УКР РУС  


 Головна > Публікації > Православний погляд  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 63 відвідувачів

Теги
Доброчинність Археологія та реставрація церква і суспільство Церква і влада Мазепа Католицька Церква постать у Церкві церква та політика церковна журналістика конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора українська християнська культура Церква і медицина Голодомор автокефалія краєзнавство шляхи єднання забобони розкол в Україні УГКЦ вибори монастирі та храми України секти милосердя Священний Синод УПЦ Патріарх Алексій II комуністи та Церква молодь Предстоятелі Помісних Церков педагогіка УПЦ КП Києво-Печерська Лавра Президент Віктор Ющенко Церква і політика Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі Вселенський Патріархат іконопис






Рейтинг@Mail.ru






Фильм «2012» ― конец света за 225 млн долларов

  15 січня 2010


Влад Головин
Каждый год в широкий прокат выходит по 4-5 фильмов, показывающих катастрофы вселенского масштаба. Почему зрителей уже который год пугают концом света?

Беды виртуального мира - иллюзия комфорта в мире реальном, повседневном

Разрушительные землетрясения, километровые цунами, падающие дома и срывающиеся в бездну автомобили - все это так эффектно и потрясающе! Фильм-катастрофа «2012» стал очередной картиной американ­ского кинематографа о приближающемся конце света.

«Цунами», «Полярный шторм», «Судный день», «Я - легенда», «Пандемия», «Наводнение», «Адский дождь», «Земная кора», «Послезавтра»... - всего более сорока фильмов начиная с 2000 года, то есть почти по 5 фильмов, ежегодно!

Появление таких фильмов - далеко не случайное явление. И дело не только в том, что так называемые «триллеры» стали уже самостоятельным жанром. Многим людям скучно каждый день ездить на работу или смотреть за детьми. Хочется острых ощущений, которые бы обеспечивали настолько сильные переживания и давали такой выброс адреналина, что вся обыденная рутина отступала бы на второй план. И чтобы все беды были в виртуальном мире, создавая иллюзию комфорта в реальном.

Учитывая такое множество фильмов‑катастроф, легко заподозрить всемирный заговор. Ведь испуганными людьми легче управлять. Но здесь все намного банальнее. Эти ленты делаются не для манипулирования сознанием, а для получения прибыли. Фильм-катастрофа «Послезавтра» («The Day After Tomorrow»), рассказывающий о гибели северного полушария Земли от глобального и молниеносного изменения климата, собрал в прокате 542 млн долларов при затратах на производство в 140 млн. «2012» собрал 225 млн долларов - это на 65 млн больше затрат на его производство (по данным на ноябрь 2009 г. - сейчас, вполне возможно, прибыль от проката намного больше).

Режиссеры как бы говорят: «Мы-то знаем...»

Но есть тут все-таки некоторые мотивы, прямо противоположные христианскому мировоззрению, которые, кстати, для фильмов‑светопреставлений стали даже в определенной мере штампами, первый из них - о приближающемся конце света узнает группа ученых. Часто они знают точно и дату, и масштаб катастрофы. Тем самым сразу нивелируется или игнорируется предупреждение Спасителя о том, что «о дне и часе том никто не знает, только Отец Мой».

Режиссеры как бы говорят: «Это Ты сказал, что никто не знает, а мы знаем». И это даже не вызов, а скорее послание из мира, в котором Бога изгнали, и упоминание о Нем исходит только от неудачников или фанатиков.

Этим не исчерпываются антихристианские мотивы фильма «2012». Разрушая весь мир, режиссер почему-то особенно смакует гибель известных символов христианской цивилизации - собора святого Петра в Риме и статуи Спасителя в Рио-де-Жанейро. Правда, в одном из интервью режиссер фильма Роланд Эмерих признался, что собирался показать и разрушение мусульманских символов, однако сценарист отговорил его, сказав, что в таком случае ему просто не сносить головы.

Антихристианский посыл в «деталях»

Все это можно было бы списать на зрелищность, если бы не некоторые важные детали. В фильме погибают все, кто верит в Бога - американский президент, читающий 22‑й псалом в прямом эфире, молящиеся Богу русский летчик, разбивается самолет, в котором были иконы Божией Матери и Святителя Николая, гибнут люди, молящиеся в Ватикане на площади святого Петра.

В конце фильма обновляется летоисчи­сление, как бы заменяя христианскую эру какой-то новой эрой. Эта «деталь» делает антихристианский посыл картины еще более отчетливым.

