УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 68 відвідувачів

Теги
Вселенський Патріархат комуністи та Церква Митрополит Володимир (Сабодан) Доброчинність Церква і медицина церква і суспільство Голодомор конфлікти Президент Віктор Ющенко розкол в Україні церковна журналістика Приїзд Патріарха Кирила в Україну секти забобони УГКЦ 1020-річчя Хрещення Русі молодь педагогіка автокефалія Археологія та реставрація вибори українська християнська культура постать у Церкві Церква і влада монастирі та храми України Мазепа діаспора УПЦ КП Києво-Печерська Лавра Католицька Церква Церква і політика краєзнавство Предстоятелі Помісних Церков Патріарх Алексій II іконопис церква та політика Священний Синод УПЦ шляхи єднання Ющенко милосердя






Рейтинг@Mail.ru






ОБЗОР ПРЕССЫ 31 января – 06 февраля 2009

  10 лютого 2009



За прошедшую неделю основные публикации украинской и зарубежной прессы на церковную тематику в Украине были посвящены следующим событиям:

- оценки Архиерейскому и Поместному соборам в Москве;

- межконфессиональные отношения, ситуация вокруг «спорных храмов»;

- Церковь в общественно-политических отношениях;

- религиозно-исторические изыскания;

- другое.

***

СМИ продолжают давать оценки прошедшим Соборам Русской Православной Церкви в Москве.

Украинский «Коммерсант» разместил статью «Поместный собор остается на месте. УПЦ МП пока не получит статус автокефалии». В ней со ссылкой на Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира и управделами УПЦ архиепископа Митрофана отмечается, что Поместный Собор РПЦ подтвердил самоуправление УПЦ с правами широкой автономии, в результате чего "у нас и без этого полномочий не меньше, чем у поместных церквей". При этом Собор не рассматривал вопрос о предоставлении автокефалии УПЦ, о котором напоминал руководитель неканонической УПЦ КП Филарет (Денисенко) в своем обращении к Поместному Собору. Как пишет «Коммерсант», секретарь по межправославным отношениям ОВЦС РПЦ протоиерей Николай Балашов «пояснил, что именно в связи с автономным статусом УПЦ МП рассмотрение подобных обращений находится в компетенции УПЦ МП. "Поместный собор руководствуется в своей деятельности мнением канонической церкви, а не рекомендациями отлученного от церкви священника" http://www.kommersant.ua/doc.html?DocID=1113090&IssueId=7000041

О том, что «УПЦ КП поздравило нового Патриарха и призвало его найти в себе силы признать автокефалию Украинской Церкви» сообщают, в частности, «Новости христианского мира». Это издание приводит текст обращения Филарета (Денисенко) к Патриарху Кириллу, где, в частности, сказано: «Вы можете утверждать, что не все в УПЦ желают автокефалии и по этому вопросу нет полного единства. Однако Вы сами сочли возможным стать Предстоятелем Русской Церкви, хотя не все члены Архиерейского и Поместного Соборов желали этого. Так что отсутствие в УПЦ полного единомыслия по вопросу автокефалии - лишь повод для отказа, но не его причина... Признайте автокефалию Украинской Церкви, как раньше Вашими предшественниками были признаны автокефальными Грузинская, Польская, Чехословацкая и Американская Церкви. Вряд ли эти решения будут угодны власть имущим, но ведь власть имущим были не угодны и Ваши предшественники святители Московские Филипп, Иов, Гермоген и Тихон», - говорится в послании http://prochurch.info/index.php/news/more/14268

Кроме того, представители УПЦ КП вступили в дискуссию с популяризатором митрополита Кирилла - активистом Союза православных граждан Кириллом Фроловым, в которой признали, что «Поместный Собор на словах и самим действием подтвердил право Архиерейского собора вносить в Устав РПЦ, в котором описаны права УПЦ МП, изменения и дополнения с немедленным вступлением их в силу. Так что в любой удобный момент Архиерейский собор РПЦ может отменить статус самоуправления УПЦ МП или изменить его так, что этот статус будет формой без содержания» http://portal-credo.ru/site/print.php?act=monitor&id=13346

