УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 60 відвідувачів

Теги
педагогіка діаспора Президент Віктор Ющенко розкол в Україні забобони краєзнавство шляхи єднання Митрополит Володимир (Сабодан) милосердя УПЦ КП постать у Церкві Предстоятелі Помісних Церков монастирі та храми України Ющенко церква і суспільство Церква і політика Священний Синод УПЦ Патріарх Алексій II УГКЦ Приїзд Патріарха Кирила в Україну Києво-Печерська Лавра Церква і влада іконопис Доброчинність секти комуністи та Церква вибори церква та політика молодь Голодомор 1020-річчя Хрещення Русі Церква і медицина українська християнська культура конфлікти Католицька Церква церковна журналістика Вселенський Патріархат автокефалія Мазепа Археологія та реставрація






Рейтинг@Mail.ru






«Зеркало недели» (Украина): Николай Васильевич: обретенный рай



«Зеркало недели» (Украина), Екатерина Константинова, № 11 (739) 28 марта — 4 апреля 2009

 

 

Украина сегодня в ожидании «самого громкого кинопроекта 2009-го» - экранизации «Тараса Бульбы»: режиссер Владимир Бортко, художник Сергей Якутович (премьера 2-го апреля). А совсем недавно тихо-негромко в киевском Доме кино прошел еще один фильм, осененный именами Гоголя и Якутовича, - документально-игровой проект «Загублений рай» («Киевнаучфильм»). Режиссер - Ростислав Плахов-Модестов.

Обнадеживает то, что «Киевнаучфильм» - «наибольшая в Европе специализированная студия неигрового кино» (как об этих павильонах сообщается в некоторых справочниках) все еще выпускает подобные проекты. Ведь за более чем полувековое существование студия сняла около пятисот фильмов.

Режиссер «Загубленого раю» Ростислав Петрович Плахов-Модестов - аксакал «Киевнаучфильма». Свою новую ленту о Гоголе он целенаправленно решил показать не в разгар юбилея, а несколько ранее. Гоголь, так или иначе, - не только «информационный повод», но и часть нашей жизни и культуры. Часть души народа.

Перед премьерой постановщик говорил о том, что ему повезло с творческой группой. Участвовали в проекте и упомянутый культовый художник Сергей Якутович, и актер Молодого театра Алексей Вертинский.

- Кто такой Гоголь и кто такие мы? Мы можем лишь прикоснуться к этой великой личности, но трудно раскрыть ее во всем многообразии, - резюмирует постановщик.

Он не пытается воспроизвести лишь личное восприятие гоголевской темы. Он хочет шагнуть едва ли не в гоголевский космос. Это потребовало недюжинных усилий. Только работа над сценарием продолжалась пять лет. А фильм сняли за год.

- Сам Гоголь, хоть и кажется открытым человеком, но на самом деле был страшно закрыт и таинственен, - говорит режиссер. - Да, он был верующим. Но «по-своему». Надеюсь, и в дальнейшем будем обращаться к гоголевской теме. Мечтаю сделать еще один фильм - «Загублений рай. Постскриптум». И по этому же материалу выделить совсем другие акценты - веру, личностные вещи, связь с литературными героями. Почему фильм называется «Загублений рай»? Потому что самим раем для писателя и была Украина, которую он потерял.

Бюджет картины - 1 млн. гривен. Съемки в основном проходили в павильоне «Киевнаучфильма». Были также выезды группы по гоголевским местам, в том числе и в Сорочинцы.

Фильм выстраивается на письмах Николая Васильевича, есть также и игровые сюжеты.

Ярко развернут в ленте приезд писателя в Петербург. Здесь его впервые ожидало горькое разочарование. Питер не произвел на молодого Гоголя ожидаемого впечатления. Его письма домой в то время - это смесь разочарования и туманного упования на лучшее будущее. В тот период он пробует поступить на сцену. Еще хочет стать чиновником и посвятить себя литературе.

В актеры его так и не приняли. Сказали: «Бездарен». Службой он стал тяготиться.

А неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» подсказала необходимость поиска иного литературного пути.

Гоголь тогда же и просит свою «маменьку» написать об украинских обычаях, нравах, преданиях, костюмах. Далее следуют триумфы «Вечеров на хуторе...», «Ревизора», «Мертвых душ»...

Все послания Гоголя в фильме - на русском языке.

- Фильм специально сделан двуязычным, так как мне казалось, что в этом и есть своя изюминка: это структура, гоголевский стержень, который нельзя ломать. И в этом непостижимость и многоплановость автора, а мистика - это уже дело десятое, - уверен режиссер.

В кадре лишь один актер - Алексей Вертинский. Он играет различных гоголевских персонажей. Играет своеобразно, в свойственной ему манере.

«Загублений рай» также интересен специфическим «киноязыком», который определяют масштабные художественные декорации Сергея Якутовича (всего - 98 образных фигур). Эти объекты представлены как бы сквозь призму гоголевского времени. Да и гоголевский колорит соблюден. Картина дает понять, что между режиссером и художником фильма полное согласие и одно творческое видение.

- Мы сделали вместе уже четвертый фильм, и я благодарен режиссеру, что он меня нашел и не отпускает, - рассказывает «ЗН» Сергей Якутович. - К тому же мы еще разрабатываем и свой «штучный киноязык». Это в наше время нужно ценить - на фоне разрухи и кризисов. Мы с режиссером хотели полностью отойти от политики в этом фильме. Ведь настоящее искусство - это больше нежели любые идеологемы. Все уходит, а остаются лишь муки творчества.

Меня как иллюстратора действительно поражает Гоголь. Когда читаю его, то мне хочется стать им самим... Ведь никто не знает, каким, собственно, был Николай Васильевич. Его образ чаще всего придуман различными художниками. Хотя он действительно разный - как и подлинное искусство...

В финале фильма - эпизод возвращения писателя на родину. Раздаются сетования его сестры: мол, ничего Николая дома не радует, ничто ему не мило, ходит понурый... И закадровый текст: «Никто не любил Гоголя как человека. Ведь вся его короткая жизнь - это либо творчество, либо отдохновение от оного...»

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.