УКР РУС  


 Головна > Публікації > Православний погляд  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 174 відвідувачів

Теги
педагогіка 1020-річчя Хрещення Русі Церква і влада УГКЦ конфлікти Президент Віктор Ющенко шляхи єднання Церква і політика Митрополит Володимир (Сабодан) Священний Синод УПЦ постать у Церкві українська християнська культура УПЦ КП краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну автокефалія молодь забобони Археологія та реставрація Голодомор монастирі та храми України Києво-Печерська Лавра церква і суспільство діаспора Церква і медицина церковна журналістика Мазепа іконопис церква та політика комуністи та Церква милосердя Доброчинність Вселенський Патріархат секти розкол в Україні Предстоятелі Помісних Церков Патріарх Алексій II Ющенко вибори Католицька Церква






Рейтинг@Mail.ru






ИЗ-ПОД ПЕРА ФИЛОСОФА: Христианство как присутствие

  27 березня 2007


Иван Верстюк

Человеческие поступки никогда не бывают «просто так», они всегда на что-то направлены и чем-то мотивированы. Общество слагается как раз из поступков, поскольку в социальном измерении бытия индивид присутствует ровно настолько, насколько активно он действует, вернее даже - взаимодействует, поскольку в обществе как таковом каждое действие необходимо влечёт за собой другие, соотносящиеся с ним. И поэтому общество людей - это очень сложный организм, ответственность за здоровье которого лежит на каждом из его членов. Именно на фоне общества приобретают смысл те или иные ценности и идеалы - через восприятие их индивидами, то есть нами.

На нас как христианах лежит особая ответственность за состояние нашего социума. И поэтому наше присутствие в социальном организме должно быть как можно более полным и плодотворным. Христиане ни в коем случае не должны позволять себе быть пассивными наблюдателями того, что происходит вокруг них, наоборот - они обязаны стараться быть если не в центре событий, то хотя бы недалеко от него и, уж тем более, не на самой периферии.

Нам, христианам, ни в коем случае не должно быть всё равно

Нам не должно быть всё равно то, что происходит в политике, в экономике, в искусстве, в спорте, а также в других общественных сферах, не говоря уже о Церкви, которая призвана быть духовным ядром общества, его основной смыслопорождающей структурой. Вместе с Церковью и мы, её члены, призваны к самому активному участию в общественной жизни, в различных её областях. Таким путём происходит высшее духовное оправдание и вместе с тем освящение социального бытия людей, его вхождение и пребывание в действии Промысла Божьего, в осуществлении Тела Христового, которое есть наивысший по своему значению мистический символ Церкви.

Независимо от индивидуального мировоззрения каждого из нас, мы должны принимать участие в реализации божественного замысла относительно нашего мира и нашего человеческого сообщества. Мы обязаны помнить о важности и масштабности нашего призвания как христиан к активному социальному присутствию. Только от нас зависит, насколько наше - мировое, европейское, украинское - общество будет наполнено и пропитано христианскими ценностями и насколько оно будет руководствоваться в своём дальнейшем развитии ориентирами христианского, евангельского понимания Добра.

Христианство перестанет быть христианством, если оно замкнётся на самом себе...

Если оно будет сводиться к одним только молитвам и богослужениям. Я ни в коей мере не хочу умалять значение церковных Таинств в жизни верующих, но жизнь нам дана не только для того, чтобы мы молились, посещали богослужения, причащались. Жизнь - больше того, что о ней думают большинство христиан, намного больше. Православие никогда не смогло бы утвердить себя как истинное богопочитание, если бы оно не выходило за границы храмов и монастырей и было бы только лишь воскресным занятием, занятием выходного дня.

Православие есть призыв к более полной и значимой жизни, к активной деятельности по преображению окружающего нас мира и того общества, частью которого мы являемся. Ту духовную энергию, которую мы получаем в Церкви, мы должны претворять в действия и, прежде всего - в социальные действия. Утверждение и реализация христианского миропонимания, чего от нас требует Евангелие, возможны только через конкретную, целеустремлённую деятельность, направленную на преодоление трудностей и проблем, естественно возникающих в нашем обществе - обществе постсоветском, постатеистическом и потому столь несовершенном.

Конечно, каждый человек очень индивидуален...

А в смиренном приятии этих индивидуальных различий как раз и заключается суть заповеди любви к ближнему, которая является своего рода ключом к пониманию сущности общества, социума. Необходимо помнить, что евангельский призыв вкладывать и приумножать данные Богом таланты - это также и призыв реализовывать собственную индивидуальность, призыв быть собой в этом сложном и многообразном мире, призыв быть, а не казаться. Когда христиане становятся серой массой, они перестают быть христианами.

В этом смысле уместно будет вспомнить учение немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900) о сверхчеловеке. Ницше писал, что человек должен постоянно совершенствоваться, чтобы возвыситься над самим собой и стать новым существом - более сильным, развитым, более настоящим. И хотя Ницше отрицал христианство, своим учением о сверхчеловеке он оказал ему огромную услугу, даже не догадываясь об этом: ведь сверхчеловек - это христианин.

Христианин находится в постоянном духовном возрастании, он всегда в движении, он всем своим существованием направлен к Абсолюту - к Богу, основе всех истин и совершенств, и поэтому он становится сверхчеловеком. Но поэтому же и окружающее его общество он должен преобразить из человеческого в сверхчеловеческое своим активным присутствием в нём.

Автор: Іван Верстюк