УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 50 відвідувачів

Теги
Доброчинність українська християнська культура вибори забобони Києво-Печерська Лавра іконопис Голодомор молодь Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і медицина церква і суспільство Ющенко УПЦ КП Церква і влада постать у Церкві церковна журналістика розкол в Україні краєзнавство милосердя конфлікти монастирі та храми України шляхи єднання Предстоятелі Помісних Церков Церква і політика Католицька Церква Священний Синод УПЦ Мазепа автокефалія Президент Віктор Ющенко комуністи та Церква УГКЦ 1020-річчя Хрещення Русі церква та політика педагогіка Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну секти діаспора Патріарх Алексій II Археологія та реставрація






Рейтинг@Mail.ru






ОБЗОР ПРЕССЫ 17– 31 января 2009

  02 лютого 2009



За прошедшие две недели основные публикации украинской и зарубежной прессы на церковную тематику в Украине были посвящены следующим событиям:

- проведение Предсоборного собрания УПЦ (см. специальный выпуск обзора);

- проведение Архиерейского и Поместного Соборов РПЦ (см. также специальный выпуск обзора);

- праздники Рождества, Крещения и другие;

- межконфессиональные и экуменические отношения;

- взаимоотношения Церкви и власти;

- церковная история и сохранение культурного наследия;

- социальные проблемы;

- другое.

***

Продолжают поступать публикации, посвященые Предсоборному собранию УПЦ, ходу и результатам Архиерейского и Поместного Соборов РПЦ.

Киевский сайт «Аналитик» опубликовал расширенный вариант статьи, которая в сокращенном виде напечатана в газете «Зеркало недели» в качестве комментария к интервью с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Автор статьи «Украинская Православная Церковь перед Поместным Собором» эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Белецкий пишет, что еще «на заседании Священного Синода УПЦ в декабре 2008 его участникам был предложен проект Юбилейной декларации Архиерейского Собора УПЦ (имеется в виду юбилей 1020-летия Крещения Руси). В довольно объёмном (около 20 стр.) тексте Церковь, по словам авторов, «свидетельствует о своём видении некоторых актуальных проблем современной жизни и предлагает украинскому обществу возвратиться к собственной духовно-исторической традиции». Проект представляет собой систематическое изложение принципов, неоднократно заявленных самим митрополитом Владимиром в том числе в докладе на Архиерейском Соборе РПЦ в Москве в июне 2008». Однако, продолжает автор, «Предложенный проект вызвал отпор церковных консерваторов, по существу выступивших против митрополита Владимира. Правда, при этом они не называли его по имени, выдвигая претензии к его ближайшим сотрудникам, предполагаемым авторам текста, прежде всего к секретарю предстоятеля, епископу Переяслав-Хмельницкому Александру (Драбинко) и руководителю Отдела внешних церковных связей архимандриту Кириллу (Говоруну)». Как отмечает М. Белецкий, «на ряде церковных и околоцерковных сайтов оппоненты митрополита разместили необычно резкие по тону статьи» с зачастую голословными обвинениями http://www.analitik.org.ua/author/497f197b314af/

Представители украинской общественности, близкие к «политическому православию», распространили накануне Соборов в Москве свои обращения к Поместному Собору. В частности, в интернете без упоминания авторства появилось «Обращение съезда представителей приходских советов УПЦ МП к делегатам Поместного Собора РПЦ МП», в котором членство РПЦ во Всемирном Совете Церквей рассматривается «как анахронизм тоталитарной эпохи, когда наша Церковь вынуждена была сделать этот шаг под давлением внешних сил» и предлагается «принять постановление о выходе Русской Православной Церкви из Всемирного Совета Церквей, так как дальнейшее пребывание нашей Церкви в этой организации контрпродуктивно и не оправдано» http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=68213

СМИ сообщают, что во время заседаний Соборов в Москве из Украины в столицу России направились «группы поддержки» за кандидатов в Патриархи. Так, руководитель одной из таких групп, председатель объединения «Единое Отечество» Валерий Кауров в разговоре с корреспондентом «Портала-Credo.Ru» рассказал, что в их группе - «верующие из Киева, Днепропетровска, Одессы и некоторых других городов Украины. В течение суток на в пути в Москву они молились за то, чтобы Архиерейский и Поместный Соборы прошли в согласии и мире, а Патриархом был избран митрополит Кирилл, который известен верующим Украины как твёрдый сторонник единства Церкви, способный противостоять попыткам автокефалистов отделиться от Московской патриархии. В. Кауров при этом подчеркнул, что глава Украинской Православной Церкви Московского патриархата митрополит Владимир не поддержал идею своего выдвижения в качестве кандидата на патриарший престол. В прессе высказывались идеи предложить в качестве кандидатов владыку Онуфрия - митрополита Черновицкого и Буковинского - и ещё одного архиерея, но основная масса мирян считает это нежелательным, поскольку у этих архиереев «и в Украине дел предостаточно», цитирует В. Каурова пресса http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=68211

В свою очередь председатель Союза «Святая Русь» из Украины Алексей Добычин, который представлял в Москве сторонников митрополита Климента, считает, что приезд «группы поддержки» за митрополита Кирилла был организован ОВЦС РПЦ. «Скандально известным деятелям из Союза православных граждан Кириллу Фролову и Валерию Каурову, позиционирующим себя ближайшими помощниками митр. Кирилла (Гундяева), видимо, удалось убедить последнего в запущенной ими лжи, что сотни «злочинных диомидовцев» под руководством председателя Союза «Святая Русь» Алексея Добычина едут из Украины в Москву, чтобы не допустить избрания патриархом РПЦ МП митр. Кирилла... Со стороны ОВЦС в переговорах с Фроловым и Кауровым принимает участие священник Георгий Рябых, и. о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС МП, кандидат политических наук, член Комиссии по подготовке Поместного собора. Также к участию в этом мероприятии Фролов и Кауров пытаются склонить депутата ГД РФ, директора института стран СНГ К.Ф. Затулина, от которого, как и от митр. Кирилла, надеются получить солидную сумму денег на свою доходную затею» http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=68214. В отношении самой группы Алексея Добычина «Портал-Credo.Ru» репортирует: «Примерно в 11 часов к остановке троллейбуса на улице Волхонка из подземного перехода вышла группа женщин в платочках и бородатых мужчин, презрительно охарактеризованных пропатриархийным сайтом «Интерфакс-религия» как «неряшливых». Правоохранители, получившие, видимо, соответствующие инструкции, моментально атрибутировали их как «диомидовцев». На самом деле, как успел выяснить корреспондент Портала, эта была депутация православных мирян с Украины, выступающих за избрание Патриархом митрополита Климента (Капалина). Группу мирян быстро и очень грубо загнали в метро, где украинские гости решили переждать. Однако и в центре зала станции «Кропоткинская» их не оставили в покое - ревностные «дружинники», явно по наводке какого-нибудь наблюдательного «православного гражданина», настигли мнимых «диомидовцев» и в метро, насильно затолкав их в вагон проходящего поезда. Жертв произвола «дружинников» было около 40 человек...» http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=68204

Украинская интернет-газета «Сейчас» пишет, что «кроме выброса компромата на основных претендентов, с неприятными «сюрпризами» столкнулась в первый же день украинская делегация. Например, местоблюститель Кирилл на Архиерейском соборе раскритиковал украинских священнослужителей за ненадлежащую организацию празднования 1020-летия крещения Киевской Руси. Дескать, «подготовка посещения Украины протекала в тревожной обстановке», а некоторые политики использовали праздник «для расширения раскола». В упрек украинской стороне поставили предложение Патриарху Константинопольскому Варфоломею возглавить празднование, который уже от собственного лица приглашал в Киев Предстоятелей иных Поместных Церквей. В результате, Алексий II был в Киеве всего лишь почетным гостем». Таким образом, заключает газета, митрополит «Кирилл снова дал пищу для упреков его в чрезмерной политизированности. В его адрес и раньше звучали обвинения за жесткую манеру служения и проповеди, сближение с католиками, поддержку в Украине маргинальных промосковских группировок и лояльность к нему депутатов от «Единой России», которые видят в нем «симбиоз священника и политика» http://www.seychas.com.ua/news/2009/1/26/3554.htm

Между тем сайт РПЦ «Собор 2009» обнародовал «Слово Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Кирилла на открытии Архиерейского Собора», в котором среди важнейших событий 2008 года упоминается празднование 1020-летия Крещения Руси и связанные с ним Первосвятительские посещения Украины. В докладе, вопреки утверждению газеты «Сейчас», отмечено, что именно «Светские власти предложили Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею возглавить празднование, представив при этом иную программу, нежели та, что была подготовлена Украинской Православной Церковью...Отрадным вознаграждением за принятый подвиг стали для Святейшего (Алексия II - авт.) искренние, неподдельные проявления горячей любви епископата во главе с Блаженнейшим митрополитом Владимиром, клира и украинского верующего народа, ясно выраженная православными людьми воля к сбережению церковного единства... Состоявшееся у памятника великому князю сослужение Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, их переговоры в древней Киево-Печерской лавре, участие представителей Поместных Церквей в киевских торжествах, - все это способствовало улучшению взаимопонимания в отношении церковной ситуации на Украине и в целом укреплению единства Святого Православия» http://www.sobor2009.ru/538390/index.html

