УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 34 відвідувачів

Теги
церква та політика розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі церковна журналістика Києво-Печерська Лавра Приїзд Патріарха Кирила в Україну іконопис діаспора Католицька Церква Археологія та реставрація Церква і політика Предстоятелі Помісних Церков Мазепа милосердя Ющенко Церква і медицина Президент Віктор Ющенко українська християнська культура забобони молодь комуністи та Церква монастирі та храми України шляхи єднання вибори конфлікти педагогіка автокефалія Патріарх Алексій II Священний Синод УПЦ УПЦ КП краєзнавство секти Голодомор Митрополит Володимир (Сабодан) Вселенський Патріархат УГКЦ церква і суспільство Церква і влада постать у Церкві Доброчинність






Рейтинг@Mail.ru






ОБЗОР ПРЕССЫ 13-20 февраля 2009

  21 лютого 2009



За прошедшую неделю основные публикации украинской и зарубежной прессы на церковную тематику в Украине были посвящены следующим событиям:

- заключительные оценки Поместному собору РПЦ;

- территориальная реформа УПЦ;

- празднование «дня святого Валентина»;

- Церковь и молодежь;

- политики в Церкви;

- новые печатные издания, связанные с церковной тематикой;

- события внутри и между конфессий;

- религия и искусство;

- знакомство с монастырями и храмами страны;

- другое

***

СМИ завершают давать оценки прошедшему Поместному Собору РПЦ, избравшему Патриархом митрополита Кирилла.

Газета «Столичные новости» поместила интервью с Предстоятелем УПЦ Митрополитом Владимиром, в котором освещаются актуальные вопросы церковной жизни. Отвечая на вопрос, будет ли «решаться вопрос о предоставлении автокефалии для УПЦ?», Митрополит отвечает: «Думаю, что никаких поспешных действий не будет. Церковь всегда верна Божественному откровению, своим принципам и традициям. Говорить об автокефалии еще рано. Сначала нужно добиться единства внутри православия. И только потом поднимать вопрос автономии или автокефалии. Чтобы не было смуты...» По словам Предстоятеля УПЦ, любой ответ на «гамлетовский» вопрос - «быть или не быть нашей автокефалии после избрания нового Патриарха?» - сегодня скорее разделит церковный народ, чем объединит» http://cn.com.ua/N541/visitor/frankly/1.html

В то же время на сайте «Україна православна» Василия Анисимова опубликовано обращение к новоизбранному Патриарху Кириллу, в котором архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) от имени духовенства епархии вступает в полемику со «сторонниками насаждения на Украине так называемого «европейского православия», которые «готовы предложить Вашему Святейшеству различные модели уврачевания самосвятского «автокефального» раскола на Украине, в основе которых лежит отвергаемая православным народом Украины идея предоставления автокефалии для УПЦ». С этих позиций в обращении критикуется проект резолюции в адрес Поместного Собора РПЦ, предложенный на Предсоборном собрании УПЦ, «с упоминанием необходимости «усовершенствования канонического статуса УПЦ» путём предоставления ей поместного статуса, т. е. автокефалии». (В действительности, в проекте резолюции такие предложения отсутствуют, а говорится о «подтверждении существующего канонического статуса УПЦ и ее прав» - см. «Резолюція зібрання делегатів Української Православної Церкви на Помісний Собор Руської Православної Церкви (проект)» http://kiev-orthodox.org/site/churchlife/1887/). Кроме того, в обращении «духовенство епархии просит Патриарха Кирилла укреплять единство Русской Православной Церкви» и выступает против «доморощенных «моделей» ликвидации самосвятских расколов на Украине» и «стенаний» о якобы «незавершенности» канонического статуса и строя УПЦ» http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?action=fullinfo&r_type=news&id=24888

В пресс-центре днепропетровского информагентства «Новый Мост» состоялась встреча правящего архиерея митрополита Иринея с журналистами на тему «Итоги Поместного Собора и избрание нового Предстоятеля Русской Православной Церкви». По мнению управляющего Днепропетровской епархией, выборы нового Патриарха на жизни и деятельности Украинской Православной Церкви существенно не отразятся. «УПЦ также будет самостоятельно решать свои внутренние вопросы жизни, а молитвенная связь о церковном единстве всего мира останется незыблемой согласно каноническим правилам и Символу Веры» http://orthodoxy.org.ua/ru/po_eparhiyah/dnipropetrovska/2009/02/19/22300.html

Национально-патриотический сайт «Русская линия» (Россия), тяготеющий к монархическим и консервативным кругам, в публикации «Выборы Патриарха: украинская редакция» по-своему оценивает освещение в украинской прессе выборов и личности новоизбранного Патриарха. Раздав негативные оценки «либералам» и «западникам», русский сайт победоносно заканчивает: «Сегодня верующие УПЦ являются свидетелями того, как митрополит Кирилл, в условиях значительного ухудшения украино-российских отношений, сумел проявить себя последовательным сторонником сохранения присутствия РПЦ на территории Украины в его нынешних масштабах. И поэтому они уверены, что грядущий пастырский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину будет способствовать решению насущных задач, связанных с укреплением нашего церковного единства» http://www.rusk.ru/st.php?idar=113847

***

В связи с процессом территориального разделения больших епархий УПЦ на более компактные в крымской печати обсуждается целесообразность такого подхода.

