УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 166 відвідувачів

Теги
Археологія та реставрація вибори українська християнська культура церква та політика шляхи єднання молодь Церква і політика Президент Віктор Ющенко іконопис конфлікти діаспора Ющенко Предстоятелі Помісних Церков розкол в Україні постать у Церкві 1020-річчя Хрещення Русі Католицька Церква комуністи та Церква краєзнавство церковна журналістика УГКЦ Доброчинність забобони Вселенський Патріархат педагогіка милосердя Голодомор Мазепа Священний Синод УПЦ Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і медицина автокефалія УПЦ КП церква і суспільство Церква і влада монастирі та храми України секти Києво-Печерська Лавра Патріарх Алексій II Приїзд Патріарха Кирила в Україну






Рейтинг@Mail.ru






ОБЗОР ПРЕССЫ 21-27 февраля 2009

  02 березня 2009



За прошедшую неделю основные публикации украинской и зарубежной прессы на церковную тематику в Украине были посвящены следующим событиям:

- обсуждение актуальных задач УПЦ и РПЦ при Патриархе Кирилле;

- конфликт между УПЦ и УПЦ КП вокруг киевского храма на ул. Нагорной;

- внутри- и межконфессиональные события;

- Церковь и власть;

- социальное служение религиозных общин;

- рассказы о храмах, святынях и религиозно почитаемых местах;

- другое.

***

«Новый глава РПЦ хочет выучить украинский язык» - с таким заголовком вышли украинские интернет-издания «Сейчас», «Обозреватель», «Фраза» и другие, сообщающие о желании Патриарха Кирилла уделить особое внимание взаимоотношениям с руководством Украины и православным конфессиям страны. Ссылаясь на председателя ОВЦС УПЦ архимандрита Кирилла (Говоруна), издания пишут, что Патриарх Кирилл «очень положительно настроен к Украине, очень открыт, очень давно занимается Украиной и даже несколько раз просил помочь ему в изучении украинского языка». Кроме того, «новый глава РПЦ прекрасно понимает, что обеспечить нормальные условия для существования церкви в Украине можно лишь делая все для того, чтобы не вызывать раздражение политических элит страны...» http://www.seychas.com.ua/news/2009/2/23/4708.htm, http://www.fraza.com.ua/news/23.02.09/64437.html

Сайт «Телекритика» приводит текст беседы из телепрограммы «Евгений Киселев. Наверху» (Канал «ТВі»), в котором архимандрит Кирилл (Говорун) рассказывает о роли новоизбранного Патриарха Московского Кирилла в улучшении отношений между Россией и Украиной. Идея автокефалии в Украине, говорит руководитель ОВЦС УПЦ, «во многом инспирирована национально-освободительными движениями на территории Османской империи, на Балканах, Греция, Болгария, Сербия и так дальше, и потом на территории, так сказать, бывшей Российской империи. То есть, подоплека новой мифологии автокефалий - это борьба за независимость бывших, так сказать, частей этих империй». По поводу участия Патриарха Кирилла в диалоге с представителями неканонических юрисдикций Украины архим. Кирилл считает, что «самое главное, есть понимание и у них, и у нас того, что мы зашли в глухой угол в противостоянии по линии раскола, что мы все устали от раскола: и они, и мы. И мы должны найти пути для преодоления этого раскола, они тоже прекрасно понимают, что должны соблюдаться определенные нормы, определенные правила, каноны. И то, что нам необходимо на данном этапе, - это разработать такую модель, причем совместно разработать такую модель преодоления раскола, которая была бы, соответствовала многовековой канонической традиции нашей Церкви, которая бы осуществлялась на пастырских началах, то есть, на началах отношения к другому человеку, к другому не как к врагу, а как к человеку, который заблудился, которому нужно помочь выйти из лабиринта»

http://www.telekritika.ua/media-continent/textpolitprog/2009-02-25/44040

Роман Лункин, старший научный сотрудник Института Европы РАН, в статье на сайте «Портал-Кредо.ру» (Россия) «Скромное обаяние Московской патриархии. От Патриарха Кирилла ждут великих потрясений, но он зажат рамками матрицы» отмечает: «Для российского государства чрезвычайно важна роль Кирилла в сохранении единства Московского патриархата. Речь идет о собирании "русского мира" (о необходимости которого говорил еще Владимир Путин, будучи президентом), диаспоры во всех странах мира от Западной Европы до Африки и Латинской Америки, под покровительством русского православия. Кроме того, во многом благодаря усилиям митрополита Кирилла после распада Советского Союза РПЦ МП в большинстве новых государств не образовала автокефальные структуры, а осталась административно единой от Владивостока и Ашхабада до Калининграда, Минска и Киева... Однако центробежные тенденции не дают расслабиться и до сих пор наблюдаются в государствах, растущих на руинах бывшего СССР, - в Украине несколько юрисдикций пытаются создать единую поместную Православную Церковь, независимую от Московского патриархата...»

http://portal-credo.ru/site/print.php?act=comment&id=1536

Тот же сайт разместил статью архимандрита Аввакума (Давыденко) из УПЦ «Новое время Церкви», в которой священнослужитель высказался об актуальных задачах РПЦ при Патриархе Кирилле «и некоторых соображениях относительно их разрешения». В частности, пишет автор, «Период времени, начавшийся в 90-е годы, был сложным периодом не только для Церкви, но и для всего постсоветского сообщества в целом. Было непонимание, злобствование, превозношение. В свою новую эпоху Церковь должна сказать - хватит злобствовать! Настало время примирения, консолидации общества. Если мы духовны, нас ничто не должно раздражать в принципе. Ненависть и боязнь - признаки недостатка духовности, страстности. Последние годы нам показали, что злобствование, подозрительность, неприятие - тупиковый путь» http://portal-credo.ru/site/print.php?act=fresh&id=910