Российский сайт «Православие и мир» цитирует доклад митрополита Кирилла на Поместном Соборе, в котором он «напомнил, что 1992 году Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение об учреждении так называемой Бессарабской митрополии с кафедрой в Кишиневе, на которую был назначен ранее запрещенный в священнослужении епископ Русской Церкви. А в 2007 году в составе «Бессарабской митрополии» были учреждены три новые епархии, причем эта церковная структура стала предъявлять территориальные претензии и на земли по левому берегу Днестра, в том числе входящие в состав Украины». В отношении расколов митрополит Кирилл заявил: «Единственно жизнеспособное решение может быть достигнуто лишь неуклонным следованием по пути канонической правды и евангельской любви, в том числе и любви к оступившимся братьям» http://www.pravmir.ru/printer_3735.html

Зам. руководителя ОВЦС РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин, рассказывая в интервью «Комсомольской правде» об избрании Патриарха Московского в 1990 году на Поместном Соборе напоминает: «Тогда тоже были разные разговоры, споры, сплетни. Были люди, которые возмущались тем, что среди самых известных митрополитов, которые могли претендовать на патриарший престол, были два украинца. Говорили: как это украинец может быть Патриархом всея Руси?.. Говорили о том, как может быть патриархом человек с нерусской фамилией Ридигер? Были разные попытки интриговать, используя государственную власть. Так вот, несмотря на все это, несмотря на то, что обстановка перед Собором тоже была достаточно сложной, Господь избрал через соборное суждение церкви самого лучшего человека» http://www.kp.ru/daily/press/detail/1510/

«Еще один центр силы на Соборе - украинская делегация (192 голоса), - пишут российские «Известия», - Архиерейский Собор не выявил ее явных предпочтений. Глава УПЦ митрополит Владимир, заранее объявивший о своем нежелании быть кандидатом в патриархи, набрал 10 голосов. Столько же, сколько и митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, которого называли в качестве возможного претендента на престол от Украины. И, в принципе, ничто не мешает украинской делегации выдвинуть своего кандидата уже на Поместном Соборе» http://www.izvestia.ru/russia/article3124711/

Отказ митрополита Владимира выдвигаться кандидатом в Патриархи прокомментировал диакон Андрей Кураев в эфире радиостанции «Эхо Москвы»: «Антикирилловская оппозиция есть, но она аморфна, - сказал Кураев. - Часть этих голосов на Соборе мог бы до поры до времени сдерживать киевский митрополит». По его словам, в случае отказа митрополита Владимира от участия в выборах в качестве кандидата «начинаются лихорадочные поиски нового центра кристаллизации, но уже не фиктивного, а настоящего». «Владимир был бы фиктивным оппонентом Кириллу», - подчеркнул Кураев.

«Я думаю, что за него были бы украинские голоса - это четверть, плюс много этнических украинцев среди русского духовенства. Многие делегаты собора могут полагать, что избрание украинского епископа на патриарший престол послужит нашим странам и разрешит какого-то кризис в наших отношениях. Это, конечно, иллюзии, я считаю, но тем не менее», - отметил он. Также, по мнению Кураева, здоровье митрополита Владимира не такое слабое, чтобы не участвовать в выборах. «Возможно, есть какая-то другая договоренность внутри Украины, и за эту оставшуюся до Собора неделю появится какой-то другой консолидированный делегат», - заключил он. Возможно, Украина предложит другого кандидата в Патриархи, пишут «Новые Известия» и добавляют: «Ранее эксперты выдвигали предположение, что наиболее вероятным кандидатом от делегации Украинской Православной Церкви Московского париархата может стать Онуфрий (Березовский), митрополит Черновицкий и Буковинский, председатель церковного суда УПЦ» http://www.newizv.ru/lenta/104304/

«Пятый телеканал» С.-Петербурга во время обсуждения дополнительных кандидатов на пост Патриарха также сообщил, что «Митрополит Онуфрий может стать четвертым кандидатом на патриарший престол http://www.5-tv.ru/news/16528/

О ходе избрания Патриарха «Новые Известия» пишут следующее: «последовали сюрпризы. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) снял свою кандидатуру в пользу Местоблюстителя. Свое решение он объяснил желанием «быть ближе к цели». И добавил: «Не дай Бог, второй тур». После этого, рискуя впасть в немилость своего патрона, епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий (Бильченко) отважился предложить избрать главу РПЦ с помощью жребия. Но его никто не поддержал. Зато «на ура» прошло на Соборе предложение митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона (Шукало) отказаться от дополнения списка. В одночасье развеялись опасения, что в ход голосования вмешается «украинская партия». «Складывалось впечатление, что нас ломают через коленку, - признался «НИ» делегат Собора из числа мирян. - Сначала обсуждать кандидатуры запретили, потом наложили вето на внесение своих претендентов. Неужели владыка Кирилл настолько опасался открытой борьбы?» http://www.newizv.ru/news/2009-01-29/104941/

Вместе с тем «Новая газета» из России отмечает, что «Украинская церковь Московского патриархата, живущая в условиях реальной религиозной конкуренции, в большинстве епархий провела честные выборы на альтернативной основе, так что делегаты Украины приехали на собор с наказами избравшей их церковной общественности. С точки зрения митрополита Кирилла и его штаба, это самое слабое звено собора»

http://www.novayagazeta.ru/data/2009/008/22.html

«Газета.ua», отмечая присутствие на Поместном Соборе делегатов-бизнесменов, в том числе от Украины, предоставило слово протоиерею Георгию Коваленко, пресс-секретарю Предстоятеля УПЦ. Он говорит, что среди делегатов бизнесменов было 8%. «Все они люди верующие. После голосования никаких дискуссий на тему избрания патриарха не было. На все воля Божья» http://gazeta.ua/index.php?id=280191

В интервью «Радио Свобода» прот. Георгий Коваленко в режиме он-лайн из Москвы также заявил, что «Достеменно невідомо, чи буде розглядатися («українське») питання. Бо я от чув якраз аналітиків, які у вас давали коментарі, то дійсно немає єдиної позиції навіть всередині УПЦ, тому виносити це питання на люди, коли немає єдності всередині, то я гадаю, що це сьогодні недоречно». Другой киевский клирик протоиерей Андрей Ткачев, отвечая на вопрос этого же радио «чи значить обрання Кирила, скажімо, на посаду патріарха РПЦ те, що він збирається вирішити «українське питання» в позитивний спосіб, тобто надання повної автокефалії УПЦ?» ответил: «В позитивний спосіб вирішення питання - це не програмується заздалегідь. В позитивний спосіб вирішення питання - це те, що Бог захоче, те, що народ... Повнота вся церковного життя має сказати своє слово. Тобто, ви задаєте, відразу заганяєте, позитивно називаєте те, що Ви сказали. Ми не знаємо, що.. Да буде воля Твоя. І треба знати, розумієте, іспитуються волею Божою»

http://www.radiosvoboda.org/content/Article/1375423.html

Представитель неканонической УПЦ КП епископ Евстратий (Зоря) высказывает на страницах газеты «Україна молода», российского агентства «Regnum» и др. свое мнение об избрании нового Патриарха: «Голоси української делегації були визначальними в тому, скільки саме процентів набере митрополит Кирил, наскільки вагомою буде його перемога. І я думаю, що це було певною мірою обміном на вирішення тих питань, про які говоритиме українська делегація. Українська православна церква Московського патріархату розраховує на визнання її незалежною і самостійною в управлінні. Наразі таке рішення затверджене тільки архієрейським собором. Тепер же, для його підкріплення, потрібне й визнання Помісного собору як вищої гарантії. І я схиляюсь до думки про те, що обраний патріархом Кирил відповідне рішення через Помісний собор проведе. Або Собор затвердить статус незалежності УПЦ МП, і це дасть можливість його керівництву діяти більш вільно, ніж це було досі. Або ж це питання залишиться без розгляду, що підігріє незадоволення Москвою і навіть може призвести до розколу в середині самої УПЦ» http://www.umoloda.kiev.ua/number/1338/161/47186/

http://www.regnum.ru/news/1117304.html

http://portal-credo.ru/site/print.php?act=authority&id=1123

СМИ информируют также о решении Поместного Собора РПЦ подтвердить статус УПЦ как самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1233162376.html

Российский сайт Newsru, кроме того, со ссылкой на диакона Андрея Кураева сообщает, что делегат Поместного собора от Сумской епархии УПЦ игумен Симеон (Гагатик), «автор обличительных статей против экуменизма», предложил «наделить Патриарха функцией Папы». В ходе дискуссии, которая прошла на днях на Поместном соборе, игумен Симеон предложил внести в устав РПЦ положение о том, что «Патриарх является гарантом соблюдения святоотеческих преданий и канонов». Между тем избранный Патриарх Кирилл напомнил, сообщает издание, что данное положение не может быть применимо к предстоятелю РПЦ, пояснив, что это у католиков глава Церкви - хранитель чистоты веры, «а у нас хранитель чистоты православия - Собор» http://www.newsru.com:80/religy/30jan2009/patpap.html

***

Избрание Патриархом РПЦ митрополита Кирилла дало прессе толчок к обсуждению и прогнозам стратегии нового Патриарха в отношениях с УПЦ.

