УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 106 відвідувачів

Теги
Церква і влада автокефалія Археологія та реставрація постать у Церкві Вселенський Патріархат 1020-річчя Хрещення Русі Голодомор Церква і медицина милосердя Мазепа УПЦ КП комуністи та Церква краєзнавство забобони Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) Приїзд Патріарха Кирила в Україну іконопис педагогіка конфлікти Патріарх Алексій II церква і суспільство церква та політика Ющенко секти Церква і політика Священний Синод УПЦ шляхи єднання діаспора Католицька Церква Доброчинність розкол в Україні Предстоятелі Помісних Церков українська християнська культура церковна журналістика УГКЦ вибори Президент Віктор Ющенко молодь монастирі та храми України






Рейтинг@Mail.ru






«Зеркало недели» (Украина): Гоголь, Глущенко. И «Мертвые души»



«Зеркало недели» (Украина), Екатерина Константинова, № 50 (778) 19 — 25 декабря 2009

 «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства, фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось, и наступал беспрестанно на чужие ноги»

На Андреевском спуске в галерее «Антик-центр» — «Мертвые души» в иллюстрациях гениального Николая Глущенко (1901—1977). Организаторы успели подготовить экспозицию к 200-летнему юбилею Н.Гоголя.

Возможно, не все любители живописи знают, что наш знаменитый соотечественник Николай Глущенко с большим воодушевлением занимался иллюстрированием книг. Хотя и создал рисунки всего к двум изданиям: «Мертвым душам» Николая Гоголя и «Fata morgana» Михаила Коцюбинского.

Интересно, что Гоголь писал свою поэму в Риме, а Глущенко работал над «Мертвыми душами» в Париже в 1930—1931 годах. К этому времени художник считался уже признанным европейским мастером. Он переехал из Берлина в Париж в 1925 г. Во второй половине 20-х и в начале 30-х годов ХХ века выставки его произведений с успехом прошли в Париже, Риме, Милане, Стокгольме, Праге, Львове.

К сожалению, «Мертвые души» в тандеме двух авторов в свое время так и не появились на свет. От кропотливой работы художника осталась лишь стопка разрозненных листков, которые пришлось идентифицировать, приводить в порядок семье киевского коллекционера, эксперта-искусствоведа Александра Брея.

Куратором данной выставки стала его дочь, Наталья Брей.

Кстати, первое издание «Мертвых душ» 1900 года — тоже собственность этой семьи. Из него и были позаимствованы выдержки из текста для буклета. Это основной источник, на который опирались организаторы выставки при атрибуции данных работ. Благодаря этому буклету, Глущенко и Гоголь — в «дуэте», то есть каждый рисунок сопровождает выдержка из произведения.

Всего в экспозиции «Мертвые души» представлены 32 графические работы. В этих рисунках угадываются образы Чичикова, Манилова, Собакевича, Плюшкина… русского мужика и вечного бездорожья…

Многие иллюстрации пронумерованы, на них стоят типографские штампы. Значит книга должна была вот-вот выйти в свет… Почему это не случилось в 30-е годы прошлого века, история умалчивает.

— Мой отец перебирал архив и наткнулся на стопку рисунков Глущенко, — говорит куратор выставки Наталья Брей. — Ведь в свое время через руки отца прошло очень много работ художника. Он хорошо знал семью Глущенко, покупал у них работы. Сначала у супруги Марии Давыдовны, а потом у племянников. В то время художник жил в Париже. И даже для нашей семьи открытием оказался тот факт, что Глущенко помимо живописи занимался и иллюстрированием книг.

Эти графические работы пришлось упорядочить, многое исследовать. Все эти работы почти готовы для печати, на многих из них стоят типографские штампы. Но в то время начинания художника были прерваны или войной, или может быть, тем, что возникли проблемы с типографией. Мы хотим познакомить публику еще и с Глущенко-графиком. Ведь этот стиль менее известен.

О творчестве Николая Петровича можно говорить долго. Это один из тех художников, который всегда вызывает много эмоций, суждений.

— Николай Глущенко вернулся из Парижа в СССР еще в 1936-м, вначале в Москву, а в 1944-м, после освобождения Киева, — в советскую Украину, — рассказывает Александр Брей, владелец антикварного салона «Антик-центр». — Он приехал уже состоявшимся, признанным европейским мастером. Был воспитан на буржуазной культуре. И вдруг попал в сталинскую атмосферу.

Конечно, он чувствовал себя не в своей тарелке. Его картины были написаны слишком свободно и буржуазно для советской действительности. Картины Глущенко не вписывались в стиль сталинского соцреализма. Ведь он до конца своих дней прогрессировал, экспериментировал и не был похож ни на одного советского художника. По сути он был единственным европейским художником на территории Украины. Поэтому его невзлюбили официальные мэтры во главе с Александром Герасимовым.

Николая Петровича часто сравнивали с Константином Коровиным. Это декоративная яркая живопись, широкий мазок, искренняя любовь к Парижу. Время все расставляет на свои места. И Глущенко во многом оказался прав: время сработало на него. Теперь его картины смотрятся во многом современно. И они всегда будут высоко цениться коллекционерами.

Глущенковские иллюстрации к Гоголю экспрессивны, с долей фантазии. В «Мертвых душах» Глущенко раскованный, свободный. Эти иллюстрации в чем-то парадоксальны. Некоторых героев узнаешь мгновенно, но есть рисунки, над которыми можно долго гадать… Два символа фигурируют на протяжении всего произведения — кабак и вечное бездорожье.

— Рисунки Николая Петровича — сплошное наслаждение, — говорит коллекционер Игорь Дыченко. — Гоголь рисовал героев словом, Глущенко «рыл тоннель» собственным пониманием. У него главные герои — позади второстепенных. На первое место художник поставил обывателей — пьяниц, возниц, девок… Он рисовал их пером, квачом и даже создавал фактуру, отрывая кружево от юбки свой жены Мари. Глущенко сделал к «Мертвым душам» такую «спідницю», чтобы она еще и танцевала. Этот художник очень хорошо чувствует Гоголя, зрительно его воспроизводит. Черно-белая графика — еще одна тайна Глущенко, которого в Париже называли «украинским Аполлоном».

Второй зал галереи «Антик-Центр» отдан тоже Глущенко, но уже маститому, узнаваемому — эпохи 70-х. Тогда Николай Петрович уже был признанным в СССР, лауреатом Государственной премии Т.Шевченко. Среди представленных работ — «Подсолнечники», «Березки», «Брюссель. Парк и небоскребы», «Женщина в кресле». Эти работы — живые. В них — запах травы, шелест листьев, окружающее тепло. Эта раскрепощенная, артистическая художественная манера ощущается мгновенно и не оставляет никого равнодушным.

Коллекционер Александр Брей неохотно говорит о стоимости работ мастера. Для него они бесценны и расставаться с этими картинами он не собирается. Хотя каждая, даже небольшая графическая работа, по мнению эксперта, оценивается в сумму от 10000 долларов.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.