УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 94 відвідувачів

Теги
вибори Доброчинність краєзнавство Вселенський Патріархат автокефалія Патріарх Алексій II постать у Церкві секти УПЦ КП Мазепа Голодомор Церква і влада українська християнська культура Археологія та реставрація педагогіка Священний Синод УПЦ 1020-річчя Хрещення Русі Приїзд Патріарха Кирила в Україну молодь Предстоятелі Помісних Церков іконопис Ющенко Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) шляхи єднання УГКЦ Церква і медицина церква і суспільство конфлікти Президент Віктор Ющенко комуністи та Церква розкол в Україні забобони Католицька Церква Церква і політика церковна журналістика діаспора монастирі та храми України милосердя церква та політика






Рейтинг@Mail.ru






ИНТЕРВЬЮ: «Каждый храм — исключительный, единственный и неповторимый»

  05 січня 2010


Олег Степанов
В древнем Киеве, славящемся своими златоглавыми храмами, возрождаются святыни, уничтоженные вражескими набегами, войнами и воинствующим атеизмом, и воздвигаются новые алтари. По давней православной традиции верующие стремятся посещать храмы в дни их престольных праздников. Вот и в праздник Рождества Христова многие богомольцы захотят прийти в храм, названный в честь этого священного события. В Киеве таких храмов не много: в Дальних пещерах Лавры, древний Трапезный храм при Софийском соборе (открыт как музей) и храм на Почтовой площади, к сожалению, занятый раскольниками. Поэтому неудивительно, что строятся новые храмы, посвященные величайшему событию в истории человечества - Рождеству Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Так, на озере Тельбин (Березняки) начато строительство Рождественского собора - главного храма приходского духовно-просветительского комплекса. Новый Рождественский храм возводится и на Днепровской набережной Оболони недалеко от Московского моста. Наша беседа о строительстве этого храма - с его архитектором Олегом Александровичем Калиновским.

- Олег Александрович, как задумывался храм первоначально: как отдельно стоящее церковное сооружение или в составе офисно-жилого комплекса?

- История эта довольно давняя. 12 лет назад наша архитектурная мастерская (ТМ "ВИСАК") начала проектировать центр Оболони в районе метро "Минская". Основная цель проекта - превратить район из "спального" в центральный. Во главу композиции на берегу Днепра решено было поставить храм Покрова Божией Матери - как необходимый духовный центр района. Генплан всей застройки представлял собой символический крест с собором в основании. Получилось очень здорово, и когда от собора начали строить пешеходную набережную вдоль Днепра, а затем и новый жилой микрорайон, то других вариантов, кроме строительства церкви в конце этой длинной аллеи, просто не было. Это - и градостроительный акцент, и нравственная необходимость, и духовная символика. Два храма, находясь в духовной и визуальной связи, как бы покрывают весь район радугой благодати.

- Храм изначально был посвящен Рождеству Христову или это произошло позднее?

- Изначально. Это желание Валентина Исака (президента строительной корпорации "Столица"), в мастерской которого я работаю главным архитектором проектов. Этот храм он построил полностью на свои средства, после чего передал Украинской Православной Церкви и стал его ктитором.

- Многих удивляет архитектура храма, необычное решение деталей и применение материалов. При создании проекта Вас вдохновляли какие-то произведения архитектуры, Вы следовали каким-нибудь образцам или это было спонтанно и непредсказуемо от начала и до конца?

- Проектируя храм, любой архитектор стремится сделать его, в первую очередь, как можно более красивым и гармоничным, как Дом Бога, живущего в раю. Когда мы видим древние храмы, вписанные в природную среду, они нас восхищают. Но посмотрите на подобные сооружения в агрессивной среде современных построек - как странно иногда это выглядит... Проектируя одновременно микрорайон и храм для него, невозможно было не искать гармонию между ними. Для меня этот проект не был спонтанным. Дорога к гармонии была узкой и трудной, как всякая новая дорога. На каком-то этапе меня поразило знакомство с церковью Покрова Пресвятой Богородицы в Пархомовке, что, возможно, заметно повлияло на архитектуру фасадов, остальное - на уровне накопления опыта.

- Исходя из вашего проектного опыта, как лично Вы оцениваете проект храма и его воплощение в материале - как образец православной архитектуры XXI века или как исключение, как архитектурное решение данного района и местности?

