УКР РУС  


 Головна > Публікації > Православний погляд  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 138 відвідувачів

Теги
комуністи та Церква УГКЦ Церква і медицина Церква і влада секти церква та політика Києво-Печерська Лавра Патріарх Алексій II церква і суспільство постать у Церкві Католицька Церква діаспора Голодомор Приїзд Патріарха Кирила в Україну автокефалія 1020-річчя Хрещення Русі Священний Синод УПЦ Археологія та реставрація українська християнська культура Митрополит Володимир (Сабодан) педагогіка УПЦ КП вибори Мазепа Вселенський Патріархат іконопис Церква і політика шляхи єднання монастирі та храми України розкол в Україні Ющенко краєзнавство Предстоятелі Помісних Церков Доброчинність церковна журналістика Президент Віктор Ющенко конфлікти милосердя молодь забобони






Рейтинг@Mail.ru






Бить или не бить?

Виталий Сидоркин

Этот вопрос мог возникнуть только в нашу эпоху. Эпоху просвещения и гуманизма. Только вот просвещение, какое-то сейчас не то, да и гуманизм - тоже. Посмотрите, что про­исходит с детьми на Западе. Родители даже повысить го­лос на них не могут, сразу получат повестку в суд. А разве это умень­шило детскую преступность? Только и слышим по ново­стям об очередном убийстве подростков своим однокласс­ником в очередной американской школе. Родители не могут уберечь свое чадо от такого воздействия, ведь у них отобрали главное оружие - отцовский ремень. Американцам, конечно «хорошо», у них вырабатывают чувство гипертрофированного патрио­тизма. Есть куда направить агрессию молодой американс­кой нации, прикрываясь лозунгами о спасении мира. А что делать нам, в нашей многострадальной Украине? «Макдональдизация» становится неотъемлемой частью нашего ин­тегрирования в мировое сообщество. Происходит глу­бокое разложение общества. Про необходимость спасе­ние страны можно говорить много. Ну а что делать каждому из нас?

Начать с профилактики

То есть с воспита­ния молодого поколения. Как при нынешней пропаганде свободной любви и засилии наркотиков можно уберечь детей? Без старого дедовского способа уже не обойтись. Хорошая порка большим ремнем может сделать чудо.

Один хороший человек поделился своим опытом. Как-то еще в далеком детстве он пристрастился к курению. А это были те далекие годы советской власти, когда сигареты не продавали в каждом ларьке, да и в магазине детям никто бы не продал ни водку, ни сигареты. А взрослые могли по­лучить такой дефицит только по талонам. Трудно было тогда начать курить, но молодежь у нас всегда была изворот­ливой. Курили то, что находили, то есть «бычки». Пристра­стился он к этому делу сильно. Но, к счастью, продол­жалось это недолго. Как-то забежал наш мальчик домой после очередной такой вылазки, и в туалете зак­рылся. Хотел запах табака уничтожить, но воды не оказа­лось. Долго так не просидишь. Пришлось выходить. И на­чалась, так сказать, воспитательная работа. Били родители долго, и случилось чудо: тяга к курению про­шла безвозвратно. Дал он еще мальчишкой обещание никогда не курить, и держит его до сих пор. И таких чудных историй можно рассказывать очень много. Только вот не часто в наше время происходят чуде­са.

Если бы мы могли воспитывать наших детей без приме­нения физической силы, то наверно этот вопрос не стоял бы сейчас. Я не сомневаюсь, что есть такие родители, кото­рые не бьют своих детей, и они вырастают хорошими людь­ми. Ведь не всех детей нужно бить. Но к наказанию все равно прибегают. Для некоторых достаточно всего лишь строгого взгляда, или укоризненного слова. Еще один мой знакомый говорил, что для него самым страшным наказани­ем было не запрет выходить гулять или смотреть телевизор, а лишение общения с отцом. Поэтому битье было лишним.

Есть, конечно, и плохие стороны в телесных наказаниях

Это их бесполезность, которая происходит из-за того, что ребенок не может осознать, за что его наказывают. Как пра­вило, часто такие безрезультатные порки происходят в со­стоянии сильного раздражения родителя. Здесь теряется чувство тяжести проступка. Зачастую ребенок получает «по шее» за какую-то мелкую провинность, а тяжкие грехи остаются без должного внимания.

Чем тяжче грех, тем сильнее нака­зание, - этому правилу необходимо следовать каждому христианину в воспитании детей, ведь за это они ответственны перед Богом. Чем мы сможем оправдаться, что не воспитали своего чада хотя бы про­сто хорошим человеком? Не говоря уже о воспитании его христианином.

