ТУЛЬЧИН. Архієпископ Іонафан звернувся зі «Словом миру до тих, що сперечаються про канонічний статус УПЦ» | Православіє в Україні :: Інтернет-видання УПЦ

           
УКР РУС  


 Головна > Українські новини > По єпархіях > Тульчинська  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 166 відвідувачів

Теги
молодь забобони Археологія та реставрація Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков церква і суспільство Києво-Печерська Лавра монастирі та храми України Мазепа краєзнавство розкол в Україні конфлікти Церква і політика УПЦ КП іконопис Доброчинність Патріарх Алексій II Президент Віктор Ющенко Голодомор діаспора українська християнська культура Вселенський Патріархат секти педагогіка милосердя Священний Синод УПЦ Ющенко УГКЦ автокефалія церковна журналістика вибори Церква і влада Католицька Церква постать у Церкві шляхи єднання церква та політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і медицина 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






ТУЛЬЧИН. Архієпископ Іонафан звернувся зі «Словом миру до тих, що сперечаються про канонічний статус УПЦ»

  12 березня 2007



У неділю, 11 березня, архієпископ Іонафан висловив свою думку із приводу дискусії про автокефалію помісної Української Православної Церкви, виступивши зі спеціальною заявою, повний текст якої приводиться нижче.

Слово мира к спорящим о каноническом статусе УПЦ

«И убоялись страха там, где нет страха!»

Эти слова святого пророка Давида можно было бы смело вынести в заголовок настоящей статьи и адресовать тем православным братьям и сёстрам, которые, заботясь о сохранении единства Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом, были очень напуганы фразой из текста Обращения (письма) Священного Синода УПЦ к Президенту, Председателю Верховной Рады и Премьер-министру Украины (26 ноября 2006 года): «Мы также стремимся, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной сестрой в семье Православных Церквей».

В некоторых газетах появились обличительные статьи, обвиняющие епископат Украины, и даже Блаженнейшего Митрополита Владимира, «в измене» православному единству, в честолюбивом желании «получить патриарший белый клобук». В одной из публикаций прозвучали даже планы «отстоять Православие» путём изгнания украинских епископов сторонников автокефалии УПЦ с их кафедр.

Дорогие мои братья и сестры! Меньше всего меня, архиепископа Ионафана, можно причислить к сторонникам автокефалии УПЦ.

Вы помните, что за свою приверженность единству с РПЦ я много пострадал от бывшего митрополита Киевского Филарета. Он лишил меня сана, выгнал на улицу. Оклеветанный, два года я скитался без крыши над головой и без куска хлеба, с диабетом и другими сопутствующими ему болезнями. Но Бог не оставил меня. Теперь - я епископ по милости Божией, а Филарет «анафема пред всем народом» за жестокость к собратьям и духовенству, за насаждение церковного раскола в Украине и по всему миру.

Своей православной позиции в вопросе единства православных Украины с Матерью-Церковью - с РПЦ, я никогда не скрывал и не скрываю сейчас. Я убежден, что перед лицом явной экспансии инославных «церквей» и сект в Украине, только в тесном единстве всех верующих РПЦ (в том числе и православных Украины), непобедимая сила Православия. И никто меня за это в УПЦ не преследует, не ссылает на другие кафедры и не пытается выдавить из Украины, как это писалось в некоторых листовках на Украине, в России и в интернетных публикациях. Да разве является нетерпимый стиль управления характерным для нашего Предстоятеля УПЦ - благостного старца и святителя? - Никак!

Среди епископата УПЦ есть немало моих собратьев, которые близки к моим взглядам на сохранение всестороннего единства с РПЦ. И никто их сейчас в УПЦ за это не наказал, не наказывает и не изгоняет, как это делал в своё время «анафема» Филарет в отношении украинских владык: Агафангела, Онуфрия, Сергия, Феодора и других архиереев УПЦ, «дерзнувших» высказать, несогласное с ним, мнение по вопросу об автокефалии УПЦ. Слава Богу, наша Украинская Православная Церковь соборная и свободная. В ней уже более 15 лет (после низложения Филарета) можно открыто ставить самые острые вопросы и не бояться за них поплатиться своим саном или авторитетом. Но, согласитесь, всё должно быть у нас по правилам благочестия и «по чину» - по порядку - как учит святой апостол Павел.

Дорогие мои братья и сестры! Не о том сейчас должен быть среди нас спор, как административно должна управляться Украинская Православная Церковь, а о том, как нам всем спастись, сохраняя единство в союзе мира, охраняя благодатное Православие в Украине. А также, что конкретно сделать для ограждения УПЦ от нападений изнутри и извне «волков лютых», стремящихся расхитить стадо единой Церкви Христовой.

Эта насущная забота о благодатной и спокойной жизни для УПЦ в нашей стране и была основной идеей Обращения (письма) Священного Синода в ноябре 2006 года к властям Украины и всей работы Архиерейского Собора УПЦ в январе 2007 года. А вовсе не провозглашение в «штурмовом» режиме какой-то ещё одной незаконной «автокефалии» или создание «поместной церкви» в угоду нынешнему политическому курсу.

Вспомните, как учат святые Отцы? - «Там, где есть (канонический) епископ, там и (истинная) Церковь».

