УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 62 відвідувачів

Теги
Приїзд Патріарха Кирила в Україну конфлікти монастирі та храми України церква і суспільство Ющенко милосердя УПЦ КП Археологія та реставрація Патріарх Алексій II Священний Синод УПЦ молодь розкол в Україні Вселенський Патріархат Голодомор забобони Президент Віктор Ющенко Доброчинність постать у Церкві Києво-Печерська Лавра діаспора секти Церква і медицина Католицька Церква Мазепа 1020-річчя Хрещення Русі краєзнавство Церква і влада церковна журналістика УГКЦ церква та політика Предстоятелі Помісних Церков автокефалія шляхи єднання педагогіка іконопис комуністи та Церква Церква і політика українська християнська культура Митрополит Володимир (Сабодан) вибори






Рейтинг@Mail.ru






«Коммунист» (Украина): И один в поле — воин!



«Коммунист» (Украина), Владимир Чернега, кинематографист, 25.09.08

Последние шестьдесят пять шагов от Божьего Храма до подъезда дома по улице Краковская, 17 он прошел, как всегда, сановитой поступью, не снимая черной сутаны и двух нагрудных крестов протопресвитера (в церковной иерархии протопресвитер — высокий чин, приравнен к митрополиту. Предназначается для женатых священнослужителей).
Убийца стрелял в затылок и от страха произвел два выстрела, оба — смертельные.
Коротко стриженный плюгавенький «мясник», у него под синей фуфайкой кичливо проглядывает ношеный немецкий китель, испугался пронзительных глаз Духовного Отца, произнесшего свою последнюю проповедь в храме накануне празднования Рождества Божьей Матери (его проповеди собирали мирян отдаленных приходов).
Нынешние «национал-патриоты» меня поправят и, заменив одну букву, заявят предельно ясно: «мЭсник!». Лжепатриотам, конечно, невдомек, что за один только памфлет «Новочасный фараон — Сталин», написанный и опубликованный священнослужителем в 1932 году (задолго до массовых репрессий), им следовало бы раскошелиться и поставить ему памятник. Но на упомянутом доме по львовской улице даже памятной таблички не сыщешь.
Чем же не угодил батюшка новой до умопомрачения «демократической» власти?
Протопресвитер Гавриил Костельник родился в 1886 году в селе Русский Керестур (Югославия). Родной язык — бачвано-русинский. Первые публикации сделаны на родном языке. Давняя славянская ветвь — русины — бережно хранима в Карпатах современными лемками.
Древнюю Русь сформировали племена русинов, русичей, россов — множество оттенков одного понятия употребляют историки и летописцы. Из разрозненных племен возникли Червоная Русь, Белая Русь и Малая Русь, а позже — Великая Русь («Московия»). Всех объединила православная вера, утвердившаяся после Крещения Киевской Руси равноапостольным князем Владимиром Великим.
Без этого краткого экскурса в историю трудно понять, отчего солидный ученый, благополучный семьянин, облаченный в сан священника, обрушит свой гнев на самодовольную, устоявшуюся, поработившую галичан, по сути, католическую унию (Берестейская уния 1596 года насильно оторвала галичан от православия).
По-видимому, дело не в обрядовости, и не в целибате (обет безбрачия в католицизме). Скорее — превалирует противопоставление Восток — Запад, затянувшееся до наших дней.
Оглядываясь на исторический опыт, Костельник отдает предпочтение Востоку…
Усердные «борзописцы» у нас на глазах нагло переписывают историю, следуя указующему персту самого Антихриста…
Гавриил Костельник, движимый, видимо, зовом крови, проделал путь своих далеких предков, но уже в качественно новом измерении, которое диктовал наступивший ХХ век.
В Загребском университете он окончил бого­словский католический факультет. В 1906 году переехал во Львов, продолжил учебу в греко-католической духовной семинарии. Завершил образование в Швейцарии, где в 1913 году получил степень доктора философии.
Вернувшись во Львов, Гавриил Костельник принял сан священника. Казалось, честолюбивые юношеские планы сбылись. Совершив первую литургию, он расплакался как ребенок… Но судьба готовила его для особой, мессианской роли, к которой он неустанно шел, не страшась, что нехоженый путь заведомо ведет на Голгофу…
Пастырское служение он начал помощником настоятеля Преображенского храма, профессора и византолога Владимира Садовского.
Животворное влияние, исходящее из уст настоятеля, ревностного сторонника Византийского Святого Православия, принесло зрелые плоды. Пытливо и настойчиво добирается Костельник до первопричин раздела церкви на Восточную и Западную. Он издает журнал «Нива», являясь одновременно и автором, и корректором, и распространителем. На страницах журнала ведет полемику с греко-католическими авторитетами.
