УКР РУС  


 Головна > Публікації > Православний погляд  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 143 відвідувачів

Теги
секти Митрополит Володимир (Сабодан) церква і суспільство Предстоятелі Помісних Церков забобони молодь Археологія та реставрація розкол в Україні українська християнська культура діаспора церковна журналістика Президент Віктор Ющенко комуністи та Церква Доброчинність Мазепа Церква і медицина милосердя УПЦ КП Патріарх Алексій II педагогіка церква та політика Католицька Церква вибори Києво-Печерська Лавра Голодомор іконопис шляхи єднання автокефалія постать у Церкві монастирі та храми України УГКЦ Церква і політика краєзнавство Священний Синод УПЦ Церква і влада конфлікти Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






«Хочу, чтобы все любили»

  27 березня 2007


Анастасия Бондарук

Мы не так домогались бы всеобщего уважения,
когда бы твердо знали, что достойны его.
Люк де Вовенарг

Страх отвержения - один из самых распространенных в отношениях между человеком и обществом. Мы все боимся быть забытыми, оказаться не у дел, не получить признания. Боимся, что нас не примут, отвергнут, осудят. Очень часто хорошо сплоченные коллективы держатся на том, что подчиняются неформальному лидеру. Его мнение, в основном - «самое правильное». Если ты всегда поддерживаешь лидера, согласен с его мнением, то принятие коллектива тебе обеспечено. А особое отношение первого лица поднимет твой авторитет в глазах товарищей. Как любят шутить руководители департаментов: «Пойду к президенту, узнаю свое мнение».

Такая зависимость от людей, от их мнения - это невнимание к себе, непонимание себя и неумение установить контакт с самим собой, своими чувствами, мироощущением. Мы даже не успеваем задуматься, что вообще не мечтали о строевой ходьбе, как ловим себя на том, что уже выполняем команду «На пра-а-а-во!».  

Не все, правда, пытаются заслужить принятие, «прогибаясь под изменчивый мир». Кто-то решает: «Я заставлю вас любить себя». И начинает...

Восхождение к славе

Чтобы не быть отвергнутым, человек начинает стремиться к популярности, славе. Включаясь в гонку за успехом, быстро понимает, что не один такой талантливый. Он начинает требовать от себя невозможного. Стремится стать умнее Петрова, красивее Иванова и талантливее Сидорова, по существу не понимая, кто они на самом деле и какова реальная степень их достоинств. Поэтому задача оказывается невыполнимой (не говоря уже о нравственности).

Но, даже достигнув славы, человек готов согласиться с Оноре Бальзаком: «Слава - товар невыгодный. Стоит дорого, сохраняется плохо». И погоня за общепризнанностью растягивается на всю жизнь. Верные спутники этой гонки: невроз, соперничество и самоедство, которое внешне похоже на самодисциплину. Основной девиз самоедства: «Ты не так хорош, чтобы тебя признали. Ты что, забыл про Иванова, Петрова, Сидорова?».

И начинается процедура самопостроения. Но основной двигатель ее -тщеславие.

Нам все время казалось, что люди тщеславные - это люди, любящие себя и стремящиеся разделить с другими свое увлечение. Собой, естественно.

Оказывается, все не так...

Человек, стремящийся к славе, внутренне очень неуверен в своих силах. Поэтому он остро нуждается в поддержке других. Он не умеет опираться на себя самого. Чем больше бездна его непринятия себя, тем больше ему нужно положительных мнений о себе, чтобы заполнить эту бездну. Но в результате - все то же чувство неудовлетворенности собой. В голове такого человека как бы происходит диалог между строгим родителем и ребенком.

Родитель говорит: «Лентяй! Ты  все как всегда недоделываешь».

Ребенок отвечает: «Папа, я стараюсь».

Родитель: «Не ври мне, ты просто ленишься. Ты никогда ничего не достигнешь. Потому что ты - лентяй».