УПЦ, самоуправляющаяся часть (местная Церковь) тысячелетней древней Русской Православной Церкви, содержащая святоотеческую православную веру, имеющая законный епископат и спасительные Таинства, - единственная каноническая истинная Церковь в Украине. УПЦ, благодатная ветвь единого Церковного Древа древней Руси, ведущего свое начало от времен великокняжеского Киева, Чернигова, Великого Новгорода, Пинска, Турова, Курска, Твери, Ярославля и Владимира на Клязьме.

Филарета же и других раскольников на Украине не признает за духовных лиц ни одна законная Поместная Церковь. Их не допускают к совместной молитве в алтарях канонических Православных Церквей всего мира. Их «церкви» - ворох высохшего хвороста, лишенный соков жизни благодати Христовой Церкви.

Поэтому архиереи УПЦ настаивают на том, что соединения с отлучённым от Церкви - анафематствованным Филаретом - не может быть никакого, и что путь всем раскольникам в единую святую соборную и апостольскую Церковь возможен только через покаяние и возвращение в благодатное лоно канонической УПЦ.

Дорогие братья и сестры! В письме Священного Синода УПЦ на имя руководителей Украины и в решениях последнего Архиерейского Собора УПЦ в январе 2007 года, участником которого Господь привел быть и мне, нет никакой отмены прежних соборных или синодальных решений о преждевременности в настоящее время автокефалии для УПЦ В Украине не все согласны с отделением от РПЦ, и архиереи понимают, что это может привести к новому расколу в УПЦ.

Согласитесь, сначала должны утихнуть везде политические страсти и обиды. Должно быть повсеместно прекращено гонение на православных священников и верующих в Украине и устранено давление на УПЦ со стороны властей в церковных вопросах. И только тогда, при общем спокойствии мы все ясно увидим: быть ли нам в будущем вместе или отдельно от наших православных братьев и сестёр РПЦ, да и то лишь в административном смысле. Потому что молиться вместе нам никто и ничто не вправе и в состоянии запретить никогда.

Что же до спорной фразы в письме Священного Синода УПЦ: «Мы (т.е. епископат УПЦ) также стремимся, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной сестрой в семье Православных Церквей», то ее появление в этом документе обусловлено исключительно порядком голосования в Синоде УПЦ и на Архиерейском Соборе УПЦ.

Вы сами знаете, что в каждом большом духовном или светском собрании (Архиерейский Собор, Верховная Рада и т.д.) всегда есть разные взгляды, но в документах отражается мнение большинства. Что «большинство» может иметь перевес только в один голос и что председательствующий, даже если он имеет отличное от «большинства» мнение, просто обязан подписать и заверить печатью, принятый минимальным перевесом голосов обсуждаемый документ.

Скорее всего, так и было проголосовано письмо Священного Синода УПЦ руководству страны о положении УПЦ в Украине и о возможных путях преодоления раскола в украинском Православии. Мнение нескольких архиереев УПЦ, хотя и авторитетное, но не отменяет ранее принятые суждения Священного Синода УПЦ и решений Архиерейского Собора УПЦ в отношении преимуществ действующего автономного статуса УПЦ. Уверен, что никогда нынешний епископат УПЦ или ее Предстоятель не позволят себе разорвать благодатное общение с Русской Православной Церковью.

Вместе тем, желание части епископата УПЦ иметь в семье Поместных Православных Церквей свой собственный «украинский» голос - не новость последнего дня. Об этом открыто и много лет, например, пишет и говорит уважаемый мной владыка архиепископ Софроний - правящий архипастырь Черкасской епархии УПЦ. И это - законное право и его, и каждого архипастыря, пастыря и мирянина УПЦ.

Однако любое частное мнение епископа, священника или отдельного верующего не может быть поводом к угрозам или оскорблениям в их адрес и должно приниматься во внимание и с рассуждением. Ведь все мы свободные во Христе. И среди нас, по слову апостола Павла, могут быть и разногласия, дабы выявились искуснейшие, т.е. правые.

Вспомните, дорогие братья и сестры, споры о миссии Церкви были даже среди святых апостолов. Но Дух Божий постепенно устранял их разногласия для пользы Церкви Божией, иногда разводя спорящих о второстепенном во все пределы Римской империи. Сами апостолы указали нам путь к согласию - путь соборного обсуждения всех спорных вопросов в духе благодатного мира и взаимной любви во Христе. Так не будем же считать своими врагами тех, кто только думает иначе в вопросе об автокефалии УПЦ.

Возможно, дабы избегать в будущем каких-либо недоразумений, для соборного и всестороннего обсуждения важных церковных и общественных вопросов было бы полезно организовать под эгидой Украинской Православной Церкви постоянно действующий «Всеукраинский общественный форум» или всеукраинский «Православный общественный форум» - своего рода общественно-церковную трибуну для всех здравых сил в Украине.

При этом наше церковное единство в истинной вере и общение в единой Чаше Христовой, наше всеправославное свидетельство перед вызовами современного, часто безбожного мира, должны быть для каждого неприкосновенны и нерушимы.

Так, не убоимся же страха там, где его нет, и пусть всегда и во всём будет между нами мир Божий!

С любовью во Христе,
ИОНАФАН, архиепископ Тульчинский и Брацлавский.