В статье «Церкви на распутье: какими будут отношения между Киевом и Москвой?» украинский веб-сайт «Сейчас» предоставил возможность высказаться разным экспертам на тему будущего УПЦ в связи с избранием нового Патриарха РПЦ. Так, сотрудник ОВЦС УПЦ протоиерей Николай находит, что преодоление церковного раскола в Украине станет приоритетом нового патриарха. "С Русской православной церковью заграницей была ситуация не идентичная, но похожая на украинскую. Это и есть главный мотив, почему украинские делегаты голосовали на Соборе за кандидатуру Кирилла на патриарший престол". Его надежды поддерживает и руководитель миссии "Духовное просвещение" УПЦ игумен Лонгин: "Именно при патриархе Кирилле, даже если и не будет преодолен раскол, последуют реальные предложения, которые ускорят преодоление разделения среди православных". По мнению преподавателя Киевской духовной семинарии и академии Владимира Буреги, новоизбранный Патриарх не будет ломать голову над решением украинской проблемы, а поручит ее Предстоятелю УПЦ. "Практика последних 18 лет показала, что в РПЦ предпочитают не вмешиваться, не навязывать поведение УПЦ МП. Скорее всего, чтобы УПЦ МП не предложила, РПЦ с этим согласится". Эксперт корпорации стратегического консалтинга "Гардарика" Константин Матвиенко считает, что процесс отделения УПЦ от Московского Патриархата необратим. Религиовед Андрей Юраш полагает, что новый Патриарх "будет побаиваться радикализации групп в середине УПЦ, которые уже не согласятся на свертывание достигнутых элементов украинизации. Пророссийскую политику Кирилл будет вести при удобном случае, например, при выборе нового митрополита УПЦ МП". По мнению религиоведа, сообщает издание, "16-й патриарх приложит максимальные усилия, чтобы главой украинской церкви стал пророссийский иерарх. В числе претендентов называют митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия и митрополита Донецкого и Мариупольского Иллариона. Именно они были категорически против официального закрепления на Поместном соборе широкой автономии за УПЦ", пишет издание. Что касается оценок со стороны УПЦ КП, то там «от владыки Кирилла не ждут ничего хорошего... Более того, в УПЦ КП опасаются, что при новом патриархе начнется новая эра популяризации церкви, которая приведет к опошлению и стиранию православных канонов» - ссылается издание на епископа УПЦ КП Евстратия http://www.seychas.com.ua/news/2009/1/30/3850.htm

Доктор богословских (УПЦ КП) наук и философии Дмитро Степовик в интервью «Газете.ua» говорит, что «кардинальних змін у ставленні РПЦ до Української православної церкви Київського патріархату не буде. Бо її керівництво абсолютно слухняне Кремлю... " В связи с этим газета пишет, что "Для Київського патріархату така позиція вигідна, бо буде розшарування у церкві Московського патріархату. І частина вірян, які хочуть жити незалежно, шукатимуть порозуміння з Київським патріархатом. Тоді можна сподіватися на створення єдиної Православної автокефальної церкви в Україні" http://gazeta.ua/index.php?id=280308

«Отсутствием серьезной конкуренции на этих выборах, - пишет украинский сайт Эксперт», - Русская православная церковь (РПЦ) показала: несмотря на то, что в ее состав входят епархии многих стран, в том числе, Украины, она остается цельным консолидированным институтом» http://www.expert.ua/articles/6/0/6523/

«Известия в Украине» поместили на своих страницах интервью с митрополитом Владимиром. «Во время дискуссий и выступлений того или иного делегата проблема украинского церковного раскола тоже поднималась, - рассказывает Предстоятель УПЦ. - Данная тема не могла остаться неупомянутой. Думаю, что рано или поздно мы должны прийти к каким-то общим позициям в отношениях между Киевским патриархатом и Украинской автокефальной церковью. Конечно, этот процесс будет сложным и трудным. Но всем православным необходимо сейчас подумать о судьбе православия на Украине». Что касается автокефалии, продолжает митрополит, то, «к сожалению, у нас нет единства по этому вопросу. Более того, данный вопрос уже привнес раскол в украинское православие. Поэтому нам следует стремиться не к изменению статуса, а к единству Украинской православной церкви. Дискутируя о статусе, мы теряем время, которое должны посвятить служению Богу и ближнему» http://www.izvestia.com.ua/?/articles/2009/02/03/185630-0

Российское агентство «Регнум» цитирует сотрудника ОВЦС УПЦ протоиерея Николая (Данилевича): "Есть основания считать, что определенные кулуарные договоренности между Украинской и Российской православной церковью, которые повлияли на избрание патриархом Кирилла, естественно, были... Мы узнаем об этом точно только через несколько дней, когда наши делегаты вернутся из Москвы. Я не являюсь делегатом, поэтому мне сложно об этом судить". В свою очередь эксперт, руководитель корпорации стратегического консалтинга "Гардарика" Константин Матвиенко отметил: "Есть один юридический факт, который может подтвердить наличие таких договоренностей. Собор утвердил все права широкой автономии УПЦ, которые были предусмотрены уставом Русской Православной Церкви. Таким образом, можно допустить, что, голосуя за митрополита Кирилла, украинская делегация была уверена, что он поставит на голосование вопрос устава. И эти договоренности были исполнены". По мнению К. Матвиенко, "Двигаться в направлении врачевания церковного раскола на Украине результативно российский патриарх Кирилл сможет только в тандеме с украинским митрополитом Владимиром... Митрополит Владимир остается той консолидирующей фигурой, авторитет которой является безусловным не только в Московском патриархате УПЦ, но и в православном обществе в целом», подчеркивает эксперт http://www.regnum.ru/news/1118334.html , http://www.regnum.ru/news/1118603.html