«Портал-Кредо.ру» также знакомит читателей с материалом из сайта УПЦ КП, в котором епископ этой конфессии Евстратий (Зоря) критически оценивает последнее интервью Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира газете «Столичные новости» в связи с «дискуссией сторонников и противников автокефалии Украинской Церкви». По мнению автора, «Митрополит Владимир сейчас, как никогда ранее, находится в сложном положении. С одной стороны - интересы Украинской Церкви и желание преодолеть ее разделение. С другой - давление "блистательных одесситов" и стоящей за ними патриархии. Поэтому приведенная выше критика никоим образом не направлена против личности митрополита. Она - лишь анализ высказанных им соображений по нескольким важным вопросам...» http://portal-credo.ru/site/print.php?act=monitor&id=13446

Киевский сайт православной молодежи «Притвор» в аналитической статье Дмитрия Кузьменко «Перепони до подолання церковного розколу в Україні» рассматривает догматические и богословские разногласия между представителями УПЦ, УАПЦ, УПЦ КП, разное видение ими проблем, в результате чего каждая из сторон не желает признавать свои ошибки, церковная жизнь политизируется, а единомыслие внутри каждой конфессии относительно преодоления раскола отсутствует http://pritvor.kiev.ua/articles/perepony_do_podolannja_rozkolu.html

***

Конфликт между УПЦ и УПЦ КП вокруг киевского храма на ул. Нагороной стал объектом внимания украинских и российских СМИ.

«Коммерсант Украина» под заголовком «Националистов заставили богу молиться. Недостроенный храм стал причиной межконфессионального конфликта» сообщает, что «представители ряда националистических организаций, возглавляемые священником Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), проникли в недостроенный храм, расположенный на улице Нагорной в Киеве. Свои действия приверженцы УПЦ КП объяснили стремлением вернуть принадлежащий им храм, поскольку с недавнего времени на это здание стала претендовать Украинская православная церковь Московского патриархата, назначившая в храме собственного настоятеля. Конфликт между конфессиями был разрешен с участием сотрудников милиции...» http://www.kommersant.ua/doc.html?DocID=1125018&IssueId=7000054

«5 канал» в материале «Битва за церкву в середмісті Києва» цитирует Галину Пахачук, замглавы Шевченковской райадминистрации о священниках УПЦ и УПЦ МП: "Вони між собою навіть спілкуються, навіть хороші стосунки мають вдвох, розумієте. Тут питання не в тому, чи має бути храм, чи не має бути храм. Питання в тому, хай визначаться на рівні вищого керівництва". Замість колотнечі, обом конфесіям не завадило б сісти за стіл переговорів, радять в адміністрації. Застерігають - можуть й амбарний замок на двері повісити, щоб доки храм не здадуть в експлуатацію, жодна з конфесій не правила у ньому» http://5tv.com.ua/news/0/165072/

«Газета.ua» в статье «Православні не поділили храм у столиці» цитирует сотрудников милиции: «Там не було ані жодного захоплення храму, ані конфлікту всередині. Суперечність між представниками Московського і Київського патріархатів було вирішено на місці. Після дачі свідчень усіх затриманих відпустили» http://gazeta.ua/index.php?id=283590

Газета «Україна молода» в статье «Церковь за «калым»? Украинских православных выкинули из собственной церкви, а храм закрыли до тех пор, пока его не поделят «наверху» пишет: «Около церкви, которая достраивается, с 2003 года действует часовня Киевского патриархата, освященная Патриархом Филаретом. Районная власть, которая осуществляет строительство, на обращения верующих ответила, что на определенном этапе средства на строительство закончились. Тут же чиновники вспомнили, что Церковь у нас отделена от государства, и тут же со своей благотворительно-финансовой инициативой обратилась община Московского патриархата во главе со священником УПЦ МП Романом Барановским, который одновременно является настоятелем построенного за счет города Киева, но не достроенного до конца храма около Октябрьской больницы. Посему чиновники сослались на то, что верующие Киевского патриархата своих денег не предлагали, а значит "отделенной от Церкви" власти ничего не оставалось, как в обмен на щедрое пожертвование отдать "право пользования" церковью в руки общины Московского патриархата. Верующие Киевского патриархата считают, что их храм просто продали» http://www.umoloda.kiev.ua/number/1355/180/47783/

Репортаж «Свято-Николаевская битва в Киеве. Прелюдия к «боевому визиту» Патриарха Кирилла (Гундяева) в столицу Украины» публикует российский «Портал-Кредо.ру». Авто материала Ксения Дорошенко считает, что «Можно долго гадать, какой из сторон и ради каких целей понадобилась эта "битва за храм" в центре Киева накануне приезда Московского Патриарха, но связь этих двух событий представляется очевидной» http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=68808