Украинское интернет-издание «Подробности» предполагает, что с избранием митрополита Кирилла, «поддерживающего курс предшественника, для Украины в церковном плане ничего не изменится кардинально. Ранее россияне побаивались двух главных делегаций на Поместном соборе - от Российской православной церкви за рубежом и от Украины, члены которых в сумме составляют простое большинство делегатов. Однако, видимо, Кириллу удалось с одними договориться келейно, а другие проголосовали за него за неимением лучшего». Что касается митрополита УПЦ Владимира, «который в последнее время наладил связь с Виктором Ющенко, стремящимся к объединению всего отечественного православия, то, видимо, слишком стар он для революций. А потому в России многие вздохнули свободно, после того, как 27 января Сабодан, председательствующий на заседании Собора, заявил, что третьего, неожиданного кандидата не будет». По мнению издания, «В ближайшее время Кириллу будет не до Украины - внутренние проблемы решить бы. В то же время не зря один искушенный блоггер несколько недель назад написал: «Если патриархом Московским станет неукраинец - это будет конец Русской православной церкви как экстратерриториальной надгосударственной церкви... Без этого РПЦ превратится в этническую религию по типу индуизма, погрязнет в сектантстве, ереси, проиграет протестантам, мусульманам и телевидению». И далее: «В Мос.пате не понимают одного - кроме Алексия и киевского митрополита Владимира любой другой член Священного Синода - чужой человек в Украине. РПЦ за 18 лет не сделала ничего, чтобы стать ближе к собственным прихожанам в Украине... РПЦ не смогла выйти за рамки прилагательного «русская». Она не просто не решала «украинский вопрос», она его боялась. Сам диакон Кураев писал у себя на сайте: Поместные соборы не созывались за 20 лет ни разу из-за боязни, что украинцы потребуют побольше автономных прав» http://podrobnosti.ua/analytics/2009/01/28/579079.html

Российский сайт «Каспаров.ру» говорит о «существенно более серьезной опасности, которая исходит для РПЦ МП во главе с Кириллом из тех краев, в которых российский ОМОН и российская прокуратура уже бессильны: из Украины. Верующие из Киева и других украинских городов, съехавшиеся в дни избрания нового патриарха к храму Христа Спасителя на автобусах и поездах, - лишь слабый отголосок церковных настроений на Украине. С приходом Кирилла (Гундяева) они только усилятся». Далее сайт прогнозирует, что в УПЦ «при новом патриархе обострятся противоречия между сторонниками двух возможных стратегий ее развития, между «путем Агафангела» и «путем Софрония». По мысли издания, «без более независимого положения от Москвы УПЦ не сможет продолжить наметившееся в последние годы сближение с Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ) и в перспективе преодолеть церковный раскол на Украине, который возник от нежелания «быть с Москвой». Напротив, пишет издание, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел «сделал ставку на более сильную зависимость УПЦ от Московской патриархии. Сторонники Агафангела на собрании украинских делегатов на Поместный собор заставили его участников отказаться от того, чтобы поднимать на Соборе вопрос о широкой автономии УПЦ МП и о диалоге с УАПЦ и УПЦ КП . Возможно, они же сыграли свою роль и в том, чтобы у украинского епископата не оказалось единого кандидата в патриархи». Издание резюмирует: «Рано или поздно все равно придется поставить вопрос о преодолении раскола и о создании независимой церкви. Все дело лишь в том, когда он будет поставлен. Патриарх Кирилл постарается, чтобы это произошло как можно позже. «Путь Агафангела» - его путь. Но промедление, возможно, приведет к новым расколам. Если у вас рвут из рук одеяло, можно отпустить одеяло, и тогда оно останется целым, но не будет принадлежать вам. А можно намертво вцепиться в него, и тогда лоскуток в своих руках вы удержите, но одеяло порвется» http://www.kasparov.ru/material.php?id=49802922CD912

«Патриарх-реформатор? Какие перемены нужны сегодня Русской Церкви» - с такой статьей на сайте УПЦ «Православие в Украине» выступил священник Андрей Дудченко. Приоритетными направлениями деятельности в Церкви он называет миссионерство, уход от «кабинетного богословия», литургическое возрождение и связанные с ним вопросы о языке богослужения, переводах богослужебных текстов, о норме в евхаристической практике... Автор с сожалением пишет о «непопулярности Священного Писания в среде верующих. Жажда слышания слова Божия, бывшая так ощутимой в советскую эпоху, внезапно иссякла среди тех, кто должен был бы всегда питаться этим Словом. Евангелие у нас до сих пор чаще целуют, чем читают» http://orthodoxy.org.ua/ru/tochka_zoru/2009/01/30/21931.html

Свои оценки прошедшему Поместному Собору дали церковные институции, находящиеся в расколе с РПЦ. Так, глава Информационно-издательского управления УПЦ КП епископ Евстратий (Зоря) о новом Патриархе РПЦ высказывается таким образом: «я думаю, что митрополит Кирилл, несмотря на всю его внешнюю и показную риторику великодержавного деятеля, который постоянно говорит о «единении Церкви Святой Руси» и тому подобных лозунгах, я думаю, что он, осознавая эту реальность, реальность того, что желая привязать к себе Украинскую Церковь, он может оставить в связке с ней только таких деятелей, как Агафангела, Илариона или Каурова, но потерять большую часть украинской Церкви, чтобы сохранить большее, - должен все-таки чем-то жертвовать не столько из чувства любви к Украине или симпатии к автокефалии Украинской Церкви (такого у него я думаю совсем нету), сколько из прагматических соображений сохранения как можно большего влияния в Украине. Он будет вынужден выполнить те обещания, те гипотетические договоренности, которые были перед и во время Собора». Об этом он заявил в разных интервью «Газете по-киевски», «Обозревателю» и другим изданиям http://mycityua.com/news/country/2009/01/28/160031.html

http://conf.oboz.ua/conference/854.aspx

http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=68237

http://portal-credo.ru/site/print.php?act=authority&id=1123

Старообрядческий ресурс России «Современное древлеправославие» пишет: «Украинская православная церковь Московской Патриархии представляющая более 12000 приходов, ждала обсуждения и решения проблемы церковного раскола на Украине. Церковные консерваторы ждали прояснения позиции по вопросам отношений с инославием и в частности сближения с Римом... Однако ни эти, ни другие важнейшие церковные и церковно-общественные вопросы не были ни обсуждены, ни решены, ни даже заявлены. Поместный собор, который должен был проходить не менее четырех дней, завершился всего за полтора дня. Все это выглядит актом глубочайшего неуважения и презрения к соборянам, простым верующим РПЦ МП, плевком в лицо обществу еще надеющегося на духовное лидерство этой конфессии» http://www.staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=335

Президент Украины Виктор Ющенко, приветствуя Патриарха Московского Кирилла с избранием на пост Предстоятеля РПЦ, пожелал ему, «чтобы милостивый Господь всегда укреплял его силы и дарил благодатную помощь в первосвятительском служении». Глава Украинского государства заверил 16-го Патриарха Московского, что считает важным дальнейшее конструктивное развитие государственно-церковных отношений в пользу народа Божьего» http://prochurch.info:80/index.php/news/more/14244

Юрий Рудницкий, автор статьи «Патриарх, который никому не понравится», напечатанной в «Вечернем Киеве», склоняется к мнению, что «патріарх Кирило - прибічник окремішності церкви і держави, він іще неодноразово висловлювався за нормалізацію стосунків із Заходом в особі Римської церкви, підтримує гарні стосунки з нинішнім Папою Римським Бенедиктом XVI. А це теж не вписується в канву зовнішньої політики Москви. Та прозахідним кліриком новий патріарх теж не обіцяє бути, якщо врахувати його неодноразові нападки на західну практику захисту прав людини... Вже тільки на цьому ґрунті можуть загостритися міжцерковні стосунки Москви і Києва - якщо навіть не брати до уваги прагнення УПЦ до більш самостійної політики. Принаймні, митрополит Київський і всієї України Володимир розглядається, як зазначив один експерт, «як зразок православного лідера в демократичному суспільстві» http://www.vechirnij.kiev.ua/ua/18342/art/1233165008.html

«Новый Патриарх не сможет остановить движение к автокефалии УПЦ», - полагает исполнительный директор Центра религиозной информации и свободы (Украина) Людмила Филиппович. Вместе с тем она считает, что «особливих змін у церковній політиці щодо України з приходом нового Патріарха очікувати не треба. Надто багато нагальних проблем має сама Російська православна церква - «це і мала кількість вірян, і розколи всередині церкви, і безліч інших гострих проблем, щоб робить основний акцент саме на Україні», цитирует Л. Филиппович «Радио Свобода» http://www.radiosvoboda.org/content/Article/1375523.html