«Избрание Кирилла, - пишет в петербургской газете «Город 812» доктор исторических наук, кандидат богословия Александр Мусин, - ставит ряд проблем перед РПЦ. Антиукраинская и антиэстонская риторика Кирилла на соборе была своеобразной формой присяги на верность власти. Руководство РПЦ не хочет принимать внутреннюю потребность украинского общества в консолидации православных сил. Естественно, отношение к независимости УПЦ от Москвы среди украинских православных неоднозначное. Но эта неоднозначность во многом провоцируется официальной позицией патриархии, которая утверждает, что провозглашение автокефалии УПЦ есть разрушение единства православных народов. Отмечу, что подобные заявления патриархии противоречат догматическому богословию и церковному праву. Мировое православие существует как союз независимых церквей, что не нарушает их единства»

http://gorod-812.ru/2009/02/02/002/

«Столичные новости» Украины в статье «Приедет ли Патриарх РПЦ Кирилл в Украину» отмечают, что в планах нового Патриарха - «восстановление былого влияния Московского патриархата на постсоветском пространстве. В частности в Украине - это снятие с повестки дня вопроса об автокефалии - то есть полной независимости автономной Украинской православной церкви, которая сегодня входит в Московский патриархат. В Москве не хотят терять до трети своих приходов - именно столько приходится на Украину. Хотя даже в этом случае Русская церковь останется крупнейшей православной церковью мира. Удар по авторитету, да и по финансам будет, в случае «ухода» Украины, чувствительным» http://cn.com.ua/N539/abroad/enthronement/index.html

Российский портал «Русский Newsweek» под заголовком «Митрополит Владимир: «Неужели церковь должна молчать?» опубликовал интервью с Предстоятелем УПЦ. В нем митрополит заявляет, что одной из главных задач нового Патриарха должно стать «уврачевание раскола в украинском православии. Но главное, как мне кажется, - это развитие просветительского и миссионерского служения церкви, а также преподавание вероучительных и нравственных дисциплин в школах и вузах». Митрополит высказал надежду на то, что Патриарх Кирилл «войдет в историю как первоиерарх, во дни служения которого будет восстановлено единство Украинской церкви». Отвечая на вопрос журналиста о возможности автокефального статуса, Предстоятель УПЦ сказал, что «этот статус должен венчать все наши усилия. Но сначала нужно достигнуть единства. Статус можно утвердить любой, приемлемый или неприемлемый. Но он должен привести людей к пониманию того, что они единоверные, единокровные. Надо стремиться к тому, чтобы и страна процветала, и церковь беспрепятственно исполняла свое призвание и вела социальное служение: образование, миссия, проповеди и т. д. Автокефалию можно дать в любое время, но нужно, чтобы люди были едины во Христе, я уже не говорю о менталитете, национальном чувстве и проповеди» http://www.runewsweek.ru/country/26860/

«Українська правда» в материале «Сутінки у Московській патріархії» относительно нового Патриарха пишет, что «його лекції щодо екуменічних питань були написані таким стилем, наче це не митрополит Смоленський, а який-небудь уніат зі Львова... Але з початком путінської доби Кирил почав змінюватися. Тепер він вже не ліберал, а ... відомий представник неоконсервативної релігійної думки. Не екуменіст, а патріот». По мнению издания, в своей политике Патриарх Кирилл будет укреплять отношения с государственной властью России, сдерживать радикальные настроения в РПЦ, а также «важливо стримати автокефальні тенденції у УПЦ-МП та не припустити союз між УПЦ-КП та УАПЦ. Задля цієї мети він згоден на будь-які спецоперації на кшталт нещодавніх сепаратних переговорів з лідерами УАПЦ, про які випадково дізналася пресса» http://pravda.com.ua/news/2009/1/29/88759.htm

Российский федеральный проект «Религия и СМИ» в заметке «Об автокефалии УПЦ МП говорить пока рано» цитирует митрополита Владимира с его пресс-конференции в Киево-Печерской лавре: «Говорить о какой-то автокефалии сегодня время еще не пришло, и это не принесет сегодня пользы". По оценке митрополита, верующие не готовы к автокефалии http://www.religare.ru/2_61969_1_21.html

