УКР РУС  


 Home > view  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 88 відвідувачів

Теги
церковна журналістика вибори Священний Синод УПЦ діаспора Президент Віктор Ющенко секти Предстоятелі Помісних Церков Ющенко іконопис Церква і медицина комуністи та Церква Церква і політика Патріарх Алексій II шляхи єднання Доброчинність Вселенський Патріархат Археологія та реставрація церква та політика краєзнавство Церква і влада Мазепа конфлікти забобони педагогіка Голодомор УПЦ КП українська християнська культура милосердя 1020-річчя Хрещення Русі Католицька Церква церква і суспільство автокефалія Приїзд Патріарха Кирила в Україну розкол в Україні Києво-Печерська Лавра монастирі та храми України постать у Церкві УГКЦ молодь Митрополит Володимир (Сабодан)






Рейтинг@Mail.ru






ДИСКУСІЯ: Анафема гетьманові Мазепі: факти відомі й невідомі

Усі коментарі до статті:

Вікторія 12 лютого 2009
Я взагалі вважаю, що Мазепа - герой української нації. Богдан Хмельницький не знав, як зробити Україну незалежною. А Іван Мазепа зробив перший крок у цьому. Він не зрадив Україну, він зрадив Петра І.....


Апологет 29 вересня 2008
Дорогі друзі... Наскільки я розумію, шановний Житомирський зовсім не є людиною, котра здатна розділити політику від релігії, так як одобрює анафему на Івана Мазепу і наводить лише політичні (і особисті - на рахунок "бігання") критерії...не враховуючи того, що анафема за політичні вчинки не накладається (а зрада цареві - це якраз і є політичною стратегією Мазепи, і до того ж, сам цар Петро І був далеко не Православним в істинному розумінні цього слова) Але чомусь, коли він говорить про пограбування церков шведами, він не згадує про щедрі фундації Івана Мазепи для Православ'я, напр., якщо він не знає, саме за кошти гетьмана була реставрована Троїцька Надбрамна церква, що в Києво-Печерській Лаврі...і ще досить багато таких прикладів. Тому раджу йому краще і ретельніше заглиблюватись науку, щоб накінець навчитись розрізняти політику від релігії.