Преподаватель Киевской духовной академии УПЦ Владимир Бурега в интервью «Радио Свобода» заявил: «Сьогодні вже склалася така традиція, що Москва буде орієнтуватися на те, чого хоче сама Українська православна церква. Такого активного втручання у внутрішні справи української церкви вже не буде, хто б не став патріархом. Бо за останні 18 років склалася ситуація, коли пряме втручання у внутрішні справи Української православної церкви не призводило ні до чого доброго. Якщо Українська православна церква вирішить усі ті питання, які сьогодні перед нею стоять, то це буде вагомий аргумент у розмові з Москвою» При этом Владимир Бурега добавил: «Чому не сприймають ідею автокефалії? Тому що вона пов'язується з розколом 1992 року і пов'язується з діяльністю колишнього нашого митрополита Філарета. Тому це питання політизоване і пов'язується з темою розколу». Настоятель храма Агапита Печерского протоиерей Андрей Ткачев также сообщил «Свободе», что «У нас фактичні права. В нас широка автономія, в нас розв'язані руки, розліплений рот, в нас повно енергії. Ми можемо робити все у плані євангелізації, працюючи з населенням та проповідуючи у ЗМІ. Там де ми можемо, ми робимо все. Даний статус нам дозволяє робити все для місії церкви» http://www.radiosvoboda.org/content/News/1375541.html

Донбасский епископ Горловский и Славянский Митрофан в интервью местной газете «Восточный проект» сказал: «В том, что среди епископата Русской и Украинской Православной Церкви есть достойные кандидаты на патриарший престол, я не сомневаюсь. Но нужно понимать: кто бы ни пришел на место Святейшего Патриарха, это будет другой человек. Поэтому не корректно сравнивать его с Алексием II... Что касается административных, юридических, канонических взаимоотношений, то Украинской Православной Церкви еще в 1990 году дарован Патриарший Томос. У нас есть свой Предстоятель - митрополит Владимир, свой Синод, который избирает архиереев, открывает епархии и духовные учебные заведения. То есть мы полностью независимы в своем внутреннем управлении» http://vp.donetsk.ua/statya.php?vstat=2250

***

Праздничные материалы, посвященные Рождеству и Крещению Господнему, занимают первые страницы украинской прессы.

«Рождество на Красном Хуторе, или Как мы колядовали» - с таким заглавием киевский сайт православной молодежи УПЦ «Притвор» публикует статью о рождественской акции приходской молодежи из храма св. Ольги, монастыря св. Ионы, церкви св. Архистратига Михаила и других парафий. Седьмого января ребята отправились в Киевскую городскую больницу №1 на Красном Хуторе, чтобы поздравить всех, кто в этот день оказался на больничной койке: «Реакция людей была самая разная. Слезы стариков, вспоминающих свою молодость, разбавляли удивление молодежи, не привыкшей к подобным мероприятиям. Одним из самых трогательных моментов была реакция молодой девушки, находящейся в очень тяжелом состоянии. Она лежала полностью замотанная в бинт, и единственное, что было видно - это её отрешенное лицо, которое, как в начале показалось поющим, никак не реагировало на трогательные гимны. И вдруг по ее щеке потекла слеза... Можно сказать только одно: плакала не только она, но и вся женская половина колядующих» http://www.pritvor.kiev.ua/news_1/1912009192915/

Журнал «Политика и Культура Украины» предлагает вниманию читателей интервью с певцами популярной украинской акапеллы «Пиккардийская терция». Владимир Якимец и Андрей Капраль рассказывают о народной традиционности, следованию народным обычаям, в частности Рождественским обрядам, которые актуальны в их творчестве и в настоящий момент http://pik.org.ua/news/2009/1/16/228925.htm

Еженедельник «Зеркало недели» пытается ответить на вопрос, «почему в нашу жизнь довольно успешно вошли «инородные» праздники, так горячо непринимаемые и сторонниками всего советского, и православной традицией - День Святого Валентина, китайский Новый год или Хеллоуин?» Газета предполагает, что «именно потому, что они обладают запоминающимися атрибутами, которыми удобно воспользоваться» http://www.zn.ua/3000/3760/65126/

Интернет-газета «Остров» из Донецка подготовило интервью «о Рождестве, кризисе и политиках» с пресс-секретарем митрополита Донецкого и Мариупольского Иллариона - протоиереем Георгием Гуляевым. Священнослужитель, в частности, говорит, что «к сожалению, и это мое личное мнение, ни в одной ныне существующей политической партии я не вижу тех людей, которые способны были бы по-настоящему руководить страной... Возможно, мы и заслуживаем это правительство, а может, нас убедили в том, что мы должны достаточно апатично относиться к тому, что происходит. Я не знаю, что должно произойти, но мы в любом случае молимся, чтобы Бог даровал этим людям мудрости» http://ostro.org/articles/article-54395/

«Львів'яни щедрували біля російського консульства» - новость «Радио Свобода» о художественной акции «Чи знаєш, сусіде, що таке щедрівка?», проведенной львовскими политиками и общественными деятелями у здания российского консульства во время протестных акций против «газовой политики» России http://www.radiosvoboda.org/content/Article/1371982.html

«Радио Свобода» в публикации «Українські вечорниці на Монмартрі» также рассказывает о презентации в Париже украинских вечерниц и колядок «з народними піснями, танцями та гастрономічними ласощами», инициатором которых выступил музыкант Олег Скрипка. А «відомий французький митець українського походження Антон Соломуха стверджує, що українські вечорниці на Мормартрі для багатьох французів стануть справжнім відкриттям України як нової європейської держави: «Що стосується присутності українського мистецтва у Парижі, то немає ефекту присутності, бо митці називають себе або російськими, або взагалі модерними. Тому ця ідея, що хтось виступає саме під нашим українським прапором, вона мені дуже цікава і дуже приємна».

http://www.radiosvoboda.org/content/Article/1370741.html

«Україна молода» в материале «У дніпровському Йордані!» пишет о праздновании Крещения в киевской Пуще-Водице с участием Президента страны и членов Кабинета министров http://umoloda.kiev.ua:80/number/116/0/46914/

Интернет-издание MIGnews сообщает о праздновании Богоявления на Оболонской набережной столицы, где князю Владимиру поставили памятник изо льда http://www.mignews.com.ua/articles/335466.html

Журнал «Корреспондент» в ряде сообщений проинформировал читателей, как готовились и отмечали крещенские праздники первые лица государства и лидеры партий. В частности, «Виктор Янукович заранее предупредил, что крещенские водные процедуры ему запретили врачи», а Леонид Черновецкий «искупался в освященном Патриархом Киевским и всея Руси-Украины Филаретом Днепре», хотя «до этого неоднократно уверял журналистов, что не полезет в ледяную воду, поскольку ему достаточно холодного душа по утрам» http://korrespondent.net/kyiv/714675

 http://gallery.korrespondent.net/ukraine/1181

http://korrespondent.net/worldabus/715594

http://korrespondent.net/kyiv/715117

Еженедельник «Український тиждень» в статье «Свято, а не шоу» считает, что «останнім часом світле свято Хрещення Господнього українські політики вперто перетворюють на засіб для власного піару» http://www.ut.net.ua/art/165/0/2065/

Сумское интернет-издание «Панорама» отмечает «моду» на религиозные традиции без должного уважения к содержанию праздников. 18 января, пишет издание, «около Спасо-Преображенского собора было столпотворение. Чтобы попасть «под орошение» святой водой, люди выстраивались в очередь. Многие по привычке лезли напролом. Ругались, оскорбляли друг друга» http://rama.com.ua/AMS+print.storyid+6248.htm

О смысле праздника Крещения, а также участии в нем руководителей государства рассказывает парламентская газета «Голос Украины» http://www.golos.com.ua/article/1232379482.html

«На Водохреще в Києві під натовпом тріснув лід» - сообщает «Газета.ua». В репортаже с места событий (Оболонь и Гидропарк Киева) корреспондент акцентирует внимание на массовости празднования, центром которого стало богослужение митрополита Владимира http://gazeta.ua/index.php?id=278582

Газета «Новая» в статье «Чудодейственная, живая и реальная» знакомит читателей со свойствами крещенской воды, а также с традициями празднования Крещения в Украине. «Самые красивые празднования (и повезло же мне!), пишет журналистка, - я собственными глазами наблюдала в Косовском районе на Ивано-Франковщине. Есть там такое небольшое село Соколивка. Уже много лет из года в год соколивчане строят на местной речке... ледяной городок. Да не крохотный (как «Киев в минитиатюре»), а взаправдашний. Там и церковь есть, и колокольня, часовенка и праздничные арки, кресты, елочки и в натуральную величину церковная подставка под Евангелие... В день Крещения соколивчане походом несут иконы из местной церкви в ледяной городок, чтобы там освятить воду. Шествие происходит очень торжественно. Все село неспешно идет, колядуя, к речке» http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/01/18/143918-15