Такие внутренние диалоги должны быть осознаны. Затем - лучше всего поставить себя в известность о реальном положении вещей. Ведь при патологической самокритике человек не видит своих реальных успехов. Нужно увидеть, осознать подчеркнуть. Это будет самоподкреплением.

Ніхто мене не любить...

Требование поддержки и любви содержится и в жалобах на окружающих. Они плохие, не понимают, не ценят: вместо того, чтобы на руках носить, ногами топчут. Но жалобы - малоэффективны. Лучше попытаться сформировать прямые просьбы о поддержке и помощи.

Пожизненная неудовлетворенность собой может развиваться в частности из-за излишне требовательных и амбициозных родителей. Такие папа и мама хотят, чтоб их ребенок был «самым-самым», и отказывают ему в выражении любви, пока он «не возьмет высоту». Из-за своей гордости родители слишком высоко устанавливают планку, а по мере взросления ребенка поднимают ее все выше и выше.

В результате ребенок никогда не в силах «взять барьер» и не получает вознаграждение, то есть родительской любви. Из-за этого он начинает тихо себя ненавидеть. Рождается не вполне осознанное отношение к себе: «Если бы я не был так плох, то родители бы любили меня и были бы мной довольны. А так как я «ужас, летящий на крыльях ночи», то они все время расстраиваются».

Это чувство недовольства собой настолько тягостно для ребенка, что он предпочитает о нем забыть или, на языке психологии, вытеснить.

Чувство забыто, но оно живо и начинает действовать

Цель этих действий - притянуть к себе одобрение, чтобы успокоить недовольство и сменить его на принятие себя. То есть, человеку нужно завершить свою детскую ситуацию и услышать: «Я люблю тебя.  Я люблю тебя таким, какой ты есть». Но невозможно принять себя, не осознав, не вспомнив своего недовольства, не признавшись в нем самому себе. Формулу признания можно выразить, изменив известное выражение: «Я таков, каков я есть, и больше никаков».

Это принятие себя есть началом смирения. Святые отцы писали о том, что и свои немощи нужно уметь нести.

«Спасение утопающих - дело рук самих утопающих»

Взрослый человек способен сам себя поддержать. Ученые выяснили, что внутри нас есть очень мощный механизм, способный обеспечить нам прилив сил. Нужно развивать в себе способность опираться на себя.

Мощной поддержкой является знание того, что Бог любит всех людей, а значит и меня. Помня о том, что Бог вложил в человека очень много доброго и прекрасного, и даже, казалось бы, последний человек на самом деле богат талантами, мы существенно поднимем свой жизненный тонус.

Самоподкрепление - инвентаризация результатов своего труда. Нужно сказать себе честно и откровенно, какие цели и задачи были достигнуты. Ведь обычно мы не замечаем того, что сделано, а тем более того, что сделано хорошо. Как говорится, если это уже сделано, то чего о нем вспоминать. Но вот если что-то не сделано, тогда начинаем себя пилить.

А надо обращать внимание на свои достижения. Если же долго не можем чего-то добиться, хорошо бы ответить на вопрос: «А не завысил ли я себе планку?». И отказаться от «журавля в небе» в пользу «синицы». Ведь, требуя от себя «поймать журавля», мы зря расходуем жизненные силы, а потом включаем самоедство. «Хорошо насытившись», начинаем себя жалеть, при этом «поедая» ближнего - компенсируем потери, так сказать. Поэтому святые отцы и писали, что гордость - мать всех страстей, в том числе и осуждения.

Мы ждем, что нас похвалят...

А пока не получаем ожидаемого, обижаемся и впадаем в саможаление.

Пора, наконец, усвоить жизненные уроки и перестать «наступать на грабли ожиданий». В 99 % случаев нас ни похвалят, ни поблагодарят. Об этом говорит и притча об исцелении Господом прокаженных. Это утверждали и святые отцы, говоря, что признание бегает от тех, кто за ним гонится.

Освободившись от ожиданий, займемся самоподкреплением. Главное помнить, что большие изменения начинаются с малого.

Автор: Анастасия Бондарук