УКР РУС  


 Головна > Публікації > Православний погляд  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 59 відвідувачів

Теги
Ющенко Священний Синод УПЦ педагогіка молодь 1020-річчя Хрещення Русі церква і суспільство Президент Віктор Ющенко забобони Голодомор Археологія та реставрація краєзнавство Мазепа розкол в Україні церква та політика діаспора церковна журналістика Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика Католицька Церква автокефалія шляхи єднання вибори УПЦ КП українська християнська культура комуністи та Церква іконопис Церква і влада Доброчинність монастирі та храми України постать у Церкві Предстоятелі Помісних Церков конфлікти милосердя Патріарх Алексій II Приїзд Патріарха Кирила в Україну Києво-Печерська Лавра УГКЦ Церква і медицина Вселенський Патріархат секти






Рейтинг@Mail.ru






Фильмы Павла Лунгина: что хотел сказать режиссер?..

  13 січня 2010


Юлия Коминко

Не очень многие произведения современного кинематографа стоят того, чтобы писать о них или говорить. Очень немногие деятели литературы и искусств начала нашего ІІІ тысячелетия - царствования кича и эпатажа - представляют из себя реальный, а не дутый, интерес. И тем больше хочется обращать внимание на вещи действительно стоящие. Отрезвляющие, возвышающие и главное - заставляющие думать и расти. Фильмы Павла Лунгина, бесспорно, к таковым относятся.

Кто-то ходит в кино на мелодрамы, кто-то на боевики, кто-то на ужасы

Есть те, кто ходят на фильмы с участием того или иного актера/актрисы. Кому-то близки картины по географическому признаку - кино французское, испанское или японское. А для кого-то главную ценность представляет режиссер - его интерпретации, авторский взгляд.

Относясь явно к последней категории, имя кинорежиссера Павла Лунгина я запомнила после фильма «Остров», показанного впервые, если не изменяет память, в 2006 году на кинофестивале «Покров». Тогда об «Острове» только и разговоров было - еще бы, Дюжева и Сухорукова в монашеские рясы нарядили! «Жмурковских» отморозков, символов масс-культуры и пропаганды бандитского варианта обустройства жизни на постсоветском пространстве! Но в «Острове» не диссонировали голубые глаза отца Иова в исполнении Дмитрия Дюжева с видами крохотной северной обители, а отец наместник, пишущий иконы, никак не напоминал «шизика» из «Антикиллера», по которому многим запомнился Виктор Сухоруков.

«Остров», помнится, обсуждали долго и много, пересматривали и смаковали отдельные сильные моменты. В большинстве своем фильм зрителям понравился - тема духовной жизни и образ православного старца-юродивого, впервые так прямолинейно выведенные на широкий экран, по меньшей мере, не оставили равнодушными. И все же имя режиссера ленты тогда осталось для меня за кадром - мало ли кому удается в наше время снять хорошее кино...

Но «Царь» - лента 2009 года - сразил наповал. Именно он подвел меня к чудо-городу-крепости под названием «Павел Лунгин. Фильмография» и оставил у ворот. Пройдясь с экскурсией по тихим извилистым улочкам, многого, возможно, я недопоняла и не заметила. Но одно знаю точно: возвращаться сюда буду снова и снова.

Для себя я определила, чем «цепляет» кинотворчество Лунгина

У каждого эти «зацепки» будут разными, возможно, у кого-то их может не быть вовсе. Но Лунгиновы фильмы имеют неоспоримый плюс - они не «подкармливают» зрителя. Бедный потребитель кинопродукции, да и не только кино, но и любой другой, как существо, поддающееся изучению, уже исследован психологами, социологами, маркетологами и рекламистами вдоль и поперек. По схемам и таблицам давно расписано, какие его базовые потребности - как физические, так и психологические, и духовные - финансово прибыльно удовлетворять, как это можно сделать с наименьшими затратами и наибольшим доходом. Поэтому фильмы зачастую - это точно срежиссированное подкармливание нас, затурканных и замороченных бешенным темпом жизни, каждого своим: кого порцией любви покрасивше, кого - разлетающимися от одного удара сапогом крутого парня на десятки метров врагов и обидчиков, кого - драмами и трагедиями, чтобы собственная жизнь не казалась такой уж ужасной.