В интервью этому же порталу глава Информационно-издательского управления УПЦ КП епископ Евстратий (Зоря) заявил: «если кто-то говорит, что в Украине происходят гонения на УПЦ МП, то это далеко не так. На самом деле УПЦ МП пользуется в Украине даже бóльшими правами и возможностями, чем РПЦ МП в России. По крайней мере, в Украине давно преподаются "Основы христианской этики", чего нет в России. А УПЦ МП позволяет себе совершенно без всяких последствий критиковать государственную власть, ее решения на всех уровнях, что в России совершенно невозможно себе даже представить" http://portal-credo.ru/site/print.php?act=authority&id=1137

Муниципальная газета столицы «Хрещатик» предоставляет свои страницы представителям УПЦ КП, которые, вступив в дискуссию с сайтом УПЦ «Православие в Украине» пишут, в частности, что «нова влада Шевченківського району, очолювана В. Пилипишиним, жодного разу не зверталася ні до Київської Патріархії, ні безпосередньо до громади з пропозиціями «внести благодійний внесок» на добудову храму. Навпаки. Всі консультації з громадою УПЦ МП щодо продажу їй права користування храмом відбувалися таємно від громади Київського Патріархату...» http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1235478860.html

Интернет-издание «Корреспондент» передает об акции протеста активистов московского молодежного движения «Местные» у посольства Украины в Москве против гонений на УПЦ МП. «Пикетирующие держали плакаты с надписью «Ющенко, руки прочь от православных храмов!», под которой шло перечисление попыток захвата храмов канонической Церкви, имевших место в последнее время в населенных пунктах Сумской области, а также в Киеве, где националисты попытались захватить Свято-Никольскую церковь» http://korrespondent.net/russia/752049

***

Газеты пишут о начале стройки на Русановском массиве необычной церкви УПЦ КП, которая будет «с волнистой крышей и лифтом».

Газета «Новая» предоставляет ее фотографию и сообщает, что «В истории Киевского патриархата возводится такое новаторское сооружение тоже впервые - до этого всегда придерживались строгих правил и форм... Архитектор Судоргин и о. Александр рассказали, что к идее новаторского облика церкви их подтолкнула молодежь. Члены градсовета в своем мнении были едины - будущий храм они назвали одним из самых необычных и красивых в столице и единогласно согласовали проект». Церковь Святого Духа разместят на пересечении улиц Флоренции и Туманяна, на берегу Русановского залива, напротив моста, который ведет к бул. Давыдова. Территорию площадью 0,07 га выделил для храма город

http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/02/26/153450-7

«Хрещатик» в публикации «На Русанівці поселять "Святого Духа"» также считает, что «за останні роки з багатьох варіантів культових споруд, які звели в столиці, нинішній є найвдалішим» http://www.kreschatic.kiev.ua/art/1235420128.html

Бізнес-портал Вud.ugmk.info в материале «Градсовет: кризис церквям не помехa» в связи с постройкой нового храма пишет: «Экономический кризис не только не мешает, а наоборот способствует росту количества прихожан. Поэтому в Киеве становится все больше культовых сооружений. В частности, весной планируется начать возведение современного храма на Русановском массиве. Судя по оценкам столичного градсовета, который согласовал на прошлой неделе данный проект, это будет одна из самых красивых и новаторских церквей Киева» http://www.ugmk.info/art/1235398576/0.html

***

В прессе обсуждается конфликт в Ровенской епархии УПЦ КП из-за обвинения ее священноначалия в симонии и коррупции.

Сайт «Антикримінальний вибір» в связи с этим пишет: «Про корупцію у церкві вголос заговорили на Рівненщині. Учора на прес-конференції священики і миряни Української Православної церкви Київського патріархату заявили про те, що вичерпали усі можливі варіанти подолати це явище без оприлюднення на широкий загал... До двох тисяч доларів за парафію - таку таксу почули з уст членів громадянської комісії з розслідування питань симонії та хабарництва у Рівненсько-Острозькій єпархії. Сьогодні більшість рівненських журналістів вперше почули слово «симонія». Воно означає вимагання грошей за таїнство рукоположення та призначення на парафії священиків. Цей гріх водився за окремими церковними служителями у всі часи. Однак частіше про нього говорили пошепки, боючись гніву високопоставленого духовенства» http://www.anti-crime.org/articles.php?ni=19743

Газета «Ого» и «Рівненське агентство журналістських розслідувань» в статье «Щоб одержати парафію на Рівненщині треба заплатити гроші» объявляет: «Цією статтею Рівненське агентство журналістських розслідувань розпочинає цикл публікацій "Очищення правдою" - про корупцію, хабарництво та інші зловживання у християнських конфесіях Рівненщини...» http://www.ogo.ua/archive/2009-02-27/site/28761

Между тем Религиозно-информационная служба Украины (РИСУ) со ссылкой на "Прес-службу Рівненської єпархії" УПЦ КП передает, что на последнем епархиальном собрании этой конфессии «було піднято наболіле за останні місяці питання діяльності так званої "церковно-громадської ініціативи з розслідування питань симонії та хабарництва в Рівненській єпархії", яка була створена без благословення правлячого архієрея і в яку входять священнослужителі єпархії - протоієрей Юрій Велігурський, заштатний священик Степан Маринич, диякон Віталій Поровчук та деякі миряни. Ця «ініціатива» не надала з 30 червня 2008 року по останній день ні одного доказу й не привела ні одного свідка»

http://www.risu.org.ua/ukr/monitoring/article;27516/

***

Тему «Церковь и власть» продолжают обсуждать еженедельник «Зеркало недели», газета «Новая» и другие издания Украины.

