УКР РУС  


 Головна > Публікації > Православний погляд  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 214 відвідувачів

Теги
Церква і влада Археологія та реставрація комуністи та Церква монастирі та храми України діаспора постать у Церкві розкол в Україні конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну шляхи єднання Києво-Печерська Лавра УГКЦ забобони Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) Священний Синод УПЦ Доброчинність Патріарх Алексій II церковна журналістика Предстоятелі Помісних Церков українська християнська культура Голодомор Мазепа молодь Католицька Церква церква та політика секти іконопис Президент Віктор Ющенко педагогіка милосердя УПЦ КП краєзнавство Вселенський Патріархат церква і суспільство Церква і медицина Церква і політика 1020-річчя Хрещення Русі вибори автокефалія






Рейтинг@Mail.ru






Бить или не бить?

Виталий Сидоркин

Этот вопрос мог возникнуть только в нашу эпоху. Эпоху просвещения и гуманизма. Только вот просвещение, какое-то сейчас не то, да и гуманизм - тоже. Посмотрите, что про­исходит с детьми на Западе. Родители даже повысить го­лос на них не могут, сразу получат повестку в суд. А разве это умень­шило детскую преступность? Только и слышим по ново­стям об очередном убийстве подростков своим однокласс­ником в очередной американской школе. Родители не могут уберечь свое чадо от такого воздействия, ведь у них отобрали главное оружие - отцовский ремень. Американцам, конечно «хорошо», у них вырабатывают чувство гипертрофированного патрио­тизма. Есть куда направить агрессию молодой американс­кой нации, прикрываясь лозунгами о спасении мира. А что делать нам, в нашей многострадальной Украине? «Макдональдизация» становится неотъемлемой частью нашего ин­тегрирования в мировое сообщество. Происходит глу­бокое разложение общества. Про необходимость спасе­ние страны можно говорить много. Ну а что делать каждому из нас?

Начать с профилактики

То есть с воспита­ния молодого поколения. Как при нынешней пропаганде свободной любви и засилии наркотиков можно уберечь детей? Без старого дедовского способа уже не обойтись. Хорошая порка большим ремнем может сделать чудо.

Один хороший человек поделился своим опытом. Как-то еще в далеком детстве он пристрастился к курению. А это были те далекие годы советской власти, когда сигареты не продавали в каждом ларьке, да и в магазине детям никто бы не продал ни водку, ни сигареты. А взрослые могли по­лучить такой дефицит только по талонам. Трудно было тогда начать курить, но молодежь у нас всегда была изворот­ливой. Курили то, что находили, то есть «бычки». Пристра­стился он к этому делу сильно. Но, к счастью, продол­жалось это недолго. Как-то забежал наш мальчик домой после очередной такой вылазки, и в туалете зак­рылся. Хотел запах табака уничтожить, но воды не оказа­лось. Долго так не просидишь. Пришлось выходить. И на­чалась, так сказать, воспитательная работа. Били родители долго, и случилось чудо: тяга к курению про­шла безвозвратно. Дал он еще мальчишкой обещание никогда не курить, и держит его до сих пор. И таких чудных историй можно рассказывать очень много. Только вот не часто в наше время происходят чуде­са.

Если бы мы могли воспитывать наших детей без приме­нения физической силы, то наверно этот вопрос не стоял бы сейчас. Я не сомневаюсь, что есть такие родители, кото­рые не бьют своих детей, и они вырастают хорошими людь­ми. Ведь не всех детей нужно бить. Но к наказанию все равно прибегают. Для некоторых достаточно всего лишь строгого взгляда, или укоризненного слова. Еще один мой знакомый говорил, что для него самым страшным наказани­ем было не запрет выходить гулять или смотреть телевизор, а лишение общения с отцом. Поэтому битье было лишним.

Есть, конечно, и плохие стороны в телесных наказаниях

Это их бесполезность, которая происходит из-за того, что ребенок не может осознать, за что его наказывают. Как пра­вило, часто такие безрезультатные порки происходят в со­стоянии сильного раздражения родителя. Здесь теряется чувство тяжести проступка. Зачастую ребенок получает «по шее» за какую-то мелкую провинность, а тяжкие грехи остаются без должного внимания.

Чем тяжче грех, тем сильнее нака­зание, - этому правилу необходимо следовать каждому христианину в воспитании детей, ведь за это они ответственны перед Богом. Чем мы сможем оправдаться, что не воспитали своего чада хотя бы про­сто хорошим человеком? Не говоря уже о воспитании его христианином.