В заметке «Куницын обеспокоен дроблением Симферопольской и Крымской епархии», опубликованной на феодосийском сайте «Кафа», со ссылкой на ИА «Контекст-Медиа» сообщается об обращении фракции «Крым» избирательного «Блока Куницына» в Верховной Раде Автономной Республики Крым к парламенту автономии «по поводу дробления Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата». Как отмечается в обращении, в адрес руководителя фракции Сергея Куницына поступил ряд обращений верующих «с просьбой оказать содействие в недопустимости дальнейшего дробления Крымской епархии УПЦ». «Дальнейшее дробление церковного устройства Крымской епархии УПЦ может отрицательно сказаться не только на эффективности ее духовного управления, но и на общественно-политических настроениях среди населения Автономной Республики Крым, которые способны лишь усилить ставшую, к сожалению, уже традиционной для Крыма этнополитическую напряженность», - считают авторы обращения. В этой связи депутаты фракции «Крым» предлагают крымскому парламенту принять специальное обращение в адрес Предстоятеля УПЦ с просьбой «сохранить церковное устройство Крымской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата в нынешнем виде, что будет способствовать сохранению и дальнейшему укреплению духовного единства православных верующих, консолидации всего крымского сообщества на принципах мира и согласия во имя процветания независимой Украины» http://kafanews.com/index.phtml?link=1&nn=8104

«Крымское информационное агентство» в связи с церковной территориальной реформой публикует интервью с председателем Республиканского комитета АРК по делам религий Владимиром Малиборским. «В настоящее время, - говорит он, - все епархии в областях Украины, за исключением тех, что мной перечислены выше, разделены на две, поэтому процесс дробления церковных административно-территориальных единиц в регионах закономерен. Например, в Крыму он уже давно намечался. Так что это плановое территориальное деление со стороны руководства митрополии... Предполагалось разделить Крым на три епархии, поскольку существует еще Севастополь, как самостоятельная территориально-административная единица, входящая в состав Симферопольской и Крымской епархии. Поэтому дальнейший раздел епархии в принципе возможен». Отвечая на вопрос о «единой поместной церкви», В. Малиборский сказал, что такое решение «вряд ли получит одобрение, прежде всего у верующих, если данная инициатива будет идти со стороны органов власти. Кроме того, это может еще больше усилить церковный раскол в Украине и привести к появлению еще одного крыла православия - Русской православной церкви в Украине, которая будет канонично и административно полностью соединена с Московской патриархией»

http://kianews.com.ua/node/3966

Информагентство «Е-Крым» обратилось за комментарием к епископу Переяслав-Хмельницкому Александру, секретарю Предстоятеля УПЦ. «Деление епархии по решению Синода осуществлено по предложению митрополита Лазаря, о чем есть рапорт, - поясняет епископ. - Как показала практика, деление имеет исключительно позитивные последствия». В пресс-службе УПЦ МП, пишет агентство, «уточняют: процесс территориального деления Церкви начался около двух лет назад. И делается это и для удобства самих верующих, и для продуктивной работы епископов. - У вас верующие не видят своего епископа, наверное, не то, что по году, а то и по 5 лет, - выразил свое мнение Василий Анисимов». Тем не менее, руководитель организации «Православный Собор» Юрий Егоров считает, что «в последнее время наметилась тенденция направлять или поставлять епископов-западноукраинцев на юго-восточные кафедры, сообщает «Новый Регион». Мол, таким образом епископы готовятся к постепенной украинизации Церкви и общества» http://www.e-crimea.info/2008/11/17/12204/V_TSerkvi_vse_spokoyno.shtml

Российская «Новая газета» пишет, что «главным итогом патриаршества Алексия стало сохранение в принципе административного единства РПЦ МП, которое часто проходило испытание на прочность в тех же Украине, Эстонии и много где еще. Не будучи ставленником Ельцина или Путина, покойный сберег сравнительно самостоятельное позиционирование церковной власти в российском обществе. Его преемник, избранный под контролем Кремля, таким качеством обладать не будет, что, между прочим, в перспективе грозит разрушением административного единства РПЦ МП (автокефалией Украинской церкви, ростом «альтернативного» православия в самой России, потерей союзников среди славянских церквей)» http://www.novayagazeta.ru/data/2008/91/22.html

***

«Українці масово одружуються на день Валентина» - пишет «Україна молода» по поводу модного среди молодежи «Дня всех влюбленных». «У Центральному РАЦСі Києва, тут 14го числа планують поєднати свої долі 52 пари. «Це менше, ніж, для прикладу, в липні чи серпні, але достатньо багато як на лютий місяць», - повідомила «УМ» начальник Центрального РАЦСу м. Києва Наталія Набережна. Газета приводит комментарий епископа Евстратия (Зори), представителя неканонической УПЦ КП о том, что «Церква не бачить у любові фізичного початку, а переконує: фізичне походить від духовного...»