Так, в статье упомянутого еженедельника «Как владыке во власть ходить. Мэр Киева поссорился с УПЦ МП, превратившись из православного обратно в протестанта» журналист Екатерина Щеткина рассматривает историю взаимоотношений мэра Киева Леонида Черновецкого и представителей УПЦ. «Византии давно уже нет, - резюмирует автор, - а традиция никуда не делась. Изменилось общество. Изменились его структуры, точки опоры, а церковь все не придет к мысли, что в современных условиях ее сращение с властью выгодно власти и сдерживает возможности церкви. Что надежнее иметь поддержку верных, которые не меняются каждые пять лет. Что в этом случае церковь сможет говорить с властью с позиции силы, а не разменивать свой авторитет на подачки из бюджета и поддержку политиков в спорах с оппонентами. Что связываться с власть имущими - дело выгодное разве что в очень короткой перспективе. А расплачиваться за это приходится дорого» http://www.zn.ua/1000/1550/65482/

Ряд изданий, в частности, «Главред» и «Комментарии» под заголовками «ТРК «Киев» заполнят представители разных религиозных конфессий?», «Регионы» устали лицезреть по каналу Черновецкого одного Аделаджу» пишут об обращении представителей Партии регионов Украины к руководству телеканала «Киев». Речь идет о том, что в последнее время эфир телеканала «Киев», который является коммунальным средством массовой информации, заполонили выступления пастора Посольства Божьего Сандея Аделаджи с проповедями и дискуссиями на религиозные темы. «По мнению Киевской городской организации Партии регионов, такое превалирующее освещение является нарушением действующего законодательства», - отмечается в обращении и требуется обеспечить равный доступ к эфиру представителям разных религиозных конфессий и провести с ними встречи с целью разработки формата взаимоотношений http://stolitsa.glavred.info/archive/2009/02/20/163729-16.html

http://www.comments.com.ua/?rub=news&from=360&page=1&ncode=1235141692#open_news

Портал «НХМ» передает, что ряд народных депутатов Украины, которые представляют разные политические силы, направили совместные депутатские обращения Министру охраны здоровья Украины В.Князевичу и председателю Донецкой областной государственной администрации В.Логвиненко по поводу угрозы закрытия общеобразовательной частной школы в городе Донецке, которая «учреждена по инициативе и поддерживается Украинской Христианской Евангельской Церковью» и уже второй год подряд испытывает препятствия в своей деятельности со стороны местных органов власти. По мнению подписантов, это «несет недопустимые последствия для учащихся школы и нарушает их конституционное право на образование» http://prochurch.info/index.php/news/more/14440

О том, что «Киевские власти намерены ввести плату за аренду больничных часовен», передает этот же сайт «НХМ» http://prochurch.info/index.php/news/more/14446

«Корреспондент» сообщает о проведенном в Киеве «православно-патриотическом шествии с участием нескольких сотен человек в знак протеста против НАТО и улицы Мазепы». Кроме того, они «потребовали немедленно прекратить травлю епископа Сумского и Ахтырского Евлогия, которого прокуратура незаконно и безосновательно вызвала на допрос по кляузе со стороны местных националистических организаций", - сообщил Сергей Демидов, представитель общественной организации «Православный выбор» http://korrespondent.net/kyiv/748440

«Інститут релігійної свободи» (ІРС) информирует на своем сайте о состоявшемся в Госкомнацрелигий заседании Национальной рады представителей христианских Церквей Украины под председательством главы ОВЦС УПЦ архимандрита Кирилла (Говоруна). «Учасники засідання обговорили поточну ситуацію в сфері державно-церковних відносин в Україні, нові законодавчі зміни та ініціативи», - говорится в новости. В частности, «було вирішено підготувати низку документів з актуальних питань релігійного життя в Україні, що на сьогодні турбують суспільство, які згодо м будуть представлені на розгляд предстоятелів християнських Церков України» http://www.irs.in.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=100:1&catid=34:ua&Itemid=61

Газета «Новая» в публикации «Ритуальная чистка дорог откладывается» по поводу решения МВД демонтировать ритуальные памятные знаки, установленные вдоль дорог, предоставляет высказаться духовным лицам. Так, Анатолий Белоножко, епископ Духовного Управления церквей евангельских христиан Украины поддерживает МВД: «Если не урегулировать этот вопрос, то получится, что ставить памятники можно везде, где гибнут или умирают люди, - в больницах, на улицах. Безусловно, возможны исключения. Мы понимаем скорбь родственников погибших, но память последних нужно чтить в церквях и на кладбищах, а не среди людей, которые их не знают». Другую позицию высказал епископ Пантелеимон, викарий Киевской епархии: «Решение Укравтодора пока не согласовано с православной церковью. Такие знаки у дорог целесообразны. Видя крест или венок, водители понимают глубину своей ответственности за собственную жизнь и жизнь ближнего... Конечно, памятные знаки устанавливаются достаточно стихийно. Можно было бы продумать общепринятый вариант, отвечающий церковным традициям» http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/02/25/140943-10

***

Видение украинцами статуса православной Церкви в Украине публикует сайт «Главред» по итогам всеукраинского опроса, который провел «Українське демократичне коло» по заказу Института политики. Респонденты, отвечая на вопрос «В последнее время в обществе достаточно часто поднимается вопрос создания в Украине единой поместной православной Церкви. Как Вы считаете, православная церковь в Украине должна быть...». В ответ на это 39% опрошенных отметили, что в Украине должна существовать единая поместная православная церковь, подчиненная Киевскому патриархату, а 24% придерживаются мнения о том, что УПЦ должна быть составляющей Русской православной церкви, связанной с Московским патриархатом. Вместе с тем, более чем треть респондентов (35%) затруднялись с формулированием своего отношения к этому вопросу http://glavred.info/archive/2009/02/23/174949-2.html

***

Внутриконфессиональных событий Украины коснулись отечественные и российские издания.

