ Это же агентство в заметке «Честный священник испортил детям рождество» передает о забавном случае на севере Италии. Группа родителей обвинила местного католического священника в том, что он испортил их детям Рождество. «Отец Дино Боттино рассказывал детям, что Деда Мороза на самом деле не существует. Такие проповеди очень расстроили многих детей и привели в ярость некоторых родителей. Местная газета опубликовала открытое письмо десятков родителей, которые обвиняют священника в испорченном празднике». Священник, пишет издание, ничуть не раскаивается в содеянном. "Я рассказал детям, что Дед Мороз - выдумка, которая не имеет ничего общего с христианской историей рождества" http://www.newsukraine.com.ua/news/134033/

***

В связи с предстоящими выборами Патриарха Русской Православной Церкви муниципальная газета Киева «Хрещатик» публикует списки участников Поместного Собора от Украинской Православной Церкви http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1231400727.html

Российское «Агентство политических новостей» печатает критический отзыв Андрея Мелькова, члена Молодежной Общественной Палаты РФ, на статью диакона Андрея Кураева о кандидатах в Патриархи. Автор пишет, что «диакон Андрей подвергает унижению украинских епископов и Украинскую Церковь. Ее Предстоятеля он называет больным человеком, который будто бы не пожелает "вживаться в проблемы другой страны". Но разве Россия для владыки Владимира чужая страна?.. Диакон Андрей называет владыку Владимира иностранцем (sic!), за которого будто не пожелает голосовать Россия! Что за самоуверенность и самопревозношение "россиянского" самосознания! Авторитет Блаженнейшего высок не только на Украине, в России владыка Владимир пользуется уважением и поддержкой едва ли не большей, чем многие российские архиереи, и судить диакону Андрею за всю Православную Россию непозволительная вольность!» Далее, продолжает Андрей Мельков, «Не дает покоя и личность епископа Александра (Драбинко), титулованного в завершении всего "временщиком". По мнению отца Андрея "очевидностью" является нежелание российских епископов голосовать за владыку Александра. Снова диакон присваивает себе право говорить за всех архиереев. Да и совершено не к месту тут приписан епископ Александр, этот искусственный ход диакона Андрея словно направлен на разжигание вражды между украинскими и российскими иерархами. Где же соблюдение громкого тезиса о необходимости единства Церкви? Если наша Церковь едина, то недопустимы любые дискриминации епископата УПЦ МП, тем более в связи с грядущим Поместным Собором». Завершая обзор статьи диакона Андрея Кураева, автор приходит к выводу, что «проблема собственно не в том, что отец Андрей всячески превозносит личность и кандидатуру митрополита Кирилла - о своих симпатиях нужно говорить смело и открыто, перечисляя все заслуги и успехи своего избранника, тем более что митрополит Кирилл является достойным кандидатом на патриарший Престол. Проблема в том, что отец Андрей позволил себе жесткую критику, местами замешанную на искажении фактов, подтасовках и элементарном неуважении и унижении других достойных иерархов Церкви Русской. Подобные статьи вносят соблазн в умы верующих людей, дают "повод, ищущим повода" в очередной раз обрушиться с критикой в адрес всего нашего Православия»

http://www.apn.ru/publications/print21196.htm

Правозащитный российский сайт шахматиста Гарри Каспарова «Каспаров.ру», оценивая деятельность Патриарха Алексия II и кандидатов на его замену, отмечает: «весьма сложные отношения сложились у митрополита Кирилла с архиереями Украинской Православной церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). Это видно хотя бы из истории вокруг Валерия Каурова, лидера "Союза православных граждан Украины", крайне промосковской структуры, которой покровительствует митрополит Кирилл (Гундяев). Год назад Архиерейский собор УПЦ МП признал деятельность Валерия Каурова подрывной и антицерковной. Незадолго до этого митрополит Кирилл вручил Каурову орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени.

Разумеется, архиереям УПЦ МП не может нравиться провокационная деятельность инспирируемых ОВЦС организаций, которые могут еще более осложнить и без того непростые отношения УПЦ МП с украинскими властями. Хватает и других поводов для взаимного неудовольствия (например, стремление некоторых иерархов УПЦ МП к большей независимости от Московской патриархии). Так что архиереи УПЦ МП постараются на предстоящем Поместном соборе сделать все возможное, чтобы митрополит Кирилл (Гундяев) не стал новым патриархом. Если же он все-таки им станет, то это неизбежно еще больше осложнит ситуацию с православием на Украине (вплоть до нового раскола)» http://www.kasparov.ru/material.php?id=493D35E81EAF9