http://umoloda.kiev.ua/number/213/0/47581/

Интернет-журнал «Корреспондент» информирует о праздновании «Дня влюбленных» на столичном ипподроме во время конных гонок на Кубок городского председателя Киева Леонида Черновецкого. «Я хочу, чтобы этот День всех влюбленных стал наилучшим днем для всех киевлян и гостей города, для всей Украины», - заявил мэр. После скачек на ипподроме, анонсирует сайт, пройдет акция «Целуемся, потому что мы того стоим» на самый длительный поцелуй, участие в которой планирует принять Черновецкий со своей женой

http://korrespondent.net/kyiv/743203 , http://korrespondent.net/kyiv/742863

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко поздравила соотечественников с праздником всех влюбленных - Днем Святого Валентина, сообщает «Корреспондент», отмечая, что «согласно результатам опроса компании Reserch&Branding Group, День святого Валентина в отмечают 58% украинцев. Наиболее популярными подарками, которые собираются дарить жители Украины в этот день, являются сладости, парфюмерия, сувениры http://korrespondent.net/ukraine/politics/742829

«Комсомольская правда в Украине» печатает статью «Православная церковь - за День влюбленных!», где со ссылкой на иеромонаха Димитрия (Першина) из Московской патриархии передает, что «14 февраля, в День всех влюбленных, Патриарх Кирилл проведет встречу с руководителями епархиальных отделов по делам молодежи». По словам иеромонаха, «ранее некоторые православные радикалы отрицали День святого Валентина, ссылаясь на то, что этим праздником пропагандируется безнравственность, пошлость, секс. Но ведь Бог благословляет на любовь, зачатие, создание семьи. Нет ничего страшного в том, что дети посылают друг другу валентинки. Иначе станут невротиками, если им это запретить. Важно знать, что у этого праздника христианские корни...» Священник рассказал, что «английский писатель Джеффри Чосер описал, как в средние века во Франции и Англии люди стали просить святого Валентина помочь им в семейном счастье и любви» и что «именно у Чосера писатель Роулинг позаимствовала сюжет о дарах смерти, которые в руках Гарри Поттера стали дарами любви». В связи с этим «моя валентинка молодым читателям «КП» такова: любите, создавайте семьи и наполняйте свою землю детьми!» http://kp.ua/daily/130209/72834/

***

Церковь и молодежь - такую условную тему вызвались осветить украинские СМИ в ряде публикаций.

«Радио Свобода Украина» в заметке «Російська Церква повинна мати молодіжний рух із первинними осередками в кожному навчальному закладі - Патріарх» публикует мнение нового Патриарха РПЦ Кирилла о первоочередных задачах Церкви. «У нас у кожному навчальному закладі повинен бути свій осередок, своя організація. Як можна братися за молодіжну християнську роботу, якщо в інституті немає своєї молодіжної організації?» - цитує слова Патріарха Кирила агентство «Інтерфакс». За його словами, Церква живе «в відкритому суспільстві, де все це дозволено й можливо» http://www.radiosvoboda.org/content/News/1493243.html

Парламентская газета «Голос Украины» в информации под заголовком «У Росії викладатимуть основи релігії» сообщает: «Світська і релігійна влади Росії досягли компромісу. Патріарх РПЦ Кирило і міністр освіти і науки Андрій Фурсенко домовилися про викладання в школі релігії. Предмет матиме назву «Основи релігійної культури». Уже з 1 вересня він стане частиною шкільної освітньої програми». Также «міністр освіти Андрій Фурсенко повідомив педагогам, що дисертації, котрі захищатимуть у релігійних вузах, «визнаватимуться державою» і «буде відкрито вчені ради відповідно до вимог ВАК». Відповідно і оплата праці буде і за дипломом, і за аттестатом» http://www.golos.com.ua/article/1234860988.html

Газета «Сегодня» в статье «Священник правит службу на «Одноклассниках» рассказывает о православном священнике Владиславе Диханове с Днепропетровщины, который «руководит своей паствой с помощью популярного социального сайта «Одноклассники». "Сам не раз замечал, что в виртуальном мире общается много людей, которые хотели бы заниматься благотворительностью. Так и появилась идея создать группу "Днепропетровщина Православная" на "Одноклассниках", - цитирует газета иерея http://www.segodnya.ua/news/14004579.html

Официальный сайт УПЦ публикует веб-конференцию с наместником Св.-Троицкого Ионинского монастыря в Киеве архимандритом Ионой, который делится результатами молодежной политики монастыря. В частности, священник сообщает, что «Единственной сложностью было «раскачать» молодых людей на активное социальное служение, которое набрало обороты только около полутора лет назад»

http://orthodox.org.ua/uk/node/4590

Газета «Новая» в статье «Виртуальный «Отче наш...» Нагрешив в обычной жизни, сейчас не обязательно идти в церковь: исповедаться можно батюшке виртуальному» поднимает вопрос о современных способах участия граждан в жизни Церкви. В статье приведено мнение Александра Сагана, председателя Госкомрелигий, о том, что инвалидам «как никому другому необходима возможность пообщаться со священником. Если они хотят послушать литургию, но не могут, что же здесь плохого? А если священник не может прийти к такому больному домой и исповедать, то почему бы это не сделать по Интернету? Но совсем другое - молодежь, зависимая от компьютера. В этом случае уже нужно лечиться от зависимости, а не проводить виртуальные исповеди»

http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/02/16/161005-6

В еженедельнике «Зеркало недели» напечатана статья, знакомящая читателя с единственным в стране Институтом семьи и супружеской жизни (во Львове). Его директор доктор философии Юрий Пидлисный рассказывает о работе сотрудников по внедрению конкретных программ по реабилитации семейных ценностей в украинском социуме. «Фактически, Институт семьи одним из первых в Украине начал широкомасштабную работу по подготовке молодых людей к супружеской жизни, знакомя с ее психологическими, сексуальными и духовными составляющими через учение католической церкви», пишет издание http://www.zn.ua/3000/3855/65402/