«Заради чого ви пірнули б в ополонку?» - ставит вопрос журналист газеты «Хрещатик» деятелям искусства и науки Украины. «Священики проводили службу, коли ми купалися в Дніпрі, рассказывает, в частности, композитор Владимир Быстряков. - Ще рік тому вода видавалася холодною, а цього року - теплою, навіть не знаю чому, це від внутрішнього стану залежить!» http://www.kreschatic.kiev.ua/art/1232395714.html

«Український тиждень» в новом материале публикует фоторепортаж - «упродовж цілого місяця, починаючи з дня Святого Миколая аж до Водохрещі, гуляють Карпати і місцевий люд, і захоплені гості сіл під горами» http://www.ut.net.ua/art/165/0/2024/

Это же издание рассказывает о зимних праздниках в Чернигове http://www.ut.net.ua/art/164/0/2020/ , а газета «Коммерсант - Украина» о праздновании Крещения в других городах страны

http://www.kommersant.ua/doc.html?DocID=1105788&IssueId=7000030

Газета «Вечерний Киев» в статье «Студенти хочуть створити музей шпаргалок» обращается к истории студенческого праздника святой Татианы, а также рассказывает о жизни студентов киевских и зарубежных вузов

http://www.vechirnij.kiev.ua/print/art/1232996892.html

***

Несколько материалов в украинской прессе было посвящено 80-летию Филарета (Денисенко), руководителя неканонической УПЦ КП, а также вопросам автокефального движения в Украине.

Интернет-издание «Глевред» информирует о «торжествах, посвященных юбилею Предстоятеля Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата: 23 января 2009 г. Святейшему Патриарху Киевскому и всея Руси-Украины Филарету исполнилось 80 лет» http://glavred.info/search/

«Политика и Культура Украины» поместила статью журналиста Юрия Дорошенко «Мой Патриарх», в которой подчеркивается, что «три дня церковно-общественных торжеств по случаю дня рождения Патриарха Филарета не превратились, как это часто бывает, в непрестанный ряд неправдивых восхвалений именинника. Эти дни стали обращением духовного пастыря нации к своему народу. В столичной национальной опере, где прошла торжественная академия и в Свято-Владимирском кафедральном соборе, где состоялся торжественная литургия, Святейший говорил, о главном - о любви к Богу и родному народу». По подсчетам автора, «почти 14 миллионов наших сограждан, принадлежащих к УПЦ КП, чествовали человека глубокой веры в Бога, большой любви к Украине и несокрушимой воли» http://www.pik.org.ua/news/2009/1/27/229625.htm

«Газета.ua» рассказывает о прошлом и настоящем лидера Киевского патриархата. Руководитель УПЦ КП отмечает, что «за радянських часів не було жодного священика, який би не мав контактів з органами безпеки. Це називалося "реєстрація". Без неї ти не мав права служити на парафії... Мене записали як "агента Антонова". Проте я ніколи не доповідав на своїх братів. За це довелося жертвувати свободою. Як єпископ я мав сам призначать священиків на парафію, але мусив погоджуватися на тих, кого мені підсовували. Особливо важко було в часи "хрущовщини". Я був тоді ректором Київської семінарії. Списки абітурієнтів узгоджував із КДБ. Відсіювали всіх із вищою освітою». По словам Филарета, Президент Ющенко «сповідається і причащається у священика у Володимирському соборі» http://gazeta.ua/index.php?id=279310

Как пишут СМИ, в частности журнал «Фокус» и газета «Хрещатик», накануне своего юбилея Филарет от имени УПЦ КП обратился к Поместному собору РПЦ «с просьбой признать автокефалию Украинской Православной Церкви (Киевского патриархата)» http://focus.in.ua/news/56600/print.html

http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1232630829.html

Российское агентство «Regnum» под заголовком сообщает, что «Президент Украины Виктор Ющенко верит в то, что в стране будет создана Единая поместная православная церковь. Об этом он заявил 23 января на торжествах по случаю 80-летия патриарха неканонической Украинской православной церкви киевского патриархата». «Я в последний год стал оптимистом в этом вопросе», - добавил президент, подчеркнув, что людей, которые начинают понимать роль создания такой церкви, становится все больше. http://www.regnum.ru/news/1115177.html

В комментарии корреспонденту «Regnum» украинский политолог, директор Института им. Горшенина Константин Бондаренко сказал: «На самом деле, процесс объединения церквей является чрезвычайно длительным. Он может занимать не одно десятилетие и даже столетие. Поэтому я думаю, что во многом проекты президента являются утопическими» http://www.regnum.ru/news/1117298.html

Епископ Горловский и Славянский Митрофан в интервью газете «Восточный проект» сообщил: «Украинские политики любят рассуждать о создании поместной церкви в Украине. Хотя митрополит Владимир не раз заявлял, что такой церковью является УПЦ... Беда наших политиков в том, что, рассуждая на церковные темы, они не хотят прислушаться к мнению самой Церкви. И митрополит Киевский Владимир, и Архиерейский Собор, и члены Священного Синода неоднократно заявляли, что поместная церковь в Украине существует. Это - Украинская Православная Церковь (Московский Патриархат). Когда политики пытаются объединить УПЦ с раскольничьими группировками, не нужно называть это созданием поместной церкви. Речь идет о присоединении тех, кто от канонической церкви отпал» http://vp.donetsk.ua/statya.php?vstat=2250

Интернет-проект «Национальная география Украины» помещает статью об истории автокефалии на Украине. «В 1921 році було проголошено автокефалію Української православної Церкви, але ця Церква була знищена радянською владою в 30-ті роки. Від неї залишилась лише ідея і історія. Під час німецької окупації України було заново проголошено автокефалію Церкви. Але її походження вже було від автокефальної Церкви довоєнної Польщі. В часи до Другої світової війни Польща мала під своїм контролем значні території, де жив український і білоруський православний люд. Там, в 1924 році, утворилася своя автокефальна Церква, і саме із тієї Церкви з'явилася автокефальна Церква 1942 року. Коли радянське військо відбило від фашистів Україну, тоді, відповідно, ієрархи цієї Церкви мусили емігрувати в Європу й Америку... В Америці, в діаспорі, ця Церква існувала, збереглась і до нині, коли в 90-му році вона відродилась в Україн...і»

http://geographic.com.ua/ukrayinska-pomisna-pravoslavna-tserkov-shlyah-do-viznannya

Украинские агентства «Лига» и «Главред» информируют, что «решение Киевсовета о присвоении звания почетный гражданин столицы по случаю 80-летия анафематствованного М.Денисенко (Филарета) вызвало шок у православной общественности». Со ссылкой на пресс-службу УПЦ отмечается, что «такое решение депутатов трудно чем-то объяснить, кроме коррупции и морального разложения».

http://stolitsa.glavred.info/archive/2008/12/29/172737-16.html

Сумское интернет-издание «Панорама» под заголовком «Представители УПЦ Московского патриархата выступили по поводу критики доклада владыки Евлогия «Самосвятский раскол в Украине» поместило новость о «докладе епископа Сумского и Ахтырского УПЦ Московского патриархата Евлогия, прочитанного им 11 января в актовом зале СумГУ». Издание сообщает, что «представители Киевского и Московского патриархатов обменялись весьма серьезными обвинениями», поэтому 22 января руководитель пресс-службы Сумской епархии УПЦ протоиерей Максим Денисенко и представитель Всеукраинского объединения «Путь православия» Николай Федирко встретились с журналистами, чтобы высказать свою позицию. «Московский патриархат не признает УПЦ Киевского патриархата. Это жесткая позиция, компромиссы невозможны», сказал протоиерей Максим Денисенко. Выступление епископа Евлогия, по его словам, было обращено «исключительно к своей пастве... Протоиерей Максим сообщил, что многие прихожане, священники и некоторые епископы УПЦ МП считают, что именно эта церковь должна стать поместной. И подчеркнул, что ее называют «пятой колонной Москвы» совершенно безосновательно», сообщает издание http://rama.com.ua/AMS+print.storyid+6307.htm

***

Межконфессиональные и экуменические отношения - еще одна тема, которую освещают украинские СМИ.

