ТУЛЬЧИН. Архієпископ Іонафан звернувся зі «Словом миру до тих, що сперечаються про канонічний статус УПЦ» | Православіє в Україні :: Інтернет-видання УПЦ

           
УКР РУС  


 Головна > Українські новини > По єпархіях > Тульчинська  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 112 відвідувачів

Теги
педагогіка шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі автокефалія церковна журналістика молодь Предстоятелі Помісних Церков іконопис Приїзд Патріарха Кирила в Україну Католицька Церква конфлікти постать у Церкві вибори Доброчинність Києво-Печерська Лавра Церква і влада Церква і політика Патріарх Алексій II УГКЦ монастирі та храми України церква і суспільство комуністи та Церква Мазепа УПЦ КП милосердя розкол в Україні секти Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і медицина діаспора церква та політика забобони Президент Віктор Ющенко Вселенський Патріархат українська християнська культура Ющенко Голодомор Священний Синод УПЦ краєзнавство Археологія та реставрація






Рейтинг@Mail.ru






ТУЛЬЧИН. Архієпископ Іонафан звернувся зі «Словом миру до тих, що сперечаються про канонічний статус УПЦ»

  12 березня 2007



У неділю, 11 березня, архієпископ Іонафан висловив свою думку із приводу дискусії про автокефалію помісної Української Православної Церкви, виступивши зі спеціальною заявою, повний текст якої приводиться нижче.

Слово мира к спорящим о каноническом статусе УПЦ

«И убоялись страха там, где нет страха!»

Эти слова святого пророка Давида можно было бы смело вынести в заголовок настоящей статьи и адресовать тем православным братьям и сёстрам, которые, заботясь о сохранении единства Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом, были очень напуганы фразой из текста Обращения (письма) Священного Синода УПЦ к Президенту, Председателю Верховной Рады и Премьер-министру Украины (26 ноября 2006 года): «Мы также стремимся, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной сестрой в семье Православных Церквей».

В некоторых газетах появились обличительные статьи, обвиняющие епископат Украины, и даже Блаженнейшего Митрополита Владимира, «в измене» православному единству, в честолюбивом желании «получить патриарший белый клобук». В одной из публикаций прозвучали даже планы «отстоять Православие» путём изгнания украинских епископов сторонников автокефалии УПЦ с их кафедр.

Дорогие мои братья и сестры! Меньше всего меня, архиепископа Ионафана, можно причислить к сторонникам автокефалии УПЦ.

Вы помните, что за свою приверженность единству с РПЦ я много пострадал от бывшего митрополита Киевского Филарета. Он лишил меня сана, выгнал на улицу. Оклеветанный, два года я скитался без крыши над головой и без куска хлеба, с диабетом и другими сопутствующими ему болезнями. Но Бог не оставил меня. Теперь - я епископ по милости Божией, а Филарет «анафема пред всем народом» за жестокость к собратьям и духовенству, за насаждение церковного раскола в Украине и по всему миру.

Своей православной позиции в вопросе единства православных Украины с Матерью-Церковью - с РПЦ, я никогда не скрывал и не скрываю сейчас. Я убежден, что перед лицом явной экспансии инославных «церквей» и сект в Украине, только в тесном единстве всех верующих РПЦ (в том числе и православных Украины), непобедимая сила Православия. И никто меня за это в УПЦ не преследует, не ссылает на другие кафедры и не пытается выдавить из Украины, как это писалось в некоторых листовках на Украине, в России и в интернетных публикациях. Да разве является нетерпимый стиль управления характерным для нашего Предстоятеля УПЦ - благостного старца и святителя? - Никак!

Среди епископата УПЦ есть немало моих собратьев, которые близки к моим взглядам на сохранение всестороннего единства с РПЦ. И никто их сейчас в УПЦ за это не наказал, не наказывает и не изгоняет, как это делал в своё время «анафема» Филарет в отношении украинских владык: Агафангела, Онуфрия, Сергия, Феодора и других архиереев УПЦ, «дерзнувших» высказать, несогласное с ним, мнение по вопросу об автокефалии УПЦ. Слава Богу, наша Украинская Православная Церковь соборная и свободная. В ней уже более 15 лет (после низложения Филарета) можно открыто ставить самые острые вопросы и не бояться за них поплатиться своим саном или авторитетом. Но, согласитесь, всё должно быть у нас по правилам благочестия и «по чину» - по порядку - как учит святой апостол Павел.

Дорогие мои братья и сестры! Не о том сейчас должен быть среди нас спор, как административно должна управляться Украинская Православная Церковь, а о том, как нам всем спастись, сохраняя единство в союзе мира, охраняя благодатное Православие в Украине. А также, что конкретно сделать для ограждения УПЦ от нападений изнутри и извне «волков лютых», стремящихся расхитить стадо единой Церкви Христовой.

Эта насущная забота о благодатной и спокойной жизни для УПЦ в нашей стране и была основной идеей Обращения (письма) Священного Синода в ноябре 2006 года к властям Украины и всей работы Архиерейского Собора УПЦ в январе 2007 года. А вовсе не провозглашение в «штурмовом» режиме какой-то ещё одной незаконной «автокефалии» или создание «поместной церкви» в угоду нынешнему политическому курсу.

Вспомните, как учат святые Отцы? - «Там, где есть (канонический) епископ, там и (истинная) Церковь».