Этот же еженедельник в статье «Помочь бедному плакать?» предлагает «внимательнее присмотреться и к утвержденной министерством учебной программе», простой анализ которой «показывает: большинство произведений литературы, изучаемых в школе, несет трагическое мироощущение и понимание жизни. Причём зачастую у тех же хрестоматийных писателей есть и жизнерадостные книжки, но «по программе» - самые мрачные. А ещё самые политизированные, «идейные» http://www.zn.ua/3000/3855/65381/?printpreview

Украинский сайт "InVictory» печатает интервью с Геннадием Мохненко - старшим пастором церкви "Добрых Перемен" в городе Мариуполь, основателем 32 ребцентров для детей и взрослых, среди которых наибольший в СНГ центр детской реабилитации "Республика Пилигрим", инициатором многих общественных акций по борьбе с распространением наркотиков, который рассказывает об опыте своей работы с наркозависимыми детьми, о своей семье и дальнейших планах http://news.invictory.org/issue21862.html

Российское агентство «Благовест-инфо» со ссылкой на «Патриархию.Ru» сообщает о возможном обучении студентов Киевской духовной академии и семинарии основам геронтологии и паллиативной помощи, «что может быть полезным будущим выпускникам духовной школы в оказании социальной помощи населению Украины»

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=25825

***

Политики в Церкви - тема, которую в последние дни затронули многие СМИ.

Так, в интервью газете «Сегодня» министр МВД Юрий Луценко на вопрос, к какой Церкви он себя относит, отметил, что хотя «наверное, неправильно силовому министру публично говорить о предпочтении конфессий», но может признаться, что ходит к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру. «Я считаю Блаженнейшего Владимира настоящим украинцем, несмотря на то, что о нем пишут», - отметил Луценко. При этом подчеркнул, что с уважением относится ко всем религиозным лидерам Украины, а также считает, что «чем меньше политики будут вмешиваться в дела церкви, тем быстрее там наступит мир» http://www.segodnya.ua/interview/14033757.html

Сайт «Главред» на тот же вопрос печатает ответ депутата от Компартии в Верховной Раде Украины Александра Голуба: «Я считаю, что тема, которая касается веры, как и личная жизнь, не должна быть предметом обсуждения в СМИ. Я не понимаю тех людей, которые кичатся своей набожностью с телеэкрана или со страниц газет. Зачастую постояв со свечкой перед камерой, уже через 10-15 минут они позволяют себе поступки и действия, которые несовместимы с христианскими убеждениями. На вопрос, где мне нравится бывать, я могу вам сказать, что мне нравится бывать в Ильинской церкви на Подоле» http://glavred.info/archive/2009/02/13/180305-9.html

«Газета по-киевски» сделала репортаж о том, как она «в минувшее воскресенье побывала в «Посольстве Божьем», где градоначальник пел и немножко танцевал для братьев и сестер». «Поддерживала Леонида Михайловича и супруга Алина. Сначала плясала под песни мужа, затем коленопреклоненно молилась. Вскоре мэр уехал, а Алина Айвазова разразилась речью «в защиту мужа от политических преследований»... Ее выступление напомнило бессмертный спич супруги Виктора Януковича осенью 2004 года. Тот самый, о «наколотых апельсинах». Выступая, Айвазова так разволновалась, что зарыдала. В зале повисла гнетущая тишина. Спас ситуацию находчивый Аделаджа, взяв инициативу в свои руки... В дальнейшем служба ничем не отличалась от обычной: музыка, песни, веселье»

http://mycityua.com/articles/city/2009/02/17/093319.html

Газета «Новая» в материале «Сын Ирены Кильчицкой Марк подпевал священнику» сообщает о крещении в Ильинской церкви на Подоле сына первого заместителя мэра Киева. Крестными отцом и матерью, сообщает издание, были сын мэра Степан Черновецкий и экс-депутат Киеврады и подруга Кильчицкой Ольга Богомолец.

«Крещение состоялось по полному обряду. Марк вел себя очень воспитанно, общался, а особенно ему нравилось, когда пели на службе, он даже подпевал священнику»

http://www.novaya.com.ua/?/news/2009/02/16/204712-18

Издание «Україна сьогодні» в публикации «Людмила Супрун считает справедливым вернуть традиционным церквам Украины их собственность» передает мнение председателя правления Украинского фонда мира и одновременно представителя Народно-демократической партии Украины относительно реституции церковной собственности: «прежде чем говорить о своем «европейском выборе», Украине необходимо срочно разработать и принять закон «О реституции в Украине». Где детально выписать все возможные решения вопросов собственности на территории Украины. Без закона о реституции путь в Европу закрыт. Народно-демократическая партия уже разработала законопроект о реституции, и мы убеждены, что нам удастся продвинуть его к принятию в Верховной Раде Украины» http://www.uwtoday.com.ua/politics.php?pos_id=480

