УКР РУС  


 Головна > Публікації > Поради мирянину  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 70 відвідувачів

Теги
Предстоятелі Помісних Церков церковна журналістика Священний Синод УПЦ автокефалія церква і суспільство секти Голодомор Археологія та реставрація педагогіка Церква і влада Мазепа молодь діаспора Вселенський Патріархат Церква і політика українська християнська культура вибори Доброчинність забобони Ющенко УПЦ КП церква та політика краєзнавство 1020-річчя Хрещення Русі УГКЦ милосердя Президент Віктор Ющенко постать у Церкві конфлікти Католицька Церква Патріарх Алексій II іконопис Митрополит Володимир (Сабодан) шляхи єднання розкол в Україні Церква і медицина комуністи та Церква Приїзд Патріарха Кирила в Україну Києво-Печерська Лавра монастирі та храми України






Рейтинг@Mail.ru






Альтернатива Церкви? Или о главной ошибке идеи Просвещения



Протоиерей Николай Катальников

 «Живи в кайф!» - с таким лозунгом идёт по жизни наша молодёжь. Компьютерные игры, мобильные телефоны, музыка, алкоголь, наркотики... Не отстают от них и «продвинутые» взрослые. Это сладкое пропадание преподносится под красивым соусом: все в жизни надо попробовать...

Стандарты, идеалы западного мира, где учат только потреблять и жить в радость, в удовольствие, все больше и больше насаждаются у нас. А такие слова, как самопожертвование, любовь к Родине, служение ближним - напрочь забыты. Потому что зачем всё это, если надо жить для себя? Так и выходит -  кроме того, чтобы зарабатывать деньги, сладко есть, вкусно пить и в кайф проводить время, наших детей больше ничего не интересует.

Причина у этого одна: в нашем обществе не нашлось альтернативы советскому воспитанию. Ведь раньше за это отвечал огромный идеологический аппарат. Кто же сейчас может взять на себя труд и ответственность за нравственное и духовное состояние молодёжи? Кому еще говорить об этом?

Конечно же, Церкви. Потому что, если взять «Кодекс строителей коммунизма», то невооружённым глазом видно, что там - только христианские заповеди: «человек человеку брат», «старшим надо помогать». Главный лозунг: «если не я - то кто же?» Всё это напрямую связано с христианством, за исключением одного: строители коммунизма решили обойтись без Христа.

И здесь открывается новый пласт проблемы.

Почему так получилось: семьдесят лет говорили об этом, а всего через пятнадцать после того, как рухнула система - ничего и в помине нет? Только как осколки остались в наших душах прекрасные слова о любви и самопожертвовании. Чтобы это понять, надо рассмотреть философскую концепцию Просвещения, которой руководствовались сначала народники, а потом и коммунисты.

Она заключается в следующем: все люди хорошие, но темные. И если их просветить, то есть рассказать им о добре, объяснить, как лучше построить свою жизнь, то в их душах случится переворот - и люди просветятся. Коммунистам думалось, что когда человека накормишь, он станет думать о высоких вещах. Но всё оказалось не так. Человека накормили - а ему мало. Дали хлеба - мало. Дали колбасы - дай икорочку. Икорочки тоже мало - дай машину, яхту, самолет. И так до бесконечности...

Оказывается, что внешнего просвещения не достаточно. Оказывается, если просто говорить: «Давайте делать добро, давайте любить друг друга» - ничего не изменится.

Причина в том, что не учитывается христианский взгляд, который говорит: человек - падшее существо. Изначально ему была дана благодать знать Бога, но через грехопадение Евы и Адама случилась космическая катастрофа. Адам и Ева - это все мы. Пали Адам с Евой - и случилось такое изменение во всём человеческом роде, что каждый ребенок, который приходит в этот мир, уже несёт в себе искривленную природу. Не учитывать, не понимать этого - значит не решить ни одной проблемы. Об этом говорит Церковь. И в непонимании этого - ошибка коммунистов, которые убрали Христа, и думали, что надо только рассказывать о хороших вещах - и этого достаточно.

Но, оказалось, по испорченности нашей природы, плыть по течению значительно легче, чем подниматься над собой. Именно об этом  пришел сказать Господь: без Бога вы не сможете вырваться.

Так было тысячу лет назад, так было сто лет назад, и через тысячу лет будут те же проблемы. Человек надеется, что он сам решит свои вопросы. С помощью семинаров, с помощью умных книжек, с помощью каких-то новых методик, с помощью компьютеров, новых систем образования и т.д. Но ничего из этого не поможет, если мы поймем, что вне Церкви наших сил не достаточно, чтобы победить лень, самооправдание, постоянное: «все виноваты, только не я». И внутри себя никто не может дать себе объективную оценку. Это всё равно, что записать свой голос на магнитофон, а потом послушать - услышишь совсем другой.

У нас внутри все «подкручено», мы пристрастны к себе. И тяжело меняться, и тяжело ломать себя самого. Только с благодатью Божией возможно победить тьму, которая внутри нас, а через это и просветить мир.

Можно этого не принимать. Есть тысячи людей, которые говорят, что все не так, что есть другие варианты... Других вариантов нет. Для каждого человека, находящегося в Церкви, бесспорно одно - без Бога, а значит без организации, которая называется Церковь, ничего доброго в человеке не произойдёт. Человеку необходимо живое общение с Живым Богом, чтобы он ощущал Его через Причастие, через молитву, через жизнь во Христе. Только такая жизнь даст силы, чтобы бороться с собой.

И уже поборов себя, можно исправить кого-то ещё. Есть только один способ нести миру свет: быть этим светом самому.

Пример этому - преподобный Серафим Саровский. В бытие свое уже известным старцем, он не говорил подолгу. Когда к преподобному приходил посетитель, он встречал его со словами: «Здравствуй, радость моя!», падал ему в коленочки, целовал этого человека. Такой приём ошарашивал. И человек думал: «Вот это да! С грехами своими пришел, а он упал в коленочки: «Как хорошо, что ты пришел, потому что ты пришел к Богу. Какая радость!» От этих простых слов во многих происходил переворот. И это стало возможно только после того, как старец очень много помолился, очень много в себе понял и осознал. Через покаяние, через духовный труд.

К такому труду призваны все. Чтобы идти не внешним путем, к которому призывает мир, а путем, к которому призывает Церковь - путем святости, путем Серафима Саровского...