Тем большей редкостью становятся произведения, в которых есть автор и его посыл, есть мысль и увлекательный механизм ее развития, есть вывод и глубина, и желание копать вглубь и откапывать.

В Лунгиновских фильмах все это присутствует. В наличии режиссер и его творческий замысел, разгадывать который - целое приключение. Здесь же - открытия, как например, Мамонов, Дюжев и Сухоруков в «Острове», Янковский в «Царе», Марат Башаров в роли скромного шахтера Миши в «Свадьбе». А еще - авторская интерпретация судеб и событий.

Вот с этой интерпретацией и выходит самый большой казус

Слишком уверенно расставляет акценты режиссер, слишком четко прописывает героев. Так подает сюжет, будто сам там был и все видел. Иногда по ходу фильма кажется, что камера просто следует за реальными людьми, точно передавая на экран происходящие с ними события. Актеры выглядят естественно - что для современного кино уже довольно подзабытая роскошь: им не просто веришь, а просто не смеешь не верить.

Когда фильм заканчивается, а его образы продолжают жить уже в зрительском сознании, возникает невольный протест против этой режиссерской самоуверенности: с чего это мы должны принять, что все именно так и было?! И тогда начинается самое интересное - поиск настоящего, правды и соотнесение ее с показанным в фильме - что же хотел сказать режиссер...

«Свадьба» (2000)

Главная героиня - сплошь отрицательный персонаж. С точки зрения нравственности. Внешне она, бесспорно, душевная миловидная девушка (в этой роли бесподобна Мария Миронова), просто ищущая любви в жизни. В душе зрителя возникают в ее адрес противоречивые чувства: с одной стороны, хочется, чтобы все у нее было хорошо, а с другой - сама всего накрутила, начудила, а теперь еще больше все запутывает, следуя своим каким-то истеричным мотивам - получить бы ей по заслугам... Фильм длинный, череда карнавальных событий, сюжетных линий, характеров и героев сменяют друг друга, запутывая и сбивая с толку. Если сначала не понимаешь, что будет дальше, то потом просто прирастаешь к креслу, спинным мозгом предчувствуя плохой конец и понимая, что никому из этих, ставших уже почти родных тебе, личностей плохого конца явно не желаешь.

Что же хотел сказать режиссер? Понимая, что закончилось, вопреки ожиданиям, все хорошо, не можешь избавиться от чувства стресса. Столько опасностей, перипетий - и все вышли сухими из воды? Так просто устроилось все, что казалось неразрешимым? В чем суть, о чем фильм?

В поисках этой сути начинаешь вспоминать за последние лет 15 судьбы друзей и знакомых из шахтерского городка, сколько всего им пришлось пережить - и экономически, и морально. Когда ровесница - подружка детства, вышедшая замуж за хлопца-односельчанина, вдруг стала не просто женой, а женой шахтера. Того, который каждую смену опускается на полтора километра под землю, а домой приносит не только зарплату раз в месяц, но и синяки каждый день: «порода сыпется - да мы уже привыкли...»

А еще фильм напомнил о том, что хорошие люди имеют удивительное свойство оставаться такими, несмотря ни на что. В какие бы условия ни ставили их экономические и финансовые коллапсы, не от этого озлобляются и ожесточаются. Есть «свои», есть родной городок, есть взаимопомощь и желание, говоря словами евангельскими, понести тяготы друг друга. Что не может не вызывать восхищения. И именно это тяготоношение, которое с такой счастливой улыбкой взваливает на себя главный герой - простодушный и наивный добряк Мишка - и вытягивает ситуацию из плохого конца. Хочется надеяться, что его новоиспеченная женушка это оценит.

