УКР РУС  


 Головна > Публікації > Поради мирянину  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 52 відвідувачів

Теги
молодь милосердя Патріарх Алексій II забобони церковна журналістика секти комуністи та Церква Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко Вселенський Патріархат конфлікти вибори Приїзд Патріарха Кирила в Україну УГКЦ Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика діаспора Мазепа Церква і медицина розкол в Україні Церква і влада монастирі та храми України автокефалія УПЦ КП 1020-річчя Хрещення Русі постать у Церкві Ющенко шляхи єднання Священний Синод УПЦ Києво-Печерська Лавра Доброчинність Голодомор педагогіка Предстоятелі Помісних Церков церква та політика церква і суспільство краєзнавство іконопис українська християнська культура Католицька Церква






Рейтинг@Mail.ru






Надо молиться обо всех!

Рассуждения священника о церковной записке.

В одной из бесед с настоятелем Свято-Серафимовского храма  протоиереем Николаем Катальниковым была затронута тема церковной записки - листочка с перечнем имён, подаваемых на богослужение для поминания своих родных и близких. На первый взгляд незначительный вопрос оказался для батюшки «больной» темой...

По словам отца Николая, если человек пришел в храм, он должен понимать, что пришел не только от себя лично, но и от всех своих родных и близких. Отсюда - церковная молитва о живых и мертвых, которых мы знаем. Отсюда - существование записок, когда люди поминают не только себя, но и родных, и знакомых.

Как же правильно написать церковную записку? Во-первых, в ней нельзя писать имя  человека, который некрещен. Обязательно надо указать, за что молимся: о здравии или об упокоении. Так и пишется: «о упокоении», «о здравии», а рядом - небольшой православный крест. Раз написали «о здравии», то имена перечисляются в родительном падеже: «о здравии Ивана, Татьяны, Николая», и т. д. В записке употребляются только христианские имена, желательно полные. Так, вместо «о здравии Ивана» лучше написать «о здравии Иоанна». В  церковной традиции  принято также перед именами отмечать: «болящего», «младенца» (ребёнка до 7 лет), и «отрока» (ребёнка старше 7). Если мы молимся о церковнослужителе, отмечается его сан: «епископа», «протоиерея», «монаха».

Иногда можно встретить такую приставку, как «заблудший». В связи с этим есть показательный случай из практики отца Николая. Один раз попадается ему записка - «О здравии такой-то» и далее - человек десять «заблудших». В связи с этим стоит напомнить, что заблудшие - это не алкоголики и наркоманы (их скорее следует считать болящими). Под заблудшими подразумевают отступивших от веры. Потому что, если «заблудший» - грешащий таким-то грехом, тогда кто из нас не заблудший? Если человек пошел в секту - вот это заблудший, потому что он был крещен и отошёл от своей веры. Это категория людей,  за которых мы молимся, чтобы они вернулись в лоно Православной Церкви.

Встречаются ещё и «ненавидящие», «обидящие», которые попадают под ту же категорию грехов, свойственных каждому человеку. Поэтому лучше ограничиться следующим: священный сан, «болящий», «отрок», «младенец» и «заблудший» (человек, который в секте).

В записке об усопших пишется только церковный сан, а до сорока дней после смерти добавляется «новопреставленный». Естественно, что и в этом случае упоминаются только крещёные люди.

Еще один очень важный момент - это часто встречающийся в записках просто безобразный почерк. Поэтому при написании записки надо представлять атмосферу, в которой она читается. Сотни людей, перед священниками тысячи имен, он должен их все прочитать и проговорить. И когда священнослужитель сталкивается с тем, что записка написана небрежно, то у него складывается соответственное отношение  к тому, кто это пишет. Записки очень характеризуют человека, поэтому надо уважать священников и заполнять записки аккуратным, разборчивым почерком.

Не следует писать и бесконечные записки. Общепринятое число 7 - 10 человек. Это разумно и реально. Если же мы начнем перечислять всех, кого знаем, то не хватит никакой службы. В записках должен упоминаться только очень близкий круг людей, в основном родители, дети и те люди, которые очень нуждаются в помощи.

Бесспорно, записка должна быть обязательно прочитана на службе. В связи с этим у людей существует много переживаний -  а вдруг не прочитают, потеряют или забудут? Беспокоиться на этот счёт ненужно ни в коем случае. Надо понимать, что перед священником стоит задача помянуть круг людей, имена которых поданы в записках. Но в практической жизни из-за множества имён этого реализовать нельзя, особенно по большим и двунадесятым праздникам. В связи с этим принято, что священник читает только заказные службы, а все, кто присутствует в алтаре (вторые священники и пономари), читают остальные имена. Эта форма не только допускается, но и считается нормой.

Но даже для того случая, когда есть бесконечное количество имен, и их не успевают прочесть даже все,  кто стоит у Престола, существует следующая молитва из Литургии Василия Великого: «Помяни, Господи, всех, кого мы забыли помянуть, всех, кого некому помянуть, и всех, кого мы не помянули за множеством имен». Поэтому, если имя не было произнесено, смущаться и волноваться не надо.

Да и вообще, лучше не прислушиваться в ожидании прочтения именно вашей записки, игнорируя другие имена. Ведь в чем смысл поминания? Все люди совместно поминают то конкретное имя, которое звучит сейчас. Этим молитва усиливается в десятки, в сотни раз. А зачастую получается, что мы пришли помолиться только за «своих», и этим исключили себя из общего делания. На самом деле помянуть своих родственников - это не прошение к священнику, это прошение ко всей Церкви, а значит вся Церковь (которую составляет каждый из нас) должна молиться за этих людей. Таким образом мы сможем содействовать не только собственному спасению, но и спасению всех, кто нас окружает. Это и будет проявлением общности Церкви для спасения не только себя, но и всех людей.

Подготовила Екатерина Громовая