УКР РУС  


 Головна > Публікації > Православний погляд  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 27 відвідувачів

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) Археологія та реставрація Католицька Церква Доброчинність Ющенко шляхи єднання автокефалія Предстоятелі Помісних Церков Києво-Печерська Лавра постать у Церкві церква та політика українська християнська культура розкол в Україні Патріарх Алексій II Священний Синод УПЦ Приїзд Патріарха Кирила в Україну забобони Церква і політика комуністи та Церква молодь церковна журналістика конфлікти вибори діаспора милосердя УПЦ КП педагогіка іконопис Мазепа краєзнавство секти Голодомор 1020-річчя Хрещення Русі церква і суспільство УГКЦ Церква і медицина монастирі та храми України Церква і влада Вселенський Патріархат Президент Віктор Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






Называл ли Збигнев Бжезинский Русскую Церковь главным врагом США? (Обновлено)

  29 березня 2008


Диакон Андрей Глущенко

 

Вопреки весьма распространенному мнению, Збигнев Бжезинский, насколько можно о том судить, никогда не произносил слов, часто ему приписываемых, что «после распада СССР главным врагом Америки стала Русская Церковь». В подавляющем большинстве случаев приведение этой псевдо-цитаты у российских православных публицистов вообще не имеет никаких ссылок, тем более - на интервью, статьи или книги Бжезинского. Журналисты, исследовавшие вопрос происхождения данной «цитаты», не обнаружили даже следов подобного рода высказываний Бжезинского в англоязычном Интернете (за исключением английских версий тех же российских сайтов, на которых она приводится по-русски).

Единственный источник этой «цитаты», который удалось установить журналистам и с которого она, собственно, и начала свою жизнь - это «Независимая газета» от 14 февраля 1997 г. В ней опубликована статья Никиты Михалкова, где тот заявляет: «Недавно бывший госсекретарь США Збигнев Бжезинский произнес загадочную фразу: "После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие"». Но никаких данных, когда именно, где, в разговоре с кем или хотя бы при каких других обстоятельствах это произошло, Михалков не указал. Более того, вопреки утверждению Михалкова, Бжезинский никогда не был госсекретарем США. Затем, нет никаких сведений, что Михалков когда-либо встречался перед этим с Бжезинским. Даже если такая встреча и была, то невозможно поверить, чтобы Бзежинский открыто произнес в присутствии Михалкова настолько циничные слова. Если бы подобное произошло, Михалков обязательно уточнил бы, что лично их слышал. Но в своей статье этого он не сделал. Таким образом, мы имеем дело с «пересказом», абсолютно ничем не подтвержденным.

Далее, при «цитировании» этих слов Бжезинского нередко утверждают, что он произнес их якобы в 1991 или 1992 году, непосредственно во время или вскоре после распада СССР. Например: «В августе 1991 года главный американский "специалист по России" Збигнев Бжезинский заявил, что после крушения коммунизма у "демократии" остался один враг - православная церковь... Лишь один раз, на радостях от падения коммунистического режима, Бжезинский воскликнул: "Теперь у нас остался один враг - православная церковь". Это было грубой ошибкой, непростительной для столь опытного интригана» (публикация от 14.11.2006). В то же время сам Михалков в 1997 году говорит, что такую фразу Бжезинский произнес «недавно». Ранее же этой статьи Михалкова какое бы то ни было упоминание данных слов Бжезинского вообще нигде не встречается.

Следует также отметить, что первоначально эта «цитата» была даже помещена в статье о Бжезинском в русской Википедии. Но затем, после обсуждения, она была оттуда удалена, так как в отличие от других цитат (местами, впрочем, очень критических в отношении советских и российских властей) не имела никакой аутентичной ссылки. Один из пользователей Википедии написал по этому поводу, что Google «дает только один литовский сайт с такой фразой и фамилией Бжезинского, я начал искать по связке Orthodox church + Zbigniew Brzezinski, опять ничего похожего, только перемусоливание на англоязычных сайтах СНГ упомянутой фразы, причем в косвенной речи, толком нет даже цитаты типа Zbigniew Brzezinski said :-" Russian Orthodox church is the West's principal enemy". По-моему, скоро откроем раздел "мифы о Бжезинском"».

В публикациях Бжезинского вообще нельзя встретить каких-либо резких высказываний о Русской Православной Церкви как таковой. Более того, о Православии Бжезинский говорит исключительнейшим образом редко и никогда не проявляет при этом хотя бы доли враждебности.

Наконец, совсем недавно на сайте «Би-би-си» Збигневу Бжезинскому был задан одним из русских читателей тот самый вопрос, который и лежит в основе указанной «цитаты», и получен следующий ответ:

«Кто главный враг США? Tavr, читатель ИноСМИ.Ru.

