УКР РУС  


 Головна > Публікації > Поради мирянину  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 93 відвідувачів

Теги
розкол в Україні діаспора Церква і влада конфлікти церковна журналістика Церква і політика монастирі та храми України Доброчинність церква і суспільство Мазепа Патріарх Алексій II Археологія та реставрація педагогіка Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві краєзнавство Ющенко комуністи та Церква Голодомор шляхи єднання Церква і медицина Києво-Печерська Лавра іконопис українська християнська культура вибори Католицька Церква Президент Віктор Ющенко церква та політика милосердя 1020-річчя Хрещення Русі секти Предстоятелі Помісних Церков Вселенський Патріархат забобони автокефалія молодь Митрополит Володимир (Сабодан) Священний Синод УПЦ УПЦ КП УГКЦ






Рейтинг@Mail.ru






Воспитание и образование: православный взгляд



Протоиерей Николай КУРДИЙ,
кандидат богословия,
настоятель Трехсвятительского храма (Днепропетровск)

 

Замечательный ученый Николай Иванович Пирогов, опубликовав в 1856 году свою статью под названием «Вопросы жизни», взял в качестве эпиграфа такой диалог:
- Кем вы хотите сделать Вашего сына?
- Человеком?! (Изумленно!) Но что такое человек? Такой профессии не существует!

И действительно, наша нынешняя система воспитания и образования нацелена на приобретение знаний, практических навыков, на специалиста. А где же человек? Кто такой человек, что его волнует, к чему он идет - вот первая и главная задача.

Православие даёт и предлагает нам определенную картину того, кто такой человек, и что нужно сделать для того, чтобы рожденный стал человеком. Прежде всего, оно утверждает, что то, что мы получили от рождения, - этого ещё не достаточно, более того - многое из этого ещё больное, требующее исправления, большого труда, чтобы это рожденное стало человеком.

Главной задачей воспитания на Руси (по крайней мере, до Петра 1) было вырастить человека христианином. Что было образом, нормой человечности? Иисус Христос, Богочеловек, высочайшие нравственные идеалы Евангелия, бесчисленное множество примеров жизни святых. Чтобы достичь той чистоты человечности, той нормы человечности, православие предлагало человеку избавляться от всего того, что называлось грехом, сообразуя себя с Богочеловеком.

С чего же начинать? Почему при естественном рождении, состоянии человека он нуждается ещё в дополнительном воспитании? Православие утверждало и утверждает, что мы сейчас в нашем теперешнем состоянии больны. Как же ужасно для нас это звучит! Как это трудно для нас принять! Я же чувствую, что я хороший! А если я хороший, то почему творю плохое? Откуда эта глупая гордыня, зависть, осуждение? Откуда даже у детей капризы, непослушание? А почему мы восхищаемся по-настоящему благородными, порядочными людьми? Ведь есть в человеке стремление к добру, некое мерило, говорящее нам о том, что есть человек. И православное учение как раз является отражением подлинного, реального состояния человеческой души. Православие утверждает, что внутри каждого человека есть образ Божий - совесть.

Православное воспитание, образование всегда основывалось на аскетике - науке о правильной человеческой жизни.

Первым этапом такого воспитания было осознание того, что я совсем не то, чем должен быть. Понаблюдайте за собой со стороны, как мы живем? Объедаемся, гордимся, радуемся неудачам ближних и завидуем успехам других! И вот тут первой задачей аскетики является подвиг объективного взгляда на себя. Это первый шаг на пути к изменению себя в лучшую сторону. А без понимания смысла жизни, без ответа на вопрос «зачем я живу?» никакие изменения в духовном развитии невозможны.

К сожалению, в нашей сегодняшней педагогике ответов на эти вопросы вы не найдете.

Православие же утверждает: «Верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь». Православие открывает человеку смысл жизни, показывает, что земная жизнь - это дверь в жизнь вечную. А поскольку человеческая природа повреждена, то задачей православного воспитания будет начать исцеление поврежденной грехом природы.

Это, во-первых, предупредить от развращающего начала; во-вторых, приобрести, привить добро, добрые качества, и объяснить, почему это хорошо.

Здесь необходимо акцентировать внимание на важнейшем моменте - воспитании целомудрия! В жизни всех молодых людей в период их взросления наступает такой момент, о котором есть замечательное высказывание: «И ад, и земля, и небо с особым участием наблюдают за человеком, когда в нем пробуждается эрос». Древняя мудрость с огромной осторожностью относится к этому периоду. Ведь если отнестись к этому неверно, можно испортить всю свою дальнейшую жизнь, можно просто погубить её. И в то же время можно во благо использовать всю колоссальную энергию этого периода.

Если посмотреть на всю историю человечества, то вы увидите столкновение двух противоположных позиций по отношению к этому вопросу. В язычестве - низведение человека до уровня животного состояния при вседозволенности поведения. Христианство же говорит «береги это», вовсе не отвергая этого. Ведь первое чудо Иисуса Христа было совершено именно на свадьбе в Кане Галилейской. Христианство лишь предупреждает, чтобы человек не превысил допустимой нормы, предела, перейдя который, человек может потерять нечто такое, чего уже никогда не сможет приобрести.

Именно в этом возрасте в человеке открывается та прекрасная чаша, которую можно испить с наслаждением, вступив в брак, а можно расплескать по каплям, втоптав драгоценный напиток в грязь.

У нас же наблюдается какое-то повальное стремление через все средства массовой информации низвести прекрасные чувства до скотского уровня. Вот пример из интервью с одним современным психологом:

- Молодежь сейчас очень волнует проблема супружества, семейных отношений.

- (Ответ) Ах, это вы о сексе? Надо рассказывать как можно раньше и как можно больше!

- А вот ещё вопросы смысла жизни интересуют молодых...

- Смысл жизни? Ни в коем случае! Это же очень опасно, начнет думать - обязательно попадет в какую-нибудь секту!

К сожалению, современная культура предлагает нам как раз то, что христианство называет злом. Особенное зло могут причинить слишком ранние знания, несущие в себе разрушительную для человека и его души силу.

Православное воспитание направлено на обретение счастья, к которому всегда стремился человек. Счастье это - достичь Царства Божьего, которое «внутри нас есть». Православное воспитание состоит в ясном понимании того, кем мы хотим сделать школьника, студента, вообще молодого человека. При этом православие не только ставит вопросы, но и даёт четкие, недвусмысленные ответы.

Если человек вырастет Человеком, то и полученные знания он будет использовать во благо себе и другим, иначе - беда...

Православие утверждает: нет большей ценности, чем душа человеческая. Если бы с таких позиций подходили в воспитании!

Развитие души, сообразование личности человеческой с образом Божиим, стремление к высшему нравственному идеалу - Богочеловеку Исусу Христу, «Вы бози, и сынове Божии есте» - вот какой идеал предлагает нам христианство!