Режиссер Роланд Эмерих признается в интервью, что он не понимает людей, которые ходят в церковь: «Я не понимаю, зачем они молятся, я отлично обхожусь без этого». Однако вряд ли можно назвать его равнодушным атеистом. В другом интервью он более откровенен: «религиозные организации принесли большой вред, как видно из истории».

Кстати, издевательство Эмериха над христианскими символами было воспринято негативно и в среде американских христиан. Католическая лига США выступила с резкой критикой в адрес режиссера. «Эмерих - не просто лжец, он еще и трус, - заявил Билл Донахью, президент Католической лиги США. - Уничтожая в своем фильме христианские символы, он сознательно не трогает ислам», - причину мы уже называли выше.

Комментарии

Протоиерей Андрей Ткачев:

- Хичкоку по праву приписывают изобретение руководящего принципа для киношных страшилок: испытывать страх, не испытывая опасности. Открытие если и не гениальное, то оригинальное. Правда, поставленное на конвейер капиталистического производства (не стоит забывать, что Голливуд - это «фабрика»), любое открытие рискует быть использовано в произведениях пошлых и ходульных.

Ну какого «Апокалипсиса» можно ожидать от человека неверующего и немолящегося? Лучше уж читать Жюль Верна. У него тоже чудес ждут от техники и верят в науку, надеясь, впрочем, также и на Бога. Но то были почти пророческие писания на заре новой эры человеческих возможностей. А здесь - выжимание последних капель из отработанных поза­вчерашних идей.

Куда лучше «Апокалипсис» Мэла Гибсона, в котором показан портрет человека безблагодатного. Именно это и есть суть апокалиптики.

Мы живем в информационную эру, но, Боже мой, до чего однотипна эта информация! При разнообразии нужна избирательность. А при однообразии нужно воздержание. «Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке?» (Иов. 6, 6).

Другими словами, стоит ли искать смысл в изначально бессмысленном квази-культурном отбросе?

Василий Костюк, редактор Издательского отдела УПЦ:

- Человечество боится неизвестного. И вместе с тем пытается познать его. Познать любыми путями, не задумываясь о том, будет ли полезным такое знание.

Одной из таких вещей, которые издревле будоражат сознание человека, является второе Пришествие в мир Христа - событие, которое современный мир, забывающий о Боге, предпочитает называть «концом света». О нем говорили во все времена, но особенно много говорят сейчас. И не только говорят, но даже пытаются показать и предсказать.

Однако в наше время человечество ожидает совсем иного Судного дня. Первые христиане с радостью и надеждой верили в то, что это будет приход Христа, установление Его Царства, а современные люди оставили в своем сознании только оболочку - разрушение видимого мира. И кинематограф наперебой предлагает целый «ассортимент» всевозможных вариантов «конца» - тут вам и инопланетяне, и кометы, и остановка вращения Земли...

В фильме «2012» нам показали очередную версию гибели мира. Древние индейцы, оказывается, давным-давно все это предсказали. Да еще некоторые ученые сумели догадаться, что с планетой что-то не так. И хотя это мало помогло, но, все же, здесь заключен большой подвох - нам пытаются внушить, что человечество обладает необходимым знанием и могуществом, чтобы суметь все предусмотреть и заранее найти выход. А еще больший подвох в том, что под сомнение ставится Откровение Христианства.

И как тут не вспомнить слова Господа: «И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф. 24, 11). Нам же остается только уповать на милость Божию и стремиться жить так, чтобы в день Суда Божия не оказаться по левую сторону от престола Всевышнего. А для этого совершенно не нужно знать, когда придет День Господень.

Виктор Науменко, корреспондент «ЦПГ»:

- В понимании авторов фильма, Судный день - серия глобальных природных катаклизмов. Их причина не в грехах человека, а в повышении солнечной активности и его губительных послед­ствиях: землетрясениях, извержениях вулканов, разломах земной коры, наводнениях, цунами.

Природные катаклизмы, увы, еще не раз встретятся в истории человечества до второго Пришествия Христа, так как они являются следствием нарушенной грехопадением человека изначальной гармонии земного и небесного, а также многочисленных личных грехов людей. По словам святителя Василия Великого: «Господь всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями».

Природные катастрофы, стихийные бедствия, войны - это эсхатологические признаки приближения второго Пришествия Господа, но не само Его Пришествие.

Господь ясно предупреждает об этом апостолов и Церковь: «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф. 24, 6).

Хочется посоветовать господину Эмериху и подобным ему читать Евангелие, где Господь сказал о времени конца света: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36), во что мы, христиане, свято верим.

Церковная православная газета, январь 2010  №1 (251).

Подписные индексы: на русском языке - 96137, на украинском - 96145.