На страницах «Хрещатика» Павел Кривонос, гендиректор Гендирекции Киевского горсовета по обслуживанию иностранных представительств рассказывает о мероприятиях, которые проводит его ведомство для иностранных послов и политиков. «Хочеться, аби іноземці знали про нашу країну не з газет і телебачення, а із власного досвіду. Щодо Черкащини, то, чесно кажучи, я хвилювався: що показувати, крім могили Шевченка? Але там є село Мошни. Свого часу Воронцов, перед тим, як звести знаменитий палац у Криму, очевидно, хотів десь потренуватися. Так ось у цьому селі він спорудив палац. На жаль, повноцінну споруду ми побачили лише на картинці (за радянських часів палац зруйнували), але залишилася церква. Для мене це стало відкриттям» http://www.kreschatic.kiev.ua/art/1234987592.html

Агентство «Интермедиаконсалтинг» сообщает об обращении в Генеральную прокуратуру Вадима Колесниченко, народного депутата Украины от Партии регионов, сопредседателя «межфракционного депутатского объединения в поддержку Канонической православной церкви Верховной Рады Украины» с требованием «прекратить преследования епископа Сумского и Ахтырского Евлогия в связи с его религиозными убеждениями со стороны прокуратуры Сумской области и наказать виновных в этом лиц». Речь идет о вызове в Сумскую прокуратуру местного архиерея в связи с конфликтом из-за критических высказываний духовенство епархии в адрес УПЦ КП и УАПЦ во время лекции в государственном вузе Сум http://www.intermedia.org.ua/ru/news/45287

Харьковский окружной суд начал рассмотрение дела по иску областного комитета КПУ, требующего признать незаконным внесение Креста памяти жертв Голодомора и памятного знака УПА в Госреестр памятников Украины, пишет «Корреспондент»

http://korrespondent.net/ukraine/events/744362

«Зеркало недели» в статье «Авгиевы конюшни украинского казачества» рассматривает попытки возродить в Украине казачество. «Слово «казаки», - пишет газета, - к сожалению, сегодня чаще звучит тогда, когда речь идет не о добрых делах, а о рейдерских захватах объектов собственности, антитатарских погромах, межконфессиональных разборках, антинатовских и антиукраинских демаршах. Разумеется, часть казачеств справедливо будет отрицать свое участие в таких недостойных делах и, даже наоборот, будет уверять в патриотизме и в лояльности к Родине. Верим, но... Почему же тогда они позволяют, чтобы гордым именем украинского казака безнаказанно пользовались какие-то прохиндеи, к тому же и не всегда украинские?» http://www.zn.ua/3000/3150/65380/?printpreview

«Радио Свобода Украина» в материале «Примара нацизму наближається до Європи» отмечает, что «днями Англіканська Церква голосуванням у Генеральному Синоді ухвалила постанову, яка забороняє священикам вступати до лав расистсько-ксенофобних угруповань і серед них, насамперед, Британської національної партії»

http://www.radiosvoboda.org/content/Article/1495250.html

Это же радио анонсирует львовскую выставку «понад 7 тисяч унікальних архівних матеріалів, які розповідають про створення, діяльність і значення «Просвіти» з 1868-го до 1939 року». В них представлены материалы по истории товарищества «Просвіта», в том числе связанные с церковной деятельностью его членов

http://www.radiosvoboda.org/content/Article/1492180.html

***

С информацией о новых печатных изданиях, связанных с церковной тематикой, а также о меж- и внутриконфессиональных событиях, знакомят «Україна молода», «Хрещатик», РИСУ и другие издания Украины.

«Україна молода» в статье «Від Михайла Мольнара до Гавриїла Костельника» ставит в известность об издании Ужгородским институтом украинистики при Ужгородском национальном университете уникальной книги - избранных работ священника Гавриила Костельника Ultra posse. «Видання вибраних праць із солідною розвідкою про самого Гавриїла Костельника вже отримало чимало позитивних відгуків у Києві та Львові. Чого варта його стаття «Чому я став українцем?», написана мовою югославських русинів» http://umoloda.kiev.ua/number/1351/164/47629/

«Укринформ» передает о презентации в Ужгороде книги священика Стефана Бендаса "П'ять років за колючим дротом" о преследовании греко-католической церкви на Закарпатье в послевоенные годы. «Писав спогади С.Бендас олівцем, угорською мовою /щоб наглядачі не розуміли/... Вперше книга вийшла друком 1991 р. в Угорщині, у 2000-му там же її перевидали. 2008 року світ побачило видання англійською мовою, а відтак - і українською» http://www.ukrinform.ua/ukr/order/?id=782990

РИСУ со ссылкой на пресс-центр УПЦ КП печатает статью Зои Хижняк и Юрия Мыцыка «Житіє святителя Феодосія Чернігівського» - «небесного покровителя древнього міста Чернігова». В ней отмечается, что «З 1662 р. св. Феодосій був ігуменом Свято-Онуфріївського монастиря під Корсунем, в якому тоді був змушений перебувати два роки київський митрополит Дионісій (Балабан). Останній був палким прихильником незалежної Української держави, незалежної від РПЦ Української Православної Церкви, підтримував гетьмана Івана Виговського, а після поразки цього гетьмана у російсько-українській війні 1658-1659 pp. й загрози репресій з боку Москви мусив покинути Київ і оселитися в Корсуні. Св. Феодосій був свідком останніх днів життя київського митрополита Дионісія, можливо учасником церковного Собору 1663 p., який обрав новим київським митрополитом Иосифа (Нелюбовича-Тукальського), був свідком зречення Юрієм Хмельницьким гетьманства й висвячення його в ченці. Приблизно в цей час він віддав свою доньку заміж за племінника гетьмана Лівобережної України Івана Брюховецького» http://www.risu.org.ua/ukr/monitoring/article;27420/