Збигнев Бжезинский: У Соединенных Штатов нет "врага номер один". Есть страны, которые враждебны США, и с ними у США враждебные отношения. Но, кстати говоря, многие из проблем, которые у нас возникли с этими государствами, Россия рассматривает как потенциальную угрозу и для себя тоже».

Так что на вопрос, кого Бжезинский открыто называет главным врагом Америки, следует ответить: никого. Причем те страны, которые Бжезинский рассматривает сейчас как враждебные США, по его же мнению представляют определенную угрозу и для самой России. Как видим, Бжезинский вовсе не рассматривает Россию в качестве врага США (или, по крайней мере, не говорит о том публично), и уж тем более не считает «главным врагом» Русскую Церковь. Во всяком случае, такова позиция Бжезинского, заявленная им открыто.

Таким образом, следует признать, ввиду всего вышесказанного, что принадлежность Бжезинскому указанных слов является крайне сомнительной, а если говорить прямо - следует признать данную «цитату» мифом.

P. S. Эта заметка не касается личного, внутреннего отношения Збигнева Бжезинского к Православной Церкви (определенно установить которое едва ли возможно), а выясняет вопрос о принадлежности ему слов, что Русская Церковь является теперь главным врагом Америки. Поэтому просьба возможным критикам данной заметки: если вы с ней не согласны, то свое несогласие вам следует выразить исключительно в виде точной и аутентичной ссылки, бесспорно доказывающей, что указанные слова действительно Бжезинскому принадлежат.

Данная заметка ни в коем случае не может быть рассмотрена как отражающая какое-либо отношение ее автора к деятельности, публикациям или высказываниям Збигнева Бжезинского и не несет в себе никакой, положительной или отрицательной, их оценки.

-----------

После обсуждения

Что ж, пришло время подвести первые итоги дискуссии. Сначала скажу о самом главном. Все негативные комментарии целиком подтвердили вывод моей заметки. Напомню, что моим основным, а точнее единственным условием для оставления критических комментариев в адрес заметки было предоставление аутентичной ссылки, бесспорно подтверждающей, что обсуждаемые слова Бжезинскому принадлежат. Заметка была переопубликована на целом ряде сайтов и на форуме д.Андрея Кураева. Ни один из сотен человек, ее просмотревших, и ни один из десятков человек, отнесшихся к ней негативно и оставивших критические комментарии, не смогли предоставить никаких ссылок не только на обсуждаемую «цитату» Бжезинского, но даже на какое-либо другое его высказывание, открыто враждебное по отношению к Православию. Что и требовалось доказать. Речь шла исключительно об аутентичности «цитаты». Доказана она, несмотря на совершенно необоснованную и не относящуюся к теме критику в мой лично адрес, ни одним из комментаторов не была. Я считаю самим собою разумеющимся, что комментаторы приложили все необходимые усилия для поиска аутентичного источника этой «цитаты». Но они его не нашли. Что хорошо подтверждает мой вывод.

В который раз хотелось бы подчеркнуть, что данной заметкой я принципиально не выражал свою оценку того, как З.Бжезинский относится к русскому Православию. По одной простой причине, в заметке совершенно ясно указанной: у Бжезинского трудно встретить какие-либо открытые, положительные или отрицательные, высказывания о Русской Церкви. В большой и известной работе «Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)» Православие Бжезинским упоминается, например, лишь один раз и очень нейтрально: «коммунизм  был  заклеймен как предательство русской православности». Как я могу что-то оценивать, не имея данных? Я целиком допускаю, что личное отношение Бжезинского к Русской Церкви может быть очень враждебным. Но согласитесь, если я желаю подтвердить это, мне необходимы бесспорные доказательства, а не ссылка на одну-единственную несуществующую «цитату».

Открыто враждебное отношение Бжезинского к Советской власти и к нынешней власти в России хорошо известно. Но экстраполяция его нами на Русскую Церковь, все же, нуждается хоть в какой-то серьезной аргументации.

Большинство критиков заметки, не приведя никаких ссылок, доказывающих открыто враждебное отношение Бжезинского к Русской Церкви, предпочли решить этот вопрос другим путем. Они решили просто перевести его в плоскость обсуждения моей личности. Были высказаны самые нелепые предположения о том, что якобы двигало мною при написании заметки. Я хочу в который раз подчеркнуть: ее целью и поводом к написанию было исключительно лишь выяснение, действительно ли указанная «цитата» Бжезинскому принадлежит. Этот вопрос отнюдь не праздный. На данную «цитату» православные публицисты ссылаются очень часто и придают ей особое, ключевое значение. Вопрос поэтому стоит о правомочности такой ссылки: не является ли столь активное использование данной «цитаты» в православной публицистике ошибкой?