Предстоятель УПЦ КП Филарет накануне Рождества дал интервью «Радио Свобода», в котором заявил, что на автокефалию «ми пішли законним шляхом. Ми мали право скликати собори помісні. І ми скликали Собор в 1991 році 1 листопада. На цьому Соборі був присутній весь єпископат української церкви, були представники чернецтва всіх парафій, духовенства, мирян, ченці, черниці. Тобто, це був повний Собор, який представляв українське православ'я. І там було вирішено звернутися до Московського патріарха і до єпископату Російської православної церкви про надання Україні повної автокефалії. Але Москва не готова була піти на такий крок. Тому рішення було прийняте таке: перенести рішення цього питання на наступний Помісний собор. По-перше, ми сподіваємося, що все-таки Московська патріархія включить в порядок денний розглядання цього питання. Бо якщо вони не включать, то тоді всі їх постанови, які вони приймають чи то на Архієрейських соборах, чи то на Помісних соборах, не мають ніякої цінності. Бо це не значить, якщо рішення прийняте, а воно не виконується, то тоді сама цінність Собору втрачається. Ми сподіваємося, що все-таки Московська патріархія не піде на це і включить в порядок денний розглядання питання автокефалії української церкви. Інша справа - це чи позитивно вони вирішать, чи негативно? Ми цього не можемо зараз сказати». По мнению лидера неканонического православия, «український єпископат на чолі з її предстоятилем, митрополитом Володимиром не в усьому слухають Москву. А чим дальше вони будуть віддалятися від Москви, тим швидше ми об'єднаємося в одну помісну церкву» http://www.radiosvoboda.org/content/Article/1366664.html

***

Восстановлению украинских святынь посвящают свои материалы газета «Новая» и издание «Zахід.net». «В конце года на Львовщине активизировалось движение по спасению деревянных церквей в Западной Украине. Художники, меценаты, банкиры, бизнесмены, общественные деятели объединили свои усилия, чтобы в конечном итоге прекратить варварское уничтожение деревянного сакрального наследства наших предков», - пишет «Новая». Один из инициаторов движения ректор Университета банковского дела НБУ Тамара Смовженко «сумела заинтересовать полезным делом не только студентов, но и политиков, банкиров, депутатов, общественных деятелей. Теперь все они собирают средства на церковь 17 в. Св. Михаила в селе Куты», - отмечает газета

http://www.novaya.com.ua/?/news/2009/01/05/120810-11 Издание «Zахід.net» публикует эксклюзивное интервью с известными художниками Татьяной Думан и Левко Скопом на тему „чим відрізняється сучасна ікона від традиційної, про таємниці образотворчості, про новаторство і канон". Издание отмечает, что «Ікони молодої львівської художниці Тетяни Думан не можуть не схвилювати, з них важко навіть вибрати ту, що сподобалася найбільше, вони водночас теплі і барвисті, і дуже-дуже енергетичні. Дитячі лики її святих, Ісуса і Матері Божої наштовхують на роздуми про те, якою повинна бути людина, їх добрі очі дивляться просто в душу, їхні лагідні риси глибоко зворушують і запрошують до молитви. Різдвяна ікона авторства Тетяни «мандрує» цього святкового періоду як процесійна з прочанами, які вирушили зі Львова до Вифлеємської печери за маршрутом Львів - Рим - Вифлеєм - Єрусалим - Константинополь - Київ» http://zaxid.net/article/31699/

 

***

Рецензию на вышедшие в свет «Труды Киевской Духовной Академии» № 9, публикует протоиерей Павел Великанов на российском портале Богослов.ру. Автор пишет, что очередной выпуск «Трудов» Киевской академии «стал достойным продолжением нового формата издания, разработанного Ученым Советом КДАиС в 2007 году». Девятый номер журнала содержит двадцать четыре статьи. Из них двадцать подготовлено профессорами, доцентами и преподавателями Киевских духовных школ, три предоставлены в редакцию журнала представителями других светских и богословских образовательных центров, одна статья подготовлена преподавателем КДАиС в соавторстве с известным российским исследователем. Публикации охватывают практически все отрасли богословского знания. Новый номер также продолжил традицию двуязычия, являющуюся отличительной чертой возрожденных «Трудов КДА». Девятнадцать статей представлено здесь на русском языке и пять - на украинском.