Житомирский 14 січня 2008
Вот что говорит православный интернет,одобряю полностью! и привожу отрывок: Тут нанесен идеологический удар. Переименована улица, где находятся Киево-Печерская лавра, мощи святых, административный центр УПЦ — части Русской Православной Церкви, которая предала анафеме предателя. Сейчас этой анафеме некоторые горе-историки пытаются придать “политический” смысл: якобы церковники провозгласили это проклятие из трусости перед “тоталитарным” деспотом Петром I. Однако Мазепа нарушил свою клятву православному царю, выступил на стороне еретиков-шведов, создал угрозу гонений на Православие. К тому же вся верхушка Русской Православной Церкви, начиная с местоблюстителя Патриаршего престола Стефана Яворского, состояла из выходцев с Украины. И они в плане противостояния инославным были как раз большими “ястребами”, чем сами великороссы, потому как натерпелись от них больше остальных. В ранг одного из “великих украинцев” пытаются возвести Ивана Мазепу, который предавал всех и вся, все время меняя покровителей. Сначала польского короля, затем русского царя — после 20-летней верной службы и близких доверительных отношений (с 1689 по 1708 г.), военных кампаний, боев, совместных с Петром I поражений и побед... Затем решил переметнуться к Карлу XII — в надежде, что тот одержит победу в войне. Мазепа после Полтавской битвы понял, что просчитался. И через миргородского полковника Данилу Апостола он передает тайное послание царю Петру: раскаиваюсь, молю о пощаде, а за это готов выкрасть Карла XII и доставить в русский лагерь. Как пишет известный историк и литератор Костомаров (а его сложно назвать русским шовинистом, он даже художественные произведения писал на украинском языке), судя по сохранившемуся ответу канцлера Головкина (которому царь поручил заняться переговорами), Апостол привез с собой письменное послание Мазепы с обещанием доставить Карла. Затем с таким же посланием от Мазепы явился и полковник Гнат Галаган. То есть это был просто какой-то патологический предатель. Недаром в анафеме он назван “новым Иудой”. Он прославился и “высокой” личной жизнью: соблазнил свою крестную дочь Мотрю, а затем убил ее отца — Кочубея, пытавшегося помешать кровосмесительной связи. Она покончила с собой. В социальном плане Мазепа опирался на старшину, щедро раздавал ей имения; права крестьян при Мазепе ограничивались. Он собирался даже закрепостить большую часть казаков — да “тоталитарный” московский царь помешал! Против него поднялось было и народное восстание в 1692 г., под начальством Петрика, но Мазепе удалось усмирить его. Петр I, кстати, наводя порядок после его хозяйствования, сразу же отменил кабальные поборы — ранды, как говорилось в царском универсале, наложенные Мазепой “ради обогащения своего”. Забавно, что некоторые нынешние “историки” рисуют Мазепу “борцом за независимость”. Но создание Мазепой украинского государства было тогда абсолютно невозможно. Легитимность правителей определялась в ту эпоху исключительно их монаршим происхождением (в той же Речи Посполитой хоть короля и выбирали, но тоже по принципу происхождения), и гетман не мог стать признанным народом и соседями главой нового государства. Гетман — это была всего лишь наместническая должность, подобная нынешнему руководителю обл­администрации. Тем более что национальность в ту эпоху не играла большой роли, а главную роль играло вероисповедание. Так что украинский народ вполне закономерно стремился к вхождению под руку православного московского государя. Еще в начале 17 века сотни тысяч украинцев (а всего их было тогда не более 6000000) бежали от унии и крепостного гнета из “цивилизованной” Речи Посполитой на земли “деспотических” русских царей — нынешние Харьковщину, Луганщину, Сумщину. Мазепа, наверное, здорово бы хохотал над бреднями националистов, если бы имел возможность почитать их писанину! Все было совсем по-другому... Вот что пишет Костомаров: Карл XII намеревался отторгнуть от Польши в пользу Швеции Курляндию, Гданьское Поморье и польскую часть Лифляндии. Взамен посаженному им на польский трон Станиславу Лещинскому передавалась Украина. А вот уже марионетка Карла XII Станислав Лещинский своей марионетке Мазепе обещал, по свидетельству Густава Адлерфельда, камергера Карла XII, следующее: “Вся Украина, включая княжества Северское, Киевское, Черниговское и Смоленское, должна вернуться под владычество Польши и оставаться под ее короной, за что Мазепа награждается титулом князя и получает Витебское и Полоцкое воеводства с теми же правами, которые имеет герцог Курляндский в своей земле”. Нынешним апологетам Мазепы не мешало бы вспомнить, что украинский народ за ним не пошел, пошел небольшой отряд, от 1500 до, максимум, 3000 человек. Остальные стали сопротивляться захватчикам. И понятно почему. Перед тем как отправиться по зову Мазепы на Украину, шведы “освободили” Могилев. Шведы ограбили церкви и монастыри, в течение 6-недельного пребывания захватчики отобрали у населения Могилева все запасы продовольствия, уничтожили более 1700 жилых домов. Трубницкий, автор Могилевской хроники, писал: “1708 год ободрал с Могилева его львиную шкуру, облачив в грубый черный мешок. С этого времени и на будущие времена город не может называться могучим львом, а только могилой своих обывателей”. Полки Дукера и Таубе сожгли село Смелое, жители которого не восприняли “украинско-шведского союза”, оно было уничтожено дотла по настоянию... Мазепы(!), возмущенного “неправильной позицией” своих земляков. Вместе с городом Недригайлов шведы хотели уничтожить и Хоруживку (родное село Виктора Ющенко). Но им помешал фельдмаршал Меньшиков.


