УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Церква і культура  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 86 відвідувачів

Теги
церковна журналістика Патріарх Алексій II УГКЦ милосердя Ющенко церква і суспільство церква та політика Вселенський Патріархат молодь секти Церква і політика автокефалія постать у Церкві комуністи та Церква 1020-річчя Хрещення Русі Президент Віктор Ющенко Доброчинність вибори педагогіка Католицька Церква монастирі та храми України Предстоятелі Помісних Церков шляхи єднання краєзнавство Києво-Печерська Лавра Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і влада Священний Синод УПЦ Голодомор Мазепа забобони іконопис конфлікти УПЦ КП Церква і медицина діаспора Археологія та реставрація українська християнська культура Митрополит Володимир (Сабодан) розкол в Україні






Рейтинг@Mail.ru






О настоящей Украине

Юрий Скубак

В Днепропетровском историческом музее им. Д.Яворницкого проходит выставка «Кольори та мелодії українського свята», организованная с целью поддержки национальных традиций и культурного наследия Украины.

У многих, кто услышал про ее открытие, неподдельный интерес вызвал тот факт, что среди представленных экспонатов есть несколько из частной коллекции Президента Украины Виктора Ющенко. Но не только ради этого можно и нужно ее посетить.

На открытии выставки в Киеве Президент заметил: «Это коллекция украинского времени в разных измерениях: то ли в вышивках, то ли в украинском ковроделии, в украинской иконе, церковной скульптуре, в национальной одежде. Мне кажется, что абсолютное большинство этих вещей наше поколение уже не воссоздаст». Kpоме предметов из коллекции Президента, в экспозиции представлены вещи, собранные Петром и Иваном Гончарами, режиссером Василием Вовкуном (этнографические женские и мужские рубашки), Лидией Лихач (домашние народные иконы и украшения) и скульптором Олегом Пинчуком (народные деревянные скульптуры XVIII-XIX ст.).

Праздничная одежда, украшения и посуда, ковры и полотенца, православные иконы и католические скульптуры привезены практически со всех регионов Украины. Собрано все это было с одной целью - показать разноцвет и колорит нашей страны. Поэтому у нас есть уникальная возможность увидеть, чем же отличаются (или, наоборот, похожи) культуры западных и восточных украинцев.

Например, вышивка. В то время как жители Приднепровья почти некогда не использовали черный цвет (он считался цветом хаоса), в западной Украине, в частности на Тернопольщине, можно встретить вышитые женские рубашки исключительно черными нитями. Там этот цвет символизировал плодородную землю.

Рассматривая орнаменты, нанесенные на гончарные изделия, нельзя не заметить, что в западной и восточной Украине отличались и цветная гамма, и сам орнамент. Для нас характерный более точный рисунок и очень яркие, насыщенные (летние) цвета, для западных областей - более утонченные узоры и зелено-коричнева гамма (будто весенняя).

Множество на выставке и поясов. И если мужские выполняли исключительно практическую функцию, поддерживая спину при физических нагрузках, то женские были своеобразными хранителями. Следовательно, ни цвета, ни сам узор на них не могли быть случайными.

Не менее интересна коллекция дукачей. Их название происходит от слова «дукат», что дословно переводится как золотая монета. Украинские дукачи представляют собой нанизанные на нить (или украшенную бисером бечевку) серебряные монеты. Такие украшения могли разрешить себе даже крестьяне. И носили их не столько для красоты, сколько по необходимости. Во времена монголо-татарского нашествия женщины вынужденные были носить все ценности с собой на случай нападения (домой, как известно, никто забежать не успевал). Кстати, много народов мира носили на себе все ценности одновременно. И только намного позднее эта традиция стала сугубо декоративной.

Центральное место среди экспонатов занимают народные православные иконы, католические скульптуры и кресты. Иконы и образа святых писались народными мастерами без соблюдения канонов иконописного искусства. Церковное священноначалие не признавало их творчества, и потому такие иконы очень редко встречались в храмах. Писали их на дереве или на полотне. Есть в них и еще одна особенность, которая в корне противоречит традиционной иконописи. Художники писали святых «с натуры», поэтому они похожи на реальных людей. Были у народных художников и любимые сюжеты. Среди них - «Недремне око» (таких икон на выставке несколько). Но чаще всего изображали Богородицу, святых Николая, Варвару и Параскеву.

Знатоков православной иконописи может привлечь один необыкновенный образ, которого нельзя встретить в наших храмах. Это возложение короны на Пресвятую Богородицу.

Хорошо, что среди жителей нашей страны, в том числе и среди членов правительства, находятся люди, которым не безразлично наследие наших предков, через которое молодое поколение может многому научиться.