В пресс-центре РИА "Новости" своими впечатлениями от прошедшего Поместного Собора РПЦ делились некоторые из его участников-мирян, в том числе представители Украины - Владимир Синицын (Винницкая и Могилев-Подольская епархия УПЦ), Лариса Копаенко (Симферопольская и Крымская епархия УПЦ МП). Впечатления от работы митрополита Кирилла на Поместно Соборе у всех делегатов, присутствовавших на пресс-конференции, положительные. По словам Ларисы Копаенко, он "проявлял внимание к каждому выступающему, к каждой реплике из зала". На самом Соборе, как говорят делегаты, никакого давления на них уже не оказывали. "Меня только архиереи шутливо спрашивали: "Вы готовы ли?", но не больше", - отметила Копаенко. Вообще, по мнению Владимира Синицына, "миряне сыграли на Соборе консолидирующую роль". Отвечая на вопрос о том, обсуждалась ли на Поместном Соборе проблема преодоления церковного раскола в Украине, - «Владимир Синицын пустился в исторический экскурс, начав с готских племен. Когда он дошел до времен Богдана Хмельницкого, время пресс-конференции как раз кончилось. Из этого можно заключить, что, несмотря на "отсутствие спешки", никакого конкретного обсуждения украинского вопроса на Поместном Соборе не было. Хотя, казалось бы, где его еще обсуждать, если не там?», - репортирует российский «Портал-Кредо.ру» http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=68315

Делегат Поместного Собора от Сумской епархии игумен Симеон распространил в интернете заявление, в котором аргументирует свое предложение внести в Устав РПЦ дополнение: "Патриарх является хранителем православной веры и блюстителем Священных Канонов". По словам о. Симеона, его критики не разобрались в сути предложения http://symeon.livejournal.com/16130.html?mode=reply

http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=68302

На сайте Религиозно-информационной службы Украины 4 февраля состоялась веб-конференция епископа Переяслав-Хмельницкого Александра (Драбинко), секретаря Предстоятеля УПЦ. Вл. Александр ответил на многочисленные вопросы читателей по итогам Поместного Собора РПЦ. Относительно Предсоборного собрания УПЦ епископ сказал: «Насправді в резолюції йшлося про те, що й було прийнято Помісним Собором РПЦ. Проект згаданої резолюції було підготовлено виключно на підставі та положеннях, які викладено у Визначенні про Українську Православну Церкву Ювілейного Архієрейського Собору РПЦ 2000 року, що проходив під головуванням нині покійного Святішого Патріарха Алексія». Помимо этого владыка отметил, что «Київ ніколи не був Патріаршим престолом, але це жодним чином не принижує його честі як «матері міст Руських». І цей статус за ним визнають усі. Право честі Києва було засвідчено і під час нещодавньої інтронізації. Саме Київський Митрополит запитував новообраного Патріарха про його готовність взяти на себе відповідальність за всю Руську Церкву... Думаю, що якщо Руська Православна Церква на теренах Російської Федерації матиме таку ж незалежність як сьогодні УПЦ в Україні під проводом Блаженнішого Митрополита Володимира, то відпаде і сама ідея української автокефалії, яка зародилася на політичному підґрунті...» http://www.risu.org.ua/ukr/religion.and.society/web-conference/on-line/ или http://orthodoxy.org.ua/uk/2009/02/06/22062.html

***

Вопросам межконфессиональных отношений, в том числе церковной журналистике, а также противостоянию вокруг «спорных храмов», посвятили свом материалы «Газета по-киевски», «НХМ», РИСУ и др. украинские издания.

Под заголовком «Церковь не поделили» «Газета по-киевски» рассказывает, как «православные разных церквей устроили разборки за храм святителя Николая «Памяти жертв Чернобыля». Речь идет о конфликте между общинами УПЦ и УПЦ КП http://mycityua.com/articles/city/2009/02/02/085914.html

«НХМ» выходит с новостью «Католики Днепропетровска «отстаивают свой храм от посягательств американской компании», которая, как пишет издание, «в 1998 году незаконно, используя коррупционные схемы в Днепропетровске, забрала костел у римо-католического прихода, построенный 130 лет назад на пожертвования их предков»

http://prochurch.info/index.php/news/more/14273

«НХМ» со ссылкой на РБК-Украина и ЛІГАБізнесІнформ также передает о возбуждении МВД Украины уголовного дела против Сандея Аделаджа. Однако, по словам зам. начальника Главного следственного управления МВД Виктора Ильчука, пока "преждевременно говорить, будет ему предъявлено обвинение или нет" http://prochurch.info:80/index.php/news/more/14321