Муниципальная газета Киева «Хрещатик» сообщает о третьей встрече епископов и глав «єпископських конференцій Центрально-Східної Європи», на которой они «розглянули виклики, які стоять перед Католицькою Церквою в Україні». Были затронуты «питання загроз для родин, які виникають через розлучення, аборти, виїзди за кордон у пошуках праці, що ставить перед Церквою нові виклики, вимагає особливої турботи про родини. Як інформує українська редакція радіо «Ватикан», архиєпископ Львівський РКЦ наголосив, що є велика потреба в душпастирстві молоді, щоб вона могла протистояти наркоманії та пияцтву» http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1234539700.html

«Хрещатик» также сообщает, что «15-ро бездоглядних дітей, якими опікується служба милосердя церкови св. Миколая на Аскольдовій могилі, прибули до Славська на гірськолижний відпочинок... Попри розваги у дітей проходять катехитичні заняття... Програма відпочинку розрахована на два дні і є вже традиційною для для бездоглядних дітей, якими опікується ця церква» http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1234777659.html

«Киянка створила паралельну освітню мережу», сообщает тот же «Хрещатик» о 5-летней деятельности в Киеве "Центра відновлення особистості та перетворення суспільства", который организовала пастор церкви "Посольство Божье" Виктория Мельник. «Люди за партами і комп'ютерами навчаються сенсу життя, навіть перебуваючи за ґратами. Сьогодні в такий спосіб щороку понад 20 тисяч осіб із різних країн навчаються християнських цінностей як житейських», сообщает газета http://www.kreschatic.kiev.ua/art/1234806092.html

«Український тиждень» посвятил публикацию родине Степана Бандеры: «Старий Угринів - прикарпатська глибинка, в якій мешкають односельці лідера ОУН

на батьківщині Бандери». Говоря о межконфессиональной ситуации в крае, издание пишет: «Село розкидане, як і всі прикарпатські села, по горах, понад ярами, над потічком - кругом. І над усім цим нависає церква, що наприкінці 1980-х років виявилася ареною внутрішньосільського протистояння. Коли почалася перебудова, про свої права на храм, де служив на той час православний священик, за­явила греко-католицька громада. Однак певна «партія» православних селян із цим не змирилася, що й призвело до конфліктів у самому селі. Протистояння закінчилося перемогою греко-католиків, але багато хто із селян відтоді не розмовляють один з одним» http://www.ut.net.ua/art/169/0/2171/

Тернопольская газета «20 хвилин» в беседе с римо-католическим священником Андреем Малигом рассказывает о католической общине города и перспективах объединения христиан. «Мої спостереження і мрії щодо об'єднання - це, по-перше, щоб люди жили по-християнськи, поважали інших та їхні права. По-друге, щоб віруючі, особливо традиційних конфесій, знали, ким вони є і не роз'єднувалися через неістотне. Бо питати про те, які свята головніші: "польські" чи "українські" - це не головне. Головне - знати правди віри. Римо- і греко-католики мають різні обряди, різну історію, але ми всі - католики. У православних правди віри теж майже однакові з нами. Основне - не конфліктувати, а вже потім може йти мова про об'єднання». В качестве примера священник приводит село Зализцы на Зборовщине, «де ми - римо-католики, греко-католики і православні - відвідуємо одні інших на празники. Подібно наші стосунки склалися з греко-католицькою громадою у Великих Бірках Тернопільського району» http://te.20minut.ua/news/143209

Крымское издание «Боспор» в материале «Черкио»: спустя полгода» повествует о трагедии итальянцев Крыма - депортации в 1942 и 1944 гг. и современной Итальянской Ассоциации «Черкио» в Керчи. Прошлый декабрь, пишет издание, «начался с приезда известного итальянского фотокорреспондента Алессандро Винченци. Он побывал во многих семьях итальянского происхождения, посетил католическую церковь и другие места, связанные с жизнью керченских итальянцев...» http://orthodoxy.org.ua/uk/2009/02/20/22327.html

Сайт «Аналитика» поместил интервью с украинским архитектором и общественно-политическим деятелем Ларисой Скорик. Она рассказывает об истории армян в Украине, их влиянии на сакральную культуру Руси. «Я бы отметила то, что христианство наш народ принял через армян. Может быть разнообразие теорий и объяснений, но христианская религия пришла к нам именно через Армению. А это уже свидетельствует о вхождении Украины в великую мировую цивилизацию... Также важное значение имеет вклад армян в архитектуру Украины. Армянские мастера строили церкви, крепости, целые кварталы, как, например, в Каменец-Подольском. В Южной и Западной Украине чувствуется бесспорное мощное архитектурное влияние типичной армянской культуры строительства» http://analitika.at.ua/news/2008-07-07-1090

РИСУ помещает на своем сайте интервью «Час творити інститут військових священиків» с «проректором Київської духовної академії, головою синодального управління духовно-патріотичного виховання у зв'язках із Збройними Силами та іншими військовими формуваннями України УПЦ КП протоієреєм Димитрієм Садов'яком». В нем приводится хронология и оценка контактов церкви и Министерства обороны http://www.risu.org.ua/ukr/monitoring/article;27389/

Агентство «Новый мост» (Днепропетровск) передает о конфликте между общиной римо-католиков города и американской компанией «Dugsbery, Inc» из-за здания бывшего костела. «Американская компания «Dugsbery, Inc» требует взыскать с религиозной общины римо-католиков Днепропетровска 1,2 млн. грн., мотивируя это упущенной выгодой за аренду данного помещения. Римо-католики считают это зданием культовым и принадлежащим их религиозной общине» http://new-most.info/news/society/10614.htm

***

Вопросы религии и искусства затрагиваются в ряде материалов СМИ.