Агентство «Zaxid.net» сообщает об окончании конфликта между православными и греко-католиками на Городоччине Львовской области. «Греко-католики с. Дроздовичі на Городоччині вперше за дев'ятнадцять років молилися в храмі. До цього часу вони були змушені молитися під відкритим небом. Православна громада, яка володіє ключами від їхнього храму, не погоджувалася на почергові богослужіння». Конфликт был исчерпан при участии местных властей после того, как общине УГКЦ православные привезли новую церковь из села Монастирец http://zaxid.net/newsua/2009/1/19/192225/

Портал «НХМ» рекламирует новый портал христианских телеканалов - «Перекресток.ТВ», который организован при сотрудничестве и партнерстве ряда христианских организаций, таких как CBN (Christian Broadcasting Network), ТРК "Еммануил", Продакшн-центра ТАЙМ-ТВ, ТРК "Первый Консервативный", Интернет-газета ProChurch.info http://prochurch.info/index.php/news/more/14141

Муниципальная газета столицы «Хрещатик» поместила новость о презентации украинского сборника Папских посланий по случаю Дня мира. «Мир - це не тільки стан неагресії, як було в часи «холодної війни» між США та Радянським Союзом. Мир - це тривалий стан» - передает с презентации газета http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1232980256.html

На российском портале «Богослов.ru» опубликована статья доктора церковной истории Владислва Петрушко, в котором «описывается почти пятисотлетняя история идеи создания «Киевского униатского патриархата», особое внимание уделяя попыткам со стороны греко-католиков, которые предпринимались в ХХ веке» http://www.bogoslov.ru/text/374275.html

«Всеукраїнська експертна мережа» публикует исследование кандидата исторических наук Ярослава Стоцкого «Римо-Католицька церква в західних областях України під тиском влади в хрущовський період». В ней «досліджується життєдіяльність Римо-Католицької церкви у Львівській, Івано-Франківській і Тернопільській областях під час активного атеїстичного наступу на релігію в кінці 1950-х - на початку 1960-х років. Проаналізовано методи і засоби, за допомогою яких партійні радянські функціонери домагалися закриття костьолів і припинення діяльності релігійних громад. Разом з тим показано, що віра прихожан РКЦ не тільки не зменшувалась, але й укріплювалась, не дивлячись не перешкоди і переслідування влади»

http://www.experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=34744

Сумская «Панорама» в материале «В кого верит Сумщина» знакомит читателя со статистикой религиозных организаций области. Сообщается, например, что «в Недригайловском районе существует Российская свободная православная церковь. В Украине таких общин всего 34, представлены они в семи регионах страны, в том числе и у нас. Российская истинно православная церковь есть только в Ямпольском районе. В Конотопе даже действует немногочисленная пока в Украине община прогрессивного иудаизма» http://rama.com.ua/AMS+article.storyid+6205.htm

Общественная организация «Институт политики» на своем сайте обнародовала результаты Международного социологического проекта ISSP, в котором показано отношение украинских граждан к религии. Самые общие выводы: «Українці масово вірять у Бога», «Жінки в Україні більш віруючі, ніж чоловіки» http://polityka.in.ua/info/212.htm

***

Столичная пресса продолжает интересоваться скандалом вокруг пастора Сандея Аделаджи и банка «Кингз кепитал».

«Україна молода» в статье «До Нігерії зась!» сообщает о невозможности для Сандея Аделаджи выехать из Украины до завершения следствия по делу «Кингз кепитал»

http://umoloda.kiev.ua:80/number/116/0/46918/

«Аделаджу допрашивают ежедневно», пишет газета «Сегодня» в статье «Расследование финансовых деяний компании «Кингз Кэпитал» продолжает набирать обороты»

http://www.segodnya.ua/news/13055189.html

«Украинская правда» публикует материалы пресс-конференции министра МВД Юрия Луценко, «По окончании очных ставок, а также других следственных действий мы установим его (процессуальный) статус: или он будет свидетелем, как на данный момент, или подозреваемым или обвиняемым», - объяснил Ю. Луценко положение Сандея Аделаджи http://www.pravda.com.ua/ru/news_print/2009/1/17/86884.htm

Киевская муниципальная газета «Хрещатик» освещает благотворительную деятельность Сандея Аделаджи среди наркозависимых и других нуждающихся в помощи граждан. В качестве примера взят бывший пионерский лагерь в Ирпене, выкупленный мером Киева для реализации социальной програмамы

http://www.kreschatic.kiev.ua/art/1233174112.html

Религиозно-информационная служба Украины (РИСУ) в аналитической статье Елены Кулигиной ««Звездные войны»: от журналистики к PR» поднимает вопрос об освещении в церковной прессе неординарных событий, в частности скандала вокруг деятельности пастора «Посольства Божьего». «Если представители христианских СМИ все еще рассматривают журналистику как систему пропаганды, лоббирования интересов отдельных групп, в данном случае - отдельных Церквей, то мало чем такая христианская журналистика отличается от светской в худших своих проявлениях», - пишет автор. По оценке эксперта, то, что мы зачастую видим в церковной прессе - «совсем не похоже ни на объективность, ни на аналитику, ни на христианство» http://www.risu.org.ua/ukr/news/open_theme/article;27033/

***

Пресса не перестает уделять внимание взаимоотношениям Церкви и власти.

Газета «Хрещатик» разместила отчет о совместной акции Минобороны, МВД, Государственной пограничной службы Украины, УГКЦ и УПЦ КП в рамках Недели молитв за единство христиан http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1232536850.html

«НХМ» под заголовком «Госкомнацрелигий признал огромный вклад евангельских церквей в духовно-социальное развитие нации» поставило новость о пресс-конференции в «Укринформе», где представители протестантских церквей и Госкомнацрелигий отметили важность того, что «во всех существующих 180 учреждениях пенитенциарной системы в Украине христиане ведут наиболее эффективную роботу с осужденными и их семьями, работу с алко- и наркозависимыми, а также заботятся о беспризорных, малообеспеченных, инвалидах. Ведется масштабная работа по профилактике эпидемии ВИЧ/СПИДа» и т.д. http://prochurch.info/index.php/news/more/14253

Стан військового капеланства в УГКЦ, напрямки співпраці між Церквою та силовими структурами обговорює ІІ Всеукраїнський з'їзд капеланів УГКЦ

«Хрещатик» сообщает о работе 2-го Всеукраинского съезда главных военных капелланов УГКЦ, в котором принимают участие представители Минобороны страны. Говорится, в частности, что «Центр Військового Капеланства Львівської Архиєпархії УГКЦ ініціює низку соціальних проектів. Саме завдяки зусиллям працівників Центру був започаткований проект, який передбачає відвідини курсантами Львівського інституту Сухопутних військ Національного університету "Львівська політехніка" дитячих будинків Львова та Львівської області. Також зусиллями цього Центру організовуються екскурсії для курсантів-сиріт визначними та історичними містами України» http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1233151310.html

Интернет-издание «Главред» в статье «Щоденник євроатлантиста. Православні обирають НАТО» рассказывает об опыте православной Болгарии, которая является членом НАТО. В качестве экспертов привлечены болгарские специалисты, «які особисто доклались у свій час до вступу Болгарії в НАТО» http://glavred.info/print/articles/14453.prn

Украинский «Коммерсант» в статье ««Симпсоны» и Comedy Club не рекомендованы к показу» сообщает о рекомендации Нацсовета по вопросам теле- и радиовещания руководителям всех украинских телеканалов «воздержаться от трансляции некоторых программ, фильмов и сериалов, нарушающих законодательство в сфере защиты общественной морали. В число запрещенных попали, в частности, мультсериал «Симпсоны» и развлекательная передача Comedy Club». Нацсовет рекомендует не показывать передачи «Вещественное доказательство», «Свидетель» и «Самые известные украинские маньяки», которые транслировались в эфире ООО «Телестудия 'Служба информации' (НТН)»; фильм «Пожирательница мужчин» (телекомпания «Студия 1+1»); передачу «Постскриптум» (телеканал ТВ «Центр»); развлекательную передачу Comedy Club (российскую и украинскую версии), выходившую в эфире «Нового канала» в августе и сентябре 2008 года http://www.kommersant.ua/doc.html?DocID=1105809&IssueId=7000030

«Интерфакс - Украина» пишет, что прокурор Запорожской области предупреждает о негативном влиянии на детей сюжетов проекта «Пока родители не видят» канала 1+1. Он сказал, что его мнение базируется на опыте общения с людьми и практическом знании психологии http://www.interfax.com.ua/rus/main/6174/

Газета «Новая» под заголовком «Тимошенко - великомученица, а Черновецкий - самый мудрый» посвящает материал «званиям и орденам», которые присуждались известным украинским политикам и общественным деятелям http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/01/22/152823-9

Интернет-издание «Лига.Новости» в статье ««Похоронка» от Черновецкого. Стоит ли умирать в Киеве?» разбирает новое решение киевского мера - взимать плату за посещение кладбищ. «Черновецкому не дают покоя лавры Чичикова. Герой Гоголя хотел разбогатеть на мертвых душах. Наш мэр хочет «залатать» дыру в бюджете, вводя плату за вход на кладбища», - иронизирует один из лидеров столичной оппозиции Дмитрий Андриевский http://news.liga.net/articles/print-NA090051.html

***

Материалы по церковной истории Украины и сохранению культурного наследия предлагают издания «Новая», «ПиК Украины», «Главред» и другие.