Одновременно муниципальная газета столицы «Хрещатик» печатает материал о благотворительном посещении пастором Сандеем Аделаджи детского учреждения «Моя семья» в селе Хотов под Киевом http://www.kreschatic.kiev.ua/art/1233259528.html

Российский проект «Религия и СМИ» со ссылкой на ТРК "Київ" и Седмицу.ру информирует, что «церковь Выдубицкого монастыря в столице в этом году будут реставрировать после пожара» http://www.religare.ru/2_61985.html

Директор самого посещаемого религиозного интернет-ресурса Украины - Религиозно-информационной службы Украины (РИСУ) - Тарас Антошевский в интервью украинскому изданию «Телекритика» рассказывает о религиозной журналистике в Украине, медиаактивности церквей и цензуре церковных СМИ. Так, отвечая на вопрос «наскільки самі релігійні конфесії в Україні медіа-активні й медіа-освічені?», директор РИСУ отвечает: «Власне, у цьому й проблема, що медіа-освіта й активність не є такою, якою мала би бути. В цій сфері програють майже всі. Особливо якщо порівняти з закордонним досвідом, хоча б у тій же Росії чи Польщі. Скажімо, серед польських тижневиків другим за тиражем є релігійне видання Gość Niedzielny, яке навіть випереджає польський Newsweek. Тому якщо говорити про українські реалії і враховувати задекларований рівень релігійності населення, Церкви відверто відстають у засобах комунікації, хоча і мають багато власного медіапродукту. Зокрема, УПЦ має чудовий проект - ТРК «Глас», який освоює й супутникове телебачення, католики пропонують цікаві проекти для дітей і молоді, протестанти насамперед відомі своїми телепрограмами і проектами в інтернеті. Але всі вони і близько не здатні конкурувати зі світськими мас-медіа. Часто це пояснюється обмеженими технічними і фінансовими можливостями, та нерідко проблема в іншому: небажанні рости, розвиватися, виходити на контакт» http://www.telekritika.ua/media-corp/lyudi/2009-02-03/43523

Закарпатский сайт «Ua-reporter» свой новый материал озаглавил «На Закарпатті громада реформатів - третя після православних і греко-католиків». В публикации речь идет о специфике межконфессиональных отношений в Закарпатье и, главным образом, о вероучении реформатов, о которых рассказывает пастор американского происхождения Джордж Девайст: «Реформатська церква досить поширена в Україні, хоча спільноти все ж невеликі. Так в Києві маємо церкву Святої Трійці, а ще церкви в Одесі, в Харкові, в Херсоні і в багатьох інших містах. Нажаль, та Реформатська церква, яка раніше існувала і діяла в Україні майже повністю зникла після другої світової війни і лише в Рівному і Степані (Рівненської області) залишилися дві маленькі громади. Але найбільше поширена Реформатська церква все-таки на Закарпатті: тут налічується більше 110 угорських реформатських громад...» http://www.ua-reporter.com/novosti/47180

Газета «День» поместила интервью с тибетским Далай-ламой XIV, который живет на территории Индии и является «врагом номер один для Коммунистической партии Китая». После пресс-конференции, пишет газета, «Далай-лама признался, что встреча с журналистами ему очень понравилась, поскольку речь шла об основополагающих человеческих ценностях и глобальных проблемах, а не о политике» http://www.day.kiev.ua/263826/

***

Общественно-политическая тематика остается одной из ведущих на полосах украинских изданий.

Парламентская газета «Голос Украины» в заметке «Громада хоче церкву замість будинку культури» сообщает о первом на Черниговщине референдуме с поселке Березна - «громада вирішила у такий спосіб порадитися, передати будинок культури церковній громаді чи ні» http://www.golos.com.ua/article/1233065576.html

АМИ «Новости - Украина» в связи с территориальным спором между Украиной и Румынией по поводу шельфа вокруг острова Змеиный отмечает, что «Украинская православная церковь заявила о намерении построить на острове храм»

http://www.newsukraine.com.ua/news/136253/

Газета «Новая» в связи с застройкой рекреационной зоны вдоль Днепровской набережной пишет, что «кроме аквапарка, на набережной в будущем могут также появиться Центр Яна Табачника, церковь «Посольства Божьего», гостиницы и даже цирк (веселое, надо отметить, соседство!)» В то же время застройка этой зоны, по словам главы киевской организации «Общество охраны природы» Николая Щепца, для окружающей среды ничего хорошего не представляет

http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/01/29/143403-6

Кроме того, газета «Новая» узнала, что «в кулуарах КГГА разрабатывается проект распоряжения о пополнении списка символов Киева, за использование которых горожанам придется раскошелиться», т.е. платить налог за право писать или изображать в названиях предприятий или на продукции слова и знаки, относящиеся к столичной символике. В списки вносятся Андреевская церковь, памятник княгине Ольге, София Киевская и др.

