УКР РУС  


 Головна > Публікації > Поради мирянину  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 42 відвідувачів

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) Ющенко автокефалія Церква і політика Католицька Церква Вселенський Патріархат краєзнавство Доброчинність Києво-Печерська Лавра конфлікти монастирі та храми України милосердя Церква і влада Церква і медицина УПЦ КП УГКЦ шляхи єднання українська християнська культура вибори Патріарх Алексій II Археологія та реставрація церква і суспільство постать у Церкві молодь діаспора Голодомор Мазепа іконопис церква та політика комуністи та Церква секти Президент Віктор Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну педагогіка 1020-річчя Хрещення Русі церковна журналістика Священний Синод УПЦ забобони Предстоятелі Помісних Церков розкол в Україні






Рейтинг@Mail.ru






Небесное в земном, или Несколько слов об обрядах

  25 січня 2010


Протоиерей Александр Немчинов
Церковная традиция формировалась веками, и если рассматривать ее во всей полноте, то нас непрестанно восхищает глубина  ее богословского смысла, гармония формы (обряда) и содержания (Таинства). Большинство людей, приходящих в храм, не осознают в должной полноте сакральный смысл священнодействия и богослужений, особенно это касается тех, кто приходит в храм только по большим праздникам, т.е. несколько раз в году, и которым в церкви непонятно практически все.
 

И вот типичная картина: церковный праздник, который включает в себя какое-либо благословение или освящение. Именно в эти дни в храмы стекается большое количество людей, многие из которых всерьез считают, что  самое главное в этот праздник ОСВЯТИТЬ то, что они принесли (вербу, куличи, яблоки). В Церкви - праздник, души и сердца молящихся переполнены благоговением и радостью, а перед храмами выстраиваются рядами люди, которым духовное торжество безразлично. Они напряженно ждут, когда выйдет батюшка, совершит необходимую «процедуру», и они уйдут уже домой. Явление довольно печальное, имеющее много причин, начиная от языческих пережитков в нашем сознании, нашего общего бескультурья и заканчивая сегодняшним прагматичным образом жизни, когда внешнее становится важнее внутреннего, а проблема духовного совершенствования никого не интересует. Восприятие церковной традиции только как обрядовой, а часто еще связанной и с какими-либо суевериями, у одних людей закрепляется как норматив, других отталкивает от Церкви.

Но, как бы то ни было, обрядовые традиции  вызывают у людей много вопросов, ответить на которые мы попросили  протоиерея Александра Немчинова.

- В Православной Церкви много различных обрядов, какова их роль в духовной жизни человека?

- Обряд - это внешняя сторона проявления Таинства и священнодействия, это своего рода сосуд, содержащий в себе святыню. Можно сказать, что обряд - это естественное проявление религиозности. Если, к примеру, нам весело - мы смеемся, если очень грустно - мы плачем, и это внешнее проявление нашего состояния. Так и в обрядах проявляется наше благоговение и любовь к Богу. А в таком священнодействии, как окропление святой водой, момент освящения становится видимым, даже осязаемым.

- Значит, то, что освящено,  имеет сакральное содержание и оказывает благотворное влияние на  тех, кто с ним соприкоснется?

- Имеет, но не на всех, а лишь на тех, кто воспринимает все освещенное с верой, а значит, с доверием и осознанием святости. «По вере вашей да будет вам».

 - Очень часто в сознании людей Церковная традиция соседствует с откровенными суевериями. Например, какой рукой ставить или передавать свечу и целый ряд «народных преданий», как ее гасить и др. Почему такие суеверия присутствуют в Церкви и оказываются столь живучими, ведь отношение Церкви к ним строго негативное?

- Здесь нужно провести небольшой исторический экскурс. Парадокс, но монументальные, высокоразвитые языческие культы умирают и уходят в прошлое без остатка, а слаборазвитые - продолжают существовать в виде каких-либо  примитивных суеверий. Так, например, мы не видим каких-то пережитков египетского или олимпийского язычества, зато многие элементы верований наших предков - славян оказались, как вы правильно сказали, живучими. Мало того, они приживаются, мимикрируют и паразитируют в Церкви. И «благодаря» им, появляется соблазн низвести Православие на уровень примитивного земледельческого языческого культа. Понятно, что это гораздо легче и проще, чем путь самосовершенствования через вхождение в полноту Церковного Предания.

- В сознании многих людей, к сожалению, освященная верба, Сретенские свечи, Троицкая трава являются неким магическим оберегом. Нет ли здесь опасности слияния христианства с магизмом?

- Магизм и Православие - это пути взаимоисключающие. Здесь никакого компромисса, тем более слияния, быть не может. Другое дело, что элементы магизма, увы, проникают в Православие как некое инородное вкрапление. Хуже всего, что они проникают и живут в сознании людей. Здесь очень важна духовно-просветительская работа, чтобы помочь людям прозреть, а самое главное, чтобы воцерковление и становление духовно-молитвенного опыта было полноценным и здоровым. Тогда подобные магические заблуждения станут для человека попросту неприемлемыми.

- Наверное, на каждый праздник, связанный с освящением, Вам приходится слышать много вопросов на эту тему. Какие из них наиболее распространенные?

- Видите ли, вопросы, связанные с освящением чего-либо, чаще всего задают люди еще невоцерковленные. Но Церковь никогда не упускает надежды на то, что встреча со Христом у них еще впереди. Что же касается содержания вопросов, то, в основном, это вопросы, связанные с внешней формой, скажем так, с «технической» стороной освящения. Всегда удручают (наверное, как и любого пастыря) такие вопросы: «В котором часу прийти, чтобы освятить (яблоки, куличи, воду)?» Представьте, если дети приходят к родителям только для того, чтобы что-то у них взять, всячески показывая, что сами родители им не нужны. Конечно же, для родителей это обидно и оскорбительно. Так и к Отцу нашему Небесному нужно идти не только, когда что-то случилось и нужна Его помощь, и не только для того, чтобы что-то взять, а для молитвенно-духовного единения с Ним. И единственным побуждением к этому может быть только любовь, и только тогда может состояться этот Богочеловеческий союз, к которому призвано все человечество.

Журнал «Самарянка»