УКР РУС  


 Головна > Публікації > Поради мирянину  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 87 відвідувачів

Теги
молодь Археологія та реставрація церква та політика іконопис конфлікти Митрополит Володимир (Сабодан) шляхи єднання Президент Віктор Ющенко церква і суспільство Церква і медицина секти Патріарх Алексій II педагогіка церковна журналістика Вселенський Патріархат діаспора Києво-Печерська Лавра українська християнська культура Церква і політика Предстоятелі Помісних Церков УПЦ КП УГКЦ автокефалія Голодомор постать у Церкві Католицька Церква забобони 1020-річчя Хрещення Русі Доброчинність вибори Священний Синод УПЦ комуністи та Церква краєзнавство Ющенко Церква і влада Мазепа милосердя монастирі та храми України розкол в Україні Приїзд Патріарха Кирила в Україну






Рейтинг@Mail.ru






Плохие люди



Почитаешь на кладбище надписи на памятниках,
и думаешь, а где же похоронены плохие люди?

 

Протоиерей Александр Авдюгин

Все начинается с детства. Наверное, помните такое: ты с ним не дружи, он плохой мальчик... Мы эту градацию с детского сада делать научены. Правда, очень часто эти «плохие» мальчики и девочки становятся нашими друзьями, да и мы сами в некоторых домах и квартирах в ранге «нехороших» пребывали, но все же, откуда эта врожденная способность - осуждение?

Заповедь: «Не осуди» - основополагающая не только в христианстве, и мы так привыкли к этим словам, что они уже стали «притчей во языцех», которая просто говорится, но отнюдь не принимается к исполнению.

А ведь почитаешь отцов Церкви об этом грехе, и не по себе становится. Он - один из самых страшнейших и опаснейших для души! При падении в другие грехи мы можем рассчитывать на величайшую милость Божию к нам: Причастие, но при наличии осуждения Причастие для нас недоступно. Господь сказал: «Если имеет брат твой что-то на тебя, пойди прежде примирись с братом твоим», а потом положи дар твой на Мой алтарь. Посмотрите, что еще говорит Спаситель: «Сказавший брату своему: «безумный» подлежит геенне огненной»!!!

За одно слово! В геенну огненную?!

Теперь давайте приостановим чтение и подумаем, сколько раз, начиная с сегодняшнего пробуждения, мы осудили или подумали плохо об окружающих. Начать нужно не с тещи и соседей, а с тех, кто постоянно рядышком. И если быть честным пред самим собой, то основную долю наших умствований, окажется, составляет именно это действо: обсуждение и осуждение.

Мы изначально думаем о других с точки зрения: не чем он хорош, а чем плох, и какой опасности следует от него ожидать. Не верите? Тогда переберите в уме всех тех, о ком сегодня была речь и о ком приходили мысли, начиная с родного дитяти. Ведь вы ему с утра перечислили все поступки, которые он не должен совершать, с полной уверенностью, что все равно что-нибудь натворит. Вот и осудили пока еще благоразумного ребенка.

Благо, если наши нестроения и проблемы действительно эти «злые и нехорошие» привносят, но ведь часто мы сами творим непотребное, получая за это наказание. Как только же нам становится плохо, тут же начинаем искать виновного. Свалить вину на других - определяющая черта нашего общества. Не исключение и те, кто считают себя православными христианами.

На исповеди приходится выслушивать жалобы и стенания на всех и вся, но на замечание: «В себя посмотри», очень часто следует удивленный, а то и раздраженный взгляд.
Был случай в моей священнической практике, когда, устав слушать разоблачения окружающих, по вине которых якобы и грешила исповедница, я сказал:

- К Причастию вы можете подойти тогда, когда признаете, что вы - самый грешный человек, из всех здесь молящихся.

В ответ был не только изумленный вопрос «Чего это я?», но и злой непримиримый взгляд.

Все по-евангельски: «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф.7:5).

Недавно прочитал следующее рассуждение: «Мы знаем, что приставленные к нам Ангел-Хранитель и бес каждый день ходят отчитываться к своим хозяевам - Богу и диаволу, соответственно. И вот представьте ситуацию: приходит бес на отчет к диаволу. Диавол спрашивает: «Что ты сегодня сделал?», а бес отвечает: «Послал шесть помыслов осуждения». «Ну и как?», - спрашивает диавол. «Шесть раз осудил!» - отвечает бес. И диавол, конечно, хвалит его за то, что еще на шесть (не знаю каких расстояний) человек тот стал дальше от спасения.

А теперь представь, что вместо того, чтобы осудить, когда подступит бесовская волна, мы произнесем молитву: «Спаси Господи и помилуй раба Божьего <ИмяРек> и святыми его молитвами помилуй мя, грешного», то есть, вместо осуждения оградим себя молитвой, но мало того, попросим Господа защитить того раба Божьего, и, плюс, смиримся перед этим человеком, нанесшим оскорбление нашему самолюбию. Тогда в той же ситуации состоится немного другой разговор. Придет бес на отчет к диаволу. Диавол спросит: «Что ты сегодня сделал?», а бес ответит: «Послал восемь помыслов осуждения». «Ну и как?», - спросит диавол. «Восемь раз помолился, причем и за другого тоже...», - ответит бес. Диавол в ярости закричит: «Что? Ты спасаешь их!!!» Бес один раз получит по шее, второй, третий, пятый, ну, может, десятый... И это ему надоест, и он не будет больше посылать помыслы осуждения».

Любим мы осуждать и искать «плохости» в других. За примерами далеко ходить не надо. Есть на одном из наших приходов две верующие женщины. Весь год они улыбаются друг другу, здороваются, дела свои житейские и духовные обсуждают, тем более, что по соседству живут. Весь год. Кроме двух месяцев: июня и июля. Ведь именно в это время появляются на шелковице (тютине, по нашему) плоды, а шелковица сия, как на грех, на меже между двумя соседними усадьбами стоит.

Куда и дружба девалась! Плохие они становились друг ко другу, ненавистные. С жалобами, естественно, - к батюшке. Тому надоело ежегодно выслушивать причитания и обвинения, мирить и объяснять, что непотребно так себя вести. Пришлось взять священнику топор и вырубить сей камень преткновения.

Именно так и пытается разъединить нас лукавый. Каков он сам, таковыми желает видеть и людей. Ведь только тогда, когда мы осуждаем, в аду все рогатые радуются. Да и как не радоваться: человек изначально - образ и подобие Божие, поэтому, когда мы называем кого-то «безумным», «плохим», то обвиняем в этом не его (ибо он - свят), а его Создателя, Который дал ему все.

Преподобный Амвросий Оптинский любил повторять:
- Когда человек бывает плох? Когда забывает, что над ним Бог.

Хорошая поговорка. Очень современная. Почаще произносить ее надобно.