УКР РУС  


 Головна > Публікації > Поради мирянину  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 99 відвідувачів

Теги
церковна журналістика Священний Синод УПЦ церква і суспільство Церква і політика Церква і влада Предстоятелі Помісних Церков Мазепа Митрополит Володимир (Сабодан) Католицька Церква діаспора монастирі та храми України шляхи єднання Патріарх Алексій II вибори іконопис Голодомор Президент Віктор Ющенко конфлікти педагогіка українська християнська культура Церква і медицина секти УГКЦ забобони УПЦ КП краєзнавство молодь постать у Церкві Доброчинність 1020-річчя Хрещення Русі Вселенський Патріархат Археологія та реставрація Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква та політика Києво-Печерська Лавра милосердя розкол в Україні автокефалія комуністи та Церква






Рейтинг@Mail.ru






Бог хочет спасения всем

  07 квітня 2009


Протоиерей Игорь Рябко, председатель миссионерского отдела Запорожской епархии
Недавно в Интернете прочитал заявление иеромонаха Димитрия (Першина) о том, что во время поста можно не уклоняться от супружеских связей. Кроме того, из различных православных источников замечаю тенденцию послабления и в других областях. Мотивация - всеобщая немощь и расслабление народа, а православная аскетика рассматривается как одна из причин,  отпугивающих людей от Церкви. Лет 10-15 назад, когда я и мои ровесники пришли к вере, мы с готовностью приняли всё, что предлагали в Церкви: и стиль одежды, и строгость поста, и «непонятный» язык Богослужения. Теперь же все как-то упрощается. Не принесет ли вред самой Церкви отступление от вековых традиций и подстраивание под всеобщую расслабленность народа?

О вопросе супружеских обязанностей

Первоисточником канонического права является в т.ч. и Священное Писание. Оно четко и не двузначно дает решение этого вопроса. Апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве». То есть нормой жизни благочестивой пары должно быть воздержание. Когда? Во время поста. Великая четыредесятница - время, когда человек упражняется «в посте и молитве». Поэтому церковная традиция и предполагает супружеское воздержание в этот период.

Другое дело, что в этом вопросе, как и во многих других, связанных с воздержанием и аскезой, не должно быть жесткого ригоризма. И каждый, исходя из своих потенциалов, в индивидуальном порядке решает, насколько он может следовать этой норме полового воздержания в период постов. Понимая, что любое воздержание - не самоцель, а важное средство духовного роста. Апостол Павел указывал на фактор, который может быть исключением от нормы воздержания: все должно проходить по взаимному согласию. Именно взаимность делает допустимой эту норму. Например, если жена верующая, а муж - нет, и он не желает и слышать ни о каком воздержании, то установка жены на ригоризм в решении этого вопроса может привести к плачевным результатам: нарушению целостности семьи, скандалам, обидам, а возможно, супружеским изменам или даже разводу. А это очевидный вред. И значительно больший, чем предполагаемая польза. Мы уверены, в этом случае воздержание одного члена семьи в ущерб интересам другого недопустимо. Любовь стоит выше поста и молитвы.

Воздержание определяется посредством индивидуального подхода

Есть и другие факторы, делающие это воздержание или невозможным, или душевредным. Например, моряк, плававший целый год и вернувшийся домой на пару месяцев, - я не думаю, что для него должна быть применима эта норма. Или, например, врачебные показания, по которым это воздержание может принести ущерб здоровью. В конце концов, опытный духовник должен быть тактичным и внимательным к особенностям внутреннего устроения человека. И в вопросе питания, и в других аспектах физиологической жизни человека могут быть очень разные реакции организма на воздержание. Кто-то может без особых проблем перестроиться на новый ритм жизни, а для кого-то такая ломка может проходить очень болезненно, и следствия перестройки скорее будут разрушительными, чем созидательными. В таком случае, наверное, будет уместным говорить не о полном воздержании, а о возможном и допустимом уменьшении. По-моему, отец Дмитрий и говорил об индивидуальном подходе в решении этой проблемы. И суть его выступления, скорее всего, была неправильно истолкована.

Церковь - не этнографический заповедник!

Хочется отметить, что Церковь не сводится ни к стилю одежды, ни к особенностям диеты, ни к специфике богослужебного языка. Если Церковь свести лишь к этому, то появится этнографический заповедник. Хотелось бы, чтобы вы заметили самое существенное, что есть в Церкви, - Христа. И если вы способны на максимально выраженную форму аскетической жизни, которая лишь слегка внешне выражается в отсутствии модной дифференциации покроя одежды, воздержания в пище для более свободной молитвы, и если вам удалось уловить красоту молитвы на церковнославянском языке, - то слава Богу. Но не все такие. Люди очень разные. А Бог хочет спасения всем, в том числе и тем, кто в силу разных причин, в том числе, от нас не зависящих, не может подняться на высоту духовного подвига. Поэтому, следуя путем отцов, мы не должны осуждать более немощные сосуды. У каждого своя мера. Есть путь и общая традиция, но динамика прохождения этого пути, инвентарь и дальность похода каждый выбирает, исходя из своих возможностей. И, упаси Бог, осуждать здоровому человеку, что он ходит и двигается намного быстрее, чем инвалид в коляске.

На понятном для всех языке

Православная Церковь не давала никакого повода говорить о каком-то изменении традиционного представления о нормах духовной жизни, особенностях духовного подвига и традиции церковной жизни. Тем более, что перед нами есть плачевный опыт Римско-Католической Церкви, которая на Втором Ватиканском соборе попыталась провести реформу с целью модернизации и приспособления вековых традиционных устоев РКЦ к расслабленному духу времени. Цель, казалось, благородная - привлечение в Церковь максимально большего количества народа. Но средство было выбрано неправильное - снижение планки требований к духовному совершенствованию человека. И, как следствие, причастников стало еще меньше! И это несмотря на то, что воздержание (евхаристический пост) был сведен всего лишь к двум часам.

Постепенное реформирование церковных традиций нужно, я в этом уверен. Но оно должно проходить в той плоскости, в которой оно проходило в Церкви всегда. Не в уменьшении или послаблении нравственных норм. А в объяснении этих самых норм и канонов на языке, понятном современным людям. Нужно найти адекватный перевод, вернее, переложение святых отцов на современный язык. Точно так же, как святые отцы пересказали Священное Писание и Предание языком понятным и эллинам, и иудеям, так же и мы должны суметь это сделать на языке понятном и рокерам, и интеллигенции XXI века.

Материал предоставлен редакцией газеты «Одигитрия»