- Думаю, каждый храм - исключительный, единственный и неповторимый. Одно могу сказать: результат меня, в общем, радует.

- Слава Богу! Проектировать и строить храм - процесс достаточно непростой и длительный. С какими сложностями пришлось Вам столкнуться во время строительства и авторского надзора за сооружением церкви?

- В процессе реализации любого проекта возникают сложности - соответствие строительным нормам, новые или не всегда качественные материалы и т. п. Очень непросто пришлось с куполами. Внутренние, из кирпича и бетона, - это давно забытые технологии, а внешние, из стекла, пришлось изобретать, как велосипед. Несколько раз переделывали колокольню под разные колокола. В итоге установили такую редкость, как карильон, с возможностью как обычного звона, так и дистанционного управления колоколами. Хочется отметить, что подобралась прекрасная команда строителей, так что "гуртом" все преодолели.

- Какие Вы видите преимущества этого храма, и есть ли недостатки?

- Явное преимущество - близость храма к месту проживания большого количества его прихожан. Знаковое, красивое место расположения, гармоничное сочетание с окружающей средой. К недостаткам я отношу непривычность внешних форм. Сожалею, что градостроительно не удалось оставить более широкое пространство перед храмом, выходящее на проспект Героев Сталинграда, для лучшего визуального восприятия его объема с магистрали. Есть еще множество мелочей, которые хотелось бы исправить. Впрочем, процесс еще полностью не завершен.

- Бываете ли Вы на службах в этом храме и какие чаще слышите отзывы от прихожан? Все ли понимают замысел и символику этого архитектурного сооружения снаружи и внутри?

- На богослужениях бываю регулярно с семьей. Что касается отзывов, они скорее положительны, людей это здание приятно удивляет. А символика, я думаю, абсолютно канонична и достаточно проста.

- Насколько важен для архитектора опыт проектирования сакральных сооружений, особенно православных храмов, развивает ли это творческий потенциал, укрепляет ли веру?

- Несомненно. Это и большое счастье, и огромная ответственность, и серьезный стимул для творчества. А вера для такой работы просто необходима.

- Как Ваши религиозные убеждения отражаются на Вашей работе, взаимоотношениях с сотрудниками и семьей?

- В работе вера, конечно, помогает. Все знают, что верующий человек стремится к добросовестности. Думаю, на взаимоотношения это не сильно влияет. У каждого - свой путь к Богу, поэтому предпочитаю не разделять людей на верующих и неверующих. В семье единодушие в вопросах веры, конечно, более важно. С женой и сыном живем в согласии, с родителями - сложнее, однако тоже понимаем друг друга.

- Мне известно, что на Вашем счету несколько проектов православных храмов в Киеве?

- Почти достроены храм Покрова Божией Матери на Оболони, о котором я упоминал вначале, храм святого Агапита Печерского в парке Пушкина, на завершающем этапе строительства - храм Преподобного Сергия Радонежского на Соломенке, строятся храм Святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Минском массиве и храмовый комплекс на Зверинецких пещерах, к которому я тоже приложил руку.

- Благодаря Вашему неординарному творчеству Вам поручено быть главным архитектором кафедрального собора Воскресения Христова Украинской Православной Церкви, проект которого был утвержден в 2008 году Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. На какой стадии проектирования находится храм и каковы особенности его создания?

- Этот проект стал для меня самым сложным и всеобъемлющим, что и неудивительно, учитывая его беспрецедентный размах. Не думаю, что это закономерный результат нашего творчества, скорее милость Божия. Сейчас завершается комплексная экспертиза проекта, после чего мы получим разрешение на строительство. Пока что готовим рабочие чертежи и ведем подготовительные работы на площадке. Особенность проекта в том, что, кроме сакральной составляющей, он включает практически все типы общественных и даже жилых зданий. Кроме того, архитектурный образ всего комплекса должен быть достаточно универсальным и ни у кого не вызывать сомнений. Поэтому он будет дорабатываться, наверное, в процессе строительства.

- Что бы Вы пожелали нашим читателям в связи с праздником Рождества Христова и Новолетием?

- Хочу, конечно же, поздравить всех читателей с этим светлым праздником. Пусть новый 2010 год пройдет для всех нас под Божиим благословением. Храни вас Господь!

- Спасибо за беседу, дай Вам Бог творческих успехов и благополучия в новом году!