http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/02/02/135849-14

Украинский журнал «Власть денег» в статье «Бог не верит в атеистов!» рассказывает о мировом опыте использования религиозных символов в рекламе. «Что же касается особо активных новых церквей, - пишет журнал, - то на Западе они (не надеясь переманить старшее поколение) основную ставку делают на детей. И пишут: «Шокируй маму - сходи в церковь!» В Украине новички ищут универсальные подходы и к тем, и к другим, поэтому и выражаются мягче. Ведь хотя большинство украинцев атеистических убеждений не разделяют, церковь регулярно посещают лишь 10% граждан»

http://www.vd.net.ua/rubrics-5/13395/

В новой публикации газета «Новая» высказывается на тему «сексуального воспитания» детей и подростков, в которой рассматривается соответствующий опыт в Украине и других странах http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/02/02/154248-5

Российская «Русская линия» подает мнение киевского протоиерея Андрея Ткачева, который «подчеркнул недопустимость бороться с абортами с помощью распространения контрацептивов...» По его мнению, также "защищаться от СПИДа презервативами - это значит поощрять разврат, поощрять СПИД как таковой. Печальное явление, но от него никуда не деться. Надо менять парадигму сознания, возвращаться к классическому, традиционному, средневековому сознанию, если хотите, к религиозному сознанию»

http://www.rusk.ru:80/newsdata.php?idar=180994

Газета «Новая» обнародовала интервью с наиболее известным детским издателем Украины Иваном Малковичем (издательство «А-ба-ба-га-ла-ма-га»). Размышляя о временах и нравах современности, И. Малкович говорит: «Рушатся все представления о цивилизованном поведении людей, правилах приличия, пределах допустимого. Теперь все можно. Книги выпускают с нецензурщиной, с экрана телевизора слышится мат. И кажется, что внешне все нормально, что все хихоньки да хахоньки, а ведь с этого начинается распад мира, человечество постепенно лишается чувства стыда. С этой точки зрения, время не очень беспечное. И пусть я никогда не жил в беспечные времена, уверен, что всегда человек при наличии таланта, дарованного Богом, может победить обыденность и принести миру что-то новое, чему поразился бы сам... Издавая книги для детей, часто общаясь с ними, заметил: по детям часто можно судить об истинности ценностей, провозглашаемых их родителями...»

http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/02/04/110959-1

Издание «Комментарии» со ссылкой на «Политсовет.info» сообщает, что в Запорожской артиллерийской бригаде 6-го армейского корпуса Сухопутных войск ВС Украины прошло «обсуждение профилактики и предупреждения самоубийств в военных коллективах военнослужащих с представителем украинской православной церкви настоятелем Андреевского собора отцом Александром». По словам специалистов, случаи суицида в Вооруженных силах в основном происходят по вине психологов в военкоматах, которые дают добро для прохождения срочной службы людей, абсолютно не приспособленных ко всем тяготам и лишениям армейской службы http://www.comments.com.ua/?rub=news&from=0&page=0&ncode=1233836000#open_news

Украинский сайт «Эксперт», пытаясь разобраться в причинах глобального экономического кризиса, напоминает: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», - писал живший до всех кризисов капитализма основатель ордена иезуитов (Общества Иисуса) Игнатий де Лойола, канонизированный Римской католической церковью. Поэтому в поисках выхода из нынешнего кризиса стоит почитать, как это происходило раньше. В конечном счете, в истории за всё отвечают потомки» http://www.expert.ua/articles/7/0/6465/

«Украина молода» информирует об очередном разрушении в Харькове памятного креста солдатам Украинской Народной Республики. «Саме на цьому місці Український полк та гайдамаки спробували в грудні 1917-го зупинити червоноармійські загони Руднєва, котрі вже захопили Харків і рухалися на Південь», напоминает газета

http://umoloda.kiev.ua:80/number/180/0/47238/

«НЛОманія» - с таким заголовком выходит статья в еженедельнике «Український тиждень», посвященная исследованию неопознанных летающих объектов. «Учені не можуть пояснити, чим є 10-15% з тих аномальних об'єктів, що їх помічають щороку в небі України», - пишет издание http://www.ut.net.ua/art/167/0/2113/