«Чернигов. Храм с тысячелетней историей нужно спасать!» - с таким заглавием разместила газета «Новая» рассказ об аварийном состоянии Ильинского храма. «Принято решение ограничить доступ людей в помещение. Это касается не только посетителей, но даже сотрудников заповедника. В текущем году запланировано провести инженерно-конструкторское обследование памятника. Если будут выделены деньги, то начнется и ремонт храма» http://www.novaya.com.ua/?/news/2009/01/22/141036-19

В другой статье газета «Новая» рассказывает историю салазок. «Интересно, что в Киевской Руси езда на санях считалась более почетной, чем на колесах... Их использовали при всех торжественных случаях, особенно высшие чины. Богатые невесты следовали в церковь в роскошных «волочащихся повозках», запряженных лучшими лошадьми... Наши предки использовали сани и во время похорон. Первое упоминание об этом есть в одной из летописей, где описано прощание с князем Владимиром, крестившим Русь. В июльский день 1015 г. тело покойного князя ввезли в церковь на санях. Люди подходили к ним и прощались со своим правителем» http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/01/18/140142-14

Это же издание опубликовало статью, посвященную скульптурам Архистратига Михаила в центре Киева. «Хочется верить, - пишет газета, - что уже в ближайшее время священный треугольник небесного воина действительно защитит Киев от всяческих бед. Статуя святого в Софии может появиться в этом году. Все зависит от того, как скоро удастся собрать деньги на скульптуру» http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/01/21/153444-9

«Главред» в публикации «Лавра Мазепы» рассказывает об истории храмостроительства в Киево-Печерской лавре. «Практически все, что можно сегодня увидеть в Лавре, - пишет издание, - это архитектура в стиле украинского барокко, оставшаяся в наследство от гетмана. «Не было и не будет подобного ему», - писал печерский монах-современник Мазепы... Все следующие правители, начиная с Петра І, относились к Лавре как к дарохранительнице, с которой почитали за грех что-нибудь не урвать» http://glavred.info/archive/2009/01/13/143342-1.html

«Главред» в другой статье «Бессмертный Батурин» повествует о трагедии, которую пережила столица Гетманщины в результате уничтожения войсками Петра I. В частности, «вокруг фундамента главного храма гетманской столицы - церкви Живоначальной Троицы - археологи нашли сотни захоронений... Верхний слой захоронений - женщины и дети. И именно этот факт достоверно свидетельствует о трагедии трехсотлетней давности». «Самое страшное то, что почти триста лет запрещалось вспоминать о трагических событиях, - говорит директор заповедника «Гетманская столица» Наталья Реброва. - И только весной 2004 года в память о жертвах русского царя на месте старой батуринской цитадели был установлен каменный крест. Он двухсторонний. На одной из сторон находится икона Божьей Матери - работа мастеров Киево-Печерской лавры конца ХVII века, находка первого года археологических раскопок. Икону нашли на останках обезглавленной старой женщины, которая одной рукой прижимала к себе младенца с разбитым черепом, другой - держала икону Божьей Матери» http://glavred.info/archive/2009/01/21/185329-9.html

Городской сайт Киева со ссылкой на газету «Сегодня» сообщает о выставке известного киевского художника Сергея Якутовича «Фантомная боль», которая прошла в помещении галереи «Лавра» и посвящена «скандальному фильму 2001 года «Молитва о гетмане Мазепе» режиссера Юрия Ильенко, к которому Якутович создавал декорации». «...Русские солдаты, - пишет издание, - изображены словно дьяволы метущиеся: жестокие, похотливые и сволочные. Неудивительно, что в год выхода фильма на экраны, Россия предала «Молитву» чуть ли не анафеме» Сергей Якутович создавал декорации и костюмы также для фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба». Его работы сравнивают с офортами Гойи, изображавшие все человеческие пороки, ложь и грязь

http://gorod.kiev.ua/news/news.php?id=7477

«ПиК Украины» в статье «Переяславская рада. Полтавская битва следующая» пишет о незамеченном празднике 355-летия договора между Россией и Украиной при гетмане Богдане Хмельницком. «В Симферополе, по разным данным, собралось от 200 до 300 человек... Обязательные атрибуты - портрет Путина и плакат Медведева под музыкальное сопровождение «Боже, царя храни!»... Митинг в Киеве был значительно скромнее: ни портретов, ни гимнов, ни обращений... СМИ проигнорировали шоу - «православно-патриотическое шествие» у ног Богдана на Софийской площади» http://pik.org.ua/news/2009/1/21/229229.htm

В другом сообщении «ПиК Украины» информирует об открытии в Киеве Музея украинской революции 1917-1919 годов, который «освятили представители греко-католической и православной церквей» http://pik.org.ua/news/2009/1/21/229190.htm

Газета «Новая» отыскала на Полтавщине пирамиды-усыпальницы, чему посвящен репортаж. «Интересно, - пишет издание, - что пирамида была возведена не забавы ради. Это была действующая кладбищенская церковь плюс фамильная усыпальница. Состояла из подвального этажа - склепа, первого - непосредственно церкви и второго - колокольни. В самой пирамиде был алтарь, престол, сидела певчая и находился священник, а прихожане стояли в пристройке размером 9х9» http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/01/27/143340-16

***

Ряд изданий затрагивают отношение известных деятелей культуры, искусства и других общественных институций к вере и Церкви.

В интервью газете «Новая» украинская телеведущая Татьяна Цымбал вспоминает о первых шагах в Церкви: «Меня крестили тайно во Владимирском соборе - тогда это могло повлечь за собой большие неприятности. Моей крестной была очень интеллигентная женщина с высшим образованием. Она приходила ко мне не в дни рождения, а в дни ангела, и каждый раз приносила в подарок книгу...» Сегодня, рассказывает Т. Цымбал, при подготовке к выходу в эфир она старается прочесть «Отче наш», «хотя на телестудии перед выходом на площадку это не всегда удается сделать» http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/01/26/141015-13

В интервью этой же газете известный киевский архитектор Сергей Бабушкин говорит, что помимо коммерческих проектов «мы три храма построили: лютеранскую церковь на Тельбине, капуцинский монастырь на Перова и христианский комплекс в парке Островского. А в 2003-м в Северо-Новгородской тюрьме построил часовню за свои деньги» http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/01/29/123821-6

«Український тиждень» в статье «Місія: переклад» уделяет внимание украинской школе переводчиков художественной литературы. Издание рассказывает о судьбе классика хрестоматийных переводов - «протоиерее античности» Николае Хомичевском (1897-1983), который известен под литературным псевдонимом Борис Тен. Хомичевский «став протоієреєм Української автокефальної православної церкви, а в 1920-х роках служив у церкві Петра і Павла на київському Подолі» http://www.ut.net.ua/art/167/0/2040/

Журнал «Профиль» под заголовком «Война для меня - вполне комфортное состояние, поэтому я делаю о ней фильмы» берет интервью у голландского кинорежиссера Пола Верховена. Он, в частности, рассказывает о выходе своей книги «Иисус из Назарета», в которой дал собственную трактовку евангельским событиям. На недоумение журналиста, почему в его фильмах «всегда война», П. Верховен отвечает: «Я родился и жил в Гааге, столице Голландии, где расположилось во время войны фашистское оккупационное правительство. Когда тебе 4-6 лет и ты подрастаешь в военное время, а вокруг репрессии и смерть, складывается мнение, что война - это нормальное положение вещей, а мир - исключение... И я привык жить в войне - с бомбежками, затемнениями, репрессиями. Война для меня, стало быть, вполне комфортное состояние, поэтому я делаю о ней фильмы. Это жизнь в том виде, в каком она есть. Конечно, у меня, взрослого человека, сейчас другой взгляд на войну. Сейчас я понимаю, что война - это ужасно и разрушительно. Но, в принципе, я люблю войну, свободно себя чувствую в состоянии войны - она многое обнажает в людях. Хотя понимаю, что это очень нехорошо»

http://profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=1032

Кинокритик Виктория Герасимчук в журнале «Политика и Культура Украины» публикует рецензию на новый американский фильм «Семь душ», который она рекомендует посмотреть. Герой картины Тим Томас «рушит свою жизнь и жизнь семи человек за семь секунд. Он ведет машину и одновременно читает смс, не замечает едущий навстречу автобус... Гибнут все участники ДТП, кроме него самого. Он решает спасти семь душ - по одной на каждую загубленную. И, конечно, свою собственную душу». О реакции зрителей искусствовед пишет: «Зал плакал, хотя плакать было особенно нечего. Мне кажется, что шаблонные комедии - зрелище гораздо более грустное. А в «Семи душах» нам показали наконец не обаятельного в духе времени подонка и не раздутого от пафоса супермена, а такого себе нормального человека, которых бы, по идее, в мире должно было быть гораздо больше» http://pik.org.ua/news/2009/1/16/228934.htm

Региональный сайт Харьковщины «Медиапорт» напечатал статью литературоведа Татьяны Трофименко «Майя Кучерская: чтение для впавших в уныние». В публикации идет речь о романе российской писательницы Майи Кучерской «Бог дождя» и ее сборнике «Современный патерик». «Текст книги, - пишет Т. Трофименко, - постмодернистская игра со смыслами и формами: есть тут и пародия на «поучительную» литературу для детей «История о православном ежике» (прототекст - книга монаха Лазаря «Удивительные истории маленького ежика»), и умышленный гротеск («один батюшка был людоедом»), и реалии монастырской жизни, куда более гротескные в своей реальности; короткие изречения вполне в духе «классических» патериков и длинные сюжетные рассказы. А еще здесь есть чудеса, обращение и покаяние, упадок и восстановление, разочарование и обретение смысла, отказ и выбор - все, что составляет сущность духовной жизни» http://www.mediaport.ua/statiy/59788