УПЦ, самоуправляющаяся часть (местная Церковь) тысячелетней древней Русской Православной Церкви, содержащая святоотеческую православную веру, имеющая законный епископат и спасительные Таинства, - единственная каноническая истинная Церковь в Украине. УПЦ, благодатная ветвь единого Церковного Древа древней Руси, ведущего свое начало от времен великокняжеского Киева, Чернигова, Великого Новгорода, Пинска, Турова, Курска, Твери, Ярославля и Владимира на Клязьме.

Филарета же и других раскольников на Украине не признает за духовных лиц ни одна законная Поместная Церковь. Их не допускают к совместной молитве в алтарях канонических Православных Церквей всего мира. Их «церкви» - ворох высохшего хвороста, лишенный соков жизни благодати Христовой Церкви.

Поэтому архиереи УПЦ настаивают на том, что соединения с отлучённым от Церкви - анафематствованным Филаретом - не может быть никакого, и что путь всем раскольникам в единую святую соборную и апостольскую Церковь возможен только через покаяние и возвращение в благодатное лоно канонической УПЦ.

Дорогие братья и сестры! В письме Священного Синода УПЦ на имя руководителей Украины и в решениях последнего Архиерейского Собора УПЦ в январе 2007 года, участником которого Господь привел быть и мне, нет никакой отмены прежних соборных или синодальных решений о преждевременности в настоящее время автокефалии для УПЦ В Украине не все согласны с отделением от РПЦ, и архиереи понимают, что это может привести к новому расколу в УПЦ.

Согласитесь, сначала должны утихнуть везде политические страсти и обиды. Должно быть повсеместно прекращено гонение на православных священников и верующих в Украине и устранено давление на УПЦ со стороны властей в церковных вопросах. И только тогда, при общем спокойствии мы все ясно увидим: быть ли нам в будущем вместе или отдельно от наших православных братьев и сестёр РПЦ, да и то лишь в административном смысле. Потому что молиться вместе нам никто и ничто не вправе и в состоянии запретить никогда.

Что же до спорной фразы в письме Священного Синода УПЦ: «Мы (т.е. епископат УПЦ) также стремимся, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной сестрой в семье Православных Церквей», то ее появление в этом документе обусловлено исключительно порядком голосования в Синоде УПЦ и на Архиерейском Соборе УПЦ.

Вы сами знаете, что в каждом большом духовном или светском собрании (Архиерейский Собор, Верховная Рада и т.д.) всегда есть разные взгляды, но в документах отражается мнение большинства. Что «большинство» может иметь перевес только в один голос и что председательствующий, даже если он имеет отличное от «большинства» мнение, просто обязан подписать и заверить печатью, принятый минимальным перевесом голосов обсуждаемый документ.

Скорее всего, так и было проголосовано письмо Священного Синода УПЦ руководству страны о положении УПЦ в Украине и о возможных путях преодоления раскола в украинском Православии. Мнение нескольких архиереев УПЦ, хотя и авторитетное, но не отменяет ранее принятые суждения Священного Синода УПЦ и решений Архиерейского Собора УПЦ в отношении преимуществ действующего автономного статуса УПЦ. Уверен, что никогда нынешний епископат УПЦ или ее Предстоятель не позволят себе разорвать благодатное общение с Русской Православной Церковью.

Вместе тем, желание части епископата УПЦ иметь в семье Поместных Православных Церквей свой собственный «украинский» голос - не новость последнего дня. Об этом открыто и много лет, например, пишет и говорит уважаемый мной владыка архиепископ Софроний - правящий архипастырь Черкасской епархии УПЦ. И это - законное право и его, и каждого архипастыря, пастыря и мирянина УПЦ.

Однако любое частное мнение епископа, священника или отдельного верующего не может быть поводом к угрозам или оскорблениям в их адрес и должно приниматься во внимание и с рассуждением. Ведь все мы свободные во Христе. И среди нас, по слову апостола Павла, могут быть и разногласия, дабы выявились искуснейшие, т.е. правые.

Вспомните, дорогие братья и сестры, споры о миссии Церкви были даже среди святых апостолов. Но Дух Божий постепенно устранял их разногласия для пользы Церкви Божией, иногда разводя спорящих о второстепенном во все пределы Римской империи. Сами апостолы указали нам путь к согласию - путь соборного обсуждения всех спорных вопросов в духе благодатного мира и взаимной любви во Христе. Так не будем же считать своими врагами тех, кто только думает иначе в вопросе об автокефалии УПЦ.

Возможно, дабы избегать в будущем каких-либо недоразумений, для соборного и всестороннего обсуждения важных церковных и общественных вопросов было бы полезно организовать под эгидой Украинской Православной Церкви постоянно действующий «Всеукраинский общественный форум» или всеукраинский «Православный общественный форум» - своего рода общественно-церковную трибуну для всех здравых сил в Украине.

При этом наше церковное единство в истинной вере и общение в единой Чаше Христовой, наше всеправославное свидетельство перед вызовами современного, часто безбожного мира, должны быть для каждого неприкосновенны и нерушимы.

Так, не убоимся же страха там, где его нет, и пусть всегда и во всём будет между нами мир Божий!

С любовью во Христе,
ИОНАФАН, архиепископ Тульчинский и Брацлавский.