«НХМ» со ссылкой на Минюст Украины и Интерфакс сообщает, что «граждане Украины все чаще называют своих детей церковнославянскими и иностранными именами. Становятся популярнее, пишет издание, церковнославянские имена: Елисей, Иоанн, Иоанис, Яромир, Эраст, Устим, Демьян и др. http://prochurch.info/index.php/news/print/14282

«Коммерсант» сообщает о смерти знаменитого украинского писателя Павла Загребельного. Самым знаменитым историческим сочинением писателя газета называет "Роксолану" - роман о дочери западноукраинского священника, ставшей женой турецкого султана http://www.kommersant.ua/doc.html?DocID=1113114&IssueId=7000041

Газета «Сегодня», интернет-журнал «Корреспондент» и другие рассказывают о коммунистической морали при бракоразводном процессе первого секретаря ЦК Компартии Украины Петра Симоненко со своей женой. «Причина банальна - другая женщина. Как уже писала «Сегодня», это парламентская журналистка Оксана Ващенко, которая неделю назад родила коммунисту дочь Машу». Пока еще законная супруга главы КПУ категорически против развода. По ее словам, муж хотел провернуть его незаконным образом: «муж полгода назад начал приходить домой за полночь, а в конце прошлого года она получила повестку на слушание ее дела о разводе... в Донецке. «Хотя мы уже 10 лет живем в Киеве, и зарегистрированы здесь. Если бы я не получила повестку, то нас бы развели без моего ведома, потому что судья - племянница Петра Николаевича. Это мошенничество!» - возмущена женщина. Теперь супруг пытается развестись через Днепровский суд, хотя проживает в Печерском. «Я хочу сохранить семью. Он всю жизнь говорил о своей высокой нравственности. И этим усыпил мою бдительность». Однопартийцы неоднозначно относятся к разводу своего лидера. «Семья - это личное дело каждого. Нигде не записано, что развод нарушает какие-то коммунистические принципы», - говорит депутат от фракции КПУ Александр Голуб. http://www.segodnya.ua/news/14001905.html , http://korrespondent.net/ukraine/politics/729487

***

Ряд СМИ публикуют материалы на религиозно-историческую тематику.

Киевский сайт православной молодежи «Притвор» под заголовком «Святитель Петр Могила: свой среди чужих, чужой среди своих» перепечатал публикацию из «Киевских ведомостей», в которой повествуется о перипетиях жизненного пути свт. Петра Могилы. Так, «... местные старейшины Лавры возмутились. Занимать высокий пост имел право по закону только местный священник. А Петр таковым не являлся. Не устраивало противников нового архимандрита и то, что он нес просвещение в их ряды, вводил латынь, что воспринималось как нечто чужеродное православию. Недружелюбно относились к священнику казаки и даже простые миряне за то, что Петр Могила якобы всех склонял к унии. Отлично работала пропаганда главного противника Петра Могилы архиепископа Исаии Копинского - народ выступал даже против лаврской школы, а позже коллегии, учрежденной Могилой. Толпы разъяренных горожан собирались возле учебного заведения и требовали "начинить учителями днепровских осетров". Три года длилось противостояние. И вот в 1632-м польский сейм позволил православным украинцам отправлять службы и иметь своих иерархов. Немалая в том заслуга именно Петра Могилы. Он вернулся в Киев предстоятелем западно-русского православия, митрополитом Киевским и Галицким... В Киеве до последних своих дней он имел больше противников, чем приверженцев. Люди даже массово бежали в Московию, боясь, что митрополит объединит православную церковь с католической» http://old.kv.com.ua/index.php?rub=314&number_old=3589

«Как нам обустроить Киев» - статья в «Зеркале недели» члена Академии строительства Украины Владимира Пинчука. Автор рассуждает над проблемой сохранения самобытной архитектуры Киева. «Оценивая ситуацию, - пишет В. Пинчук, - нужно помнить, что реальное окружение даже таких ансамблей, как Софийский и Михайловский соборы и Киево-Печерская лавра, уже с середины ХIХ в. не имело ничего общего с историческим. Ведь соборы были задуманы и построены в окружении хаотичной одно- или двухэтажной застройки, а Киево-Печерская лавра вообще соединялась с городом узкой лесной дорогой... Поэтому общественность должна с учетом этого определиться, за сохранение какого Киева она борется: исторического, буржуазного конца ХIХ в. или социалистического конца ХХ века» http://www.zn.ua/3000/3050/65235/