Александр 25 December 2007
Братья и сестры, и Валерий Рыдзевский в особенности. Не надо путать эпитимию с анафемой (или лицемерить - по-моему, это более правдоподобно). За клятвопреступление предусмотрена именно эпитимия. Да и не только за клятвопреступление. Даже осужденного на смертную казнь за смертоубийство перед казнью исповедует священник. И никто не собирает Собор для его анафематствования. Анафема используется Вселенской церковью для защиты своего истинного учения от ересей и лжеучителей, в этих ересях упорствующих, а также для защиты от святотатства. И уж если кто из современников Ивана Мазепы действительно заслуживал анафемы - так это сам император Петр первый за вопиющее святотатство и упорство в нем до самой своей кончины. Чего стоит посягательство на церковное имущество, переплавка церковных колололов на пушки, упразднение Патриарха (!) и насильственное подчинение Священного Синода мирянину(!). Даже Сталин на такое не решился - хотя Церковь и не решалась долго избрать нового Патриарха (после преставления Святителя Тихона), но во главе Церкви стоял канонический местоблюститель - митрополит Сергий. Список ранее "отличившихся" царей можно дополнить Иваном Грозным, хотя его наоборот, некоторые не в меру "продвинутые" ревнители Православия призывают канонизировать.


Валерий Рыдзевский 20 December 2007
Анафема Ивану Мазепе была провозглашена по нескольким причинам: 1. Клятвопреступление. Мазепа клялся русскому Царю на верность, целуя Крест и Евангелие!!! И это правда. Может, для кого-то это пустой звук, но из-за одного этого человека можна предать анафеме, если не покается. А в те времена религиозность верующих была куда выше. 2. С подачи Мазепы войска лютеран, прибывшие на Малороссию, попирали православные святыни, устраивали бесчинства в Храмах, оскверняли иконы и другие святыни!!! Это все известно, кто хочет, может почитать исторические документы. Гитлер одно время тоже поддерживал в Берлине православные храмы. 3. Предательство собственного народа и веры. Что выражается в предпочтении протестантам перед православными. Окажись Малороссия под шведами, были бы все на нынешней Украине протестантами и не вспомнили бы какой веры были наши предки. Протестантизм не такая мирная конфессия, и в те времена они не чурались насаждать свою веру огнем и мечем. В Польше они тоже постарались. То, что Мазепу перестали поминать при Анафеме, ничего не значит. Просто стало не актуально. Многих других отлученных тоже перестали анафематствовать, но это не значит, что их "приняли в Церковь". Мазепу поддержало абсолютное меньшинство казачества, большинство остались верны своей клятве и долгу, и вере. При обороне Полтавы воевали все - и солдаты, и местные жители. Когда хто-то из полтавчан предложил сдаться Карлу XII, то свои же забросали его камнями. P.S. Я не понимаю, почему на православном сайте нет вразумительного ответа на причины Анафемы Ивана Мазепы. Кому-то наверное хочется отдать предпочтение доводам сторонников "неправильного" анафематствования.


Іван Верстюк 07 листопада 2007
Особисто я вважаю, що анафема гетьмана Івана Мазепи є недійсною, оскільки вона була прийнята під безпосереднім тиском російського царя Петра І, тобто була виключно політичною. Про це я висловився у листі, надісланому мною до приймальні Київської Міської Ради. Заява голови прес-служби УПЦ Василя Анісимова про те, що анафема на Івана Мазепу була накладена через те, що він перейшов у війні на сторону шведів-лютеран, не має під собою серйозних підстав. Очевидно, анафему було б проголошено так само, якби Мазепа перейшов на сторону, візьмемо, не шведів, а православних румунів чи молдован, які, до речі, згодом і надали йому та очолюваному ним уряду прихисток після поразки в тій війні. Справа не в тому, що шведи були лютеранами, а в тому, що вони воювали проти Росії. Адже ж без жодних віросповідних сумнівів воювала Росія у першій світовій війні на одному боці з католицько-протестантською Антантою, не вважаючи неможливим для себе спільно воювати з неправославними народами.