Ремень в этом нелегком деле детоводительства (педа­гогике) играет далеко не последнюю роль. Главное этим оружием воспитания уметь пользоваться. И хоть немного интересоваться возрастной педагогикой, чтобы знать какие у ребенка проблемы, и как будет лучше наказать в данном конкретном случае. Для одного ребенка будет действенно ска­зать: «ты плохо сделал». И он почувствует свою вину и ис­правится. Для другого - поставить в угол. Для третьего шлепок останется бездейственным, так как боль пройдет и все забудется. А вот попостится денек-другой, не поесть сла­достей, глядишь, будет чаще задумываться над тем, что пра­вильно, а что нет. И всегда необходимо помнить, что нака­зание нужно подбирать индивидуально к каждому ребен­ку, как к личности, а не рубить с плеча. И «поблажки не следует допускать, но и строгость надо растворять теп­лотой любви», как говорит святитель Феофан Затворник.

Многие могут возразить

Мол, незачем в принципе бить детей, это аморально и неприемлемо в процессе вос­питания. Так думают представители гуманистической педа­гогики. Они считают, что телесное наказание нельзя применять ни при каких обстоятельствах, потому что оно негативно влияет на развитие личности ребенка, подавляет его индивидуальность и приводит к тяже­лым последствиям.

Действительно, наказание может выз­вать не только нравственные переживания ребенка, но и привести к психическому заболеванию. Известны случаи неоправданно жестоких физических наказаний в семье, ко­торые приводили к увечью и смерти детей. Как раз для таких случаев необходима государственная система соци­альной защиты, способная обеспечить детям охрану их здоровья и жизни. Эти случаи насилия происходят из-за неумелого обращения со столь грозным наказанием как битье. Святитель Феофан Затворник гово­рит нам, что необходима золотая середина: "И строгость, снисходительность в своем месте, в свое время и в своей мере одинаково и потребны, и благотворны".

Если человек не умеет обращаться с ножом, то он мо­жет себя поранить или нанести вред другим. Но когда его научить обращению с этим предметом, то все будет зави­сеть от его намерений. В этом рассуждении необходимо вер­нутся к вопросу воспитания на Западе. Складывается такое впечатление, что в Америке никто не может обращаться с наказанием правильно. Эта ситуация напоминает историю, случившуюся в средние века на од­ном небольшом острове Окинава. Когда японцы заняли остров, то изъяли все холодное оружие. Оставили лишь один нож посреди деревни, для разделки мяса и других продуктов. И окинавцы научились бороться голыми руками против вооруженных самураев в доспехах. Их удар голой рукой пробивал латы. Так возникло одно из направлений в восточных единоборствах под названием карате. Вот и американцы, похожи на таких островитян, которым запрети­ли применять наказание к своим детям. Только карати­стами они не становятся. А роль единственного ножа по­среди деревни исполняют государственные исполнители, которые диктуют, как воспитывать американс­ких детей.

«Наказывай сына своего»

Святитель Иоанн Златоуст говорит:"Если вы воспитываете своих сыновей, то они, в свою очередь, воспитывают своих, а этим последние опять научат своих. Продолжаясь так вплоть до пришествия Хрис­това, дело это восставит всю награду тому, кто послужил корнем". Священное Писание нам свидетельствует о возможности так называемой авторитарной педагогики Притчами Соломона: "Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от пре­исподней" (Пр.23:13-14). "Кто жалеет розги своей, тот не­навидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его" (Пр13:25). "Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. Гневливый пусть терпит нака­зание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его" (Пр. 19:18-19). "Наказания Гос­подня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему" (Пр.3:11-12). "Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей" (Пр29:17)

В послании к Евреям апостол Павел приводит в назида­ния нам замечательные слова: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принима­ет. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?" (Евр. 12:6-7).

В любом случае применяете ли вы физические наказа­ния или только моральные взыскания, или никаких наказа­ний не приемлете, необходима рассудительность и мудрость. И критерием мудрости родителей может служить золотые слова глубокого педагога - святого Феофана Затворника: "Умудритесь так действовать на ребенка, чтобы он не заме­чал, что ему приказывают, а, делая то, что хотите вы, делал, будто от себя". Следуя этим словам, мы можем воспитать свободного от греха человека. Ведь свобода - это один из фундаментальных принципов православной педагогики. Без этой свободы невозможно воспитать ребенка угодного Богу и Господу нашему Иисусу Христу.