Далее. Моя заметка ни в коем случае не является каким-то «отбеливанием» или «реабилитацией» Бжезинского, как совершенно беспочвенно заявили ее критики. О том, что она не несет в себе какой-либо открытой или скрытой оценки чисто политической деятельности Бжезинского (поскольку это не имеет прямого отношения к моей единственной и очень простой цели), было предельно ясно мною заявлено. И это совершенно очевидно из моего текста. А «контекст» допридумывали сами критики, исходя из возможностей своей фантазии.

И, скорее всего, у критиков неосознанно здесь получился «замкнутый круг»:

1. Бжезинский является открытым врагом Православия, что доказывается его публичной оценкой Русской Церкви как «главного врага США».

2. Диакон Андрей Глущенко ставит реальность этого высказывания под сомнение - и тем самым защищает Бжезинского и выступает его адвокатом и апологетом.

3. Следовательно, он защищает открытого врага Православия, назвавшего Русскую Церковь «главным врагом США».

Других свидетельств враждебности, кроме одной этой «цитаты», не приводится. «Порочность» этого круга налицо. Повторю в который раз: речь идет исключительно о вопросе, действительно ли указанные слова Бжезинскому принадлежат. Исключительно об этом. Поскольку данная «цитата» используется православными публицистами очень часто. Определить же помимо нее открыто заявленное Бжезинским отношение к Православию и доказать его враждебность очень сложно.

Хотелось бы еще раз предупредить дальнейших комментаторов. Ваши негативные отзывы о заметке, не дающие аутентичной ссылки, которая доказывала бы принадлежность данных слов Бжезинскому, будут все лучше подтверждать мой вывод (хотите Вы того или нет). Аутентичной ссылкой я считаю точное указание книги, статьи, интервью или документированного публичного выступления. Пересказы другими лицами того, что они слышали от Бжезинского в частных беседах, если это не имеет незаангажированных свидетелей, в расчет не принимаются. Обсуждаемая фраза звучит так: «После разрушения коммунизма единственным (вариант: главным) врагом Америки осталось русское православие». Уклонение от темы путем обсуждения моей личности, моих взглядов (некоторые комментаторы стали просто приписывать мне то, что создало их воображение) или моих мотивов также прекрасно подтвердит основной вывод заметки, что данные слова являются мифом.

И последнее. Кириллом Фроловым после написания заметки был опубликован в мой адрес пасквиль «Адвокаты дьявола» (http://kirillfrolov.livejournal.com/293262.html). Статья преисполнена передергиваниями; моя позиция представлена здесь не цитатами, а исключительно в том виде, в котором это захотело сделать болезненное воображение Фролова. Для того чтобы сгустить краски, какого жуткого человека защищает диакон А.Глущенко, Фролов в комментариях к этой своей статье даже утверждает, что Бжезинский - такой же преступник, как Гитлер, Ленин, Троцкий или Пол Пот. Хотелось бы только узнать, в какой именно стране Бжезинский был непосредственным главой тоталитарного режима, как перечисленные личности? Я не защищаю здесь Бжезинского. Я только задаю Фролову указанный вопрос.

Сам Кирилл Фролов довольно часто ссылается на обсуждаемую «цитату» (например: «Збигнев Бжезинский не раз называл русское Православие врагом #1 для США», http://www.zavet.ru/frolov.htm). Далее, он приписывает мне положение, будто раз Бжезинский указанных слов не произносил, «то и в награждении его украинским орденом нет ничего плохого». Хочу заявить, что о награждении Бжезинского орденом в моей заметке нет ни единого слова, и я не высказывал к этому награждению никакого отношения. Хотя сам факт награждения действительно был одним из поводов для публикации, так как у большинства православных верующих Украины и России имя Бжезинского вызывает лишь одну устойчивую ассоциацию и более никакой: «это тот, что назвал Русскую Церковь главным врагом США». Награждение орденом было политическим актом, а не церковным. Поэтому само по себе оно меня напрочь не интересует, и я его не обсуждаю. От Кирилла же Фролова я требую лишь доказательств того, что указанные и часто цитируемые им слова Бжезинского последнему принадлежат. Более ничего. Заявления же Фролова, будто она является «пиаром Бжезинского», а я сам являюсь его «поклонником», считаю полным абсурдом.

На извинения же со стороны Фролова я даже не надеюсь, так как практика показывает, что ожидать их просто глупо. Ожидать можно лишь очередную порцию грязи...

 

 

Автор: Диякон Андрій Глущенко