Ремень в этом нелегком деле детоводительства (педа­гогике) играет далеко не последнюю роль. Главное этим оружием воспитания уметь пользоваться. И хоть немного интересоваться возрастной педагогикой, чтобы знать какие у ребенка проблемы, и как будет лучше наказать в данном конкретном случае. Для одного ребенка будет действенно ска­зать: «ты плохо сделал». И он почувствует свою вину и ис­правится. Для другого - поставить в угол. Для третьего шлепок останется бездейственным, так как боль пройдет и все забудется. А вот попостится денек-другой, не поесть сла­достей, глядишь, будет чаще задумываться над тем, что пра­вильно, а что нет. И всегда необходимо помнить, что нака­зание нужно подбирать индивидуально к каждому ребен­ку, как к личности, а не рубить с плеча. И «поблажки не следует допускать, но и строгость надо растворять теп­лотой любви», как говорит святитель Феофан Затворник.

Многие могут возразить

Мол, незачем в принципе бить детей, это аморально и неприемлемо в процессе вос­питания. Так думают представители гуманистической педа­гогики. Они считают, что телесное наказание нельзя применять ни при каких обстоятельствах, потому что оно негативно влияет на развитие личности ребенка, подавляет его индивидуальность и приводит к тяже­лым последствиям.

Действительно, наказание может выз­вать не только нравственные переживания ребенка, но и привести к психическому заболеванию. Известны случаи неоправданно жестоких физических наказаний в семье, ко­торые приводили к увечью и смерти детей. Как раз для таких случаев необходима государственная система соци­альной защиты, способная обеспечить детям охрану их здоровья и жизни. Эти случаи насилия происходят из-за неумелого обращения со столь грозным наказанием как битье. Святитель Феофан Затворник гово­рит нам, что необходима золотая середина: "И строгость, снисходительность в своем месте, в свое время и в своей мере одинаково и потребны, и благотворны".

Если человек не умеет обращаться с ножом, то он мо­жет себя поранить или нанести вред другим. Но когда его научить обращению с этим предметом, то все будет зави­сеть от его намерений. В этом рассуждении необходимо вер­нутся к вопросу воспитания на Западе. Складывается такое впечатление, что в Америке никто не может обращаться с наказанием правильно. Эта ситуация напоминает историю, случившуюся в средние века на од­ном небольшом острове Окинава. Когда японцы заняли остров, то изъяли все холодное оружие. Оставили лишь один нож посреди деревни, для разделки мяса и других продуктов. И окинавцы научились бороться голыми руками против вооруженных самураев в доспехах. Их удар голой рукой пробивал латы. Так возникло одно из направлений в восточных единоборствах под названием карате. Вот и американцы, похожи на таких островитян, которым запрети­ли применять наказание к своим детям. Только карати­стами они не становятся. А роль единственного ножа по­среди деревни исполняют государственные исполнители, которые диктуют, как воспитывать американс­ких детей.

«Наказывай сына своего»

Святитель Иоанн Златоуст говорит:"Если вы воспитываете своих сыновей, то они, в свою очередь, воспитывают своих, а этим последние опять научат своих. Продолжаясь так вплоть до пришествия Хрис­това, дело это восставит всю награду тому, кто послужил корнем". Священное Писание нам свидетельствует о возможности так называемой авторитарной педагогики Притчами Соломона: "Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от пре­исподней" (Пр.23:13-14). "Кто жалеет розги своей, тот не­навидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его" (Пр13:25). "Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. Гневливый пусть терпит нака­зание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его" (Пр. 19:18-19). "Наказания Гос­подня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему" (Пр.3:11-12). "Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей" (Пр29:17)

В послании к Евреям апостол Павел приводит в назида­ния нам замечательные слова: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принима­ет. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?" (Евр. 12:6-7).

В любом случае применяете ли вы физические наказа­ния или только моральные взыскания, или никаких наказа­ний не приемлете, необходима рассудительность и мудрость. И критерием мудрости родителей может служить золотые слова глубокого педагога - святого Феофана Затворника: "Умудритесь так действовать на ребенка, чтобы он не заме­чал, что ему приказывают, а, делая то, что хотите вы, делал, будто от себя". Следуя этим словам, мы можем воспитать свободного от греха человека. Ведь свобода - это один из фундаментальных принципов православной педагогики. Без этой свободы невозможно воспитать ребенка угодного Богу и Господу нашему Иисусу Христу.