«Львівська газета» с заголовком «Спроба розколу УГКЦ» поставила статью священника УГКЦ Ярослава Пеструхи, который критически высказывается о деятельности бывших священников из Подгорецкого монастыря (среди которых иностранные граждане), осужденных Трибуналом УГКЦ, и упрекает власти Украины за бездействие http://www.gazeta.lviv.ua/articles/2009/02/19/37164/

Муниципальная газета столицы «Хрещатик» в заметке «6 березня «Посольство Боже» привітає жінок театралізованим балом» анонсирует выступление молодежного театра этой конфессии http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1235637473.html

Газета «Хрещатик» также подает интервью с актером Национального русского театра им. Леси Украинки Александром Бондаренко, который рассказывает о том, как он стал членом церкви Сандея Аделаджи. «Життя на сцені - це гра. Там я граю виставу. Там я можу грати різні персонажі. А життя в церкві - це справжнє життя. Я там нічого не граю», - говорит актер http://www.kreschatic.kiev.ua/art/1235420245.html

Российский «Благовест-инфо» информирует о написании рок-группами "ДДТ" и "Братья Карамазовы" музыки на стихи священника Евгения Максименко из Днепропетровской епархии http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=25944

Портал «Litopys.net» в публикации «Семья - малая Церковь. Дети рисуют то, что им дорого» рассказывает о детской выставке в Донецке «Православная моя Украина». От нее у журналиста «осталось впечатление раннего утра. Это когда еще несмело заглядывает солнце в окно, когда еще блестит роса на деревьях, когда мир только просыпается, осеняя себя Крестным знамением...» http://litopys.net/node/1705

Российский сайт «Религия и СМИ» сообщает о награждении Предстоятелем УПЦ представителей церковных СМИ. Так, «православным журналистом года стал Сергей Герук», а "лучшим епархиальным журналом УПЦ" признан миссионерско-просветительский журнал "Живой родник" Донецкой епархии

http://www.religare.ru/2_62622_1_21.html

«Главред» начал публиковать серию статей под названием «Торговцы верой». В ней рассматриваются различные религиозные объединения Украины, отнесенные к деструктивным культам. В качестве экспертов привлечены кандидат психологических наук Людмила Гридковец и Владимир Петухов, социальный психолог, глава общественной организации «Союз Защиты Семьи и Личности» http://glavred.info/archive/2009/02/25/165113-3.html

Агентство «Новости Украина» со ссылкой на сайт «InoPressa» извещает о том, что «католический священник из Франции Патрик Дебуа уже семь лет ищет в Украине и в Белоруссии забытые братские могилы жертв Холокоста». Сейчас он старается опросить как можно больше свидетелей, «понимая, что через 7-8 лет никого из них в живых уже не останется. Истории, услышанные им, потрясают, некоторые из них, причем не самые ужасные, он опубликовал в своей книге, посвященной Холокосту» http://www.newsukraine.com.ua/news/137843/

Российский «Портал-Кредо.ру» перепечатал из "GLAUBEAKTUELL" короткую «Историю ордена капуцинов в Украине». Сообщается, что «в 1707 году монах-капуцин основал первый монастырь во Львове, затем у капуцинов появилось еще десять домов в Украине. После основания в польской провинции ордена (1754 г.), включающего в себя 20 монастырей и 220 братьев, для ордена наступили сложные времена, потому что территория Украины была поделена между Австрией (Галицией) и Россией... В 1830-31 годах большинство членов ордена по приказу Николая II были отправлены в Сибирь»

http://portal-credo.ru/site/print.php?act=monitor&id=13453

Этот же сайт печатает работу А.Панкратова «Деятельность Федора Ефимовича Мельникова в старообрядческой Измаильской епархии в середине 1930-х годов». В ней, в частности, рассказывается о конфликте между белокриницким митрополитом Пафнутием и Освященным Собором старообрядцев, который в 1931 году принял решение об избрании кандидатом в епископа Измаильской епархии эмигранта из Советского Союза протоиерея Стефана Кравцова. «- А на каких правилах о. Стефан избран? - передает удивление митрополита историк. - Епископа должен избирать митрополит, а не съезды!

- Епископ избирается народом, паствой. Этого требуют каноны церковные, - начал цитировать Ф. Е. Мельников из Трехтолковой Кормчей, лежавшей тут же на столе.