Украинский портал «Новости христианского мира» поместил материал «10 аргументов против Гарри Поттера». Здесь собраны аргументы немецкой писательницы Габриэллы Кюби, которая написала книгу «Гарри Поттер - добро или зло?» и с которой переписывался кардинал Ратцингер (сейчас это Папа Римский Бенедикт XVI) http://prochurch.info/index.php/news/print/14258

«Комсомольская правда в Украине» сообщает о прекращении 4-летнего брака семьи известной спортсменки Лилии Подкопаевой. «Последний раз Подкопаева и Нагорный виделись 19 января, на Крещение. Вместе отстояли молебен в Свято-Покровском храме на Оболони. Попросили благословения у главы митрополита Владимира. Святейший пару благословил, но это семью не спасло. - Пока мы были на службе, Лилия улыбалась, общалась, - вспоминает Тимофей. - Потом сели в машину, и она замолчала. Когда приехали на обед к ее другу-священнику, снова казалась веселой, со всеми говорила. Затем мы вернулись домой и поняли, что все кончилось...»

http://www.kp.ua/daily/230109/70235/

«Мадридский батюшка благословил Динамо», «Динамо осветили на победу» - под такими заголовками СМИ распространили новость о киевском футбольном клубе, которому настоятель мадридской православной церкви Дмитрия и Андрея отец Константин, выходец из экс-Югославии, подарил «на удачную игру» рукописную икону Божией Матери, которую сам же и освятил. «Также отец Константин пожелал успехов Динамо в ближайших встречах с Валенсией, благословил футболистов на победу в европейском турнире и пообещал лично поддержать команду в матче на стадионе Месталья»

http://korrespondent.net/sport/football/715737

http://gazeta.ua/index.php?id=278679

***

Социальным проблемам общества посвящены материалы журнала «Профиль», телеканала «Глас», газет «Новая» и «ПиК Украины».

«Мирскую суету сменил на мир Божий», рассказывает «Профиль» об отце Иосифе (в миру Иосиф Петрущак), в статье о тех, кто «осмелился изменить все: профессию, город, судьбу». «Что объединяет всех этих таких непохожих людей? Пенсионерка, фотограф, шоумен, священник... Все они в разном возрасте и в разное время нашли в себе смелость кардинально изменить жизнь и были вознаграждены за это главным призом, который так жаждет получить каждый из нас - ощущение счастья!», заключает издание

http://profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=1036

Газета «Новая» в статье «Старость на задворках» описывает жизнь людей в доме престарелых, что в селе Ревное Бориспольского района под Киевом. «Но тут живут не одни старики: в одной из комнат замечаю... молодую девушку», - повествует журналист о судьбе 22-летней Лены, детство которой прошло в интернате, а последние годы связаны с драматическим замужеством за 65-летнего деда Николая. «Хорошо, что девушка не отчаялась, - пишет журналист. - В свободное время она помогает персоналу ухаживать за пожилыми обитателями пансионата и ходит в церковь»

http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/01/20/161917-2

В следующей заметке газета «Новая» поведала об открытии в Ковеле на Волыни школы благородных украинок. «Среди записавшихся 26 детей в возрасте от 9 до 15 лет оказалось двое... мальчиков. Воспитанники будут изучать Закон Божий, музыкальную, сценическую и медицинскую культуру, народоведение, этику и эстетику, декоративно-прикладное искусство, психологию, историю и гармонию моды. В учителя к «благородным украинкам» позвали священника, художника, экономиста, историка, гинеколога и милиционера» http://www.novaya.com.ua/?/news/2009/01/27/112213-8

Сайт православного телеканала «Глас» поместил интервью с сурдопереводчиком Екатериной Дятловой, которое она дала газете Украинского общества глухих. Специалист по сурдопереводу делится «плюсами» и «минусами» своей работы, рассказывает о своей деятельности в разных приходах Киева

http://glas.org.ua:80/news/?id=946

«ПиК Украины» в статье «Маленькому украинцу» молодого автора Евгения Минко иронизирует над «духовной и материальной культурой» современной молодежи, которой «не страшны никакие кризисы и прочие катаклизмы». «Конечно, - пишет автор, обращаясь к «маленькому украинцу», - в реальной жизни приходится рассчитывать только на собственные силы. Однако ты любишь обращаться также к силам высшим, и потому обклеиваешь все пространство вокруг себя маленькими православными иконками и магнитами с символами фэн-шуй. Это ритуальное искусство наделяет тебя пущей уверенностью в себе и правоте своих действий. Потому шелуху от семечек ты выплевываешь под ноги прохожим, автомобиль бросаешь прямо на тротуаре, а окурки сигарет - в форточку...» http://pik.org.ua/news/2009/1/23/229374.htm

***

Ряд изданий пестрят сообщениями на тему экстремизма и криминала, связанного с церковной и околоцерковной деятельностью.

«Новая» газета вслед за другими изданиями сообщает о расстреле помощника народного депутата от БЮТ Андрея Кожемякина - Дмитрия Рустамова, который был убит по пути в храм. Издания сообщают, что Д. Рустамов «жил с семьей в престижном районе Одессы, на углу Французского бульвара. В воскресенье, около шести часов утра, он вышел из дому, направляясь в церковь. Дмитрий посещал ее каждое воскресенье в одно и то же время» http://www.novaya.com.ua/?/news/2009/01/26/155021-12#

РИСУ со ссылкой на сайт Одесско-Крымского экзархата УГКЦ передает новость о конфликтной ситуации в пгт. Иванивка Одесской области после того, как дочка умершей женщины обратилась в УГКЦ с просьбой заупокойного богослужения. Согласно официальной информации УГКЦ, «православный священник Владимир Ущапивский был возмущен тем, что чин отпевания будут совершать именно греко-католики. Вместе с 30 своими сторонниками, он организовал «крестный ход» ко двору настоятеля греко-католического храма Преображения Христова о. Юрия Кашубы. По прибытию во двор, православные начали насильно вытаскивать супругу священника УГКЦ из дома на улицу» и т.д. Благодаря своевременному вмешательству правоохранительных органов, сообщает издание, был составлен акт нарушения священником УПЦ МП и его прихожанами гражданского порядка

http://www.risu.org.ua/ukr/monitoring/article;27109/

http://www.cerkva.od.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=258&Itemid=99999999

Ряд изданий, в частности ИА «Эхо», «Интерфакс - Украина», газета «Комментарии» распространили новость о втором случае рукоприкладства со стороны другого клирика Одесской епархии: «Протоиерей Олег (Козлов), ранее служивший Благочинным Ренийского округа Одесской митрополии, избил директора местного хлебозавода Сергея Арабаджи». В райотделе милиции сообщили, что ранее священнослужитель проходил службу в отряде спецназначения и уже успел «применить навыки спецназовца» к экс-меру города Рени и главному инженеру Ренийского речного порта. После этого Козлова перевели на службу в другой населенный пункт региона» http://irtafax.com.ua/news/2009-01-30-09.html

http://www.comments.com.ua/?rub=news&from=0&page=0&ncode=1233220379#open_news

«Новости Христианского Мира» со ссылкой на «Газету 24» извещают о решении Приморского суда Одессы приговорить обвиняемого в антисемитизме редактора одесской газеты «Наше дело» Игоря Волина-Данилова к 1,5 годам лишения свободы условно. Волин-Данилов, сообщают издания, признал себя виновным в совершении преступления, связанного с разжиганием межнациональной розни. Причиной судебного преследования стала публикация статьи под названием «Лучшего из гоев убей» под псевдонимом Юлий Штрайхер. Примечательно, что газета «Наше дело» занимает крайне правые идеологические позиции, предоставляя свои страницы также лидерам организации «Единое Отечество» Валерию Каурову, Ольге Кравец и др. представителям «политического православия» http://prochurch.info/index.php/news/more/14167

Донецкий интернет-ресурс «Остров» информирует о подкинутых в донецкую синагогу листовках антисемитского содержания, в которых местные евреи обвиняются по признаку крови в причастности к убийствам мусульман во время последнего арабо-израильского конфликта в Палестине http://ostro.org/news/article-55611/

Газеты «Сегодня» и «Комментарии» сообщают о решении «Укравтодора» и Госавтоинспекции «в конце февраля убирать самовольно установленные ритуальные знаки (импровизированные памятники и венки) погибшим вдоль трасс», т.к. они «негативно действуют на водителей и могут стать причиной ДТП». «Отец Петр, православный священник, говорит, что с точки зрения религии, эти знаки не имеют какого-то особого значения, и размещать их на месте гибели человека совершенно необязательно. «Если люди хотят почтить память погибших, то лучше прийти к могилам на кладбище»

http://www.comments.com.ua/?rub=news&from=0&page=0&ncode=1233217196#open_news

Обращаясь к архиву обзоров, можно всегда найти нужную публикацию, а также иметь возможность обобщать главные события недели, месяца, года и т.д.