УКР РУС  


 Головна > Публікації > Православний погляд  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 138 відвідувачів

Теги
Мазепа Ющенко Києво-Печерська Лавра Церква і медицина Доброчинність розкол в Україні церковна журналістика Археологія та реставрація забобони Священний Синод УПЦ секти комуністи та Церква Патріарх Алексій II конфлікти церква і суспільство Церква і влада Президент Віктор Ющенко милосердя молодь Приїзд Патріарха Кирила в Україну Голодомор церква та політика постать у Церкві Католицька Церква іконопис Митрополит Володимир (Сабодан) краєзнавство Вселенський Патріархат шляхи єднання Предстоятелі Помісних Церков діаспора УПЦ КП педагогіка монастирі та храми України Церква і політика автокефалія УГКЦ 1020-річчя Хрещення Русі вибори українська християнська культура






Рейтинг@Mail.ru






ИЗ-ПОД ПЕРА ФИЛОСОФА: Жизнь

  23 лютого 2007


Иван Верстюк
Наверное, я не ошибусь, если предположу, что каждый человек в современном мире ищет в первую очередь глубины и подлинности жизни. Этот поиск очень сложен и является значительным испытанием для ищущего, который зачастую сам не подозревает, как выглядит то, что он ищет. Но если, не смотря на различные трудности и неблагоприятные обстоятельства, он продолжает искать, то обязательно находит и радуется найденному так, как не радовался ещё ничему за свой век...

Человек современного мира ищет Того, Чьим присутствием этот мир освящён и оплодотворён. Человек занят извечным поиском смысла и оснований для доброй, честной, нравственной жизни. Он хочет понять, почему и зачем он пришёл в такой неоднозначный мир, кем он должен в таком мире быть, и как это связано со всем, что он видит вокруг себя. Это удивительно, каким образом перед всей сложностью и проблемностью окружающей среды человек не падает в бессилии, не рвёт на себе волосы от злости и отчаяния, которые воспаляют его душу при виде трагичности некоторых граней бытия. Кто-то его от этого спасает, и он это явственно ощущает.

Поиск окончательного смысла Добра, Красоты, Истины может продолжаться бесконечно долго. Ищущий очень утомляется от этого поиска, но он не хочет его прекращать, и в то же время не может найти то, что ищет. И мир в таком случае представляется ему соблазном, невыносимым, невозможным испытанием, которое несёт с собой падение и гибель. Они неотвратимы, потому что не знает ещё такой человек Имени Того, Кто один только может помочь ему преодолеть неразрешимые загадки мира -загадки сложные, коварные, хитрые. Мир с неизбежностью подавляет человека, которому неведом Христос - единственная надежда жаждущей Истины души. Христос здесь, с нами, Он не покидает наш далёкий от совершенства мир, так что мы можем верить в лучший исход для всех и для каждого, верить в достижимость Добра. Мы можем смело быть честными и искренними друг с другом, зная, что этим и приобретается высшее понимание божественных путей, которые невидимо проложены вокруг и ведут людей к Богу, к Церкви.

   Хочется вспомнить слова о. Павла Флоренского (1882 - 1937): «Церковность - вот имя тому пристанищу, где умиряется тревога сердца, где усмиряются притязания рассудка, где великий покой нисходит в разум. Пусть ни я, ни другой кто не мог, не может и, конечно, не сможет определить, что есть церковность! Пусть пытающиеся сделать это оспаривают друг друга и взаимно отрицают формулу церковности! Сама эта неопределимость церковности, её неуловимость для логических терминов, её несказанность не доказывает ли, что церковность - это жизнь, особая, новая жизнь, данная человекам, но, подобно всякой жизни, недоступная рассудку?»

Действительно, невероятно сложно определить, что есть присутствие Бога в жизни и как проявляет себя Тот, к Кому направлены наши умы и сердца. Бог таинственен и непостижим, Он выше наших о Нём слов и определений, но в то же время Он очень близок к ищущей Его душе, близок в Своей готовности ответить на чаяние трепещущего и изнемогающего сердца. Человек чувствует Бога даже тогда, когда ещё не знает Его. От природы имея в себе стремление к Абсолюту, человек пытается приблизиться к Нему, и способы этого приближения бывают разными - в зависимости от того, кем является человек и как он живёт. Но совершенно однозначно то, что каждый жизненный путь, каким бы он ни был, может привести к Богу и необходимо ведёт к Нему, если человек не уклоняется от избранного направления, не смотря на возможные трудности и страдания, а стремительно движется вперёд, всё более и более убеждаясь в одухотворённости бытия и открывая для себя присутствие в мире божественного смысла.

Стоит ли говорить, как важна на человеческом пути красота жизненных поступков? Это очень особая красота, творить которую способны лишь те, кто сумел сохранить в себе детскую непосредственность и наивную, но святую веру в Благо. Очерствевшая, забывшая свою детскую святость душа не может видеть чистоту света, она слепа и нечувствительна к нему и не может воплощать его в своей жизни. Образы зла и тьмы окутывают такую душу и долго потом не отпускают, дразня её иллюзиями красоты, за которыми - ничего: пустота и, может быть, горечь. Как ужасно развратить себя до состояния невозможности найти, понять и полюбить добро...

Но многие, увы, в таком падении в глубины духовного мрака видят некоторый смысл, пытаются им наслаждаться, тем самым становясь причастными злу и уродству, которые неизменно присутствуют в мире повсеместно, присутствуют, потому что есть те, кто ими жаждет наслаждаться и готов наполнить этим свою жизнь, то есть отдать себя служению гибельной и иллюзорной эстетике зла, тьмы, небытия.

Жизнь, безусловно, нелегка. Порой она трагична. Но в то же время жизнь прекрасна, если посвящена Тому, Кто её дарует. Она прекрасна, если целеустремлённа, осмыслена, если человек ценит её как наивысший из возможных даров и верит в лежащее в её глубине величайшее чудо.

Автор: Іван Верстюк