«Зеркало недели» в другом материале рассказывает о черновицком адвокате Траяне Поповиче, который, будучи высокопоставленным чиновником режима Антонеску (военного диктатора Румынии, союзника Гитлера) и мэром Черновцов, отказался выполнить приказ о депортации черновицких евреев в лагеря Транснистрии. Мало того, он убедил власти в своей правоте и добился изменения решения: 20 000 черновицких евреев остались в городе. «Лишь в конце декабря 2008 года городские власти приняли решение установить мемориальную доску в память о нем. А ведь уже много лет памятник Поповичу стоит в столице Израиля Тель-Авиве, и он признан израильскими институциями праведником Мира». Попович, пишет издание, успел написать лаконичные воспоминания, которые назвал «Исповедь». В них рассказывается, как он «требовал милости для тех, кто был крещен в церкви, указывая на то, что мы не должны хоронить миссионерский дух, который является краеугольным камнем христианства, требовал защиты высокообразованных евреев, а также людей искусства. Требовал пересмотра для пенсионеров, офицеров, ветеранов. Требовал сделать исключение для врачей, инженеров, архитекторов и т.п.» http://www.zn.ua/3000/3760/65237/

Об архитектуре и своеобразии Черновцов повествует российская «Независимая газета» в материале «Жемчужина Буковины» http://religion.ng.ru/style/2009-01-21/8_pearl.html

Закарпатский «Ua-reporter» опубликовал статью о развитии православной Церкви на Закарпатье в первой половине 20 ст. Общий вывод издания такой: «Ефективному формуванню структури православної церкви на Підкарпатській Русі у 1920-1930-х рр. перешкоджав ряд факторів. Першою причиною було те, що до 1931 р. православні вірники не мали постійного архієрея, який би проживав в межах єпархії та керував нею. По-друге серед православних існувало дві юрисдикції: сербська та константинопольська на чолі з архієпископом Савватієм (Врабец), між якими велася боротьба за вірників та храми. По-третє, уряд ЧСР, який офіційно визнав сербську юрисдикцію, хотів контролювати діяльність церкви на своїй території і відстрочував затвердження статутів. Після конкордату з Римом православні вірники були змушені повернути церкви та маєтки греко-католикам, навіть і в тому випадку, якщо в декотрих селах останніх зовсім не було»

http://www.ua-reporter.com/novosti/43330

 «Вечерний Киев» печатает статью о киевских воеводах. Так, «перший воєвода київський Мартін Гаштовт (Гаштольд, Гоштаутас) належав до старої литовської аристократичної верхівки. Його рідна сестра була заміжня за Семеном Олельковичем - останнім удільним київським князем, який прославився турботою про православні монастирі й війнами проти татар. Колись він навіть претендував на трон Великого князівства Литовського. На відміну від православної більшості жителів Києва, Мартін Гаштовт був католиком. Релігійна терпимість, якою відзначалася Литва за часів Гедиміна і Ольгерда, поволі відходила в минуле. Між новим адміністратором і киянами почали виникати конфлікти на ґрунті віри. Хоча невідомо, чи справді давав Мартін Гаштовт якийсь привід до цього...» http://www.vechirnij.kiev.ua/ua/18346/art/1233771290.html

Украинский журнал «Публичные люди» разместил материал о Петре Столыпине, в котором освещаются вопросы отношений с царской семьей, особенности имперских реформ и др. «В частности, предполагалось отменить правовую ущемленность старообрядцев, а также снять некоторые ограничения по отношению к евреям. Должно было быть реформировано руководство Православной Церковью»

http://pl.com.ua/main.php?Date=2009-02-05&artID=793

Интернет-журнал «Киевская Русь» опубликовал размышления покойного академика Сергея Аверинцева «Мы и наши иерархи - вчера и сегодня». Известный литературовед и византист осмысливает проблемные участки истории Русской Православной Церкви новейшего периода. «Наши новые православные, околоправославные, сочувствующие, то есть "широкая публика", - пишет академик, - кажутся мне уж слишком похожими на детей. Позавчера они вовсе не думали на церковные темы; вчера каждый осанистый архиерей казался им ангелом или святым, только что сошедшим с иконы; сегодня они зачитываются газетными разоблаче- ниями про Священный Синод как филиал КГБ... Так подросток, узнавший нехорошую подробность о своем обожаемом кумире, торопится зачислить его в изверги рода человеческого. Но на то он и подросток. Не будем спрашивать, что хуже - умильное легковерие или школьнический пыл разоблачительства; одно стоит другого, ибо то и другое чуждо чувству ответственности. В Писании сказано: "Не будьте детьми умом" (1 Кор. 14:20). Вернемся, однако, к сюжетам серьезным. Боюсь, что моя позиция заранее обречена на непопулярность; она - серединная, увлекательные крайние суждения для меня неприемлемы» http://kiev-orthodox.org/site/churchlife/1893/

Обращаясь к архиву обзоров, можно всегда найти нужную публикацию, а также иметь возможность обобщать главные события недели, месяца, года и т.д.