http://www.bogoslov.ru/text/371851.html

***

О современной украинской и российской историографии, в частности, об оценках деятельности гетмана Ивана Мазепы беседует корреспондент газеты «Україна молода» с историком Алексеем Сокирко, доцентом Киевского университета. По мнению киевского ученого, «Мазепа був політиком, таким самим, як й інші політики Європи Раннього нового часу. Якщо хтось і зараз інкримінує йому «нешляхетні» прийоми чи наміри - хай уважно роздивиться тогочасний європейський політикум. Пізніший антагоніст Мазепи - російський цар Петро І по всіх усюдах полював за своїми особистими ворогами і навіть власним сином тими методами, якими потім користалися Сталін та його зовнішня розвідка. А вже стосовно жонглювання престолами й династичними шлюбами, то його взагалі ніщо, окрім інтересів імперії, не спиняло. На початку Північної війни він пропонував гетьманську булаву герцогу Мальборо, а кілька років по тому Мазепі - польську корону! Хто знає, якби гетьман не уклав союзу з Карлом ХІІ і лишився б у російській протекції, чи не став би він із часом віце-президентом Сенату чи губернатором Сибіру?!» http://umoloda.kiev.ua:80/number/19!%206/0/46699/

***

Под заголовком «Третий Рим» или «Третий Рейх»?» газета «Новая» печатает на своих страницах мнение Дэвида Моргенштерна, специалиста по международным отношениям и терроризму, бывшего сотрудника антитеррористического отдела ОБСЕ, о взаимоотношениях России с соседними странами, прежде всего с Грузией. Статью, в которой присутствует также религиозная составляющая, автор заканчивает выводом: «Эпоха империй завершилась, также, как канули в прошлое каннибализм, рабовладельчество и инквизиция. Москва никогда не станет «Третьим Римом», хотя российский истеблишмент вот уже несколько столетий всеми силами добивается этого. Рим никогда не был символом грубой силы, друзья, вы горько ошибаетесь. Для этого нет нужды цитировать по латыни Аврелия. Достаточно посмотреть «Короля Артура» Антуана Букуа - на черном рынке в Москве он будет стоить 5 евро - и вы поймете, что такое Рим»

http://www.novaya.com.ua/?/news/2009/01/01/190729-10

***

Об истории бритв и традиции побрития бород рассказывает в новом материале газета «Новая». В частности, о временах СССР газета сообщает: «Основная масса духовенства в те ностальгические времена традиционно носила шикарные (или какие Бог дал) бороды. Исключением были лишь священники обновленческого направления, которые таки брились. За характерные ассоциации внешности в их сторону летели прозвища «бабы» или «жабы». Пятикнижие Моисеево «Тора» не разрешает евреям «уничтожать края бороды». Нельзя брить именно бритвой, а с помощью химии или ножниц - можно» http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/01/05/175231-11

***

Журнал «Фокус» в статье «Вера всуе: украинцы верят, что амулеты и приметы отвратят кризис» рассказывает о представителях нетрадиционных методов оздоровления, которые, согласно распоряжению Минтруда Украины, могут воспользоваться Государственным национальным классификатором профессий. «Согласно историческим фактам, - пишет издание, - даже такие масштабные личности, как Пушкин, были весьма суеверны. Когда умер Александр I, поэт нелегально выехал в Петербург из Михайловского, но дорогу ему перебежал заяц, а через некоторое время ещё и священник встретился. Александр Сергеевич не долго думая повернул обратно. В итоге он не попал с друзьями-декабристами на Сенатскую площадь и избежал разборок со вступившим на престол Николаем» http://focus.in.ua/article/51238.html

***

Проблемам усыновления детей-сирот, а также оздоровлению молодого поколения посвящено интервью Министра семьи, молодежи и спорта Юрия Павленко газете «Україна молода». Министр, в частности, говорит, что «Упродовж дня в Україні близько 50-ти дітей сиротіють, а 65 - знаходять нову сім'ю». Кроме того, Ю. Павленко, отмечает: «В Україні практично немає на усиновлення дітей до 3 років» http://umoloda.kiev.ua:80/number/188/0/46701/

***

О создании в УГКЦ двух новых комиссий - «Комісію кадрового забезпечення Києво-Галицького Верховного Архиєпископства та Комісію священичого покликання, життя і служіння» - сообщает столичная газета «Хрещатик». Члены Комиссии кадрового обеспечения «повинні стежити, щоб у кожній галузі богословської науки, у ділянці медіа, соціального служіння УГКЦ мала достатню кількість спеціалістів». Относительно второй Комиссии, то она создана, «щоб у всіх навчальних закладах світу, які є під опікою УГКЦ, чи в яких навчаються майбутні душпастирі Церкви, була однакова програма навчання і виховання. «Це означає, що кожний священик УГКЦ, незважаючи на країну його навчання, буде мати ту саму підготовку, формацію. Це потрібно, бо ми обмінюємося священиками», - сообщил предстоятель УГКЦ Любомир Гузар.

http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1231233984.html