УКР РУС  


 Головна > Публікації > Поради мирянину  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 62 відвідувачів

Теги
церква і суспільство краєзнавство УГКЦ Приїзд Патріарха Кирила в Україну конфлікти педагогіка молодь Церква і медицина Доброчинність розкол в Україні церковна журналістика комуністи та Церква Археологія та реставрація шляхи єднання секти автокефалія монастирі та храми України Києво-Печерська Лавра іконопис Католицька Церква Президент Віктор Ющенко Ющенко УПЦ КП милосердя Церква і політика постать у Церкві Предстоятелі Помісних Церков церква та політика Церква і влада Патріарх Алексій II Голодомор вибори забобони діаспора українська християнська культура Священний Синод УПЦ Вселенський Патріархат 1020-річчя Хрещення Русі Митрополит Володимир (Сабодан) Мазепа






Рейтинг@Mail.ru






«Почему я болею?»

Протоиерей Николай Катальников

Всю жизнь людей преследуют болезни. Для большинства из нас они становятся испытанием, способным или сломать, или сделать крепче и сильнее. Церковь понимала это всегда, и потому придавала недугам особый смысл. Она давала своё объяснение этой кажущейся несправедливости и неистребимому злу, преследующему человека на протяжении всей его жизни.

С духовной точки зрения болезнь - это нарушение полноценной связи с Богом. Чем дальше от Него человек, тем больше он подвержен темным силам, которые хотят ввергнуть человека в абсолютное небытие. Поэтому источник болезни один - грех. Духовное отношение к болезни не «Почему я болею?», а «Для чего я болею?» Здесь проходит  водораздел между верующими и неверующими людьми. Искать причину - языческое представление. Оно говорит о том, что, если бы мы знали законы природы, особенно, так называемые оккультные, скрытые от обыкновенных людей, это знание сделало бы нас неуязвимыми. Верующий же человек ищет причину болезней не в нарушении работы каких-то органов или недостатке каких-то веществ, а только в своей испорченной грехом душе.

Святые отцы считают, что болезнь - это драгоценное время, когда человек переживает то, что в любой другой ситуации пережить невозможно. Ведь когда он здоров, создается эйфория от кажущейся неуязвимости: «Хочу - пойду, хочу - не пойду. Хочу - сделаю, а хочу - не сделаю». Но вот приходит недуг. Хочется пойти, и не можешь. Хочется чашку воды набрать, а сил подняться нет. В конце концов, ты приходишь в полную зависимость от других. Подадут тебе чашку - повезло, а не подадут - так и будешь лежать без неё. В таких состояниях человек остро переживает как оставленость, так и зависимость от других.

Языческое мировоззрение абсолютно не подготавливает человека к этому, потому что ищет причины вне отношений человека с Богом. Оно предлагает упражнения, таблетки, диеты. Одна концепция говорит, что надо раздельное питание, другая - бессолевое, третья - вегетарианство. И отчасти всё это срабатывает. Но в итоге люди все равно продолжают болеть. Более того, как ни лечись, рано или поздно приходит последняя болезнь, за которой - смерть. Значит, главное - не исцеление, а терпение болезни, извлечение тех духовных уроков, которые она даёт. Именно поэтому святые отцы всегда говорили, что болезнь - это посещение Божие для смирения и для обращения от грехов, которые стали её причиной. Она дана для того, чтобы преобразились, изменились отношения с Богом, а значит, с окружающим миром и другими людьми.

Осознавая духовную причину возникновения болезни, можно прийти к неверному выводу, что медицина и все, что связано с ней, мало нужны на земле. Такое мнение не подтверждается ни Библией, ни самой жизнью Церкви. При самом правильном отношении к болезни, как средству духовного перерождения человека, лечиться у земных врачей можно и нужно. К сожалению, есть люди, которые говорят, что никакие лекарства, никакие доктора не нужны, потому что есть Бог. «Бог дал болезнь, Бог и заберёт», - рассуждают они. Эту позицию очень жестоко критиковал Гоголь в «Ревизоре» на примере попечителя богоугодных заведений Земляники. Такой взгляд демонстрирует полное безразличие и отрицание милосердия и любви к ближнему.

В Библии есть слова, что руки врача - это руки Божии. Значит, в жизни человека есть место лечению. Что же касается чудесных исцелений, без применения земных лекарств, к ним надо относиться очень осторожно. Требование чуда для себя говорит о том, что у человека что-то не в порядке с духовной сферой. Попросту говоря, это один из признаков прелести.

Ещё одной глубочайшей ошибкой, выдающей языческое сознание в человеке, является вера в так называемую «порчу», якобы приводящую к тяжёлым болезням.

Христианское мировоззрение ни в коем случае не может принять такую точку зрения на болезнь. В чем механизм «порчи» или «сглаза»? Человек считает себя невинной жертвой «нехороших» людей, желающих ему зла. И тогда главной задачей становиться найти более «сильного», который мог бы эту порчу «снять». Самое страшное в этой позиции то, что не надо менять себя. Надо просто найти волшебное слово, волшебную водичку, особый отвар, и он все сделает сам. Православное же понимание исходит из того, что  болезнь - результат собственных неправильных действий, и как следствие этого, оно призывает к необходимости измениться. Речь идёт о покаянии - главном духовном лекарстве. Впрочем, это не означает поиск какого-то конкретного греха, из-за которого у тебя заболела голова или живот. Вся наша жизнь в совокупности, вся цепочка нескончаемых грехов приводит к тому, что практически каждый человек сегодня чем-нибудь болен.

Если вопрос с тем, лечиться или нет, достаточно ясен, то сама медицина на сегодня являет собой достаточно противоречивую картину. С одной стороны, мы имеем так называемую «традиционную медицину», представители которой прежде чем получить почётное звание врача, десятки лет учатся, оканчивают аспирантуру, ведут научную работу. С другой стороны, просторы рекламных полос газет заполонили предложения услуг специалистов в области так называемой «нетрадиционной медицины». Кроме того, что их образование гораздо слабее, само научное обоснование предлагаемых ими методов вызывает глубокие сомнения. Несмотря на это, клиентов у таких лекарей становиться с каждым годом всё больше.

Что же выбрать: смелый подход «нетрадиционников» или классическую медицину, которая не обещает чудес, но во многом может если не вылечить, то хотя бы облегчить страдания больного? Ответить на этот вопрос каждый должен сам, но желательно всё-таки трезво посмотреть на вещи и всячески бояться быть обманутыми. Одним же из признаков обмана, без сомнения, можно считать утверждение о собственной всесильности и 100-процентном результате предлагаемого метода лечения.   

И всё-таки любой врач - лишь орудие в руках Божиих. Поэтому, вместе с обращением за помощью к любому из них, надо употреблять все средства, которые человеку предлагает Церковь. Крещенская вода, масло от святых мощей, соборование и, самое главное,  - Причастие, должны стать первыми лекарствами в духовной аптечке православного христианина. Они, а в месте с ними молитва за врача, благословение назначенных лекарств, помогут в излечении самых тяжёлых недугов.

Главным же при любой болезни должно быть осознание того, что происходит она по воле Божией. Понимая это, не будет страха перед врачебной ошибкой, не будет уныния от неуспешного лечения по вине нерадивого или безграмотного врача. «На всё воля Твоя, Господи», - с этими словами человек может перенести любую скорбь и выйти из неё обновлённым, исцелённым не только телом, но и душой, а значит, полностью исцеленным от своих недугов.