Хотя нет, стоп. Это же вымышленные персонажи. В фильмах Лунгина напоминать себе, что все это лишь кино, приходится с регулярной постоянностью.

«Ветка сирени» (2007)

В то время, как в ленте однозначно подчеркивается, что все персонажи и события являются вымышленными, а любые совпадения - случайны, все же это - рассказ о Рахманинове. Вернее, несколько набросков к его биографии. Судя по отзывам на киносайтах, не все восприняли «Ветку», многим она не пришлась по душе. Но это понятно, ведь у каждого свой Рахманинов, как любителям его творчества больше нравится та или иная манера исполнения его произведений.

Опять же - традиционно непредсказуемый для кинокартин Лунгина финал. Финал теплый и благодатный, потому что, как и в случае со «Свадьбой», под конец история грозилась завершиться драматично. Опять ощущение, что все именно так и было. И желание поскорее узнать, а как же происходило на самом деле.

Признаться, этот фильм открыл для меня Рахманинова. В ленте постоянно звучит его музыка, мягко и невероятно органично переплетаясь с основным повествованием. Сам композитор показан в разные периоды его творческого пути, то пылким и неистовым в молодости, то раздраженным и молчаливым в первые годы эмиграции. Главному герою (Евгению Цыганову) удалось создать образ - четкий, яркий, настойчивый. Краткие обрывистые биографические сведения, отрывки произведений - в конце фильма я поняла, что не получится «отпустить» Рахманинова так легко, просто невозможно с ним расстаться...

Те, кому довелось учиться в музыкальных школах в маленьких провинциальных городках времен «перестройки», может быть, меня поймут. Ту ненависть, которую невольно прививали там к музыкальной литературе и обязательному помимо специальности хоровому пению, не говоря уже о сольфеджио на картонных муляжах клавиатуры, мне до сих пор не удалось изжить. Биографии композиторов, которые должны были мы проходить по музлитературе, как сейчас помню, многостраничные и без единой иллюстрации, кроме той, что на заглавной странице, вызывали только одно желание - пережить урок и поскорее его забыть. После тех занятий классическая музыка разных времен и народов расплывчатым пятном была затерта в глубины памяти - так, чтобы никогда оттуда не выныривать. Нас учили до невозможности скучно: Чайковский ничем не отличался от Шостаковича, Мусоргский от Глинки, а Шопен от Моцарта.

После «Ветки сирени» весь Интернет был поднят на дыбы заветным именем Сергей Рахманинов в окошке поисковика. Нашлись сайты - официальные, неофициальные: десятки уникальных фотографий лет его молодости, его с коллегами, с родными, у рояля; беззвучные кадры «немого кино», где он у себя в Сенаре с женой и дочерьми; аудиозаписи произведений в авторском исполнении; аудио-коллекция - 31 диск со всеми композициями и даже альбом Дениса Мацуева «Неизвестный Рахманинов» - вещи, написанные в конце жизни, и до этого времени еще никем не исполненные.

Когда диски были прослушаны, а биография в тысячах вариантов прочитана, я просмотрела фильм еще раз. Столько подтекста, намеков, полутонов, аллегорий - нужно обожать творчество композитора, чтобы так много в нем и его жизни увидеть. Не просто увидеть, но и суметь показать. Чтобы другие восприняли, каждый в свою меру.

Моя мера оказалась бездонной. Рахманиновские второй и третий концерты для фортепиано с оркестром, Первая симфония и Симфонические танцы - до сих пор не покидает ощущение, что само мироздание издает такие звуки, чтобы поднять с глубин души всё годами в ней спящее - и хорошее, и плохое. Плохое - для того, чтобы излить слезами и очиститься, а хорошее, чтобы суметь еще несколько шагов сделать по направлению к Тому, Кто, по словам Сурожского, при твоем творении вкладывал в тебя все Царствие Небесное.