- Вот 99-е правило Карфагенского собора говорит: "пасомые должны искать себе епископа". Вот, в 66-м правиле Карфагенского собора говорится: "да поставляется епископ по желанию каждыя церкви". В 112-м правиле сказано, что "народу не должно отказывать" в присоединении к тому епископу, которого он, то есть народ, желает. 132-е правило того же собора говорит, что народ большинством голосов избирает себе епископа. В толковании на 1-е правило свв. Апостол свидетельствуется, что этим правом народ пользуется с апостольских времен. ...Вот на каких основаниях избрали протоиерея о. Стефана!» http://portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=2347

Газета «Сегодня» и «Главред» сообщают, что в Киеве появились «церковные аферисты», которые ходят по квартирам и собирают деньги, якобы на благотворительность. По словам столичных правоохранителей, такие действия можно смело расценивать, как незаконные. Чтобы наказать лжесборщиков, следует при малейшем подозрении вызывать милицию, рекомендуют правоохранители http://stolitsa.glavred.info/archive/2009/02/25/101646-11.html

Интервью с председателем Всеукраинского Союза объединений евангельских христиан-баптистов (ВСО ЕХБ) Вячеславом Нестеруком о "своем участии в жизни города и страны" публикует сайт «НХМ». «Хочу подчеркнуть, - говорит лидер украинских баптистов, - что мы стараемся уделять особое внимание организации новых церквей. В связи с этим начали «Проект 125» - в планах открытие церквей в 125 районных центрах Украины, где еще нет общин. К сожалению, то стремление к Богу, которое было после перестройки, сегодня немного утихает. Если раньше повесишь плакат и придет сто человек, то сейчас повесишь сто плакатов и придет один. Думаю, такая неутешительная ситуация во всех конфессиях. Но я уверен - если церковь имеет социальные программы, малые группы, проводит работу с неверующими - она буде расти» http://prochurch.info/index.php/news/more/14462

***

Социальное служение религиозных общин - этому вопросу посвящены материалы многих изданий страны.

Так, телеканал СТБ в программе «Вікна» поместил сюжет «Монахи и дети. В Банченском монастыре заботятся о ВИЧ-инфицированных малышах». В детдоме при Банченском монастыре, рассказывает телеканал, здоровые и инфицированные дети свободно общаются. Вместе их здесь больше 200-т. «Воспитатели убеждены: все малыши выздоровеют. Веры им добавили врачи. Во время недавнего осмотра медики сообщили: трем детям стало значительно лучше» http://www.stb.ua/print.php?news.23962

Официальный сайт УПЦ провел веб-конференцию с главой Синодального отдела благотворительности и социального служения УПЦ архидиаконом Сергием Косовским по теме «Розвиток паліативної допомоги в Україні». В частности, архидиакон Сергий сообщил, что «на собрании духовенства Киевской епархии, под председательством Блаженнейшего Митрополита Владимира, было принято решение о создании фонда помощи для священнослужителей, которые оказались в затруднительном положении... По поводу помощи священникам небольших сельских приходов, то я думаю, что приходы в районных центрах могли бы оказывать такую помощь. Что касается выплат из епархиальных бюджетов, то такое предложение может быть рассмотрено на очередном расширенном заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви» http://orthodox.org.ua/uk/2009/02/24/4628.html

Киевская газета «Хрещатик» в новости из УГКЦ «Продуктовий банк відзвітував перед вкладниками» рассказывает о работе созданного церковью свт. Николая на Аскольдовой могиле банка помощи нуждающимся людям. «За словами менеджерів банку є три способи стати вкладниками банку - продуктові пожертви, волонтерство і грошове спонсорство»

http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1235386561.html

Российский сайт «Милосердие.ру» передает о проведении в Москве тимбилдинга по тюремному служению, на котором «Высокопреосвященнейший Августин, архиепископ Львовский и Галицкий, посетовал, что не понимает священников, которые не хотят служить в тюрьмах. Он рассказал, что служил Литургию и в воздухе, и в море, но наиболее комфортно чувствует себя в тюрьме. «Молитва в тюрьме идет очень хорошо», - отметил архиерей. На Украине около 200 исправительных учреждений и 150 тысяч заключенных» http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=6&id=8825

«Хрещатик» пишет о состоявшемся «розширеном засіданні правління Української міжконфесійної християнської місії "Духовна та благодійна опіка в місцях позбавлення волі". Рассказывается, что «взаємовідносини Департаменту з найбільш великими релігійними деномінаціями - Українською Православною Церквою, Українською Православною Церквою Київського Патріархату та Українською Греко-Католицькою Церквою оформлено угодами про співпрацю. Департамент відкритий для підписання відповідних документів у рамках чинного законодавства з іншими конфесіями, але підтримує позицію, що співпраця повинна здійснюватися саме у рамках Міжконфесійної християнської місії. З цією метою 2007 року було підписано відповідну Угоду про співпрацю Департаменту та Місії» http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1235407573.html

«Газета.ua» рассказывает о бывшем «афганце» 59-летнем Викторе Боровике - единственном пациенте, который имеет мастерскую в Киевской психбольнице им. Павлова. «На свята і вихідні нам церква Московського патріархату дає великі бутерброди з салом, паштетом чи консервами. З'їси один - і весь день ситий», - рассказывает он

http://gazeta.ua/index.php?id=283690

Это же издание в статье «Володимир Кальненко малює картину для Ватикану» пишет о творчестве этого киевского художника. «2001-го, коли Папа Римський приїздив до України, художника запросили на аудієнцію. Зустріч відбулася біля церкви Святого Миколая» http://gazeta.ua/index.php?id=282686

Газета «Сегодня» в публикации «Священник борется с кризисом» пишет о том, как днепродзержинский священник, настоятель храма святого князя Игоря Черниговского и Киевского Игорь Дидовец, помогает прихожанам бороться с трудностями молитвой» http://www.segodnya.ua/news/14035491.html

«Радио Свобода Украина» рассказывает об истории детских домов в Германии. Так, сообщает радио, в 1950-х - 60-х годах «80 відсотків дитячих будинків перебували в руках католицької та протестантської церков. Вихователі в таких закладах тримали своїх вихованців як у лабетах. Над дітьми знущалися морально й фізично... Ці питання порушувалися й під час круглого столу, який цими днями розпочав свою роботу в Берліні. У ньому беруть участь колишні вихованці дитячих будинків, представники федерального й земельного урядів, а також церкви. Уже під час першого засідання з боку католиків і протестантів пролунало вибачення http://www.radiosvoboda.org/content/Article/1498707.html

***

В ряде СМИ содержатся рассказы о храмах, святынях и религиозно почитаемых местах.