1926-й год… На юбилее в честь пастырского служения главы греко-католической церкви Андрея Шептицкого он не побоится обвинить последнего в двурушничестве, в отступлении от канонов Византийской церкви. Реакция последовала незамедлительно: его отстранили от журнала, уволили с профессорской должности духовной академии. Он пишет серию книг, огромное количество научных статей,  в которых пытается открыть глаза галичанам и вернуть их в лоно православной церкви. Костельник обвиняет римскую церковь в узурпаторстве, душившем православие и во времена Австро-Венгрии (вспомним печально известный концентрационный лагерь Талергоф), и в годы правления шовинистической Речи Посполитой, где противников полонизации заключали в лагерь для политзаключенных Березу Картузскую.
Человек колоссальной эрудиции, сильный духом, обладая критичным умом и провидческим даром, Костельник утверждал веру в торжество Правды Православия.
1936-й год… На Львовском съезде униатского духовенства он выступил с разоблачительной статьей «Идеология унии». Вслушаемся в пророческие слова душпастыря: «… мы свыкаемся с мыслью, что только наши соседи-латыняне так агрессивны к Восточной церкви, и только потому, что она восточная, а не их». И далее Костельник вопрошает: «Неужели это возможно, неужели будущее в том, чтобы нами овладел локальный латинский психоз, цель которого унизить, высмеять нивелировать, уничтожить все, что есть восточное?»
Выход один: возвращение унии в лоно Святого Православия.
На епархиальном Соборе 1943 года Костельник открыто выступил с критикой католических догм. Андрей Шептицкий лишил его слова. Отец Гавриил покинул Собор. Такое Ватикан не прощает…
Ожидания греко-католической церкви, встретившей и благословившей новоявленного мессию — Адольфа Гитлера, навалившегося с почитаемого Запада, потерпели крах. Униатская церковь погрязла в коллаборационизме.
Как поступила Советская власть в непростой ситуации?
Государственные и партийные органы обратились к неустанному борцу за Православие протопресвитеру Гавриилу Костельнику. В 1944 году он не без страха посетил Москву и воочию убедился в торжестве Русского Православия. Развеялись его сомнения по поводу ожидаемой «большевистской угрозы» (после войны Сталин сделал некоторые уступки церкви).
1946-й год… 8—10 марта состоялся исторический Львовский Собор, отменивший постановление Берестейского Собора 1596 г. и вернувший галичан в лоно прадедовской православной церкви.
Гавриил Костельник возглавил инициативную группу по проведению Собора, который проходил в храме Св. Юра. Праздничный перезвон колоколов, торжественный молебен при огромном стечении священников и прихожан. На трибуне Костельник доходчиво и обстоятельно провозгласил мотивы воссоединения греко-католической церкви с православной.
Вот фрагмент его речи:
«Желаем, чтобы наше религиозное сердце было не в Риме, который нам ничего не дал, который даже для нас, униатов, был мачехой, а чтобы оно было в Киеве, который является матерью всей Руси, и в Москве, которая является оборонной силой всей Руси и всех славян».
За возвращение в лоно православия проголосовало большинство униатских священников. Казалось, истина восторжествовала: пастырские труды и подвиги Гавриила Костельника вознаграждены.
Но сатанинские силы не дремали: началась охота за душпастырем. Письма-предупреждения от «лесовиков» он получал и ранее, теперь последовали откровенные угрозы неминуемой расправы.
Зверское убийство произошло 20 сентября 1948 года. Отец Гавриил Костельник отслужил литургию и подходил к дому, который стоял рядом с храмом. Два выстрела оборвали жизнь неустанного борца за возвращенное православие. «Добрый пастырь поклал свою душу за овец» (Еванг.).
Исполнителем убийства стало оуновское подполье, о чем свидетельствуют авторитетная эмигрантская «Энциклопедія Українознавства», изданная в Мюнхене, а также многочисленные  очевидцы преступления.
Какой урок можно извлечь на примере мужественного служения Христовой Церкви?
Ответ лежит в признании сына Гавриила Костельника Иринея, сделанном им в интервью 1995 года во Львове:
«Мой отец всегда был так называемым восточным. Следовательно, понимал православие и все говорил, что это собственно наша прадедовская религия и что нас принудили в 1596 году к Берестейской унии…
У отца об этом было много книг, документов, и читал, и писал… Потому я напитался этим духом… Я… православную веру принимаю как нашу, потому что все князья были православными, и наши все казаки были православными, и Шевченко был православным…»
Прошло ровно шестьдесят лет со дня мученической смерти отца Гавриила Костельника, и православный люд скорбит, поминая убиенного, и вопиет во всеуслышанье: «Отче, нам не хватает Вас!»

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.