«Царь» (2009)

С первых кадров фильма во мне зрели ропот и возмущение - столько негатива на закрытии кинофестиваля «Покров»!!! Во время сцены с медведем терпение лопнуло, и хотя зал Дома кино был заполнен «под завязку» и двигаться в таком плотно закупоренном людьми пространстве не представлялось возможным, я встала и начала пробираться к выходу. На секунду захотелось, чтобы моему примеру последовало еще ползала, но только на секунду. Потому что следующей мыслью был зрительский азарт: ага, воротит от фильма, не нравится? А зачем хороший вдумчивый режиссер такое снял? Что он хотел этим сказать?

Этот азарт сыграл со мной злую шутку. Уже находясь возле выхода и не имея возможности вернуться на прежнее место, остаток фильма я простояла в проходе в том самом плотно закупоренном людьми пространстве. Стояла и думала - что хотели показать?

Может, это был авторский взгляд на православного царя Ивана IV? У нас ведь многие серьезно относятся к его канонизации. Святой самодержец Иоанн Васильевич - и книги такие есть, и видеодиски, и конференции в России тематические проводятся. А на днях - прямо перед Рождеством, на одном из российских каналов на глаза попался кусочек фильма - опять-таки, о спасителе Руси царе Иоанне IV, самодержце Российском. Как он бояр усмирял, да у народа прощение просил, обещая быть ему судией и защитником.

А Лунгин показал царя с другой стороны. С той, с которой видит сам. И не могу сказать, что взгляд этот так уж нов и необычен. Подобный образ царя Ивана Грозного, помнится, еще у Толстого в «Князе Серебряном» вырисовывался.

...Да, православный самодержец. Молится, только вот поступает несколько по-своему. О народе заботится, правда опять-таки, эта забота оказывается немного специфической. Земли Руси собирает да присоединяет - пусть не своими руками, конечно, да кто сейчас об этом вспомнит...

Страшно было смотреть фильм. Невозможно представить себе, чтобы его пересмотреть еще раз. Вот только чувствую, что обязательно это сделаю. Слишком много вопросов возникло и требует ответа...

После просмотра «Царя» на полке для обязательного прочтения у меня появилось еще четыре книги - «История государства Российского» Карамзина в трех томах и «История Русской Церкви» митрополита Макария, т. IV.

О фильмах Павла Лунгина можно говорить много и долго

Вспомнить «Олигарха» с его якобы воспеванием скромных постсоветских бизнесменов. «Бедных родственников», где почти «утопили» главного героя Константина Хабенского. Затронуть «Остров», о котором ходили отзывы: чего это герой Мамонова не мог просто пойти и покаяться, а носился со своим чувством вины всю жизнь...

О многом можно говорить. А главное - говорить хочется.

Лунгин - как сильный и честный противник в спортивном поединке. Он не бьет тебя, зрителя, в слабое место, меркантильно рассчитывая побыстрее выиграть бой с малыми для себя потерями. Он ведет себя с тобой на равных, бросая вызов: померяйся со мной силою. Рядом с такими людьми всегда хочется расти и двигаться вперед, а главное - учиться брать на себя ответственность, самому определяя направление пути.

 

«Павел Лунгин. Фильмография»

1990 - Такси-блюз

1992 - Луна-парк

1995 - По поводу Ниццы

1996 - Линия жизни

2000 - Свадьба

2002 - Олигарх

2005 - Дело о мертвых душах (сериал)

2005 - Бедные родственники

2006 - Остров

2007 - Ветка сирени

2009 - Царь

Автор: Юлия Коминко
   
Дмитрий Дюжев в роли отца Иова, фильм "Остров"

Дмитрий Дюжев в роли отца Иова, фильм "Остров"
Петр Мамонов в роли отца Анатолия, фильм "Остров"

Петр Мамонов в роли отца Анатолия, фильм "Остров"
Кадр из фильма "Ветка сирени"

Кадр из фильма "Ветка сирени"
Режиссер Павел Лунгин на съемках фильма "Царь"

Режиссер Павел Лунгин на съемках фильма "Царь"