«Урядовий Кур'єр» в материале «Едігна - донька Анни Ярославни. Католики визнали її святою» пишет, что в баварском селе Пух возле Мюнхена «не тільки пухівчани, а й численні гості зблизька і здалека вшановують пам'ять померлої там 26 лютого 1109 року блаженної Едігни. Такі урочистості по праву могли б проходити тепер і в Києві: адже Едігна була дочкою французької королеви Анни Ярославни й онукою великого київського князя Ярослава Мудрого. Факт, на жаль, маловідомий не тільки пересічним українцям, а й титулованим історикам» http://www.ukurier.gov.ua/index.php?articl=1&id=1196

Волынское издание «Вісник & Ko» повествует о судьбе игумении Анастасии из Свято-Троицкого Старосельского монастыря Маневицкого района. «Ігуменя Анастасія прийшла в монастир відразу після закінчення школи. Вона - єдина донька у батьків. І мабуть, матері було нелегко змиритися з таким вибором своєї дитини...» http://www.visnyk.lutsk.ua/content/view/8162/2733

Ровенское издание «Провінційка» в статье «Чудотворну ікону ховали в Корці» рассказывает о Зимненской иконе Божией матери. «Не всі знають, що цією іконою Константинопольський патріарх Микола ІІ Христоверх благословив шлюб князя Володимира з грецькою царівною Анною. А вже хреститель Русі подарував чудотворний образ Свято-Успенському чоловічому монастирю, зведеному на західних кордонах князівства у місті Володимирі-Волинському... Ця розповідь - про одну сторінку з літопису ікони за участю іншої обителі - Корецького Свято-Троїцького монастиря...» http://provinciyka.rv.ua/live/5698-chudotvornu-konu-khovali-v-korc.html

«Газета.ua» в статье «800 метрів на Аннину гору долають навколішки» рассказывает о традициях Св.-Аннинского женского монастыря на Буковине. «Ті, хто бував на Анниній горі, стверджують, що після прикладання до чудотворної ікони благополучно закінчується переважна більшість судових справ», - передает газета http://gazeta.ua/index.php?id=282357

Российское консервативное издание «Правая.ру» отмечает: «Экскурсоводы Киево-Печерской Лавры, проводя экскурсию по катакомбам, громко сообщают туристам, какого святого о чем надо просить: о хорошей работе, о "хлебе насущном", о замужестве дочери и т.д. Ощущение ужасное - толпы алчущих благополучия неистово крестятся со словами "Дай!" на устах, в то время, когда единственное, что следует произносить нам перед их мощами, тревожа их покой: "Простите, Христа ради..." http://www.pravaya.ru/look/16844

Сайт «Львівська міська рада» поместил статью «Про руську церкву апостолів Петра і Павла у Львові». «На кінець XVI століття вся церква - руська й добудована - стала Тілом Христовим, а первісна посвята в ім'я апостолів Петра і Павла забулася...» - отмечает сайт http://www.city-adm.lviv.ua/content/view/4413/422/

«Вечерний Киев» печатает новость об утверждении рабочей группой киевских специалистов определения, согласно которому гербом Киева должно быть изображение архистратига Михаила http://www.vechirnij.kiev.ua/ua/18358/art/1235595714.html

«Андріївська церква розсипається на очах» - такой заголовок дала газета «Хрещатик» материалу об аварийном состоянии памятника архитектуры 18 века. «У серпні минулого року «Софія Київська» провела тендер на виконання проектних та реставраційних робіт. Відтоді фахівці українсько-фрацузької компанії почали працювати над проектом. За наявності коштів будівельники зможуть завершити проект уже до кінця року. У 2010 почнуть безпосередньо реставраційні роботи. Однак, на думку фахівців, процес необхідно прискорити» http://www.kreschatic.kiev.ua/news/1235548965.html

Газета «Новая» рассказывает об истории построек в Мариинском парке Киева. В частности, издание сообщает, что в советское время «строительство Верховной Рады послужило причиной того, что церковь Александра Невского, которая находилась в Мариинском парке, была снесена. Этот храм построили в конце 1880-х гг. по проекту архитектора Николаева в честь спасения Александра III в железнодорожной катастрофе. На этом месте сегодня установлен памятник генералу Ватутину». В части статьи, озаглавленной «От икон до чертежей», газета рассказывает об архитекторе Владимире Заболотном, который помогал в детстве отцу, «знаменитому своим умением изготавливать церковные принадлежности», а затем сам основал Академию архитектуры Украины и до 1956 г. был ее президентом http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/02/23/142105-18