Украинский «Коммерсант» поместил отклик на московскую выставку 27-летнего украинского художника Романа Минина из Донецкой области "Днем с огнем". «Его горняков с иконописными ликами провожает в забой Богоматерь, а выводит из огнедышащего жерла шахты Христос, словно грешников из ада. Только шахтеры здесь, разумеется, не грешники, а праведники и герои - отсюда иконный строй, романтический пафос и монументальный замах (многие картины так и названы - "Эскиз фрески"). То, что делает монументалист Минин, не похоже на фальшивую героику "производственных" мозаик и фресок. Скорее, его живопись напоминает социальный реализм эпохи Великой депрессии: немецкую "Новую вещественность" или мексиканских муралистов с Диего Риверой во главе. В том, что начальникам такое искусство не полюбилось, ничего удивительного нет. Удивительно, что Романа Минина оценили в салонной московской галерее» http://www.kommersant.ua/doc.html?DocID=1123043&IssueId=7000052

Российский сайт «ПрофиСинема» печатает интервью с президентом российского IV Международного Сретенского православного кинофестиваля «Встреча» монахиней Софией (Ищенко). Она рассказывает, в частности, о представленных на мероприятии украинских кинокартинах. «Член жюри из Днепропетровска, отец Игорь Собко тоже режиссер, - говорит м. София. - У него там есть даже своя студия, которая создает фильмы христианской тематики. Священство на фестивале представлено и как строгими ценителями содержания киноискусства, и как авторами. Их присутствие позволяет оставаться в рамка христианской тематики, не уйти в ересь. Сейчас перестали уже присылать, а вот на второй и на третий фестивали мы получали фильмы то про Распутина, то про Ивана Грозного или про странные крестные ходы с каким-то покаянием. В глубинках придумывают что-то полуязыческое, делают про это кино и присылают на фестиваль. И это достаточно опасно, потому что когда зритель смотрит фестивальные, отобранные картины, он уверен, что на них есть рецензия, одобрение. Мы очень строго следим за содержанием наших фильмов» http://www.proficinema.ru/questions-problems/interviews/detail.php?ID=50251

Газета «Новая» под заголовком «Оборотень с окраин» публикует интервью с Гариком Сукачевым, лидером советско-российской рок-группы «Бригада С»:

- Я на концерте заметила у вас кресты нагрудные. Здоровенные! Это никак не связано с дружбой с Охлобыстиным? - спрашивает корреспондент.

- С дружбой с Иваном Охлобыстиным (московский священник-актер - ред.) связаны перстни. Вот этот перстень с птицей сирен подарил мне отец Иоанн в прошлом году на Пасху, а этот - с 12-м Псалмом внутри, между прочим, тут даже два бриллиантика есть на черепе, он мне подарил совсем недавно. А я ему - перстень, который носил на этом мизинце - мы с ним поменялись. Еще этот браслет с девятью черепками - подарил мне свою семью.

- Как это - семью?

- Своих детей. Мол, ты должен подписать имена. У него пока их шестеро, а здесь - девять. Но они с Оксаной не собираются останавливаться. Все это подарки Ивана Охлобыстина, моего любимого Ваньки. Для меня он по-прежнему Ваня, хотя теперь он священник http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/02/18/151624-15

Региональная газета «Галичина» из Ивано-Франковска в статье «Рід Рильських врятував... псалом» о классике украинской литературы писателе Максиме Рыльском поведала о случае, когда его прадед «у часи Коліївщини Ромуальд Рильський, тоді ще 14-літній хлопець, учень Уманського базиліанського колегіуму, з іншими підлітками-католиками випадково натрапив на загін гайдамаків, які вирішили їх стратити, але Ромуальд в останню мить, ніби натхнений якимись вищими таємничими силами, почав співати відомий у народі чудовий псалом «Пречистая Діво, мати руського краю». Гайдамацький отаман, зворушений псалмом, заплакав і відпустив усіх малолітніх католиків, сказавши: «Нехай йому подякують, що своєю піснею врятував їх од смерті» http://www.galychyna.if.ua/index.php?id=single&no_cache=1&tx_ttnews[cat]=5&tx_ttnews[tt_news]=4779&tx_ttnews[backPid]=24

Ровенский еженедельник «Провінційка» рассказывает о судьбе местной знаменитости - жителя Семена Гладецкого из г. Корец: «Всевишній наділив корчанина Василя Гладецького багатьма талантами. Представник старої інтелігенції, він ось уже 65 літ не зраджує власному покликанню і творить за допомогою фарб і пензля. Будучи майже глухим після важкої контузії, 30 років керував одразу двома хорами - заводським і церковним... Ніколи не вчився музики, а написав кілька творів, поклавши на ноти вірші безсмертного Кобзаря. Справедливий по натурі, тривалий час судив футбольні матчі в літописному граді. Дідусь бачив багато і переживав чимало. Під час окупації служив бургомістром Корця, а після визволення Рівненщини як фронтовик дійшов до Берліна. Це постать справді унікальна, таких нині в нашому краї не густо. І життя їх - повчальне»

http://provinciyka.rv.ua/osobpogl/5484-dvom-bogam-ne-sluzhiv-a-trom-vladam.html

Газета «Хрещатик» сообщает об открытии в Киеве выставки современной украинской иконы «з приватної збірки родини Павелків (м.Миколаїв) «МАЙБУТНЄ В СУЧАСНОМУ». Як повідомляє Інтернет-видання «Православіє в Україні», експозицію приватної колекції відомого миколаївського іконописця і священика о.Сергія Павелка показують в Києві впершее» http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1234789179.html

Крымское агентство «Е-Крым» в статье «Дело с иконами» пишет о недавнем инциденте в Джанкое - краже двух древних икон из Свято-Покровского храма, в которой оказался замешан священнослужитель. «Итак, - начинает рассказ агентство, - хронология событий. Еще в ноябре 2008 года к епископу Джанкойскому и Раздольненскому Нектарию, который в это время находился в Киеве, обратился заштатный священнослужитель протоиерей Стефан Бенца и предложил свою помощь в организации работы новообразованной епархии в Джанкое...» http://www.e-crimea.info/2009/02/14/17516/Delo_s_ikonami_.shtml

***

Знакомство с монастырями и храмами страны предлагает читателям ряд украинских изданий.

Газета «Новая» повествует об истории Густынского Свято-Троицкого женского монастыря в Сумской области. «Провести и закрыть за мной ворота настоятельница благословила (распорядилась - по-нашенски) матушку Арсению. Разговорились. В обитель, как выяснилось, матушка попала случайно. 10 лет назад приехала абитуриентка к Густынской чудотворной иконе Божьей Матери молить о помощи на вступительных экзаменах. Долго стояла на коленях перед Заступницей и вдруг поняла, что свой главный экзамен она должна сдавать в этих стенах...» http://novaya.com.ua/?/articles/2009/02/18/150828-3

Украинский культурологический сайт «Сумно?» в заметке «Гусинці. Затоплена церква затопленого села» описывает судьбу храма посреди Каневского водохранилища. «Розповідають, що коли стало відомо, що село піде на дно рукотворного моря, місцевий голова сільради, не злякавшись можливих наслідків, організував ремонт і реставрацію церкви. Можливо, завдяки йому хвилі водосховища не зрівняли церкву з плесом. А можливо, завдяки майстерності будівельників, що звели її стіни так, що вже понад тридцять років не страшні їм ні вода, ні вітер, ні сонце. Вражає, що церква стоїть не на острові, а прямо в річці. Але в середині - сухо. Вода підступила до порогу, але не зайшла до середини. Під мурами храму сидять рибалки. Влітку у човнах, взимку - над ополонками. Інколи сюди навідуються священники» http://sumno.com/article/gusyntsi-zatoplena-tserkva-zatoplenogo-sela/

«Газета по-киевски» в своем материале «И не хочешь - уверуешь» обращается к истории Киево-Печерской лавры, описанной французским писателем Виктором Тиссо. Путешествуя по России, он посетил Киев осенью 1880 года и рассказал о своих впечатлениях от «города религии» в книге «Россия и русские»

http://mycityua.com/articles/history/2009/02/19/083622.html

Под заголовком "Що ріднить Україну та Японію. Українська дослідниця довела, що у нас схожі дерев'яні церкви» газета «День» печатает интервью с исследовательницей Галиной Шевцовой, которая презентовала на днях книгу «Україна - Японія. Дерев'яні церкви», составленную на основе «багаторічного дослідження дерев'яної архітектури двох держав» http://www.day.kiev.ua/264824/

Львовский «Високий замок» в публикации «Дерев'яні церкви під загрозою зникнення» сообщает о работах по спасению уникальных культовых сооружений в Западной Украине http://www.wz.lviv.ua/pages.php?atid=71725

Этот же «Високий замок» рассказывает о «чудодійних властивостях освячених на

Стрітення свічок з бджолиного воску» http://www.wz.lviv.ua/pages.php?atid=71654

Агентство «Захід.net» информирует, что «Українсько-польська співпраця у сфері охорони об'єктів спільної культурної спадщини у цьому році продовжиться. Будуть продовжені роботи на Личаківському цвинтарі, у Вірменському та Кафедральному соборах» http://www.zaxid.net/newsua/2009/2/16/95007/

«Газета.ua» знакомит с благотворительностью днепропетровских бизнесменов «для новозбудованої церкви Святого Юрія у місті Кобеляках Полтавської області»

http://gazeta.ua/index.php?id=282142

Сайт «Главред» в материале «В Киеве горела Покровская церковь» предлагает фоторепортаж с места событий - «пристройке Покровской церкви, что на ул. Мостицкой. По словам прихожан, в этой пристройке было производство свечей и склад сырья»

http://stolitsa.glavred.info/archive/2009/02/18/105708-1.html

Обращаясь к архиву обзоров, можно всегда найти нужную публикацию, а также иметь возможность обобщать главные события недели, месяца, года и т.д.