«Комсомольская правда - Украина» под заголовком «Ритуальное самоубийство в монастыре: Голый прихожанин вонзил себе нож в сердце» сообщает о недавнем самоубийстве у мощей прп. Кукши Одесского в Свято-Успенском мужском монастыре Одессы. «Инцидент расследует милиция. Пока с выводами не спешат: мол, еще не закончены экспертизы и не ясно, был ли человек душевнобольным. Однако из достоверных источников нам удалось узнать, что самоубийце было 44 года, он из города Измаил Одесской области. К слову, именно там есть мощный сектантский клан, и ритуальные убийства время от времени будоражат местных жителей. Была еще одна странность на кровавом богослужении - прихожане видели парня, одетого в рокерскую одежду с железными заклепками. Он стоял у входа и наблюдал за тем, что происходит в храме...» В связи с этим газета пишет: «История знает примеры, когда подобное осквернение храмов символизировало о грядущих катаклизмах. Так, в 1917 году, накануне Октябрьской революции, в Оптиной пустыни мужчина разделся донага, осквернив тем самым храм» http://kp.ua/daily/270209/171150/

***

Информацией из украинской диаспоры делится еженедельник «Український тиждень».

Так, в статье «Польський вікенд» описывается город Перемышль, который «майже не сприймається як закордон. Тут можна побачити, як українці житимуть у євроспільноті».

http://www.ut.net.ua/art/169/0/2232/

В статье «У що вони вірять. Ця країна побудована на наївній відданості непохитним цінностям» журналист общается с бывшей киевлянкой Анной Беллгем, которая вышла замуж за американского адвоката. Как пишет журналист, в США «не працює релігійний ідентифікатор. Хоча загальною думкою є та, що засади Сполучених Штатів заклали протестанти, нині кількість баптистів, адвентистів, методистів, квакерів, менонітів та вір­них інших протестантських конфесій не перевищує 51% (зокрема, католики - 12%, мормони - 1,7%, юдеї - 1,7%, решта віросповідань не перевищує одного відсотка кожне). Інша річ, що в Америці відвідування церкви є майже обов'язковим, особливо в глибинці, - інакше ваша поведінка сприйматиметься як асоціальність, непередбачуваність і ненадійність. Врешті-решт, на доларовій купюрі написано: «У Бога ми віруємо», при цьому не уточнюється, в якого сааме» http://www.ut.net.ua/art/167/0/2239/

«Газета.ua» сообщает, что украинским морякам из судна «Фаина», которое захватили сомалийские пираты, помогал американский корабль. «Після того, як корабель покинули пірати, американці окрім їжі і води, привезли їм ще православного священика, так що хто хотів, міг у нього сповідатися» http://gazeta.ua/index.php?id=282530

***

В связи с юбилеем Ч. Дарвина сайт «Православие в Украине» в разделе «Интересные статьи» дает ссылки на доклад «Чарлз Дарвин: портрет без ретуши», прочитанный специалистом на 17-х Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве 30 января 2009 г. http://orthodoxy.org.ua/ru/weblink/goto/1063 , а также на статью Юргена Каубе «Давайте учиться с Дарвином», опубликованную в российском «Русском журнале» http://orthodoxy.org.ua/ru/weblink/goto/1064 Обе статьи преодолевают недоразумения, возникающие у верующих людей в связи с научной картиной мира.

Российский сайт «Радонеж» также публикует статью «Какой именно дарвинизм?», в которой автор Сергей Худиев вступил в полемику с «православным антидарвинистом» Юрием Максимовым. В качестве аргумента С. Худиев ссылается на исследования всемирно известного православного генетика-эволюциониста Феодосия Добжанского, который родился и начинал работать в Украине, а затем эмигрировал в США: «Среди видных ученых, признанных научным сообществом, есть люди верующие и благочестивые. Как говорил выдающийся эволюционный биолог (и православный христианин) Феодосий Добжанский, "Я креационист и эволюционист.... Приходит ли эволюционная доктрина в столкновение с религиозной верой? Нет. Рассматривать священное Писание как школьный учебник по астрономии, биологии, геологии или антропологии - грубая ошибка. Воображаемый (и неразрешимый) конфликт возникает только тогда, когда символы священного Писания истолковываются в том смысле, который в них никогда не вкладывался". Очень часто нападки представителей научного мира на христианство связаны с крайне приблизительным представлением о христианстве; надо признать и то, что часто нападки христиан на науку связаны с крайне приблизительным представлением о науке. Когда мы рассудительно подходим к тому и другому, мы видим не конфликт, а возможности для сотрудничества» http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2952&forprint

***

Газета «Новая» под заголовком «Я написал докладную апостолу» публикует интервью с украинским кинорежиссером Юрием Ильенко. «Один 100-процентный читатель у меня есть - это апостол Петр, говорит Ю. Ильенко. - Хотя были сомнения: что же я буду ему писать, если он обо мне знает значительно больше, нежели я? Поэтому понял: единственный вариант, который остается, - написать абсолютную правду... Если прочтете мою новую книгу «Докладная апостолу Петру», будете знать о кино все. Это и биографическая книга, и не совсем» http://www.novaya.com.ua/?/articles/2009/02/26/153215-9

***

В ряде изданий напоминается, что «У православних розпочався останній тиждень перед Великим постом». «У традиційному побуті масниця проходила як яскравий народний карнавал з великою кількістю їжі і розваг. У той же час церква нагадує, що мета цього тижня - підготовка до Великого посту, примирення з ближніми, прощення образ», пишет, в частности, «Газета.ua» http://gazeta.ua/index.php?id=283368

Обращаясь к архиву обзоров, можно всегда найти нужную публикацию, а также иметь возможность обобщать главные события недели, месяца, года и т.д.